Счастье - это когда тебя понимают!
статья по коррекционной педагогике

Михайлова Юлия Владимировна

Эссе педагога по коррекционной работе с детьми с ОВЗ (продукт словесного творчества, созданный на основе профессионального опыта)

Эссе написано для привлечения внимания социальных институтов и общественности к проблемам образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития, формирования толерантного отношения к ним, условий для преодоления барьеров взаимопонимания, создания доброжелательной атмосферы, в которой воспитывается ребёнок, отличающийся от сверстников. 

В эссе затрагивается тема создания условий для установления личностных контактов и продуктивного общения между родителями и педагогами, решающими проблемами образования и воспитания детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Счастье возможно!19.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Счастье – это когда тебя понимают»

Я думаю, что  могу...

                                                                                             Я знаю, что смогу!

Мир вокруг нас огромен и чудесен! Он волнующий, порой пугающий, но в то же время притягивающий, интересный, быстро меняющийся и непредсказуемый, вдохновляющий нас на поступки и заставляющий нас задумываться, радоваться и страдать, удивляющий нас своей красотой и порой разочаровывающий нас жестокостью и неадекватностью его обитателей. Но необходимо осознавать, что каков он будет, зависит именно от нас. От тебя, от меня, от каждого…Мы вносим в этот мир частичку себя, взаимодействуя друг с другом, мы вносим свои коррективы. И мир отзывается на наши действия разными чувствами, разными эмоциями - ничей посыл не остаётся без ответа. Присутствие каждого из нас в этом огромном мире предопределено. Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают своей индивидуальностью, непосредственностью и искренностью в словах, поступках, поведении. Взаимодействуя с ними, мы становимся добрее, терпеливее, надёжнее, увереннее, ответственнее, а они, в свою очередь, приобретают какие-то новые навыки от нас.

Нельзя переоценить роль родителя в социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, ведь зачастую мир таких детей ограничивается своей семьёй. Нужно прикладывать все усилия, чтобы эти семьи не закрывались в своей беде и не были в ней одиноки. Узнавая о подобных проблемах у людей, добившихся успехов в их решении, семьи, имеющие ребёнка с ОВЗ, продолжают бороться и добиваются своих положительных результатов. Родители – это тот спасительный «мостик», который помогает установить контакт специалисту с ребёнком, и на него стоит опираться. Ведь главное - помочь детям с ОВЗ интегрироваться в ежедневную жизнь и в этом стремлении объединяются и специалисты и родители. Выбор моей настоящей профессии был предопределён ещё с детства. Не все звуки речи я произносила правильно. Мои родители были очень обеспокоены этим фактом и старались решить проблему разными способами. Это были и изнурительные упражнения со звукоподражанием и внушения о том, что говорить нужно правильно, но более всего к работе над своей речью меня побудили произведения детских авторов, которые мама постоянно читала мне в тот период времени. Я до сих пор помню практически наизусть эти детские рассказы: «Заколдованная буква» Виктора Драгунского, «Буква "ты"» Леонида Пантелеева, «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"» Евгения Чарушина и многие другие. С тех пор прошло немало времени. Я научилась правильно произносить все звуки, но интерес к речи, правильной речи, у меня сохранился до сих пор, как и стремление, помочь маленькому человеку преодолеть речевые трудности, с которыми столкнулась когда-то и я сама. Теперь я работаю учителем-логопедом и делаю это профессионально. Однако продолжаю использовать в работе с детьми те самые книги, потому что эти незатейливые рассказы повышают уровень мотивации, как пример успешной работы других  детей по совершенствованию речевых навыков. Я считаю, что первый этап в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это установление открытых доверительных отношений с их родителями. И как результат этих отношений подбирается индивидуальный план работы именно с этим ребёнком. Не стоит бояться наличия разных точек зрения на эту работу у специалиста и родителя, ведь как говорил Лешек Кумор: "Расхождение взглядов может служить превосходной общей платформой".

С раннего возраста дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их особенностей другими, что приводит к формированию разнообразных комплексов, выражающихся в замкнутости и приводящих к скрытой депрессии. По мере взросления такие дети начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с другими ограничен. При этом формируется излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Работа любого педагога с детьми с ОВЗ, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника. В самом деле, обучение и воспитания этих детей во многом затрудняется, так как с ранних лет они воспринимают окружающий мир в большей степени агрессивной, враждебной средой, что порождает их стремление «спрятаться», уйти в сторону. Например, в произведении «Трава, пробившая асфальт» Тамары Черемновой, где писатель сам является ребёнком с ОВЗ, реалистично описано душевное состояние автора, воспринимающего разницу между собой и другими людьми как своеобразную «стену». «Эту глухую белую стену я запомнила на всю жизнь. Сначала стена была лишь детской обидой, а потом превратилась в символ, стена — неумолимый враг, которого я должна победить. Сколько потом по жизни мне придется разбить таких глухих стен! А когда рухнет последняя стена, я растеряюсь от пустоты. И пройдет немало времени, прежде чем свыкнусь с новым для меня препятствием и новым врагом — пустотой. И до сих пор не знаю, что страшнее — стена или пустота?» Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто. В ходе своей профессиональной деятельности я пришла к выводу, что мой взгляд на мир ребёнка с ОВЗ  уж точно не будет ограниченным. Когда приходится столкнуться с любым препятствием в нашей важной и нужной работе, я вспоминаю слова Николая Чернышевского: "Какова широта взгляда, такова и широта решений".  И сразу же находится обходной манёвр для любых трудностей.  

Мир детей с ОВЗ,  такой же, как и мир любого из нас. Он может вызывать разные чувства, разные эмоции, но никого не оставит равнодушным. Нужно относиться к чужому миру бережно, стараясь не навредить друг другу. Если взаимодействовать с детьми на равных,  то можно найти для себя что-то интересное и полезное.  Давайте создадим наш общий мир! Мир, который будет прекрасен для нас всех, и будем жить в нем осознанно и вдохновенно, наполняя каждый день смыслом, радостью и непередаваемым ощущением счастья. Счастья от того, что мы живем и делаем на нашей работе, вкладываясь в детей, а значит и в наше будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Счастье-это когда тебя понимают"

Актуальность  выбранного направления работы на современном этапе очевидна. Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, ег...

Консультации для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л...

Консультация для родителей на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»

Консультация для родителей на тему:«Счастье – это когда тебя понимают»...

Семинар для педагогов "Счастья - это когда тебя понимают или, знаете ли Вы какой ребенок рядом с Вами"

Семинар способсттвует развитию коммуникативных способностей педагогов,....

Консультация-практикум для родителей «Счастье – это когда тебя понимают!»

Как известно, именно в семье закладываются основы личности ребенка. Однако она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Предлагаемая разработка консульта...

"Как снять напряжение после детского сада", "Счастье-это когда тебя понимают"

Как бы хорошо ни было ребенку в детском саду, он все равно устает от него. Малыша утомляют не только игры и занятия, но и постоянное присутствие большого количества людей. Поэтому бежать после сада на...