Интегрированная ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Иванова Наталья Викторовна

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством составления сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»

                                                                                             Составили:

                                                                        учитель-логопед Смирнова Н.С.,

                                                                         педагог-психолог Сауцкая В.Ю.

                                                    Руководитель МО  уч.-логопед Иванова Н.В.

Цель: развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством составления сказок.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать формировать умение составлять последовательный сюжет сказки.

- Уточнение понятия «транспорт» и его видов.

- Расширение словаря.

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствование навыков составления описательного рассказа.

- Совершенствование умения определять первый звук в слове, развитие фонематического слуха.

- Совершенствование умения подбирать слова-антонимы.

- Развитие навыков владения монологической речью.

- Развитие логических операций (анализ, синтез, обобщение), памяти, внимания, воображения.

- Совершенствование понимания эмоционального состояния героев сказки и своего собственного.

- Формирование умения преодолевать трудности в общении посредством сказки.

- Развитие эмпатии.

Воспитательные:

- Воспитание детской активности и креативности.

- Воспитание стремления познавать себя и других.

- Воспитание самостоятельности на занятиях.

- Воспитание дружелюбного отношения к товарищам.

Предварительная работа:

чтение и анализ сказок, составление сказок по серии картин и мнемотаблицам,  знакомство с пиктограммами, дидактическими играми «Кто я?», «Расскажи мне сказку», «Домик настроений», иллюстрирование сказок, придуманных детьми.

Оборудование и наглядный материал:

магнитная доска и магниты, дидактические игры «Кто я?», «Расскажи мне сказку», парные предметные карточки для звукового анализа, музыкальный центр.

Ход образовательной деятельности

Педагоги:

Дети:

1. Организационный момент.

Приветствие в кругу «Мы здесь».

Учитель-логопед:

- Доброе утро, мы рады вас видеть!

Педагог-психолог:

- Предлагаем поприветствовать друг друга в нашем кругу.  

Дети с педагогами  встают в круг, берутся за руки и «пропевают» имена всех стоящих в кругу («и Маша здесь, и  Саша здесь … и все мы здесь!»).

- Итак, все собрались, можно и поиграть. Ребята, напоминаю, чтобы наши игры были добрыми и безопасными необходимо соблюдать правила. Повторим их.

- Никого не обижать, да-да-да!

Никого не обзывать, да-да-да

Говорить по одному да-да-да!

Если хочешь что сказать - надо знак рукой подать, да-да-да!

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Кто я?»

На столе стоит коробка с  игрой «Кто я?». Внутри находятся повязки на голову и предметные карточки по теме «Транспорт» (материал подобран в соответствии с комплексно- тематическим планированием).

Дети замечают дидактическую игру  и предлагают поиграть в нее.

Если активность детей недостаточно высока, учитель-логопед сам обращает внимание детей на игру и предлагает поиграть в нее.

- Посмотрите, в коробке всего четыре повязки, а нас больше. К сожалению, персонажи достанутся не всем. Что же делать?

Предлагают свои варианты, например:

 - Надо разделиться на команды – одни будут описывать, что нарисовано на карточке, а другие отгадывать.

Педагоги надевают на голову выбранного участника повязку со специальным карманом и кладут туда карточку так, чтобы все кроме игрока видели изображенную на ней картинку

- Как правильно описать предмет, чтобы всем было понятно о ком или о чем идет речь? 

Дети вспоминают алгоритм описания предметов.

Во время игры педагоги следят за правильностью описания предметов на картинках и выкладывают отгаданные картинки на стол.

Игра «Четвертый лишний»

- Посмотрите на карточки, которые вы отгадали. Какой предмет здесь лишний? Почему?

- Назовите одним словом, остальные предметы.

- Лишний слон, потому что он животное.

- Это все - транспорт.

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Водный, наземный, воздушный.

Игра «Скажи наоборот»

- Что-то произошло с нашим транспортом. Что именно, вы догадаетесь, если скажете наоборот:

самолет прилетел -….

поезд пришел - …

корабль приплыл - …

воздушный шар опустился - …

пароход причалил - …

- Самолет улетел,

- Поезд ушел,

- Корабль уплыл,

- Воздушный шар взлетел,

- Пароход отчалил.

Игра «Найди пару»

- Транспорт исчез. Надо найти его и вернуть на место.

- Каждому из вас мы дадим карточку. Не показывайте ее никому. Вам нужно запомнить название предмета на картинке, определить первый звук в слове, затем спрятать карточку и, называя первый звук, найти себе пару (услышать такой же звук).

Детям раздаются парные картинки с изображением транспорта. Они громко произносят первый звук в этих словах,  таким образом, находят себе пару.

Физкультурная минутка «Песенка про транспорт» (муз. и слова Ю. Литвиновой)

- Вы славно потрудились, разыскали непослушный транспорт. Дети, кто хочет отдохнуть и немного потанцевать?

Выполняют движения в соответствие с текстом песни.

Игра «Расскажи мне сказку».

Составление сказки (примерный ход).

Учитель-логопед:

- Мы сегодня много говорили о транспорте, поэтому я предлагаю вместе придумать про него сказку. Выберем главного персонажа.

- Хорошо, тогда давайте сочинять сказку, в которой главным героем будет разный транспорт. Какой вид транспорта будет главным персонажем: наземный, водный или воздушный?

- Самолет

- Поезд

- Корабль

- Грузовой автомобиль …

Дети выбирают вид транспорта, который станет главным героем сказки.

На протяжении всей игры учитель-логопед следит за тем, чтобы дети отвечали полными предложениями.

Учитель-логопед:

- Представьте ребята, у них не получалось жить дружно. Мы попробуем сочинить такую сказку, чтобы в конце главные герои научились дружить.

Нарушение дружеских взаимоотношений и общения взято из диагностики детей группы.

- Что может помочь в нашей работе?

- Сначала нужно выбрать сказочные карточки.

Дети с помощью взрослых выбирают карточки с пиктограммами, например с изображениями: дома, масок, восклицательного знака, минуса, протянутой руки, плюса, фейерверка.

В целях активизации речи детей используются кубики-подсказки, которые выставляются в соответствии с сюжетом.

Каждой сказочной карточке-пиктограмме соответствует кубик, такого же цвета, на сторонах которого изображены возможные варианты развития событий.

Учитель-логопед:

- У нас карточка с изображением дома. - С каких слов мы начнем сказку?

- Где может «жить» наш транспорт.

- Какой транспорт жил в автопарке?

-Жили-были, однажды…

- В автопарке, гаражах, депо, порту и т.д.

Дети перечисляют.

Педагог-психолог выставляет карточку с изображением масок.

Педагог-психолог:

- Какие наши герои, дружные или нет?

- Герои нашей сказки все время ссорились и не дружили.

Педагог-психолог показывает карточку  с восклицательным знаком.

Педагог-психолог:

- Герои оказались в сложной ситуации. Как выдумаете, из-за чего они могли между собой ссориться?

- На следующей карточке минус, что это значит?

- Легко ли им жилось в постоянных ссорах, что они чувствовали?

- Кто первым повезет людей, кто отвезет самый важный груз, кто быстрее подъедет к автосервису, чтобы его помыли и протерли, кто громче всех будет гудеть.

- Не могли поделить место стоянки - каждому хотелось занять лучшее место в самом уютном уголке гаража.

- Это значит, что герои сказки было плохо, у них были отрицательные эмоции.

-  Им жилось нелегко, они часто обижались, злились, кричали на окружающих. Перестали друг с другом разговаривать и т.д.

Учитель-логопед:

- Посмотрим на следующую карточку, обозначающую помощь. Кто мог помочь героям?

- Что могли  им предложить?

- Как отреагировали персонажи?

- На следующей карточке фейерверк, значит, произошло что-то хорошее. Что?

- Каким получилось мероприятие? Что было после?

- Последняя карточка изображает плюс. Чем закончилась сказка? Какие чувства теперь испытывали наши герои?

- Как бы вы назвали эту сказку?

- Человек,

- Другой вид транспорта

- Волшебник

- Их пригласили на спортивные соревнования, праздник,  и т.п.

- Сначала откликнулись неохотно, но потом увлеклись.

Ответы детей

- Больше никто не обижался, все улыбались друг другу,  стали сплоченными,  научились договариваться. Дети предлагают свои варианты, выбирают лучший.

Учитель-логопед читает сказку, которую сочинили дети.

Рефлексия.

Завершение в кругу «Всем-всем, до свидания!»

Педагог-психолог  и учитель-логопед предлагает встать в круг и поделиться своими впечатлениями.

Учитель-логопед:

- Чем мы занимались сегодня?

- Какая сказка у нас получилась?

- Чему она учит?

Педагог-психолог:

 - Все ли вам понравились, трудно было или легко? Как вы это поняли? Если трудно, то, что можно сделать в этой ситуации?

- Теперь положим, друг другу руки на плечи, как настоящие друзья, немного похвалим себя и попрощаемся.

- Добрая, мудрая.

- Доброте, взаимопомощи, умению дружить, и ценить друзей, помогать и не ссориться.

-Раз, два, три,

Мы сегодня молодцы!

Всем-всем, до свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию

 пространственных представлений у старших дошкольников «В гости к Сове».

                                                                                                             Составили:

                                                                                            Педагог-психолог Бабенко С.В.

                                                                 Руководитель МО учитель-логопед Иванова Н.В.

Задачи:

- продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве на вертикальной и горизонтальной поверхности, используя речевые обозначения.

- закреплять умение выражать пространственные отношения с помощью предлогов: из-за, над, под, между, около, за.

- закреплять умение составлять предложения с помощью пиктограммы.

- закреплять навык определения и различения частей собственного тела, выполняя точные скоординированные движения.

- закреплять навыки ориентации в пространстве посредством анализа полученной вербальной или визуальной инструкции и перевода ее в разные модальности.

- развивать умение определять взаимное расположение предметов в ряду (ориентироваться в расположении предметов по отношению друг к другу).

- активизация словаря.

- совершенствовать навыки работы со схемами.

- развивать локомоцию.

- развивать самоконтроль, произвольность.

- развивать память, внимание, мышление, воображение.

- воспитывать желание помогать.

Оборудование: мольберт; игрушка, поле в клетку для игры на полу (4*4), фланелеграф, стигисы, набор карточек с пигтограммами, цветные картандаши, рисунок «День рождения Совы».

 

Оргмомент

- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Нас ждет впереди много интересного. Давайте настроимся.

Я весь здесь! (выполняются движения в соответствии с тестом).

Мы все здесь!

Припоминание: какие основные части есть в нашем теле: верх/низ; правая сторона и левая; перед и зад.

  • «Какие части, стороны есть у нашего тела?» - ответы детей.
  • «Давайте наденем на ручку наши браслеты –помощники.  

   На левую руку надели браслет.

На правой руке браслета нет.

  •   На какую руку мы надеваем браслетик? Правильно на левую.

         В чем нам помогают эти браслеты? - Ответы детей.

Ребята, смотрите что-то лежит… какая-то коробка… интересно – что там внутри? Давайте посмотрим. Дети достают из коробки открытку-приглашение. Учитель-логопед читает текст:

Дорогие друзья! Приглашаю вас на свой День Рождения! Но, у меня   приключилась беда, прошел сильный дождь и смыл яркие краски с моих праздничных воздушных шаров. Теперь мой День Рождения будет бесцветным, скучным и грустным. Но я все равно буду очень рада вас видеть у себя в гостях! Я вас очень жду!

- Ребята, смотрите внизу что-то нарисовано… как вы думаете – от кого это приглашение? Ответы детей: от Совы. 

- Как же мы найдем дорогу к Сове? Давайте посмотрим в коробку, может мудрая Совушка еще что-то оставила для нас. Заглядываем в коробку, рассматривается схема пути.

- Что же это такое? ….  

- Дети: это карта. Для того, чтобы мы отыскали дорогу к Сове. 

Сова приготовила нам много интересных игр по дороге к ней. И каждая игра обозначается своей фигурой. Т.е. нам надо, следуя этой карте, поиграть во все игры прежде, чем мы попадем к Сове. Ох и выдумщица она!

Ребята, чтобы мы были сильными, ловкими, умелыми, я предлагаю сделать маленькую разминку.

- Элементы суставной гимнастики.

* Чтобы шея наша была крепкой, тренируем нашу шею, тянемся ухом к плечу…. Часы большие: голова ритмично наклоняется право – прямо –лево – прямо и т.д.

* Нам надо немного размять язычок, чтобы он был быстрым и ловким. (Часы маленькие: острый язык двигается ритмично вправо и влево, в такт с языком хлопки руками по одноименным ногам (язык вправо – хлопок правой рукой по правой ноге и т.д.).

- Руки.

*Представьте, что мы пробираемся через густой лес, сквозь валежник – а что такое валежник? (это такое место в лесу, где много упавших деревьев, веток, через которые трудно пробраться) ....  руками расчищаем себе путь (вращение одновременно двумя руками вытянутыми прямыми вперед, «Карусели», 6-8 раз).

*Никак не можем пробраться сквозь валежник. Придется немного назад вернуться – назад руками вращаем – путь расчищаем. (вращение вытянутыми прямыми руками назад «Карусели», 6-8 раз).

* Теперь давайте представим, что нам надо через реку переплыть (поочередно руками вперед с увеличением скорости вращения).  

* И давайте потренируемся плавать назад, вдруг нам в дороге это пригодиться (поочередно руками назад с увеличением скорости вращения).  

- Ноги

* Надо теперь размять ноги. Сова живет в лесу, а в лесу всегда много всяких кочек, бугорков. Давайте попрыгаем через кочки. (прыжки на месте со сменой ног впереди)

* А теперь нам надо потренироваться в танцах, вдруг нам придется и потанцевать на дне рождения?!

«Крестики» (Прыжки со скрещиванием ног: правая и левая ноги попеременно впереди).

«Цыганочка» – С днем рождения, Сова,

   Поздравляем мы тебя! (сзади соединяются поочередно правая рука и левая пятка, затем левая рука и правая пятка и т.д.).

Отлично размялись! Готовы к пути! Давайте посмотрим карту. Нам надо определить, где начало пути. Первая какая фигура на карте? Дети: синий квадрат.  Значит первое задание обозначено синим квадратом. Ищем …

  1. «Художники»

-Ребята, подул сильный ветер и сдул все изображения с картины. Давайте попробуем восстановим эту картину? Я вам буду помогать и говорить какой предмет и куда надо прикрепить.

 Дом прикрепи внизу картины посередине. – Куда ты прикрепил дом?

Облако расположи над домом. – Где ты расположил облако?

Солнышко будет выглядывать из-за облака. – Откуда выглядывает солнышко?

Яблоню расположи в нижнем левом углу. – Где ты расположил яблоню?

Справа от дома прикрепи бабушка. – Где ты прикрепил бабушка?

Кошка сидит под окном. – Где сидит кошка?

Мышка спряталась за домик с левой стороны. – Где прячется мышка?

Между домом и яблоней прикрепи девочку. – Куда ты прикрепил девочку?

Прикрепи цветы под яблоню. – Куда ты прикрепил цветы?

Получилась замечательная картина! Давайте теперь придумаем для нее название. Дети придумывают название картине.

Смотрите, здесь лежит корзинка, а в ней карандаши. Это Совушка вам приготовила в награду за помощь. Держите карандаши, и возьмите их с собой в дорогу.

Ну что, двигаемся дальше?

Дети: Да.  Посмотрим карту. Какой следующий знак на карте? Дети: желтый треугольник. Значит нам надо найти игру, которая обозначена этой фигурой. Ищем… 

  1. «Рисуем на спине».

Ребята, Совушка предлагает вам немного порисовать. Но это будет необычное рисование. Рисовать будем не на бумаге, а на спинах друг у друга.

Проводится игра: рисование геометрических  фигур по образцу.

- Молодцы, хорошо поиграли! А давайте посмотрим на наши фигуры … скажите:

- какая фигура первая?

- Какая последняя?

- Что находится между… ?

- Что перед квадратом?

- Что после круга?

Отлично! Вы все правильно назвали!

А вот и еще карандаши, давайте и их положим в корзинку и возьмем с собой. Дети получают карандаши за выполненное задание и кладут в корзинку.

Пора двигаться дальше! Какой следующий знак на нашей карте? Дети: красный ромб. Ищем игру, обозначенную красным ромбом.

Перед тем, как начнем дальше играть, предлагаю размяться. Смотрите на меня, как в зеркало, и повторяйте.

Разминка  

  Это правая рука, это правая нога.

  Между ними правый бок.

Мы на правой ножке скок.

  Это левая рука, это левая нога.

  Между ними левый бок.

  Мы на левой ножке скок.

  У тебя есть две ноги,

  Ты подпрыгни и беги!

  1. «Почини игрушку».

- Смотрите, здесь сломанная игрушка. Нам предстоит починить ее. Как вы думаете, что потребуется для ремонта? – Ответы детей: отвертка. Правильно! Но, чтобы добыть отвертку, вам надо будет пройти по определенному пути, который приготовила Совушка. Один из вас будет направлять, указывать путь по схеме, а другой будет двигаться.

Дети вслепую выбирают себе карточки с схематическими изображениями: руль; карта. Выдается схема движения по клеткам. Проводится игра. Дети выполняют задание и чинят игрушку.

- Ребята, вы отлично справились с заданием! И заработали еще карандаши!»

Дети получают карандаши за выполненное задание и кладут в корзинку.

- Пора двигаться дальше. Какая фигура в нашей карте следующая? Дети: зеленый круг.

Значит ищем игру с такой фигурой.

  1. Веселые человечки.

- Ребята, на этой остановке Сова предлагает поиграть в игру «Веселые человечки».  Каждый из вас, по очереди, будет ведущим и будет игроком. Я покажу ведущему карточку с веселым человечком. Ведущий должен стоять прямо, не шевелиться, и только словами рассказывать, какую позу показывает человечек. Другому игроку предстоит понять и показать эту позу.

Выбирается по желанию ведущий. Проводится игра. Ведущий меняется, игра повторяется.

- Молодцы! А вот и еще карандаши за вашу смекалку! Пошли дальше? Смотрим карту! Под каким знаком следующая игра? Дети: дальше на схеме нарисована Сова. Где же она?

  1.  «Лесной праздник»

Дети подходят мольберту с флипчартом (с изображением Совы). Открывается картинка.

- Вот мы и добрались к нашей имениннице Совушке!  Посмотрите, кто сидит на дереве?  Дети: Звери, гости.

- У каждого гостя есть шарик. Но что-то с ними произошло! Какие шарики у гостей? Ответы детей…

- Что же делать? Как нам помочь Сове и сделать шарики снова красивыми, разноцветными, праздничными?  Дети: нужно их разукрасить в яркие цвета карандашами, которые мы получили от Совы.

        - Раскрась желтым цветом шарик у гостя, который находится выше всех. – Кто выше всех?

        - Раскрась синим цветом шарик у гостя, который находится ниже всех. – Кто ниже всех?

        - Раскрась красным цветом шарик у гостя, который находится справа от летучей мыши. – Кто находится справа от летучей мыши?

        - Раскрась зеленым цветом шарик у гостя, который находится слева от кошки. Кто находится слева от кошки?

        - Раскрась оранжевым цветом шарик у гостя, который находится над медведем. – Кто находится над медведем?

        - Раскрась фиолетовым цветом шарик у гостя, который находится под белкой. - Кто находится под белкой?

        - Теперь вместе раскрасьте своим любимым цветом шар у именинницы Совы.

- Какой шарик у Совы теперь стал? Ответы детей: разноцветный, радужный, яркий, красивый.

- Вот мы с вами раскрасили все шарики в разные яркие цвета. Теперь какой будет праздник у Совы? Дети: яркий, нарядный, красочный, веселый, разноцветный, красивый, волшебный и т.д.

        - И в благодарность за вашу помощь Сова вам приготовила вам сюрприз (детям вручаются воздушные шары).

- Ребята, вот и подошли к концу наши приключения. Я тоже хочу вас поблагодарить за ваши старания, смекалку и смелость! Что понравилось больше всего? Что было легко или тяжело?



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной

деятельности с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Тема: «Использование проектной деятельности в коррекционной работе педагога-психолога»

                                                                                                     Составили:   педагог-психолог

ДОП «Остафьево»

ГБОУ Школа № 2083

Кушнирук Владлена Владимировна

Руководитель МО учитель-логопед Иванова Н.В.

                                                                г.  Москва

Цель: обеспечить развитие когнитивных процессов (внимания, памяти) и эмоциональной сферы дошкольников с ТНР посредством включения их в проектную деятельность ДОП.

Задачи:

Образовательные

  • развивать интерес к книгам и обогащать личностное отношение к процессу чтения.

Коррекционно-развивающие

  • способствовать формированию внимания и кратковременной памяти;
  • развивать понятие пространственных отношений с помощью предлогов: между, около, за, перед;
  • совершенствовать восприятие (активация слухового внимания, тактильное и зрительное исследование предметов);
  • совершенствовать мелкую моторику пальцев;
  • формировать умение действовать по показу;
  • развивать произвольность психических процессов;
  • формировать умение преодолевать трудности в общении посредством игровых приемов, эмоциональной включенности и доброжелательного отношения;
  • побуждать к взаимопомощи и взаимоподдержке;
  • посредством вербальной коммуникации формировать положительный эмоциональный фон в группе.

Воспитательные

  • воспитывать дружелюбное отношение к партнеру по игре;
  • воспитывать детскую активность.

Оборудование и наглядный материал:

книги-самоделки детей старшей возрастной группы, театральная ширма для теневого театра, прожектор, лоскуты, деревянные шпажки, пластилин, контейнеры с наполнением (песком, снегом, водой, имитацией леса), картинки с изображениями животных разных мест обитания (море, северный полюс, пустыня, лес), разноцветные резинки на пальчики, фигурки диких животных, музыкальное сопровождение (звуки леса, вьюги, шум моря), фонарик.


1 этап. Организационный и мотивационный.

Около выставки книг.

Педагог-психолог встречает ребят, первая остановка возле выставки книг.

Педагог-психолог (п-п): Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Как много книг сделали ребята вашей группы! Саша, какая книга тебе больше всего нравится?  Почему? А где, Миша, твоя книга? Какая необычная! Здесь целая карта нашей планеты! Как много животных! Возьмем-ка мы эту книгу с собой и пойдем… А вот куда пойдем, попробуйте отгадать:

- в этом месте раньше стояла елка;

- в этом месте сейчас живут книги;

- в этом месте есть камин! (холл, гостиная)

Лестница

 (первый пролет):

П-п: Мы на вершине высокой горы. Будем спускаться с этой горы, чтобы попасть в гостиную. Гора высокая, крутая. (Показать жестом, как мы смотрим вдаль и сверху вниз.) Поэтому спускаться будем спиной, держась за перила как за канат.

Я спускаюсь первая (первый пролет).

(Второй пролет):

П-п: Какой трудный путь мы прошли! Теперь гора невысокая, можно спускаться как обычно.

Холл

П-п: Ребята, здесь оказались животные из Мишиной книжки. Найдите их.

Идем к камину. На портале камина расставлены фигурки животных разных природных зон.

П-п: Какие разные… (Рассматриваем). Как их много… Назовите животных, которых вы узнали! (Дети по очереди выбирают животное и называют его).

2 этап. Практический.

Игра «Местоположение».

П-п: Саша, найди животное, которое находится между зеброй и крокодилом. Кто это? (Отгаданных животных собираем в корзинку). Миша, дай мне животное, которое стоит за львом. 

Так 2 кона. Затем предложить Саше и Мише загадать положение животного для меня и друг для друга. Животных собираем в корзину. Когда останется 8-10 животных, останавливаем игру. *Если Миша вдруг обнаружит, что некоторых животных нет в его книге, говорю: «Может быть их не видно? Они же есть на нашей планете, их можно дорисовать!»

Игра «Прятки».

П-п: Запомните, кто из животных остался. Теперь они поиграют с вами в прятки: закрываем глазки. (Я прячу одно животное.) Кто спрятался? После третьего кона прячу двух животных. Затем предлагаю поиграть ребятам со мной.

Игра «Песочница».

П-п: Кажется, наши животные из книжки и их соседи застряли в моей песочнице. (Контейнеры с песком повернуты к детям изображениями животных). А доставать мы их будем по цвету. (Поворачиваю контейнеры на 180*, чтобы обратить картинки другой стороной.) Смотрите, на каждой картинке есть свой цвет. Сделаем и наши пальчики цветными.  Как этот палец называется? (мизинец) Какого цвета выбираем для него резиночку? (Одеваем) Мизинчик будет спасать животных с этого цвета звездочкой. Как этот палец называется? На безымянный палец какого цвета выберем резиночку? (Одеваем) Он будет спасать животных со звездочкой такого цвета.

Далее подбираем цвет для среднего пальчика. А на этот палец цвет я выбираю! (Беру оставшийся цвет).

П-п: Этот палец как называется? (Большой) Он будет всем пальчикам помогать.

Ребята (каждый из своего контейнера) раскладывают картинки перед собой.

П-п: Теперь мы сможем их расселить по своим местам обитания.

Слушаем и угадываем.

Звучит завывание вьюги.

П-п: На что похож этот звук? На ветер. Как вы думаете, тепло или холодно при таком ветре? А где на нашей планете холодно? На севере. Вернее, на северном полюсе. На полюсе что землю укрывает? Снег. Каких животных мы туда отправим? 

Ребята выбирают и относят в контейнер со снегом.

Звучит шум моря.

П-п: На что этот звук похож? Вода, море. Кого из животных мы отправим в море? (Относим выбранные картинки в контейнер с водой.)

Звучит шум леса.

П-п: На что похож этот звук? Как вы думаете, там, где этот звук, много деревьев? А как называется место, где много деревьев? Лес. Выбираем животных, которых отправляем в лес. (Относим в лес).

Звучит….тишина.

П-п: Что вы слышите? Ничего (удивляюсь). Тихо, как будто пусто. А где может быть пусто? Пустота, пустыня. Вот остались наши пустынные жители! Скорее возвращаем их домой – в пустыню.

П-п: Молодцы! Какое животное самое высокое на нашей планете? (Жираф)

Игра «Жираф-пингвин-морская звезда».

П-п: Повторяйте за мной. Я показываю образные позы животных: жираф (на мысочках, вытянутые вверх руки с опущенными кистями), пингвин (на корточках – тело напряжено, руки опущены вдоль тела), морская звезда (ноги расставлены, руки в стороны). А сейчас я буду вас путать, но вы будьте внимательны, слушайте, кого я буду называть.

Театр теней.

На протяжении всего занятия ширма придвинута к стене.

П-п: Ребята, животные из Мишиной книги оживают с нашей помощью. Сейчас я воспользуюсь нашей театральной ширмой. Помогите мне, пожалуйста, ее отодвинуть. Смотрите, как много места у нас появилось! Здесь можно устроить театр теней! А вот и наша волшебная лампа. Включаем ее…  А теперь я выберу какое-нибудь интересное животное … (Выбираю из Мишиной книги животное, птицу…) Сова!

Смотрите, похожа я на сову? (на корточках размахиваю руками.) Но сейчас вы меня узнаёте. А вот если я покажу ее вот так. (Захожу за ширму и показываю эту же позу.)

Далее показываю жирафа.*Приглашаю гостей показать животное, если ребята замкнутся с самого начала.

П-п: А сейчас отгадывайте, кого я вам покажу. (Выбираю по книжке, ребятам не говорю.) Показываю осьминога и крокодила (руками). Ребята отгадывают.

П-п: Теперь вы мне загадайте животное. В книжке выберете и покажите.

Вот так книжка! Даже в театре можно ее сыграть! А знаете, кем мы были, когда показывали разные силуэты? Актерами! А как называется этот театр? Театр теней, или теневой театр. Значит мы – актеры теневого театра! А настоящим актерам нужно представиться:

В роли совы, жирафа и крокодила выступала Кушнирук Владлена Владимировна (зрители аплодируют). В роли …выступал К. Михаил (зрители аплодируют). В роли … выступал К. Александр (зрители аплодируют).

Макет театра.

П-п: (к ребятам) Правда, здорово получилось!

П-п: Наверняка у наших гостей есть много видов театров, но такого, возможно, нет.    Мы сделаем его макет! Рассмотрим конструкцию каркаса театральной ширмы. Деревянная рама какой формы? Квадратной. А вот еще ножки и укосы. (Идем за стол.)

П-п: Вот самые длинные палочки. Сложите из них квадрат. А теперь мы закрепим эти палочки с помощью пластилина. Для этого отщипываем кусочек пластилина, формируем в ладошках шарик. Закрепляем. Теперь возьмем палочки поменьше. Это ножки. Закрепляем также на пластилин. А вот самые маленькие палочки нам понадобятся для укосов. Зачем нужны укосы, как вы думаете? (Чтобы не падала рама).

Я вместе с ребятами делаю макет театра из пластилина и деревянных шпажек.

П-п: Чего еще не хватает? (ткани) А какая ткань нам подойдет?

Выбираем из лоскутов. С помощью прожектора пробуем на просвет. Выявляем наиболее подходящий лоскут ткани, крепим его к макету. Используя фонарик, проверяем макет театра в работе.

П-п: Вот, дорогие гости, вам в подарок макет театра! Отдаю свой экземпляр. Свои театры ребята забирают с собой.

4 этап. Рефлексивный.

П-п: Как много всего мы успели с вами сделать: и поиграли, и животных расселили, и актерами были и даже смастерили настоящий макет театра. Саша, что из этого тебе понравилось больше всего? Почему? А тебе, Миша, что запомнилось больше всего? Почему? Пора возвращаться в группу.

На лестнице (по дороге в группу) *Если ребята захотят взять с собой макеты театров, поставить их на подносы, чтобы руки были свободны.

Игра «Правая-Левая»:

П-п: Правой наступаем, если я хлопаю в ладоши, а левой наступаем, если я потираю ладони друг о друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР

Статья посвящена развитию речи у детей с ЗПР...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с элиментами сказкотерапии.Целью данного занятия является развитие связной речи и нравственных качеств детей старшего дошнольного возраста посредством ...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...

Конспект подгрупповой интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект подгрупповой интегрированной ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста....

"Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми по развитию речи и ее коррекции"

Мастер-класс для воспитателей (использование логоритмических упражнений для речевого развития детей)...