ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО CРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «CКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВOСКOБОВИЧА.
статья

Лукьянчикова Елена Михайловна

Интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающую личность с целью развития умственных умений. 

В результате активных поисков, направленных на преобразование образовательного процесса в интеллектуальном развитии детей одним из эффективных средств была определена игровая технология В. Воскoбовича «Cказочные лабиринтные игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukyanchikova_e.m._material.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО CРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «CКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВOСКOБОВИЧА

Е.М. Лукьянчикова,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 30 «Росинка»

Белгородская область, г. Губкин 

Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание интеллектуальному развитию детей. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.  Опыт показывает, что наличие интеллектуально - творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная с формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающую личность с целью развития умственных умений. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств и методов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей, в соответствующих условиях. Под сущностью интеллектуального развития понимают - уровень развития умственных способностей, запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определѐнный: кругозор, арсенал конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста включает в себя формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления. [3].

Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Главная функция игры – развивающая. Игра повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Интеллектуальное развитие дошкольников является одной из главных задач. Применение в коррекционной работе игровых средств способствует созданию благоприятных условий для развития детей. Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности.

В последнее время растет число детей с ОВЗ. Данная категория детей нуждается в специальных условиях обучения. Такие условия могут быть обеспечены только в специализированных ДОУ, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции речевого и психического развития.. К сожалению, не все дети могут поступить в такие ДОУ, так как количество детей в группы ограничено. В нашем ДОУ работают группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, а также оказывают психолого–педагогическую помощь детям с ОВЗ, не посещающим дошкольное учреждение и их родителям в рамках Консультационного центра. Дети с ОВЗ характеризуются специфическими особенностями психолого-педагогического характера. У них снижена готовность к обучению. У них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Поэтому в основе занятий используется комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

В современной педагогике существует большое количество игр, в том числе дидактических, которые развивают сенсорные и интеллектуальные способности ребѐнка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления.  

Игровые средства, с одной стороны, представляют собой наглядное пособие, с другой – дидактическую игру. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, которая способствует активизации речевой деятельности воспитанника, создаются условия для воспитания интереса к обучению. Сама работа по коррекции звукопроизношения становится более эмоциональной, эффективной, что позволяет воспитанникам более быстрее поставить звук и ввести его в речь. Для того чтобы занятия проходили более интересно и эффективно приходится быть в постоянном поиске новых средств и игровых технологий, которые можно применять на занятиях с детьми данной категории.

В результате активных поисков, направленных на преобразование образовательного процесса в интеллектуальном развитии детей одним из эффективных средств была определена игровая технология В. Воскoбовича «Cказочные лабиринтные игры».

Целью нашей работы является интеллектуальное развитие детей посредством игровой технологии В.В. Воскoбовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях реализации основной образовательной программы ДОУ и деятельности Консультационного центра. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: развитие интеллектуальных способностей дошкольников; развитие сенсорных способностей к восприятию цветов и форм; повышение умственной активности; создание игровой ситуации; тренировка мелкой моторики; развитие любознательности.

В нашей группе был оформлен интеллектуально-игровой центр, где  мы поочередно знакомили детей с играми, говорили название игры, но не объясняли, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

Находясь в поисках эффективных игровых технологий, способных улучшить коррекционную работу по формированию восприятия, развитию речи, мелкой моторики и обогатить предметно-развивающую среду, нами было выбрано универсальное дидактическое средство игровой графический тренажер «Игровизор», включенный в игровую технологию интеллектуального развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Рассмотрим на конкретных примерах использование «Игровизора» в коррекционной работе в условиях группы компенсирующей направленности:

1. На этапе постановки звука графический тренажер «Игровизор» можно использовать для развития мелкой моторики – обводка картинок, контура буквы штриховка. Даются задания в соответствии с темой занятия. Например, «Соедини точки так, чтобы «появилась» буква и назови ее» или «Найди все бузквы С, З, Ц» (в зависимости какой звук ставим) или: «Соедини точки на картинке так, чтобы «проявился» предмет и назови его».

2. На этапе автоматизации звука «Игровизор» способствует четкому, многократному произношению звуков, слогов, слов; развивать ритмичные, точные, координированные движения пальцев рук. Даются задания на определѐнный звук. Например, звук заблудился. Постарайся вывести звук из лабиринта. Веди маркером по дорожке, не останавливайся и произноси звук правильно. Звуковой человечек выходит из лабиринта, если до конца дорожки произносится чистый звук.

3. Спой песенку комара (самолѐта, кузнечика, жука и т.д.) на протяжении всей дорожки. Постарайся красиво спеть и нарисовать.

4. Тренажер «Игровизор» можно использовать для определения места звука в словах. Ребенку дается задание: соедини картинку с нужным обозначением места звука в слове.

Таким образом, применение  игровой технологии В.В. Вoскобовича развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всѐ новые и новые возможности. Дети дошкольного возраста одновременно усваивают буквы, цифры, учатся различать цвет, форму, тренируют память, внимание, развивают мышление, воображение, а также развивают мелкую моторику рук. Использование игровых технологий интеллектуального развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича помогает с интересом, непринужденно давать детям определенные знания и умения. И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра — это основной вид деятельности дошкольника.

Использование игрового графического тренажѐра «Игровизор» способствует  развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становление сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целого, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и пр.). Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вoскобович, В.В. Технология интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Cказочные лабиринты игры» // В.В. Воскобoвич – СПб.: НИИ «Гариконд» – 2017 
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2019 – 192 с. 
  3. Новоселов С.А. Инновационная модель интелектуального развития в период дошкольного детства [Текст] / С.А. Новосѐлов // Педагогическое образование в России. – 2019 – № 3 – С. 25-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование игрового набора "Дары Фребеля" в познавательном развитии детей с тяжелыми нарушениями речи"

Презентация к выступлению на городском августовском педагогическом совете работников образования...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...

Выступление на городской августовской конференции по теме: "Психомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов".

Цель мероприятий -  совершенствование коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптималь...

Игровые технологии в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

laquo;У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».А.С. Макаренко...

Игровая методика «Танграм» как средство интеллектуального развития детей с тяжелым нарушением речи группы компенсирующей направленности

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игры дети перенимают жизненный опыт, познают окружающий мир. В  игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по с...