Межполушарное взаимодействие и сенсорная интеграция в развитии связной речи дошкольников.
статья по коррекционной педагогике

Ялугина Елена Николаевна

Инновационные и традиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_i_sensornaya_integratsiya.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Межполушарное взаимодействие и сенсорная интеграция в развитии связной речи дошкольников.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Учитывая тот факт, что предпосылками нормального речевого развития являются достаточный уровень развития когнитивных функций и определенная степень сформированности познавательной деятельности, невозможно рассматривать процесс развития речи ребенка в отрыве от развития его мышления. Данная взаимосвязь реализуется в двух направлениях: влияние языка на развитие мышления и значение мышления для усвоения языка. Отправным моментом установления взаимосвязи между мышлением и речью является овладение словом. Слово, а в последующем речь, приводит к перестройке детского мышления и других психических функций. Наличие же различных отклонений со стороны формирования когнитивных функций откладывает отрицательный отпечаток на процесс всего  речевого развития.  

Таким образом, рассматривая познание, как один из главных компонентов, влияющих на речь  ребенка в дошкольном возрасте, необходимо отметить, что фундаментом  успешного когнитивного  развития является сенсорная интеграция. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.  А все другие формы - запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка и его речи невозможно без опоры на полноценное восприятие.

 К сожалению, сегодня  в эпоху цифровых технологий значительная доля восприятия и переработки информации приходится на зрительный анализатор, который превалирует над всеми другими органами чувств. Телевизоры, планшеты, компьютеры, мобильные телефоны, различные цифровые гаджеты - практически вся информация поступает через зрительное восприятие. И адаптируясь к реалиям современного мира, ребенку сложно самому вычленять и воспринимать  другого рода сигналы, поступающие через слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, тактильные  рецепторы.        Следовательно, наступает расстройство сенсорной интеграции - состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через все органы чувств.

 Исходя из этого, целесообразно и логически оправданно обратиться к особенностям строения и развития головного мозга ребенка. Согласно исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

И единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон -мозолистым телом, нарушение работы которого искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия. У ребенка в таком состоянии возникают значительные трудности со связной речью,  чтением, письмом (устной и письменной речью), восприятием информации аудиально и визуально.

Следовательно, при подготовке детей к школе, в частности уделяя особенное внимание развитию связной речи, необходимо целенаправленно развивать межполушарное взаимодействие.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов, являющихся неотъемлемой базой гармоничного речевого развития, необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Так как развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению и речи, а не наоборот.

Учитывая, что значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, особую значимость и ценность в процессе формирования связной речи приобретают межполушарные доски (лабиринты), активизирующие синхронную работу  обоих полушарий головного мозга ребенка во время речевой активности, задействующие  так же мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию движений.

Обращаясь к самому формированию навыка связной речи, необходимо отметить, что зачастую ребенок дошкольного возраста  не всегда может самостоятельно вычленять образное описание, сравнение, отчего его монологическая речь становится схематичной, обедненной. В детский активный словарь поступает далеко не весь языковой материал, так что некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

Однако, в условиях педагогического руководства  с использованием вспомогательных средств (наглядное моделирование) дети способны осмысленно эмоционально воспринимать художественное слово; относительно полно и конкретизированно воссоздавать в пересказе и собственном рассказе образы, персонажей, ситуации; передавать события в нужной последовательности.

Мнемотехника, рассматриваемая прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная технология развития связной речи у дошкольников, может быть представлена следующими блоками, реализуемыми последовательно:

I блок представляет собой развитие навыка связной речи средствами наглядного моделирования, представленными мнемографическими схемами, предъявляемыми ребенку в полном объеме и в правильной последовательности;

II блок представляет собой развитие навыка связной речи средствами наглядного моделирования, представленными мнемографическими схемами с отсутствующим элементом, который ребенок должен дополнить самостоятельно;

III блок представляет собой развитие навыка связной речи средствами наглядного моделирования, представленными мнемографическими схемами, предъявляемыми ребенку в виде отдельных элементов, которые дошкольник должен разложить в правильном порядке самостоятельно;

IV блок представляет собой развитие навыка связной речи средствами наглядного моделирования, представленными мнемографическими схемами, которые  дошкольник  должен составить самостоятельно.

Таким образом, совмещая две наиболее эффективные технологии  развития мозолистого тела и наглядного моделирования (в данном случае мнемотехника), педагог обеспечивает вовлечение большинства  органов чувств в развитие и формирование навыков связной речи, реализуя таким образом сенсорную интеграцию и развитие межполушарного взаимодействия.

     Данный прием можно представить несколькими направлениями, которые педагог может реализовывать с участниками образовательного процесса одновременно:

I непосредственно само взаимодействие  "учитель-дефектолог (логопед)- ребенок";

II взаимодействие "учитель-дефектолог (логопед)-воспитатель";

III взаимодействие "учитель-дефектолог (логопед) - музыкальный руководитель";

IV взаимодействие "учитель-дефектолог - родитель".

Овладение родным  языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе. Следовательно, задача педагогов изыскивать и применять на практике не только традиционные, но и разнообразные инновационные приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Буклет: "Межполушарное взаимодействие и сенсорная интеграция в развитии детей дошкольного возраста".

Предложенные Вашему вниманию упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что в свою очередь, способствует развитие тех структур головного мозга, которые отвечают за пространствен...