АОП для ребенка с нарушением речи
рабочая программа по коррекционной педагогике

Винникова Наталья Валерьевна

Данная Адаптированная образовательная  программа подготовлена с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка с нарушением слуха без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней при систематической и максимальной специальной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_dlya_rebenka_s_narusheniem_sluha.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

РАССМОТРЕНО

Психолого - педагогическим консилиумом

МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска

протокол № __ от ________.2020

  УТВЕРЖДЕНО

  Заведующий МАДОУ ДСКН№5

   г. Сосновоборска

_______________ФИО

   Приказ №_____от___________2020г.

СОГЛАСОВАНО

______                                 (___________)

_________________________2020 г.

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ФИО ребенка

                                                                       

Эксперт:

Председатель ППк ДОУ: ФИО

г. Сосновоборск, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………….

3-8

1.1.1. Общие сведения о ребенке……………............................................

    1.1.2.  Психолого-педагогическая характеристика………………………......

    1.1.3. Особенности ребенка ……………………………....................................

1.2. Цели и задачи…………………………….............................................

1.3. Предполагаемые результаты …………………....................................

3-4

4

4-5

5-6

6-8

  1. Содержательный раздел

  1. Образовательная часть ………………….……………………….......

8-18

  1. Коррекционная часть ………………………………….…………….
  2. Воспитательная часть……………………………………………….                    

15-18

18-19

20

20

2.4. Взаимодействие участников образовательного процесса……….          

2.5  Взаимодействие с семьей ребенка…………………………………

  1. Организационный раздел

20

20

21

21

3.1.Примерный перечень основных видов образовательной деятельности………………………………….

3.2 Режим дня …………………………………………………………...

3.3. Создание специальных условий …………………………………

3.4 Расписание индивидуальных занятий со специалистами …………

3.5.Методическая обеспеченность…………………………………….

21

3.6. Мониторинг результатов освоения АОП………………………….

21

I.     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.  Пояснительная записка

Данная Адаптированная образовательная  программа подготовлена с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка с нарушением слуха без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней при систематической и максимальной специальной помощи.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП)  разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

-     Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 7, статья 64 п. 1, глава 7, статья 64 п. 2, глава 11, статья 79 п. 1) «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) глава II, п. 2.1., п. 2.3. «Программа формируется как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».

–      Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

–       Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии  с  основной образовательной программой дошкольного учреждения,  с учётом примерной адаптированной основной образовательной  программой для глухих детей.

 

  1. Общие сведения о ребенке

Ф. И.О. ребенка:   ………………………..

Возраст ребенка:   4г.4м.

Группа:  группа компенсирующей направленности для детей с  нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ф.И.О. родителей:

Мама – …………………………..

Папа -  ………………………….

Ф.И.О. воспитателей группы:

 …………………………………………………………………….

Ведущие специалисты:  логопед-дефектолог ……………………………….

Медицинское заключение:   Врождённый порок сердца, тугоухость?.

Заключение специалистов ГПМПК:  По результатам обследования имеет особенности в психофизическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендовано:

- использование индивидуальных, фронтальных, подгрупповых форм работы;

- нахождение при общении с ребенком непосредственно в зоне видимости;

- применение выразительной мимики и естественных жестов в общении с ребенком;

- использование коротких фраз с четкой артикуляцией, дополнительным показом способами действия, жестами, мимикой;

- создание специальных игровых ситуаций для формирования, развития познавательной и естественной активности ребенка;

- применение специальных методов и приемов для развития артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработки ритмичности дыхания, зрительных, слуховых дифференцировок;

- использование различной атрибутики и игр для развития мелкой моторики;

Использование предметов и их реалистичных изображений для знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование пассивного словаря.

1.1.2.Психолого-педагогическая характеристика ребенка

При  поступлении в компенсирующую группу  были выявлены затруднения:

Речевое развитие -  отсутствует, использует только жестикуляцию.

Познавательное развитие - проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам.

Социально-коммуникативное развитие  - затрудняется поддерживать правила в игре,

договориться о совместных действиях

Художественно-эстетическое развитие - проявляет интерес к изобразительной деятельности, и желание заниматься.

Физическое развитие - развито представление о своем теле и своих физических возможностях, сформировано начальное представление о спорте.

1.1.3. Особенности ребенка.

Параметр

Характеристика

Примечание

Особенности обработки сенсорной информации

 Непонимание инструкций.

По результатам наблюдения воспитателей и специалистов

Особенности речи

-речь состоит из жестов

Особенности моторного развития и графических навыков

-мелкая моторика сформирована недостаточно,  слабый тонус мышц руки;

- испытывает трудности в предметно-практической деятельности: при работе с ножницами и  при закрашивании нажим слабый, быстро устаёт, может отказываться от деятельности

Познавательная активность носит кратковременный характер, способен выполнять работу непродолжительное время при организующей и контролирующей помощи взрослого. Темп деятельности неравномерный, работоспособность низкая, быстрая утомляемость деятельностью.

Особенности по образовательным областям, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Затрудняется поддерживать правила в игре,

договориться о совместных действиях

Затрудняется в пространственной ориентировке;

не закреплены геометрические фигуры;

Отсутствует звукопроизношение;

фонематическое восприятие отсутствует

Испытывает  затруднения в работе с ножницами и бумагой, пластилином, с карандашами (слабый тонус мышц)

Нарушена координация движений, неточность движений. Не регулирует тонус мышц.

Другие особенности:

 Темп деятельности неравномерный, работоспособность низкая, быстрая пресыщаемость деятельностью. Без помощи взрослого не умеет организовать свою деятельность в соответствии с её целью. Равнодушен к результату и к процессу выполнения задания даже в тех случаях, когда задача выступает как игровая.

Обучаемость снижена, для усвоения знаний, умений, навыков необходимо неоднократное повторение, все виды помощи, дозирование деятельности.

Контакт  со взрослыми избирателен, неустойчив, поверхностен.

По результатам наблюдения педагогов и специалистов сопровождения

1.2. Цели и задачи.

Цель:  проектирование социальных ситуаций развития глухого ребенка и развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики образовательных потребностей и интересов, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности  ребёнка через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи:

-охранять и укреплять физическое и психическое здоровье глухого ребёнка, в том числе и его эмоциональное благополучие;

-обеспечивать равные возможности для полноценного развития   глухого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

-обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

-создавать благоприятные условия для развития глухого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала  ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-формировать общую культуру личности ребёнка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития  его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья ребёнка;

-формировать  социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребёнка;

-обеспечивать психолого-педагогической поддержкой семью и повышать компетентнось родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья  ребёнка.

 Родители:  

  • информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;  
  • информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; адекватности установок в отношении перспектив ребенка;
  • получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.

1.3 Предполагаемые результаты.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной образовательной  программы (к семи годам) глухой ребенок, имеющий перспективу сближения с возрастной нормой при значительной систематической специальной поддержке:

– принимает и осваивает социальную роль обучающегося, у него формируются мотивы учебной деятельности;

– стремится к организованности и аккуратности;

– представляет собственные возможности и ограничения, умеет адекватно оценивать свои силы, пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами;

– проявляет этические чувства (доброжелательность, благодарность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим и др.);

– интересуется культурой общества, бережно относится к результату чужого труда;

– стремится проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим людям, животным;

– проявляет самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

– стремится к использованию приобретенных знаний и умений; проявляет любознательность;

– владеет элементарными навыками вербальной и невербальной коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;

– имеет представления о безопасном, здоровом образе жизни;

– умеет понимать причины успеха (неуспеха), деятельности, старается  конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– имеет элементарные представления, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– понимает обращения и выполняет задания;

– понимает вопросы;

– умеет сообщать о выполнении задания, о своем желании;

– умеет обращаться к сверстникам, педагогам с просьбой, с вопросами (с помощью воспитателя и самостоятельно);

– выполняет инструкции при решении учебных задач;

– определяет материалы, инструменты, учебные принадлежности, необходимые для достижения цели;

– определяет последовательность действий, операций;

– сопоставляет результаты с образцом, содержанием задания;

– участвует в коллективной деятельности вместе с другими детьми

– выражает выражать радость, удовлетворение, сожаление результатами деятельности; использует при общении различные виды речевой деятельности;

– умеет получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образцы, рисунки, схемы;

– умеет создавать модели несложных объектов из пластилина, деталей конструктора и различных материалов;

– умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения домашнего труда;

– соблюдает правила личной гигиены;

– испытывает уважение к стране, ее истории и культуре, чувство гордости за победы и свершения России, уважительно относится к родному краю, своей семье;

– способен давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей;

– умеет выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится);

– называет членов своей семьи, их имена;

– выражает приветствие, просьбу, желание;

– соблюдает правила поведения в детском саду;

– активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– желает и умеет пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, включая  индивидуальные слуховые аппараты;

– умеет различать, опознавать и распознавать на слух знакомый по значению и необходимый речевой материал (фразы, слова, словосочетания);

– понимает жизненные ситуации, в которых звучит музыка, эмоционально относится к ней;

– выполняет правила при участии в музыкальных подвижных играх;

– различает и опознает на слух звучание элементарных музыкальных инструментов (игрушек);

– различает и опознает на слух социально значимые неречевые звучания окружающего мира.

– ребенок отличается следующими характеристиками речевого развития:

а) имеет потребность в речевом общении, мотивацию к развитию устной речи.

б) понимает и употребляет в речи материал, используемого для организации учебного процесса;

в) обращается к товарищу и взрослому с просьбой;

г) употребляет в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие;

д) употребляет в речи слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает?

е) понимает и выполняет простые поручения;

ж) употребляет в речи словосочетания типа что делает? + что;

з) называет слово и соотносит его с картинкой;

и) употребляет в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;

к) понимает и выполняет поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под);

л) составляет простые нераспространённые предложения на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;

м) составляет небольшие рассказы о близких его жизненному опыту ситуациях, по сюжетной картинке (самостоятельно или с помощью);

н) владеет техникой аналитического чтения (устно или устно-дактильно), пишет печатными буквами;

о) понимает при прочтении простые, доступные по словарю, тексты, близкие личному опыту ребенка (самостоятельно или с помощью).

        

Целевые ориентиры Примерной адаптированной программы выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1.  Образовательная часть  

Социально-коммуникативное развитие

Основополагающим содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование сотрудничества глухого ребенка со взрослыми и научение его способам усвоения и присвоения общественного опыта.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней должно быть направлено на создание условий для:

- развития положительного отношения глухого ребенка к себе и другим людям;

- развития коммуникативной и социальной компетентности;

- развития игровой деятельности.

Развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям.

Должны быть созданы условия для формирования у глухого ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Необходимо развивать у глухого ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время), положительное отношение глухого ребенка к окружающим его людям, уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Организуется приобщение глухих детей к ценностям сотрудничества с другими людьми через принципы личностно-развивающего общения и содействия. Глухим детям предоставляется возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у глухих детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Важно учить глухих детей распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания, обсуждая с детьми различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты, создавая условия освоения каждым глухим ребенком этических правил и норм поведения.

Взрослые способствуют развитию у глухих детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. При этом нужно способствовать освоению глухими детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице, развития бережного, ответственного отношения к окружающей природе.

Игровая деятельность

Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие глухих дошкольников.

Важно создавать условия для свободной игры глухих детей, организовывать и поощрять участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживать творческую импровизацию в игре. Используются дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Необходимо способствовать тому, чтобы в процессе развития игровой деятельности глухой ребенок овладевал и словарем.  

Взрослые всемерно поощряют речевое общение детей в играх, учитывая при этом уровень их речевого развития (от побуждения к пользованию устной речью до выбора необходимой таблички), повторение названия игрушек и действий совместно со взрослым или отраженно за ним.

Глухие дети дошкольного возраста должны не только развиваться в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», но и овладевать речью, ее обслуживающей.

Познавательное развитие

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней  должно быть направлено на создание условий для:

– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей глухих детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности;

– формирования элементарных математических представлений;

– конструирования.

Развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей глухих детей.

Глухой ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, в своей повседневной жизни приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере. Таким образом, перед глухим ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, необходимо организовывать познавательные игры, поощрять интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

Развитие представлений глухих детей в разных сферах знаний об окружающей действительности.

Важно создавать возможности для развития у глухих детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.

Усвоение глухими детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.

Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям глухих детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые действия.

Формирование элементарных математических представлений включает формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления (установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение).

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, глухой ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах.

Взрослые систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6–10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).

Математическое развитие глухих дошкольников реализуется в разнообразных формах педагогического воздействия на основе взаимодействия ребёнка и взрослого. Это экскурсии и наблюдения, игры с природным материалом, тканью, игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами-орудиями, конструктивные игры, игры на развитие ритмической способности детей, пальчиковые игры, игры с образными игрушками, подвижные, театрализованные, сюжетно-дидактические, логические игры со знаково-символическими материалами (цифры, геометрическими фигурами, пиктограммами), упражнения с иллюстративными материалами (фотографии, картинки и картины) и др.

Конструирование.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.         Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также развития сенсорных и мыслительных способностей детей.

Речевое развитие

Содержание образовательной области «Речевое развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней  должно быть направлено на создание условий для:

- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи глухого ребенка;

- приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи глухого ребенка.

Речевое развитие глухого ребенка связано с обучением умению вступать в коммуникацию с другими людьми, умению слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, Взрослые должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.

Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.

Необходимо создавать возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, организовывать речевые игры.

Работа по развитию речи должна обеспечиваться в различных условиях:

– в быту, во время проведения режимных моментов (прогулка, прием пищи, одевание, раздевание, туалет и т. д.), где основное внимание должно быть уделено уточнению значений слов и фраз, активизации усвоенного речевого материала в процессе общения с детьми и взрослыми;

– на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, игре, ознакомлению с окружающим миром, труду, физическому воспитанию и т. д., где детям дают материал, необходимый для усвоения содержания данного раздела, а также слова и фразы, нужные для организации деятельности детей;

– на занятиях по развитию речи, в процессе которых происходят усвоение значения слов и фраз, уточнение их звукобуквенного состава, формирование разных видов речевой деятельности (говорения, слухозрительного восприятия, чтения, письма, слушания). В ходе занятий усвоенный речевой материал включается в различные коммуникативные ситуации;

– на занятиях по развитию слухового восприятия и обучения произношению, где идет уточнение произносительной стороны речи при максимальном использовании остаточного слуха детей;

– в семье, где родители, ориентируясь на рекомендации сурдопедагога, могут достаточно эффективно продолжать развитие речи детей, закреплять у них речевые навыки.

Основная работа по развитию речи проводится в образовательном процессе, когда обеспечивается отработка речевого материала в определенной системе.

Занятия по развитию речи носят комплексный характер, различные направления работы могут иметь место на одних и тех же занятиях.

Требования к речи, представленные в данном разделе (к ее объему, качеству воспроизведения, использованию разных форм речи) должны учитываться и выполняться на занятиях по всем образовательным областям программы и в быту.

Приобщение глухих детей к культуре чтения литературных произведений.

Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию. Стимулируют детей к самостоятельному чтению.

В процессе обучения чтению глухих детей решаются задачи: овладение глобальным и аналитическим чтением; обучение технике чтения и осмыслению прочитанного; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; воспитание отношения к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.

Глухим детям взрослые позволяют отвечать на вопросы, высказываться не только словесно, но и используя различные невербальные средства (мимику лица, жестикуляцию, позы и т.п.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения глухими детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например, разнообразных табличек, плакатов и картин, рассказов в картинках, а также других материалов.

Художественная литература, благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности, позволяет глухому ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, пробуждает в нем интерес к взаимоотношениям героев между собой, учит видеть связь  чувств и действий персонажей с образами природы.

Предлагаемый для чтения материал должен соотноситься с речевыми и возрастными возможностями детей, быть интересным и привлекательным по оформлению, посильным с точки зрения навыков зрительного восприятия и техники чтения. Важно учить глухих детей понимать смысл прочитанного. В связи с этим при работе с текстами следует широко использовать его инсценирование, обыгрывание.

Языковой уровень предъявляемого для чтения текста предусматривает изложение содержания в основном известными по значению словами, фразами и типами высказываний. Тексты для чтения выбираются в определенной степени адаптированными, но они должны приближаться к известным образцам детской художественной литературы (например, сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Азбука» Л.Н. Толстого, книги для детей К.Д. Ушинского). Целесообразно использовать книги, специально разработанные для обучения чтению глухих дошкольников (Б.Д.Корсунская «Читаю сам» (1-3 книги). Тексты должны нести воспитательную нагрузку без прямых поучений и дидактического нажима. Читая любой текст, ребёнок косвенно, через взаимоотношения действующих лиц и их поступки, должен учиться доброте, взаимопомощи, трудолюбию, полезным делам.

 

Художественно-эстетическое развитие

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней  должно быть направлено на создание условий для:

- развития интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Развитие у глухих детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества.

Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у глухих детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Детей важно знакомить с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривать иллюстрации в художественных альбомах, организовывать экскурсии на природу, в музеи, обращаться к другим источникам художественно-эстетической информации.

Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Должны быть созданы возможности для творческого самовыражения детей. Важное значение имеет поддержка инициативы, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Рекомендуется вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогать осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

Основные задачи занятий изобразительной деятельностью в рамках Примерной адаптированной программы заключаются в формировании изобразительной деятельности детей и использовании её в качестве средства сенсорного воспитания, формирования представлений, эстетического воспитания, развития речи, детского творчества; приобщения к изобразительному искусству. Перечисленные задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по лепке, рисованию, аппликации, по ознакомлению детей с произведениями искусства.

На всех этапах обучения важно привить глухим дошкольникам интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание заниматься.

На всем протяжении обучения идут уточнение и обобщение восприятия предметов и их свойств, формирование представлений о них; совершенствование восприятия произведений искусства, формирование оценочного отношения к ним; усвоение приемов и навыков изобразительной деятельности; усвоение речевого материала. Поощряется самостоятельное конструирование, рисование вне занятий.

Основными методами работы являются создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому предмету, явлению; показ при формировании навыков и умений; руководство анализом образца, обследованием предмета, наблюдением за событиями при формировании самостоятельной изобразительной деятельности детей; обобщение результатов обследования, оформление в слове. Соединение результатов восприятия с их словесным обозначением создает чувственную основу слова, позволяющую ему вызвать (актуализировать) представления о предметах, их свойствах и отношениях, не воспринимаемых в данный момент, передавать информацию о незнакомых предметах и явлениях на основе актуализации представлений о знакомых свойствах и отношениях. Поэтому основная группа слов, подлежащих усвоению на занятиях по изобразительной деятельности, – слова-названия изображаемых предметов, их свойств и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Вторая группа – слова-названия материалов, орудий изобразительной деятельности, действий, которые ребенок производит, осуществляя деятельность.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся воспитателем.  

Музыкальное воспитание находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития глухих детей, решаемыми специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.

Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей.

 

Физическое развитие 

Содержание образовательной области «Физическое развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней  должно быть направлено на создание условий для:

– становления у глухих детей ценностей здорового образа жизни;

– совершенствования двигательной активности глухих детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте.

Становление у глухих детей ценностей здорового образа жизни

Представления о здоровом образе жизни у глухих дошкольников на все этапах коррекционно-образовательной работы формируются с учётом возможностей дошкольной образовательной организации, компенсирующей или комбинированной направленности групп, а также особенностей здоровья и индивидуально-типологических особенностей развития глухих детей.

Основным направлением профилактической работы всего коллектива дошкольной образовательной организации является профилактика нарушений сенсомоторной сферы глухих детей. Кроме того, пристального внимания взрослых требует профилактика травм, опорно-двигательного аппарата, так как часто эти дети ослаблены и страдают моторной недостаточностью.

Основные задачи коррекционно-образовательного обучения: сохранение и укрепление физического и психического здоровья глухих детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Кроме того, при организации работы в данной образовательной области учитываются местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные изменения в природе.

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни отражают две линии оздоровительной работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.

Совершенствование двигательной активности глухих детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте.

Особое внимание необходимо уделять развитию у глухого ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка, развитию основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания), крупной и мелкой моторики, коррекции моторного и физического развития.

Для удовлетворения естественной потребности глухих детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения дошкольной образовательной организации, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на развитие умственных способностей глухого ребёнка. Выполнение различных упражнений по развитию мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи глухих детей. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, включаются в занятия сурдопедагога и воспитателя. Они проводятся в часы, отведённые для игр, и во время прогулок. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия.

Физкультурные занятия сопровождаются речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий, которые с ними будут производиться. Постепенно усложняясь и увеличиваясь в объеме, речевой материал должен, однако, носить вспомогательную функцию и использоваться не в ущерб основным задачам физического воспитания. Физическое воспитание глухих дошкольников должно органично сочетаться с другими приемами и видами деятельности (фонетическая ритмика, физкультпаузы, музыкальные занятия, трудовое обучение), а также с организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельностью детей.

  1. Коррекционная часть

Программа коррекционно-развивающей работы с глухими детьми предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание коррекционно-педагогической работы в целом позволяет обеспечить разностороннее развитие глухих дошкольников: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Цели программы коррекционно-развивающей работы с глухими детьми:

– выявление особых образовательных потребностей глухих детей, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;

– осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи глухим с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ПМПК;  

– возможность освоения глухими детьми адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

        Задачи деятельности дошкольной образовательной организации, реализующей программу коррекционно-развивающей работы с глухими детьми:

– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств глухих детей;

– формирование предпосылок учебной деятельности у глухих детей;

– сохранение и укрепление здоровья глухих детей;

– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии глухих детей;

– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для глухих детей, так и для их нормально развивающихся сверстников, родителей (законных представителей)и педагогического коллектива;

– формирование у глухих детей общей культуры.

Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми дошкольного возраста должно учитывать уровень общего и речевого развития ребенка, наличие дополнительных нарушений развития и включать:

- развитие речи;

- развитие слухового восприятия;

-  формирование у глухих детей всех компонентов устной речи.

Развитие речи глухого ребенка обеспечивает формирование у него умений и навыков  понимать и употреблять в речи материал, постоянно используемый в быту, на различных занятиях; задавать вопросы и отвечать на них, понимать и выполнять поручения, составлять простые предложения по картинке или демонстрации действий, составлять небольшие рассказы с опорой на картинки.

Развитие слухового восприятия у глухого ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейщих характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

Содержание коррекционно-развивающих, реабилитационных занятий должно способствовать развитию полисенсорного развития глухого ребенка.

Для глухих дошкольников деятельность по развитию слухового восприятия связана с обучением различению при конкретном наглядном выборе и опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления.

Формирование у глухих детей всех компонентов устной  речи должно быть направлено на достижение следующих ориентиров:

- активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения;

- усваиваются значения и накапливаются слова;

- происходят вызывание, закрепление и дифференциация звуков;

- развиваются речевое дыхание и голос;

- формируются навыки членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;

- появляется потребность в устном общении.

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателей группы реализуется

- в процессе образовательной деятельности с детьми (занятия),

- в ходе режимных моментов,

- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,

- в процессе взаимодействия с семьями детей.

Образовательный  процесс  строится  вокруг  одной  лексической  темы,  что  дает  большие  возможности  для  развития  детей и коррекции речевой деятельности.  Тематический подход  помогает организовать информацию оптимальным способом. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах активности.                                      

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

дата

тема

1 сентября – День знаний

1.

02.09-06.09

Здравствуй детский сад (диагностика)

2.

09.09-13.09

Мои новые друзья / (диагностика)

3.

16.09-20.09

Кто работает в детском саду?

4.

23.09-27.09

Осенние настроения  

октябрь

1.

30.09-04.10

Уборка урожая (овощи)

2

07.10-11.10

Уборка урожая (фрукты)

3

14.10-18.10

Царство деревьев

4.

21.10-25.10

Лесные богатства (грибы, ягоды)

5.

28.10-01.11.

Птичий двор

ноябрь

1.

05.11-08.11

На ферме (домашние животные и их детеныши)

2.

11.11-15.11

Обитатели леса (дикие животные и их детеныши)

3.

18.11-22.11

Подводный мир

4.

25.11-29.11

Путешествие в жаркие страны (животные юга)

декабрь

1.

02.12-06.12

Путешествие в холодные страны

2.

09.12-13.12

Зима.

3.

16.12-20.12

Зимующие птицы.

4.

23.12-31.12

Зимние чудеса.

январь

1.

09.01-10.01

Зимние забавы. Зимние виды спорта.

2.

13.01-17.01

Одежда.

3.

20.01-24.01

Головные уборы

4.

27.01-31.01

Обувь

февраль

1.

03.02-07.02

Человек

2.

10.02-14.02

Профессии всякие нужны, профессии всякие важны

3.

17.02-21.02

Наша армия сильна!

4.

25.02-28.02

Профессии всякие нужны, профессии всякие важны

март

1.

02.03-06.03

Весна в окно стучится. Мамин праздник

2.

10.03-13.03

Моя семья

3.

16.03-20.03

Скворцы прилетели!

4.

23.03-27.03

Посуда

апрель

1.

30.03-03.04

Продукты питания

2.

06.04-10.04

Этот загадочный космос

3.

13.04-17.04

Транспорт. Правила дорожного движения / (диагностика)

4.

20.04-24.04

Мебель / (диагностика)

5.

26.04-30.04

Мой дом, мой город

май

1.

05.05-08.05

Мой край, моя страна. День Победы

2.

13.05-15.05

В мире солнца и цветов

3.

18.05-22.05

В гостях у Мухи-цокотухи (насекомые)

4.

24.05-29.05

Здравствуй, лето!/

До свидания, детский сад!

           

Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

 

Содержание коррекционно-развивающей работы музыкального руководителя

На фронтальных занятиях музыкальный руководитель использует музыкально-дидактические игры, упражнения на постановку диафрагмально-речевого дыхания, развитие координации движений, развитие общей и мелкой моторики, развитие эмоциональной сферы, развитие просодической стороны речи, музыкотерапию.

Содержание коррекционно-развивающей работы инструктора по физической культуре

На фронтальных занятиях используется дыхательная гимнастика, коррегирующие упражнения, упражнения и игры на развитие крупной и мелкой моторики, коррекцию двигательных навыков.

 

2.3 Воспитательная часть

Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры с ребёнком с ОВЗ

Типы событийной проекции

В детском саду

В семье

Функциональная проекция

Педагог предлагает ребенку для игры целостное сюжетное событие, побуждает найти предметы-заместители, необходимые для развертывания сюжета

Родители используют:

– условные, обезличенные фигурки персонажей, которые можно использовать в соответствии с конкретным сюжетным событием;

– различные печатные игры, в которых ребенок соотносит реальные, фотографические изображения предметов с условными изображениями

Ролевая проекция

Педагог демонстрирует ребёнку развернутые модели ролевого поведения:

– начинает игру с обозначения ролевого персонажа;

– втягивает в игру ребёнка, давая ему дополнительно роль, стимулирует и поддерживает его игру с другими детьми;

– подключается к игре ребёнка, подбирая себе подходящую по смыслу дополнительную роль;

–организовывает коммуникативные игры с другими детьми

Родителям предлагается использовать:

художественные произведения (сказки, стихи и др.) с ярко выраженным ролевым поведением персонажей. Взрослый читает ребенку литературные произведения и изготавливает вместе с ним фигурки знакомых персонажей. С игрушками родители могут   разыграть сказку, используя при этом ролевой диалог разговор»)

Пространственная

проекция

Воспитатели обеспечивают наличие в групповом помещении готовых политематических маркеров игрового пространства, демонстрируют детям способы изготовления игровых маркеров из подручных средств («самолет», «автомобиль» из стульев и др.)

Родители изготавливают и используют для игры с ребенком маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Ребёнок с ОВЗ совместно с детьми группы

Функциональная

проекция

Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки-предметы кооперирования (например, в игре, связанной с «ездой на машине» можно предложить «гаечный ключ», появление нового предмета спровоцирует новое событие – «поломку автомобиля»)

-

Ролевая проекция

Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречи основного персонажа и дополнительного, что стимулирует ролевую коммуникацию

Родители знакомят ребёнка с художественными произведениями с ярко выраженными ролями основного и дополнительных персонажей. Также, используют  плоскостные фигурки, поделки, которые побуждают детей скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям.

Пространственная

проекция

Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета

Родители совместно с ребёнком изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками

Организация игр с правилами для ребёнка с ОВЗ  и семье

Тип компетенции играющего

В детском саду

В семье

Игра на физическую компетенцию

Игра с параллельными действиями играющих (ребёнок выполняет одинаковые действия по сигналу взрослого).

 Игра с последовательными совместными действиями.

Игра на удачу    

Лото, домино. Игры осуществляются с участием взрослого. Он демонстрирует ребёнку ценность выигрыша, знакомит с характеристиками игры.

Игры в лото, домино с поочередным обменом карточками с логически связанными изображениями («парочки»)

2.4. Взаимодействие участников образовательного процесса

Образовательная область

Ребенок

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями.  

Познавательное развитие

В работе участвуют воспитатели, учитель-логопед, дефектолог.  Они   выбирают адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка и этапа коррекционной работы.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели   при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Художественно-эстетическое развитие

 Осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель

Физическое развитие

Работу осуществляет инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников

2.5 Взаимодействие с семьей ребенка.

Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Задачи:

– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.

– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности

Соответствует плану группы.

 

  1. . Режим дня

Соответствует режиму группы.

3.3 Создание специальных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Воспитатель, дефектолог

Устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках

подгрупповая, индивидуальная

20 мин

учитель-логопед

Коррекция всех компонентов речевой деятельности

подгрупповая, индивидуальная

20 мин

Специальные условия организации образовательного процесса

Временной режим

соответствует режиму группы

Организация предметно-пространственной среды

- предметно-развивающая среда для стимулирования общего

и речевого развития ребенка;

- физическая и психологическая безопасность.

Организация рабочего места

-  расположение рабочего места в зоне постоянного внимания педагога;

- соблюдение охранительно-педагогического

 и сурдологического  режима

- использование специальных приложений и дидактических материалов, рабочих тетрадей, обеспечивающих реализацию АОП;

- применение специальных дидактических материалов для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, грамматического строя речи, артикуляционной моторики;  

- включение альтернативных средств коммуникации: графических печатных изображений и электронных средств.

- применение специальных сурдотехнических средств и носителей (компьютеры, магнитофоны, слайды и тп.)

  1. Расписание индивидуальных занятий со специалистами

Учитель-логопед -  Пн, СР – 9.50-10.10

Дефектолог – Вт, Чт -  9.50-10.10

 

3.5 Методическая обеспеченность

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.

Полный перечень методических материалов и средств обучения и воспитания см. АООП МАДОУ ДСКН №5 г.Сосновоборска.

3.6 Мониторинг результатов освоения АОП 

Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется воспитателем в процессе их реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.

Мониторинг для обучающегося проводится воспитателем 2 раза в год. В сентябре проводится диагностика  ребенка с целью выявления соответствия  развития ребенка   интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В апреле-мае с ребенком проводится, промежуточная диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу определенного года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Лето для ребенка с нарушением речи

Рекомендации родителям...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Ребенок с нарушением речи в семье

Ребенок с нарушением речи в семье...

Зачем ребенка с нарушением речи лечить у невролога

- Ваш ребенок плохо говорит? Ребенка необходимо показать логопеду! К сожалению, подобное утверждение звучит все чаще и чаще. Какова же причина речевых нарушений, почему с каждым годом детей с нарушени...

Консультация для родителей на тему: "Как помочь ребенку с нарушением речи (ЗССС)?"

Консультация для родителей на тему: "Как помочь ребенку с нарушением речи (ЗССС)?"...