Конспект "В гости к индейцам" старший возраст.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Баранова Оксана Аркадьевна

Конспект  совместного занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом  для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "В гости к индейцам".27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Совместимое интегрированное занятие для детей с ТНР

                                                                 Баранова Оксана Аркадьевна,                      

                                                                         педагог-психолог;      

                                                                         Смородинова Татьяна Александровна

                                                                         учитель-педагог

                                                                         МБДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары

    Психические процессы (внимание, воображение, память, мышление, целенаправленное поведение, моторика)  развиваются у ребенка при непосредственном участии речи. У дошкольников с тяжелым нарушением речи (ТНР) речевые нарушение чаще всего сочетаются с нарушениями психических функций: вербальная память и продуктивность запоминания; низкий уровень восприятия и воображения; неустойчивость или ограниченные возможности распределения внимания, в развитии словестно-логического мышления; нарушения общей мелкой,  мимической и артикулярной моторики. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, низкая познавательная активность, трудности в общении, низкая регуляция произвольной деятельности. Дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.

     Тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.

     Чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми с  ТНР была эффективной, важно, чтобы учитель-логопед и педагог-психолог работали во взаимодействии.

 

Интегрированное занятие  

для старших дошкольников с ТНР

 «В гостях у индейцев»

Цель занятия:

  • скорректировать  высшие  психологические функции детей;
  • развитие слухового внимания;
  • научить детей классифицировать домашних и диких животных;
  • развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, сформировать умение употреблять предлоги;
  • развивать зрительную память, логическое мышление, сформировать умение определять признаки предметов, оттенки основных цветов;
  • снизить психоэмоциональное  напряжение;

Оборудование:

  • массажные коврики,
  •  ковер,
  • столы,
  • фотографии обезьян с различными эмоциональными проявлениями (радость, печаль, удивление, страх, злость, ….); карточки с дикими и домашними животными и птицами (пор 12 шт.); карточки, расчерченные на 9 ячеек (по количеству детей); оборудование для песочной терапии (мелкие фигуры животных и птиц); пеналы с геометрическими фигурами; карточка с нарисованным узором и 6 геометрических фигур; карточки огненных цветков (бумажная аппликация цветков с лепестками разной геометрической формы и цвета), аквагрим, салфетки, жевательный мармелад.

Музыкальное сопровождение:

  • звуки леса
  • музыка для релаксации.

Вступительная часть

Дети заходят зал под музыку (звуки леса),  становятся в круг.

       

Педагог-психолог:  Добрый день, дети. (Дети здороваются)

Учитель логопед:  Здравствуйте дети.

Педагог-психолог: Ребята, слышите как ветер шумит, как листья шуршать. Это звуки волшебного леса. А хотите мы совершим путешествие в этот загадочный лес. (Дети отвечают)

Учитель логопед: Тогда вперед!!! Но с начало нам надо попасть туда. А для этого мы должны пройти несколько испытаний.

Педагог-психолог: Ребята, вы готовы к испытаниям? Тогда вперед!!!

Учитель логопед: Первое задание –это стать частью леса. Мы тоже должны шуметь как лес. Послушайте какие звуки издает лес?  Ш-Ш-Ш; У-У-У; И-И-И; Э-Э-Э……

(дети повторяют); Молодцы ребята. С первым заданием справились.  А теперь второе задание:

Педагог-психолог: В лесу много кочек и узких тропинок. Мы должны пройти по ним.  (По тропе здоровья-массажным коврам).  И со вторым задание мы справились. Вот мы и в волшебном лесу.  

Деревня обезьян.

Цель-расширить опыт в понимании и выражении эмоций с помощью мимики.

Педагог-психолог (показывает фотографии обезьян, которые висят на стенде)

-  Дети, кого вы видите на фотографии? Какие это обезьяны (веселые, грустные, задумчивые, удивленные, …..)

- Правильно, это фотографии жителей деревни обезьян. Как вы думаете, что чувствуют жители этой деревни? У всех ли одинаковое настроение? (дети отвечают) как вы догадались?  

- Что надо нарисовать на этом лице, чтобы показать радость? На этом грусть?  Испуг…..

(Примечание: в ходе выполнения заданий подведите детей к выводу, что настроение и чувства выражаются с помощью мимики: улыбки, наступления бровей, выпученных глаз, открытого рта)

Учитель логопед:

- Друзья, предлагаю на время превратиться в жителей этой деревни, сделаем гимнастику.

Обезьянка

Язык на нижней губе, руками держатся за мочки ушей

Улыбнулись

Улыбка

И немного потянулись

Руки в сторону, губы - хоботком

Удивились

Брови потянули

Рассердились

Брови опустили, губы поджали

Посмотрелись

Один глаз открыт, другой закрыт

Огляделись

Повернулись вокруг себя

И увидели кокос

Щеки надуты

Почесали себе нос

Наморщили нос

Пожевали

Круговые движения губами

Проглотили: «Все пока!!!»

Глотательные движения

Педагог-психолог:

- Ну а мы с вами отправимся в гости. Нас пригласил к себе храбрый охотник. Но чтобы добраться к нему нам придется пройти по тропе страха. Наступает сумерки, становится темно. (Дети с закрытыми глазами под музыку проходят по «дороге здоровья») молодцы ребята. Вот мы с вами в пещере храброго охотника.

«В пещере храброго охотника»

Дети  учатся классифицировать диких и домашних животных, птиц.

(Дети работают за столом. Каждому ребенку раздают карточки (по 12 шт.) по 3 карточек домашними животными, с дикими, с дикими птицами и домашними птицами)

Учитель логопед:

- Ребята, у каждого из вас есть трофеи храброго охотника. Но ваши трофеи все перемешались. Ваша задача-распределить все по группам: домашние животные, дикие животные, дикие и домашние птицы. Всего четыре группы.

(Примечание: каждому ребенку задавайте вопросы и выясните кто изображен на рисунке, и к какой группе он относиться.)

Игра «Кто где живет?»

В противоположных углах зала располагаются макеты леса и дома. В центре зала-дикие, домашние животные и птицы. Задача детей-взять любое животное или птицу и отнести в дом или в лес и объяснить свой выбор.

«Мудрый шаман»

Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, сформировать умение употреблять предлоги.

Педагог-психолог: (дети сидят за столом с теми же карточками + карточка расчерченная на 9 ячеек)

- Поиграем еще с вашими трофеями?

-Положите карточку с 9 ячейками перед собой;

-Возьмите карточки с домашним животным и положите в нижний левый угол;

-Возьмите карточки с дикой птицей и положите в верхний правый угол;

-Возьмите карточки с диким животным и положите в верхний левый угол;

-Возьмите карточки с домашней птицей и положите в нижний правый угол;

-Возьмите карточки с домашней птицей и положите в середину;

(Примечание: Контролируйте, как дети выполняют задания,-задавайте наводящие вопросы, например- где лежит домашняя птица, -что у тебя в верхнем правом углу?…..)

Игры с песком (Необходим макет елки и мелкие игрушки животных)

Учитель логопед:

- Пламя «Белый орел» лети ко мне!

- Света, птицу положи на песок.  (ребенок ставит птицу  на песок)

- Ваня, положи змею в песок;

- Лена, положи гриб под елку;

- Ваня, возьми с елки шишку;

- Света, спрячь медведя за елкой;

- Игорь, посади лису перед елкой;

- Катя, вытащи змею из песка;

(Далее учитель-логопед задает вопросы)

-Света, где птица?

- Ваня, куда ты положил змею?

-Катя, откуда ты достала змею? (Я взяла змею из песка)

-Света, ты куда положила птицу? (Я положила птицу на песок)

-Лена, где гриб? (Гриб растет под елкой)

-Света, где стоит медведь?  (Медведь стоит за елкой)

-Игорь, лиса где стоит?  (Лиса стоит за елкой)

          -Ваня, ты откуда снял шишку? (Я снял шишку с елки)

- Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

Педагог-психолог:

- Многие народы с древних времен украшают свою одежду, посуду, жилище разными фигурами и узорами.

Сейчас мы превращаемся с вами в пещерных художников.

Садитесь на ковер. (Дети садятся на ковер)

 Я вам показываю карточку с узором, посмотрите на нее и запомните. Все запомнили? А теперь разложите из своих карточек точно такую же. (Раздает разные геометрические фигуры разной формы и цвета)

-Молодцы, все запомнили. А сейчас вы будете делать свои узоры. Каждый из вас раскладывает свой узор.

- Вот и наши огненные цветы. Посмотрите, какие они? Одинаковые или разные? Расскажите каждый про свой цветок: какого цвета и какой формы у него лепестки.

Учитель логопед:

- Ребята, какие вы молодцы. Вы почти что индейцы из племени «Майя». Осталось только одно-боевая раскраска. Каждое племя имеет свою боевую раскраску. Сейчас вы будете разрисовывать сами себя. (Дети сидят за столом. Педагог раскладывает на столах аквагрим и  салфетки.)

Пальцем правой руки возьмите белую краску и нарисуйте круг на правой щеке;

пальцем правой руки возьмите белую краску и поставьте точку на левой руке;

пальцем правой руки возьмите красную краску и нарисуйте круг на левой щеке;

пальцем правой руки возьмите красную краску и поставьте точку на подбородке.

-А теперь посмотрите на себя, у всех получилось правильно? Это боевая раскраска племени «Огненный цветок».

Правда здорово!!!Теперь вытирайте руки и ложитесь на ковер.

  (Включается музыка)

Педагог-психолог:

-Закройте глаза….Расслабьтесь…..Вы спокойны, вам хорошо, приятно…. Поднимите руки вверх….. Разведите в сторону….. Опустите их на ковер…. Ладони раскрыты.

 (Учитель-логопед кладет каждому ребенку в руки жевательную мармеладку)

 Глубоко вздохнули….выдохнули… сели и поели.

Подведение итогов:  

Учитель логопед:

-Давайте вспомним: 

Где мы побывали? (У мудрого шамана, в пещере храброго охотника)

Что мы делали? (Показывали обезьян, рисовали на лице, делили добычу)

Педагог-психолог:

- Ребята, давайте еще раз встанем в круг. Возьмитесь за руки.

Поблагодарите друг друга за участие, помощь. Взаимовыручку. Сегодня вы были очень дружными, послушными и смелыми! На этом наше путешествие закончилось. Нам надо возвращаться в сад. Мы должны пройти обратно по  кочкам  и тропинкам, послушать и изобразить звуки леса и  вы в садике. (Дети возвращаются в сад)

 

           Использованная литература:

  1. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 1994.
  2. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001 г.
  3. Шкуркина, О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. И. Шкуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018 г.— № 27 (213).
  4. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. - М., 1982 г.
  5. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом с использованием макетов, схем и дидактических игр на тему: «Федора Егоровна ждёт гостей» (средний дошкольный возраст)

Закрепить умение узнавать и называть предметы посуды; закрепить навыки этикета за столом и КГН; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол.Р...

Конспект занятия по обучению связной речи "В гостях у Смешариков". Возраст 6-7 лет.

Конспект занятия по обучению связной речи "В гостях у Смешариков". Возраст 6-7 лет....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности рисование и социальный мир Тема: «В гостях у хохломы» Возраст 5-6 лет.

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности рисование и социальный мирТема: «В гостях у хохломы»Возраст 5-6 лет....

"Викторина "В гостях у сказки ". Возраст: 3-4 года.

https://vk.com/wall-194162895_6 "Викторина "В гостях у сказки ". Возраст: 3-4 года....

Конспект интегрированной организованно-образовательной деятельности по творчеству поэта Г.Тукая и композитора Ф.Яруллина "Шурале у нас в гостях" (старший дошкольный возраст)

Данный материал относится к образовательной области - художественно-эстетическое развитие, где плавно сочетаются чтение художественной литературы, музыка и художественное творчество.Связующим звеном я...

План интегрированной деятельности детей в летний период "У бабушки в гостях". Младший дошкольный возраст.

Интересное, увлекательное путешествие детей  к бабушке в гости. В деятельности дети закрепляют свои умения раскашивать, клеить. Деятельность проходит легко и весело, так как происходит смена деят...