Конспект непосредственной образовательной деятельности рисование и социальный мир Тема: «В гостях у хохломы» Возраст 5-6 лет.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Смородина Алена Владимировна

Конспект непосредственной образовательной

деятельности рисование и социальный мир

Тема: «В гостях у хохломы»

Возраст 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству народного промысла – «Хохлома» в старшей группе.

Тема занятия: «В гостях у Хохломы»

Цель:

- развивать интерес детей к народному декоративно –прикладному искусству; художественное творчество в декоративном рисовании.

Задачи:

      Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы

 рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Совершенствовать умение рисовать концом кисти; выполнять узор в

определённой последовательности.

      Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма

 и композиции. Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде,

особенностях её росписи.

     Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании

хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Оборудование: Мультимедиа, магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью; таблицы элементов росписи, кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, шаблоны чаш, (на каждого ребенка)

Ход:

-  Здравствуйте, ребята!

   Здравствуйте, друзья!

   Всех вас видеть очень рада я!

- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

- Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

  Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым

  Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

  А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в   дивный, волшебный мир

  Хохломы, мир музыки и ярких   красок.

- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт  

  пять откройте.

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.

У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается, это совсем непросто.

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1.  Вытачивание изделий на станке из дерева.

2.  Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3.  Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4.  Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5.  Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Расписывают.

7.  Покрывают изделие специальным лаком, ставят в печь.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, золотой, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики. А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: Заимствуют у природы – ягодки, веточки, листки, травка.

ПРОВОДИТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ-КА!»

А сейчас мы с вами поиграем.

Я буду показывать вам различные

элементы хохломской росписи, а вы

должны будите правильно их назвать.

Согласны? (Да!).

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши чаши, что лежат у вас на столах.

 

Рассматриваем узор на образце. Наверху и снизу чаша украшена каймой.

Из чего состоит узор? Какой используется цвет? (желтый и красный)

       Ответы детей: из ягодок, листочков, завитков, усиков, травинок.                          Все это нарисовано на изогнутой ветке (круиле). Ягодки, листочки расположены на круиле по три, между ягодками и листочками нарисованы завитки и травинки на всем свободном месте.

Показ рисования узора: сначала мы проведем кайму снизу и сверху, затем проводим вдоль чаши изогнутую линию. Затем рисуем на линии ягодки и листочки по три: ягодки рисуем концом кисти рисуем круги потом закрашиваем красной краской, листочки способом примакивания кисти к бумаге желтым цветом. Завитки и травинки рисуем концом кисти. Ведущая линия круиль заканчивается ягодками.

       Сейчас мы с вами приступим к росписи наших чаш. Сначала проведем кайму сверху и снизу затем изогнутую линию. Пока наши работы подсохнут мы с вами отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты

                                            туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через                  

                                          стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через

                                          стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через

                                         стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через        

                                        стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты  

                                        туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через

                                          стороны опустить вниз).

     Ребята мы с вами отдохнули и можем продолжать свою работу, закрепляем что будем рисовать. Дети под русскую народную музыку продолжают расписывать чаши. В процессе работы воспитатель оказывает помощь. Организуется выставка.

  Посмотрите, какая чудесная получилась посуда яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.

                     Красотой Руси полна

                     Золотая Хохлома!

                    Ты строга, нетороплива, величава и игрива

                    Ты любовью рождена,    

                    Мастерством одарена.

                    Душу русскую неси,

                    Из глубин святой Руси.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 2 г. Приморска

Конспект непосредственной образовательной

деятельности рисование и социальный мир

Тема: «В гостях у хохломы»

Возраст 5-6 лет.

Воспитатель: А.В. Смородина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у бабушки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).

Образовательная область «Коммуникация».Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).Интеграция образовательных областей: Комм...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольной разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.Материал интересен и полезен для воспитателей ДО....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей. Тема: «В гостях у сказки» старший дошкольный возраст

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие»,«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема:" В гостях у Водяного"...