Игровые приемы в коррекционной работе учителя-логопеда
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

Игровые приемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые приемы17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы в коррекционной работе учителя-логопеда

        В ежедневной коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, приходится сталкиваться с необходимостью разнообразить рутинность повторения одних и тех же упражнений игровыми приемами для поддержания положительного настроя дошкольника и желания их выполнять.

        Дети-логопаты часто имеют ряд особенностей восприятия, неустойчивое внимание, быструю утомляемость, что требует использование разнообразных игровых приемов.

        Дошкольникам близок фольклор: сказки, загадки, потешки, игры. Их и надо широко использовать в коррекционной работе. Каждая неделя  в учебном плане имеет название – лексическую тему. Они подбираются с учетом возраста дошкольников, уровня их развития и возможностей. В соответствии с названием лексической темы, можно подобрать и сказку для рассказывания детям. Например, если тема недели «Овощи» или «Фрукты» подходит сказка «Репка». С одной сказкой можно работать неделю или две. Зависит это от возможностей детей.

        На первом этапе – нужно вспомнить с детьми сказку. Вариантов несколько:

  • педагог рассказывает сам по иллюстрациям или картинкам;
  • дети слушают аудио запись сказки;
  • по опорным сюжетным картинкам дети вспоминают сказку с помощью педагога или самостоятельно;
  • педагог рассказывает сказку, используя фланелеграф;
  • дети просматривают мультфильм по сказке, затем обсуждают содержание со взрослым;
  • педагог показывает кукольный спектакль по сказке.

На следующем этапе – дети запоминают содержание сказки, повторяя ее в играх и упражнениях:

  • выкладывают героев сказки по порядку (по мере появления), используя фланелеграф или серии сюжетных картинок;
  • пересказывают сказку, выставляя героев на столе (настольный театр);
  • используя пальчиковый театр или театр рукавички, говорить за героев сказки;
  • разыграть сказку, надев маски-шапочки;
  • театрализованная игра или драматизация сказки.

Параллельно идет работа над просодикой, выразительностью речи, мимикой.

«Забавные кубики»

  • На стороны кубика приклеить картинки с условным изображением артикуляционных упражнений для свистящих, отдельно для шипящих и других групп звуков. Взрослый сообщает детям, что занятий сегодня не будет, будут только игры. Предлагает каждому ребенку по очереди бросить кубик и поиграть с язычком.
  • Для развития мимики – наклеить  изображения лиц веселых, грустных, испуганных, удивленных, хитрых, злых. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Кто лучше передаст настроение». Ребенок бросает кубик, а потом показывает. Другой вариант - дети разбиваются на пары и один бросает кубик, а другой показывает, потом наоборот. Выбираются лучшие пары.
  • После того, как дети научатся выполнять несколько дыхательных упражнений, можно так же использовать кубик. Для выработки длительного выдоха – на гранях кубика можно написать буквы А, О, У, И, Э, Ы. ребенок бросает кубик, а затем выполняет упражнение самостоятельно или вместе с педагогом.
  • Дети кидают кубик с точками от 1 до 6. На столе лежат карточки с героями пройденных сказок. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка». К каждой сказке прикреплена цифра или точки от 1 до 6. Дети пересказывают сказку под тем номером, что выпал на кубике. Для облегчения модно использовать сюжетные картинки по сказкам, фланелеграф, книжки с иллюстрациями, настольный театр.

«Загадки и отгадки»

  • Взрослый загадывает загадки по лексической теме  или о героях определенной сказки, изучаемой в данный момент. Перед тем как это сделать, необходимо сообщить детям о ком или о чем будут загадки. Отгадавший, получает картинку с изображением отгадки или игрушку, разрезную картинку, обводку или другое поощрение.
  • Для детей младшего или среднего возраста можно предварительно показать картинки с отгадками, затем убрать и только потом загадывать. Тем самым очертить круг отгадок и способствовать развитию зрительной памяти.
  • Для детей старшего возраста можно усложнить задачу, сообщив, что отгадки находятся здесь в комнате, но расставлены в разных местах (предметы или игрушки). Другой вариант – ребенок не называет отгадку, а показывает, изображает, например, волка или лису. А остальные отгадывают.

«Угадай героя сказки»

  • Как в игре «Чудесный мешочек» нужно угадать на ощупь героя сказки (игрушку).
  • Как в игре «Угадай по описанию» ребенок описывает героя определенной сказки, остальные отгадывают.
  • «Угадай по головному убору или маске-шапочке». Дети разбиваются на группы, договариваются о том, какую сказку будут загадывать, подбирают атрибуты, одевают на себя и показываются своим товарищам. Дети называют героев и сказку. Затем загадывают сами.
  • «Угадай по голосу героя сказки». Дети по очереди показывают героев той или иной сказки, изображая пантомимикой и голосом. Другой вариант – когда ребенок за ширмой, только голосом передает характерные звуки, слова или черты героя сказки.
  • «Разыграй сценку из сказки». Дети парами договариваются какую сценку из какой сказки будут показывать. Отбирают необходимые атрибуты, маски, шапочки  и играют сценку. Остальные дети отгадывают. Другой вариант – дети вытаскивают карточку с отрывком из сказки, ее и разыгрывают.

        «Телевизор»

  • Дети играют в дикторов телевидения и передают новости или прогноз погоды. Для этой игры необходимо сделать из большой коробки телевизор, вырезать отверстие для экрана. Взрослый объявляет детям, что сегодня мы будем смотреть телевизор. Дети располагаются по одну сторону экрана, а взрослый садится по другую и показывает пример любой передачи. Затем предлагает детям попробовать стать телеведущими.
  • Когда дети освоятся в этой игре, можно перейти к более сложному варианту – разыгрыванию диалогов, например в передачах «Здоровье» или «Спокойной ночи, малыши».
  • К праздникам дошкольники учат много стихов и песен. Можно поиграть в «Концерт», когда по очереди дети выступают по телевизору рассказывают стихи, поют песни соло или дуэтами.

«Волшебная шкатулка»

В красивую коробочку или шкатулку собирают небольшие изображения героев самых разных сказок. Дети по очереди вытаскивают картинки и изображают героев сказки или исполняют сценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.

        Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии д...

Использование методов и приемов нейропсихологии в коррекционной работе учителя-логопеда.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Детям присуще отставание в развитии дви...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».

совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию пот...