Консультации для родителей. "Особенности детей с аутистическим спектром расстройств"
консультация по коррекционной педагогике

Екатерина Скакун

Материал предназначен для родителей и педагогов, которые взаимодействуют с детьми РАС. Кто такие аутисты и какие у них есть особенности. Каким образом строить работу с детьми, какими приемами пользоваться? На эти и многие другие вопросы ответит автор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_ras_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра».

Составитель: учитель-дефектолог: Скакун Е.В.

 При аутистическом расстройстве личности отмечаются: 1) Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; 2) Нарушения способности к общению; 3) Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие: 1) Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»; 2) Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять; 3) К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается; 4) Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним; 5) Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов; 6) В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло. 7) Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства. 8) Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности. 9) Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство. 10) Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим. Особенности речевого развития многочисленны: 1.Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей 2.Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи; 3.Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита); 4.Автономность речи; 5.Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление; 6.Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы; 7.Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи. При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе. Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти. Особенности познавательного развития: Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно во спринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени. Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость. В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия. Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире. Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. Особенности организации деятельности: Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности. В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"

В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны  рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...

Консультация для родителей "Особенности питания детей в летний период"

Консультация для родителей о питании детей в летний период....

Консультация для родителей "Особенности развития детей в логопедической группе"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей к детскому саду"

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни и берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка-дошкольника. Многие из родителей волнуются, тревожатся...

Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»

Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...

консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет."Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет"Особенности развития детей  3-4 лет. Кризис 3х лет. Это очень важный период в жизни ребенка. Именно ...