Методическое объединение на тему: «Ориентировка в пространстве»
консультация по коррекционной педагогике

Срещикова София Александровна

Методическое объединение на тему: «Ориентировка в пространстве».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_orientirovka_v_prostranstve.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

                             (МАДОУ д/с «Алёнка»)

Методическое объединение на тему:

«Ориентировка в пространстве»

Выполнил:

учитель-логопед  Срещикова С.А.

2018 г.

Задания по дифференциации правых и левых частей тела

1. Показать правую руку, назвать ее. Показать и назвать левую руку..

2. Показать (взять) предмет правой (левой) рукой.

3. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правое ухо, правая нога), соотнести части тела с левой рукой и назвать их (левый глаз, левое колено).

4.Показать левой рукой правое ухо, правой рукой — левую

Обучение ориентировке в окружающем пространстве

После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводятся упражнения наопределение направлений в пространстве. Для этого целесообразно использовать игру «Куда пойдешь, что найдешь?» Цель ее — упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений.

Особенно трудным для дошкольника является определение правых и левых частей тела у человека, сидящего или стоящего напротив, потому что в этом случае ребенку нужно мысленно представить себя в другом пространственном отношении. Для лучшего усвоения следует специально над этим работать.

Обучение восприятию пространственных отношений

между предметами

Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

Специальная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

В связи с этим коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение, имеющих выраженное конкретное значение: «в», «на», «под». Затем отрабатываются предлоги «за», «к», «от», «по», «с», «около», «над», «через» и др. При этом уточняются и дифференцируются различные значения одного и того же предлога.

В коррекционной работе над предложно-падежными конструкциями необходимо придерживаться следующих направлений:

1.Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

Детям объясняют, что предлог «на» — это когда предмет находится на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т.д.). Предлог «в» означает предмет внутри чего-то в столе, в шкафу и т.д.); «под» — внизу, под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.).

  1. Дифференциация предлогов в устной речи детей.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны упражнения с последовательным употреблением предлогов с противоположным значением.

Например, педагог предлагает детям «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог: «Дети идут „в" школу. Дети выйдут „из" школы». «Пальто висит „на" вешалке. Пальто сняли „с" вешалки».

  1. Формирование звуковых грамматических обобщений.

4. Осознание словесного состава предложения. (в т. ч. выделение предлогов как самостоятельных слов).

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами.

Интересным приемом является моделирование динамических пространственных отношений. На листе располагается ряд плоскостных объектов, и относительно них осуществляется перемещение одного или нескольких персонажей.

«Кошка и собака».

Па листе располагаются плоскостные конструкции: домик, забор, дерево, скамейка. Изображения персонажей-животных условны, что необходимо для их мобильности. Поэтому в игре они обозначаются с помощью деталей-заместителей: кошку изображает деталь с овалом, собаку - деталь с прямоугольником. Ребенок должен располагать персонажи относительно друг друга и плоскостных конструкций по словесной инструкции педагога, например, такой: «Кошка грелась на солнышке, сидя на скамейке, а собака сидела под скамейкой. Им стало скучно, и они решили поиграть в прятки. Кошка спрыгнула со скамейки влево. Затем она подбежала к домику и забралась на крышу с правой стороны. Собака потеряла кошку из виду. Она тоже побежала к дому и стала ее искать: сначала она посмотрела слева от домика, потом перед ним, потом - справа от него. Кошка тем временем заметила собаку и перепрыгнула с крыши на забор, затем с забора - на дерево, а с него - на скамейку. После этого кошка спряталась под скамейкой и т. п.» После каждой части инструкции, содержащей пространственный термин, делается, пауза, что дает ребенку время па определение названного положения, Это упражнение было довольно сложным, поэтому детям оказывается разнообразная помощь: повторяется инструкция, задаются наводящие вопросы и т. д.

Такого типа задания являются переходными к заданиям по обучению ориентировке на плоскости.

Обучение ориентировке на плоскости.

Как отмечалось, у детей с общим недоразвитием речи существуют определенные трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть ее центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы.

Однако, прежде чем "загонять" малыша в клеточку, нужно научить его выполнять похожие действия с помощью предметов, игрушек и собственного тела. Это те же диктаты, но не требующие точных графических действий: поставить точку в нужной мелкой клеточке — серьезная и утомительная работа и для руки, и для глаз, и для их координированных действий.

Игра «Игрушки на параде

Для игры потребуется набор небольших игрушек, которые могут устойчиво стоять на плоскости. Подойдут резиновые игрушки примерно одинакового размера.

Взрослый говорит, что игрушки готовятся к встрече именитого гостя — волшебника, кукольного мастера, какой-нибудь куклы-красавицы или нового члена их игрушечной компании. Для этого им нужно построиться. Как будут строиться игрушки, решает распорядитель встречи.

Для начала им нужно выстроиться в ряд.

Первым встанет поросенок (ребенок берет поросенка и ставит его на условную линию), второй — собачка (ребенок ставит рядом с поросенком собачку), третьим — котенок и т.д.

Чтобы усложнить упражнение, можно диктовать так: первым встанет поросенок, второй — собачка, третьим — котенок.

В этом случае ребенок должен еще и запомнить последовательность названных игрушек. Затем называют еще двух или трех персонажей. Можно проверить, сколько игрушек в заданной последовательности запоминает ребенок, и «диктовать» ряд предметов на уровне доступной ему сложности.

Когда ребенок усвоит линейное построение, можно перейти к более сложным пространственным задачам.

Например: в центре площади встанет собачка, справа от нее — котенок, слева от собачки — лисичка, перед собачкой — лягушка, сзади собачки - волк.

Более сложное построение связано с наращиванием рядов: слева от лягушки встанет цыпленок, справа от лягушки — курочка, перед лягушкой — петушок. Справа от волка — бегемотик и т.д. Еще сложнее – задание со счетом клеточек.

Игра «Игрушки в домике»

Эта игра очень похожа на предыдущую, но связана с освоением линованной плоскости. Лист бумаги расчерчивается на квадраты. Это «квартиры» для игрушек. Игрушки заселяются туда в соответствии с выписанными им «ордерами». Такая работа очень похожа на работу в тетради. Лист лежит перед ребенком, а взрослый «диктует»: слоненок заселился в клеточку в верхнем левом углу. Слева от него — тигренок.

Сначала заселение игрушек осуществляется с ориентиром на другие игрушки. Потом можно перейти к свободной «диктовке»: третья клеточка в первом ряду — здесь живет кенгуру, на две клеточки правее живет жираф и т.д.

Когда ребенок уже не делает ошибок при подобном заполнении разлинованного поля, лист бумаги можно уменьшить в размерах и клеточки сделать меньше. Можно увеличить количество клеток на листе.

В другом варианте на листе располагают рядами разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, овалы. Диктант усложняемся за счет указания фигуры: лисенок живет справа от тигренка в квадрате. Непосредственно рядом с «квартиркой» лисенка располагается круг, а квадрат — следующая за кругом фигура. Ребенок должен сориентироваться, что надо искать нужную фигуру справа, и «опознать» ее.

На занятиях по обучению грамоте можно применять следующие задания: посередине, в верхней части листа — М, слева — морковка, справа — машина; под буквой — любой предмет на букву м.

Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку, содержащие сразу два условия, поэтому полезно использовать игры на различение пространственных характеристик. Детям предлагается взять левой рукой предмет и положить его, например, на верхнюю полку. В дальнейшем выполняются задания типа «поймай бабочку (муху, жука)» в верхнем правом углу листа, в вepхнем левом углу, в нижнем правом углу, в нижнем левом (рисунок предварительно закрываются листом бумаги).

Применяют различные графические диктанты. 

В результате графической деятельности должны получиться конкретные изображения (например, «машина», «цапля», «собака», «кактус» и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия на тему: «Ориентировка в пространстве «Весна»

Конспект комплексного занятия «Ориентировка в пространстве «Весна»...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Занятие по математике на тему: "Ориентировка в пространстве"

Упражнение в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: слева, справа, между. под, и т.д. Упражнять в счете в пределах десяти. Учить называть "соседей" чисел....

ННОД по теме "Ориентировка в пространстве и во времени"

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе по теме «Ориентировка в пространстве и во времени».  Автор конспекта ННОД: Реммер Ольга ...

Тема: «Ориентировка в пространстве»

продолжать учить детей ориентироваться на странице тетради...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема «Ориентировка в пространстве» «Как в саду - садочке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема «Ориентировка в пространстве» «Как в саду - садочке»Интеграц...