Содержание коррекционной работы педагога - психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

работа психолога в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_psihologa.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Содержание коррекционной работы педагога - психолога» Выполнила: Исмаилова Д.Ж.

Слайд 2

Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Слайд 3

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Слайд 4

Основные направления деятельности педагога - психолога: - получение информации об уровне психического развития ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем. - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития; - оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. - создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Слайд 5

Цели и задачи раздела: Цели: создание условий для коррекции имеющихся отклонений в развитии детей с ОВЗ. Обеспечение овладения детьми с ОВЗ (с нарушениями речи) содержанием образовательной программы, присвоения социальных норм.

Слайд 6

Основные задачи работы педагога - психолога: - Помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие способности. - Устранить искажение эмоционального реагирования и стереотипов поведения, - Наладить полноценные контакты ребенка со сверстниками. - Сформировать основы позитивной Я – концепции ребенка. - Развивать способность ребенка к эмпатии . - Формировать позитивное отношение к себе и окружающим. - Способствовать развитию основных когнитивных процессов память, внимание, мышление.

Слайд 7

Рассмотрим подробнее принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного дошкольного учреждения: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. 2. Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. 3. Принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.

Слайд 8

4. Принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. 5. Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно-воспитательной работе, т.е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности. 6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

Слайд 9

7. Принцип компетентностного подхода. Педагог-психолог обеспечивает психологическое здоровье детей, коррекцию и развитие личности ребёнка. 8. Принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы. 9. Принцип взаимосвязи в работе специалистов 10. Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений).

Слайд 10

11. Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации. 12. Принцип планирования и проведение всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств. 13. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения . Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений.

Слайд 11

Организация работы педагога – психолога Коррекционная работа с ребенком проводится индивидуально и подгруппами. Планирование работы с ребенком осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого учитываются психические и физические возможности ребенка, по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер. Занятия проводятся педагогом-психологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе. Продолжительность занятия 10 - 25 минут.

Слайд 12

Форма работы: - групповая -1 раз в неделю - индивидуальная – 1 раз.

Слайд 13

Специальные методы: наглядные методы; логические и гностические(проблемные, эвристические способы организации учебного процесса) способы помощи детям с ОВЗ используются ограниченно; сочетание наглядных и практических методов; метод арттерапии (помощь средствами искусства); возможности словесных методов (беседы, рассказа, разъяснения и др.); методы контроля и самоконтроля реализации Программы.

Слайд 14

Описание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ: взаимодействие специалистов характер взаимодействия взрослого и ребенка характер взаимодействия ребенок-ребенок организация предметно-пространственной среды

Слайд 15

Взаимодействие специалистов

Слайд 16

Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы педагога-психолога Наименование программы, методики Автор Возраст «Развитие познавательных способностей детей» В.Л. Шарохина 3 – 7 «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Т.В. Башаева 3 – 7 «Развивающие игры для дошкольников» Н.В. Новотворцева 3 – 7 «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников» Н.М. Пылаева. Т.В.Ахутина 5-7 «Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду» Н.Н. Павлова Л.Г. Руденко 3-7 «Развитие математических способностей дошкольников»; К. В. Шевелев 3-7 «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» А.В. Белошистова 5-7 «Психогимнастика», М.И. Чистяковой Е.А. Алябьева 3-7 «Цветик- семицветик», Н.Ю. Куражева Н.В. Вараева 4-7 «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.» Н.Ю. Борякова «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» А.В.Семенович 4-7 «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М., 2005 С.Г. Шевченко. 4-7

Слайд 17

Целевые ориентиры освоения программы детьми с задержкой психического развития: Социально-коммуникативное развитие - владеет основными продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; - участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; - пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

Слайд 18

Познавательное развитие - обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи; - использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; - воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов ; - моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; - владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

Слайд 19

Художественно-эстетическое развитие - стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.); - владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.); - эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов; - воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; - сопереживает персонажам художественных произведений.

Слайд 20

Вся деятельность планируется в системе и находит отражение в следующих документах : - индивидуальный образовательный маршрут; - тетрадь взаимосвязи с воспитателями, где отражаются рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы; - план работы по взаимодействию с семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об организации и содержании психодиагностической работы педагога- психолога.

Справка для аттестации педагога- психолога. ( раздел 1.3. экспертного заключения)....

координация коррекционной работы педагога-психолога в ДОУ

Карта-схема работы педагога-психолога в дошкольной организации....

Содержание развивающей и коррекционной работы педагога-психолога ДОУ

Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог р...

Дидактическая игра в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ

Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познаватель...

Коррекционная работа педагога-психолога ДОУ в рамках ФГОС.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоров...

Содержание коррекционной работы педагога-психолога

В данном материале изложены используемые программы и методики и их краткая характеристика, которые применяются в работе педагогом-психологом....