Практический материал для занятий с детьми младшего возраста с нарушениями речевого развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Представляем вашему вниманию ряд практических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, доступных для выполнения в домашних условиях.
Необходимым условием успешной работы по развитию речи является положительный настрой ребенка, поэтому мы рекомендуем начинать занятия с упражнений на развитие общей моторики.
Упражнения направлены на развитие координации вашего малыша. Эти задания научат его сочетать движения со стихотворным текстом, улучшат эмоциональный фон ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический материал для занятий с детьми младшего возраста
с нарушениями речевого развития
Подготовила воспитатель
Исакова Лариса Валерьевна
Ниже мы приводим ряд практических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, доступных для выполнения в домашних условиях.
Подготовительный этап работы
1. Развитие общей моторики
Необходимым условием успешной работы по развитию речи является положительный настрой ребенка, поэтому мы рекомендуем начинать занятия с упражнений на развитие общей моторики.
Упражнения направлены на развитие координации вашего малыша. Эти задания научат его сочетать движения со стихотворным текстом, улучшат эмоциональный фон ребенка.
«Улыбнись-нахмурься» Возьмите зеркало. Улыбнитесь вместе с вашим малышом. Покажите, какой он славный. А теперь нахмурьтесь. Повторите 2-3 раза
| «Еж» Вот идет колючий еж (топаем, идем по кругу). Он на елочку похож (руки вверх, пальчики растопырены). Все грибочки еж собрал (наклоняемся, «собираем грибочки»). И домой он зашуршал (идем, шурша по полу)
|
«Зайка» Зайка скок-скок-скок Мишка топ-топ-топ Белка прыг-прыг-прыг А лисичка хлоп-хлоп
| «Мышка» Мышка в норку забежала (лапки вместе, пробежать по кругу и присесть) Рядом кошку увидала (ручки на головке - как ушки у кошки) -Ой! Ой! Ой!- сказала мышка.- -Я боюсь (Обнимаем руками себя) - Не трусь, малышка! Будем мы с тобой дружить, Песни петь и суп варить
|
«Дом» Тук-тук-тук Строим дом (кулачком стучим по кулачку) Дом высокий (руки вверх вытянуть) Дом с окном (руки вместе и развести в стороны) С острой крышей И трубой (руки в виде крыши) В доме я живу с тобой (обнимаемся) | «Тучки-Солнышки» Зажмите ручки в кулачки-Тучки, а теперь поднимите ручки вверх, и пальчики раскрыты - Солнышки
|
2. Дыхательная гимнастика
Для того, что бы малыш начал говорить, и в последствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо выполнять дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю, от 2-до 5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые 5-7 минут нужна смена деятельности.
Ручки полукругом. Изображая толстенького мишку. Идем вперевалочку и говорим : «Ух-Ух-Ух»
| Подносим к ребенку цветочек. Вдыхаем носиком. И на выдохе говорим: «Ах!». Затем «берем» воображаемый цветок. Упражнение повторяется
| |
«Слон» Руки вместе. Вытянуты вперед. («хобот слона») Наклоняемся вперед, говорим: «Ха- хо- ху- хи»
| «Шарик». Держите ладошки вашего малыша , плотно прилегающие друг к другу. Говорим Ш-Ш-Ш и ладошки расходятся, «надувая» шарик. «Вот какой шарик получился!»
| |
«Машинка» Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А», затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И», и сливая два гласных «А-О», «А-У», три гласных «А-О-У», и все 4 гласных звука «А-О-У-И». | «Свеча» Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите ребенка задуть свечку, увеличивая с каждым разом расстояние между ребенком и свечкой. Или нарисуйте свечку с пламенем и вырежьте ее из тонкой бумаги. Попросите малыша подуть на свечку, чтобы «пламя» колыхалось.
| |
«Волшебник» Теперь ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахните руками. Руки наверху. Теперь плавно их опуская повторите: «М-м-м-А». Игра продолжается, повторяя «м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».
| «Комарик» Приподнимите вверх указательный пальчик малыша и, выполняя спиралевидные движения, изображающие полет комарика, произносите «З-З-З». Упражнение заканчивается хлопком рук: «Поймали комарика»
| |
| «Любимая игрушка» Вместе с малышом погладьте игрушку, и пока рука движется по всему телу любимой игрушки (кошки, мишки и т.п.) вместе с малышом проговаривать: «А-А-А», «О-О-О», «У-У-У», а, затем, сливая звуки «А-О-У»
|
3. Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения помогут улучшить подвижность артикуляционных органов, увеличат объем и силу движений, скоординируют позы губ, языка, необходимых для произнесения звуков, звукосочетаний, а позже и слов вашего малыша.
«Дом» Ротик вашего малыша – это «домик». Постучитесь пальчиком по щечке – «тук – тук» - и ротик малыша открылся «Дверки дома открылись». Говорим : «Пока! Пока!» - ротик закрывается.
| «Блинчик» Высовываем язычок и губками «шлепаем» по язычку. Проговаривая: «пя-пя-пя» |
«Волшебные дверки» Покажите вашему малышу его губки. Говорим: «Раз-два-три и губки улыбаются». Затем снова повторяем: «раз-два-три» - и губки вытягиваются вперед» | «Окошечко» Открываем ротик, произнося звук «О». И удерживаем эту позу в течении 3-5 секунд
|
«Вкуснятина» Приоткрыть рот, облизывая верхнюю губу, а затем нижнюю губу.
| «Качели» Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы, а потом поднять его за верхние зубы |
«Лопаточка» Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Держать язычок в таком положении 5-10 секунд.
| «Пузырь» Надуть щечки, пальчиками с двух сторон дотронуться до щечек и сдуть пузырь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с детьми младшей группы по речевому развитию "Сказка Репка"
Театральная деятельность....
Конспект ООД с детьми младшей группы по речевому развитию "В гости к бабушке Забавушке"
Данный материал будет полезен для вспитателей ДОУ...
Педагогическое мероприятие с детьми младшей группы по речевому развитию «Мишка в гости к нам пришёл».
педагогическое мероприятия с детьми младшей группы по речевому развитию "Мишка в гости к нам пришёл"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности педагога с детьми младшего возраста по речевому развитию с использованием игровой технологии «Песенки - потешки»
Цель: приобщение к национальной культуреЗадачи: Образовательные - познакомить детей с русскими народными песенками и потешками, учить играть в народные хороводные игры.Развивающие...
Практический материал для занятий с детьми «Гимнастика для глаз»
Содержит различные упражнения для укрепления зрения и профилактики глазных заболеваний. Родители узнают о пользе гимнастики для глаз, о том, как проводить занятия и какие упражнения включать в ежеднев...
Сообщение на тему:«Дидактические и пальчиковые игры с детьми младшего возраста по речевому развитию»
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игр...