Практический материал для занятий с детьми младшего возраста с нарушениями речевого развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Исакова Лариса Валерьевна

              Представляем вашему вниманию ряд практических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, доступных для выполнения в домашних условиях.

Необходимым условием успешной работы по развитию речи является положительный  настрой ребенка, поэтому мы рекомендуем начинать занятия с упражнений на развитие общей моторики.

Упражнения направлены на развитие координации вашего малыша. Эти задания научат его сочетать движения со стихотворным текстом, улучшат эмоциональный  фон ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал для занятий с детьми младшего возраста

 с нарушениями речевого развития

Подготовила воспитатель

Исакова Лариса Валерьевна

          Ниже мы приводим ряд практических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, доступных для выполнения в домашних условиях. 

Подготовительный этап работы

1. Развитие общей моторики

          Необходимым условием успешной работы по развитию речи является положительный  настрой ребенка, поэтому мы рекомендуем начинать занятия с упражнений на развитие общей моторики.

Упражнения направлены на развитие координации вашего малыша. Эти задания научат его сочетать движения со стихотворным текстом, улучшат эмоциональный  фон ребенка.

«Улыбнись-нахмурься»

Возьмите зеркало. Улыбнитесь вместе с вашим малышом. Покажите, какой он славный. А теперь нахмурьтесь. Повторите 2-3 раза

 

 «Еж»

Вот идет колючий еж

(топаем, идем по кругу).

Он на елочку похож

(руки вверх, пальчики растопырены).

Все грибочки еж собрал

(наклоняемся, «собираем грибочки»).

И домой он зашуршал

(идем, шурша по полу)

 

 «Зайка»

Зайка скок-скок-скок

Мишка топ-топ-топ

Белка прыг-прыг-прыг

А лисичка хлоп-хлоп

 

«Мышка»

Мышка в норку забежала

(лапки вместе, пробежать по кругу и присесть)

Рядом кошку увидала

(ручки на головке - как ушки у кошки)

-Ой! Ой! Ой!- сказала мышка.-

-Я боюсь

(Обнимаем руками себя)

- Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить

 

 «Дом»

Тук-тук-тук

Строим дом

(кулачком стучим по кулачку)

Дом высокий

(руки вверх вытянуть)

Дом с окном

(руки вместе и развести в стороны)

С острой крышей

И трубой

(руки в виде крыши)

В доме я живу с тобой

(обнимаемся)

«Тучки-Солнышки»

Зажмите ручки в кулачки-Тучки, а теперь поднимите ручки вверх, и пальчики раскрыты - Солнышки

 

2. Дыхательная гимнастика

           Для того, что бы малыш начал говорить, и в последствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо выполнять дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю, от 2-до 5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые 5-7  минут нужна смена деятельности.

Ручки полукругом. Изображая толстенького мишку. Идем вперевалочку и говорим : «Ух-Ух-Ух»

 

Подносим к ребенку цветочек.

 Вдыхаем носиком. И на выдохе говорим: «Ах!».

Затем «берем» воображаемый цветок. Упражнение повторяется

 

«Слон»

Руки вместе. Вытянуты вперед. («хобот слона»)

Наклоняемся вперед, говорим: «Ха- хо- ху- хи»

 

«Шарик».

Держите ладошки вашего малыша , плотно прилегающие друг к другу.

 Говорим Ш-Ш-Ш и ладошки расходятся, «надувая» шарик.

«Вот какой шарик получился!»

 

«Машинка»

Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А», затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И», и сливая два гласных «А-О», «А-У», три гласных «А-О-У», и все 4 гласных звука «А-О-У-И».

«Свеча»

Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите ребенка задуть свечку, увеличивая с каждым разом расстояние между ребенком и свечкой.

Или нарисуйте свечку с пламенем и вырежьте ее из тонкой бумаги. Попросите малыша подуть на свечку, чтобы «пламя» колыхалось.

 

«Волшебник»

Теперь ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахните руками. Руки наверху. Теперь плавно их опуская повторите: «М-м-м-А». Игра продолжается, повторяя «м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».

 

«Комарик»

Приподнимите вверх указательный пальчик малыша и, выполняя спиралевидные движения, изображающие полет комарика, произносите «З-З-З». Упражнение заканчивается хлопком рук: «Поймали комарика»

 

 

 

«Любимая игрушка»

Вместе с малышом погладьте игрушку, и пока рука движется по всему телу любимой игрушки (кошки, мишки и т.п.) вместе с малышом проговаривать: «А-А-А», «О-О-О», «У-У-У», а, затем, сливая звуки «А-О-У»

 

3. Артикуляционная гимнастика

            Эти упражнения помогут улучшить подвижность артикуляционных органов, увеличат объем и силу движений, скоординируют позы губ, языка, необходимых для произнесения звуков, звукосочетаний, а позже и слов вашего малыша.

«Дом»

Ротик вашего малыша – это «домик». Постучитесь пальчиком по щечке – «тук – тук» - и ротик малыша открылся «Дверки дома открылись». Говорим : «Пока! Пока!» - ротик закрывается.

 

«Блинчик»

Высовываем язычок и губками «шлепаем» по язычку. Проговаривая: «пя-пя-пя»

«Волшебные дверки»

Покажите вашему малышу его губки. Говорим: «Раз-два-три и губки улыбаются». Затем снова повторяем: «раз-два-три» - и губки вытягиваются вперед»

«Окошечко»

Открываем ротик, произнося звук «О». И удерживаем эту позу в течении 3-5 секунд

 

«Вкуснятина»

Приоткрыть рот, облизывая верхнюю губу, а затем нижнюю губу.

 

«Качели»

Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы, а потом поднять его за верхние зубы

«Лопаточка»

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Держать язычок в таком положении 5-10 секунд.

 

«Пузырь»

Надуть щечки, пальчиками с двух сторон дотронуться до щечек и сдуть пузырь



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие с детьми младшей группы по речевому развитию «Мишка в гости к нам пришёл».

педагогическое мероприятия с детьми младшей группы по речевому развитию "Мишка в гости к нам пришёл"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности педагога с детьми младшего возраста по речевому развитию с использованием игровой технологии «Песенки - потешки»

Цель: приобщение к национальной культуреЗадачи:  Образовательные -  познакомить детей с русскими народными песенками и потешками, учить играть в народные хороводные игры.Развивающие...

Практический материал для занятий с детьми «Гимнастика для глаз»

Содержит различные упражнения для укрепления зрения и профилактики глазных заболеваний. Родители узнают о пользе гимнастики для глаз, о том, как проводить занятия и какие упражнения включать в ежеднев...

Сообщение на тему:«Дидактические и пальчиковые игры с детьми младшего возраста по речевому развитию»

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игр...