"Теоретические основы индивидуального подхода в реабилитации детей с ОВЗ".
статья по коррекционной педагогике

Данной статьёй мы открываем серию работ, посвящённых организации индивидуального подхода в процессе работы с детьми с ОВЗ. Данная методика была успешно апробирована на опыте с 2007 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_v_vospitanii_detey_s_ovz.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы индивидуального подхода в реабилитации детей с ОВЗ.

      Данной статьёй мы открываем серию работ, посвящённых организации индивидуального подхода в процессе работы с детьми с ОВЗ. Данная методика была успешно апробирована на опыте с 2007 года.

ВВЕДЕНИЕ.

      Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг важнейших проблем современного общества. Ставится задача воспитания человека как гармонично развитой личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному, с благородной направленностью отношений с людьми.

      Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Всё начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

      Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. А задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, чтобы познать их, как направить педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребёнка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия? На такие важные вопросы постараемся дать ответы.

      Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но всё же следует указать на некоторые основные моменты при его осуществлении: знание и понимание детей, любовь к ним, основательный теоретический багаж, способность педагога размышлять и умение анализировать. Чуткость, внимание взрослого к ребёнку – тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. Педагог должен помочь ребёнку, когда ему трудно, согреть его своей любовью. В работе с детьми воспитатель и сам должен стремиться стать лучше, совершеннее.

      Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его сможет только тот, кто умеет разделить его огорчения и тревоги, радости и успехи. «Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания», - так говорил и так поступал в своей педагогической деятельности Януш Корчак, педагог, врач, писатель. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого человека, который всегда рядом, всегда поможет, поймёт.

      Воспитание подрастающего поколения – процесс важный и сложный. Особенно трудоёмким является процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, например, с детским церебральным параличом (далее – ОВЗ, ДЦП соответственно). Термин «детский церебральный паралич» объединяет ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением головного мозга при рождении, и проявляется в неспособности сохранять позу, выполнять произвольные движения, в виде параличей различной степени верхних и нижних конечностей. К двигательным расстройствам присоединяются нарушения психики, зрения, слуха и др.

      Процессы, происходящие в детстве, являются необратимыми. Таким образом, от того, как будет протекать развитие ребёнка, каким образом он будет познавать мир и себя, кто будет помогать ему в этом непростом деле. – от этого зависит успешность процесса реабилитации и формирования личности в целом.

      Ребёнок с ОВЗ, помимо прочих проблем, конфликтов и кризисов, возникающих по мере взросления, сталкивается ещё с рядом проблем: у него затруднены элементарные процессы самообслуживания, передвижения и часто – вербального общения. В результате ребёнок медленнее и с большими трудностями вливается в процесс реабилитации. Ему сложнее завязывать отношения со сверстниками, идти на контакт с окружающими людьми. Простые и привычные для детей действия превращаются для них в ежедневный труд, а иногда – в неосуществимую мечту. Сама структура личности, способ мышления, умение трудиться, стремление к знаниям у таких детей иная. Физический недостаток накладывает отпечаток и на характер. Ребёнок быстрее раздражается, отчаивается в трудных ситуациях, чем его здоровый ровесник.

      Ещё один важный момент – принятие обществом таких людей. Не все люди способны адекватно воспринимать человека, обладающего физическими недостатками. Негативная реакция окружающих усугубляет эмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ.

      Другая сторона восприятия таких детей – жалость, желание выполнить за них трудную работу, стремление уберечь от проблем. Эту функцию берут на себя родители и родственники таких детей. Таким образом, ребёнок может оказаться «под колпаком» заботливости, где его все любят и многое прощают, а выход в реальный мир станет особенно болезненным и сложным. Задача воспитателя – с тактом относиться к имеющимся у ребёнка нарушениям и связанным с ними пределам его возможностей, но и обладать способностью и умение побуждать ребёнка преодолевать предел своих возможностей.

      Цель данной работы – реабилитация детей с ОВЗ дошкольного возраста с помощью метода индивидуального подхода.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

      Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога – чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

      Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказывал мысль о том. Что в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя давать какие-то определённые рецепты, тем самым подчеркнул творческий характер проблемы.

      Педагоги и общественные деятели до- и послереволюционной России (Е. Н. Водовозова, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) уделяли внимание разработке творческих положений индивидуального подхода к детям, внедрению их в практику, указывая на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребёнка для того, чтобы уметь всестороннее анализировать его поступки. В воспитании детей отводилась большая роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем указывалось на невозможность выработки единого правила подхода ко всем детям без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

      Критически используя наследие дореволюционной педагогики, выдающийся педагог А. С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Он считал такой подход важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании, в игре. Он пришёл к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в неё «коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка». Общее и особенное в характере ребёнка тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А. С. Макаренко подчёркивал сложность индивидуального подхода. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе. «Хорошее в человеке, - писал он, - приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться». Поэтому у каждого ребёнка прежде всего нужно выявить положительные стороны характера поступков и на этой основе укреплять в нём веру в собственные силы и возможности, развивать жизнерадостность и оптимизм. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

      На многочисленных примерах своего практического опыта А. С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребёнка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремлённость в практической деятельности, сила воли, честность, дружелюбие, гуманные чувства. Но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход.

      При изучении ребёнка и установлении причин его поведения необходимо не только то, что бросается в глаза, но и вникать глубже в особенности его личности, в его побуждения.

      Возражая против теста и лабораторного эксперимента, А. С. Макаренко считал совершенно необходимым повседневно изучать детей, систематически вести дневник, отмечая характерные случаи поведения воспитанников, анализируя их поступки. «Вы должны знать, - писал он, - чем живёт, интересуется, что любит и не любит, чего хочет и чего не хочет ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, Вы должны их предугадывать и предупреждать». Он подчёркивал, что профилактика нежелательных проявлений – это трудный процесс, но очень важный в формировании ребёнка. А. С. Макаренко советовал при изучении ребёнка не прибегать к надоедливым расспросам, подсматриванию, но указывал на необходимость использования педагогам своего влиянии, в основе которого должно лежать чувство доверия ребёнка к нему, желание всё ему рассказать.

      Огромная заслуга А. С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и осуществил в своей практической деятельности положения индивидуального подхода к детям.

      Проблема индивидуального подхода получила всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте и педагогическом учении В. А. Сухомлинского. Он подчёркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребёнка. Сам термин «воспитание» он рассматривал именно с этих позиций. «Воспитание, - писал он, – это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Большие требования В. А. Сухомлинский предъявлял к педагогу и одним из основных считал умение проникнуть в духовный мир ребёнка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребёнка он считал нужным начинать с семьи, одновременно подчёркивая необходимость педагогического просвещения родителей. При этом отмечалось, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции, сложные взаимоотношения между её членами.

      В. А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребёнка при воспитании его эстетических чувств. Важнейшим средством развития личности он считал природу, художественное слово, музыку и рисование, так как лучшее в характере ребёнка раскрывается при соприкосновении с прекрасным, искусством, музыкой, природой. Он создал оригинальную методику воспитания, положив в её основу использование эмоциональных переживаний ребёнка как необходимые условия развития творческих способностей.

      Вопрос об индивидуальном подходе занимает значительное место в трудах других педагогов. Е. А. Аркин развивал проблему индивидуального подхода в физическом воспитании, Р. И. Жуковская – в игровой деятельности, А. П. Ускова – в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е. А. Флёриной, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.

      Проблема индивидуального подхода не может быть успешно решена без знания педагогом психологии. Такие известные психологи, как А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – это индивидуальность, т. е. неповторимое сочетание физических и психических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от других людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек.

Для формирования личности имеют особое значение особенности высшей нервной деятельности: темперамент сказывается на активности, работоспособности, лёгкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

      Проблема формирования личности вкладывается в учение о характере, и психологи большое внимание уделяют воспитанию характера.

      Характер – это совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении к себе, к другим людям, к труду. Характер формируется в процессе воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Изменяющиеся жизненные условия и обстоятельства способны оказывать влияние на характер и изменять его как в лучшую, так и в худшую сторону.

      Уже в дошкольном возрасте можно видеть проявление характера в поступках и поведении ребёнка. «Формирование характера начинается с раннего детства. В зависимости от обстоятельств жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями и родителями и детьми, от воспитания начинают образовываться те или иные привычные отношения ребёнка к людям, предметам, обязанностям, формируется его характер и поведение».

      Характер не является врождённым, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребёнка как в детском учреждении, так и в семье.

      Важной стороной в формировании характера является воспитание культуры поведения – норм и правил поведения детей в быту, в общении со сверстниками и взрослыми, в игре, на занятиях, в труде по самообслуживанию. Соблюдение их является необходимой предпосылкой для формирования нравственных качеств личности, формирования детского коллектива в целом.

      Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активные отношения к окружающей действительности. В действительности обязательно должна быть поставлена определённая цель, что придаёт действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребёнка является игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный. В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер. Проблема индивидуального подхода поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учёта отношения ребёнка к окружающим, его интересов.

      В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

      В каждом коллективе можно встретить детей самого разного темперамента, поведения, характера. У одних довольно рано обнаруживаются способности и дарования, другие внешне замкнуты, нерешительны, их интересы и способности не проявляются так ярко. Есть дети непоседы, шумные и энергичные, они всегда в курсе событий, их интересует всё новое и непривычное, они любят игры, связанные с бегом, не любят тихих и спокойных занятий. Есть дети медлительные и спокойные, которым нравится подолгу сидеть, рассматривать книжки, играть в куклы. Некоторые очень обидчивы, малейшее невнимание, резкое замечание могут вызвать слёзы и переживания. И все они требуют к себе заботы и внимания со стороны воспитателя.

      Индивидуальный подход направлен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно у тех детей, у которых в течение длительного времени закрепились отрицательные стороны поведения и характера.

      Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференциального подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива, сплочённого и жизнерадостного. Зная особенности коллектива, педагог сможет правильно направлять деятельность и поведение каждого ребёнка, воспитать умение подчинить свои личные интересы общим. Вне коллектива не могут раскрываться такие личностные качества, как уважение друг к другу, организованность, умение дружить, навыки взаимопомощи. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений эгоизма, своеволия, зазнайства.

      Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка. Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой и уважением к ребёнку. Воспитателю необходимо в своём обращении с ребёнком быть тактичным, естественным и искренним. Недопустимо в присутствии ребёнка пренебрежительно о нём отзываться.

      Интересными являются высказывания Е. А. Флёриной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, о тоне замечаний. «Для одних детей достаточно намёка, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в себе, в содержании и тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребёнка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным».

      Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды. Различные отклонения в поведении ребёнка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий всесторонний анализ всех поступков детей особенно необходим.

      Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему воспитателя и родителей. Вопросы воспитания нельзя решить вне связи с семьёй.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми.

      Вполне закономерно, что в основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребёнка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своём труде «Человек как предмет восприятия» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это первый и главный этап в осуществлении индивидуального подхода.

      Правильно ставить и разрешать воспитательные и учебные задачи тогда, когда известно, какие проявления характерны для детей определённого возраста, того или иного состояния здоровья и развития.

      Это первая статья по теме «Индивидуальный подход в процессе реабилитации детей с ОВЗ». Следующая статья – «Изучение особенностей ребёнка с ОВЗ – важный этап индивидуального подхода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...

Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка источник его индивидуальных знаний и социального опыта....

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка...

Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"

Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"...

Статья. "3п реабилитация» еще один из подходов к реабилитации детей после КИ"

Еще один подход который хочется выделить «3П-реабилитация», который разрабатывался на базе ФГБУН «Российский –практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России&ra...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...