«Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

«Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_rabota.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Суравнева М.А., учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад №45 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

«Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе педагогов по обучению чтению и формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Дидактическая игра занимает важное место в развитии ребёнка. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР.

В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Игры помогают специалистам детских образовательных учреждений коррекционного типа, а также родителям дошкольников для самостоятельных занятий с детьми.

Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания.

Эти задачи решаются с помощью игры – как формы логопедического воздействия.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры как игровая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи

  1. Задачи и принципы дидактических игр

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс,              в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одним        из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий      о лексико-грамматических средствах языка, а также навыков словообразования          у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Дидактическая игра занимает важное место на занятиях и подбирается                     в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности. У детей дошкольного возраста коррекция нарушений речи осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности.

Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая,  ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга  и обеспечивали усвоение программного материала.

Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:

- дидактическая игра должна опираться на программный материал;

- дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

- пособия, используемые логопедами при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей                  об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы.

  1. Методы обучения дидактическими играми

Важным моментом при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем с целью усиления обучающего воздействия игр. Эти же стихи, музыкально-ритмические разминки, используются педагогами и являются ведущим логопедическим воздействием и находят эмоциональный отклик у детей, которые благодаря этим стихам, прибауткам, совершенствуют речь, решается и ряд других задач, связанных с нарушениями речи. И дети с помощью игры обучаются.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры   Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошколятами. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнурочками).  Игры располагаются строго последовательно  по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Также известна и другая  система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Это такие материалы как  клавишные доски, рамки с застежками, кубы вкладыши, они устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю  и терпение, упражняя свою активность, развивая мелкую мускулатуру рук, что является важным для коррекционного обучения.

В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительного процесса, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют эти игры развивающими.

Они используются педагогами в практике при мониторинге знаний детей.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.

Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков, умений, на формирование умственной способности, поведения и личностных качеств.

Существуют различные классификации методов обучения: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Среди дидактических игр преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки, два яблока…). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машинки (легковую, грузовую) и т.д.). Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственных расположением, формой.

Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Сказки» (сл. №15). Логопедическое лото-мозаики помогает закрепить правильное произношение звуков, в таких играх появляется азарт, дух соревнования,

Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки:

- дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»

- игры-инсценировки помогают разговорить ребенка, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т.д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы педагога и отработает (автоматизирует) звуки.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);

- совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение;

- описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи);

- воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.  

В одной и той же игре, предлагаемой детям разного возраста, отличают разные воспитательно-образовательные задачи конкретного содержания.

Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь (педагог может положить в мешочек игрушки на определенный звук). Дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка), старшие – составляют описательный рассказ, классифицируют предметы по заданным признакам.

Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений. Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление.

Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения («что было бы, если бы была все время весна? не было воды? и т.д.) разработанные А.И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение.

  1. Виды дидактических игр

Принято различать два основных вида игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неярко. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое-через загадочное, трудное-через преодолимое, необходимое-через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия- усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие-игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия - форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

Игры-предположения "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться-доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

  1. Особенности проведения дидактических игр с детьми с общим недоразвитием речи

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, где дети должны овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни. Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям.

Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей    в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка,         но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,  Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и у детей с ОНР. Малышам дают катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, вовлекая в движение все пальчики. Занятия конструированием из кубиков, собирание пирамидки, перекладывание пуговки, карандашей, спичек.

Затем более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание, развязывание узлов, шнуровка (Дидактические игры «Зашнуруй маме сарафан» «Шнуровка сюжетных картинок»). Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок,  складных кубиков, на которых изображение сюжетов делятся на части. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разделены на множество.

А.С. Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю  его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния – временную задержку речевого развития.

 Включаются задания на словообразование, её целью является уточнение структуры значения слова,  закрепления связей между словами.

Таким образом игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.

    В педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития способностей детей с ОНР, разработаны педагогические требования к дидактическим играм, методика руководства играми и упражнениями.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что один из самых лучших способов развития детей с ОНР – это дидактические игры, т. к. в процессе этих игр совершенствуется речь, сенсорные возможности детей.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражение.  Если основываться на этих принципах, то  общее развитие  ребенка будет проходить успешно, и одновременно эти игры будут доставлять удовольствие детям.

Таким образом, изучив и обосновав игровые методы, использованные в коррекционной работе по предупреждению нарушений лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, можно сказать, что дидактические игры это одно из лучших средств воздействия на детей такого типа.

Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Но все же большинство детей,  не достигших возрастной нормы, требуют  продолжения систематической коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества.  Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.

Доскажи словечко

Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятие

Ход игры: Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение

Ра-ра-ра-ра - начинается (игра)

Ры – ры –ры –ры – у меня в руках (шары)

Ша-ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша)

Волшебные очки

Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение.

Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет …..

Волшебный бинокль

Задачи: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей

Ход игры: ведущий показывает волшебный бинокль, и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя через бинокль и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере.

Чудо - дерево

Задачи: расширять оббьем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки.

Ход игры: перед игрой необходимо прочитать сказку К.И.Чуковского «Чудо дерево», и объяснить, что на нашем чудо – дереве будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на чудо- дерево. И рассказывает, каким волшебным свойством может обладать данный предмет.

Складки – загадки

Задачи: учить внимательно, слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу

Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку (ходит по лесу хорек, хитрый маленький….)

Бывает – не бывает

Задачи: формирование семантических полей, расширить словарь антонимов, развивать творческие способности детей

Ход игры: взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением

Слово заблудилось

Задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова

Ход игры: Взрослый читает стихи – небылицы, задача ребенка должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слово

Новые загадки

Задачи: развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы.

Ход игры: каждый игрок берет себе по 4 предметные картинки, с изображением животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загаданное животное. Выигрывает тот игрок, который первый отгадает загаданное животное

Шкатулка со сказками

Задачи: развивать связную речь ребенка, творческое мышление

Ход игры: ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают, кем или чем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, что бы дети каждый раз заканчивали свою историю

Четвертый лишний

Задачи: развивать речевой слух, слуховую память

Ход игры: Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза

Аплодисменты

Задачи: развивать слуховой слух детей

Ход игры: Взрослый называет пару слов, если есть рифма, ребенок должен хлопнуть, если рифмы нет, то ребенок должен поднять ручки вверх.

Чьи хвосты?

Задачи: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу проснулись увидели, что куда то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «Чей хвост»

Список литературы

   1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. учеб. заведений. – 3 е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

   2) Бородич А.М. Методика развития речи у детей – М.: Просвещение, 2001.

   3) Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.,- 1990.

   4) Е. И. Касаткина Наука, Образование, Педагогика. 2010г.  Издательство: Дрофа

   5) Крапивина Л.М., Леонова М.А. Дидактические материалы по логопедии.- М.: Школа-Пресс,- 1999.

   6) ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.         Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.

   7)  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада./Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.

   8)  Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.- М.,- 1983.

   9) Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2004

    10) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    11) Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.- М.:- 1979.