Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 6-7 лет. "Дифференциация звуков "С-Ш"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Колпакова Елена Владимировна

Конспект представлен в форме квест-игры с использоваением технологий массажа стоп, гимнастика Брейн-Джим, ИКТ (аудиозапись, телефонное сообщение), элементы ТРИЗ (рассуждения, поиск решения проблемы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дифференциация звуков "С-Ш"757.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков «С-Ш»

учитель-логопед: Колпакова Е.В.

Цель: закрепить правильное произношение слогов, слов и предложений со звуками [С] – [Ш] .

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать умение различать звуки с — ш  по акустическим и артикуляционным признакам и соотносить их с буквами;

- уточнить артикуляцию и характеристикузвуков[С], [Ш];

- закрепить навык правильного произношения звуков[С], [Ш]

на материале слогов, слов, предложений.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- развивать межполушарное взаимодействие;

- активизировать точки на стопе;

- развиватьзрительно-пространственные ориентациии  чувство ритма,;

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивации к занятиям;

- воспитывать навык сотрудничества, умения аргументировано объяснить свои действия.

Оборудование: аудиозапись песни «Буги-вуги», массажная дорожка, конверты с заданиями, буквы С и Ш. символы – характеристики звуков «С» и «Ш». ребус: (кот, утка, банан). Куб с открывающейся стороной, сундук, картинки со звуками «С» и «Ш», 2 куклы, игрушка – солнышко, мяч, звуковые домики, карточки со словами.

Предварительная работа: решение ребусов, использование различных видов здоровьесберегающих технологий; заучивание скороговорок, составление предложений с любым заданным словом, отгадывание и составление загадок.

Речевой материал:  активизация слов: ум, смелость, решительность, дружба, взаимопомощь, смекалка…

Скороговорка «Пастушок к пастушке спешит. Пастушок пастушку смешит».

Используемые технологии: квест-игра,  массаж стоп, гимнастика Брейн-Джим, ИКТ (аудиозапись, телефонное сообщение), элементы ТРИЗ (рассуждения, поиск решения проблемы)

План занятия

  1. Оргмомент

 Приглашение пройти квест – игру

2. Гимнастика для мозга. (Технология Брейн-джим)

3.  Сообщение цели и правила игры

4. Артикуляционная и звуковая  характеристика звуков «С-Ш»;

5. решение ребуса; упражнение «Наоборот»;

6. массаж стопы ног;

упражнение «Подарки куклам» - выделение звуков «С-Ш» в словах

7. Танцевальная пауза с ориентировкой в пространстве.

8. Определение места звуков  «С-Ш» в словах

9. Составление предложений с заданным словом.

10. Соотнесение звуков «С» и «Ш» с буквами. Графическое написание буквы

 11. Составление мнемодорожки со скороговоркой и заучивание.

12. .Итог занятия с элементами рефлексии.

Ходзанятия

  1. Организационный  момент.

Логопед:

- Ребята,  сегодня я получила смс-приглашение.Нам с вами  предлагают  квест-игру. Давайте вместе решим, будем мы играть или нет?  (Дети решают и дают согласие. Логопед «отправляет»  смс-ответ)

- Как вы думаете, чтобы  пройти всю игру до конца, что нам  понадобится? (ум, смелость, решительность, дружба, взаимопомощь, смекалка…)

-  Нам надо настроится на игру. И я думаю, что гимнастика для мозга нам не помешает.

  1. Гимнастика для мозга.

Перекрёстные движения на активизацию взаимодействия обоих полушарий мозга.

(В это время приходит смс)

3. Сообщение цели

- Вот и  ответ. Нам прислали правило игры (читает):

«Нужно найти и выполнить все задания, чтобы собрать скороговорку. После правильно выполненного задания, мы будем находить части (фрагменты) скороговорки.

  1. Станция «Отгадай-ка»

Первое задание найдёте, если отгадаете загадку.

Прибили к стенке ловко,
Теперь я стала… (полка)

(Ищем на полке задание и находим конверт. Читаем)

- Найдите отличие в словах   МИСКА и МИШКА.

(Дети называют звуки «С» и «Ш»)

-Чем отличаются эти звуки?

(Дети  самостоятельно дают  артикуляционную и  звуковую характеристики, выставляя  нужные символы к буквам.)(ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Под коробочкой с символами находится часть скороговорки  с цифрой 1  и  название следующей станции.

  1. Название станции читаем вместе с детьми: «Наоборот»

Логопед: Как нам найти эту станцию? Смотрите, картинки. Может они нам помогут? (Дети делают предположение. .Если никто не догадался, то помочь наводящими вопросами:

-Ребята, может это зашифрованное слово? Помните, мы с вами ребусы отгадывали. Давайте попробуем прочесть.)

Дети отгадывают ребус, читая слово по первым звукам(кот, утка, банан- КУБ)

Ищем в группе  «волшебный» куб. Внутри куба задание.

Задание 2: «Скажи наоборот» (упражнение с мячом)

  • Слоги :  СА- (ША)   ШО- (СО)  СА-СО –(ША-ШО)   СТА –(ШТА) ……
  • Слова  сок – шок,   сутки — шутки        каска — кашка        касса — каша        маска — Машка, солить- шалить, шитый - сытый, мишка -миска,  башня -басня, уши -усы,  шуметь -суметь, пашу -пасу, шкала -скала, крыша -крыса.

После выполненного задания дети находят в кубе фрагмент скороговорки  с цифрой 2.

Логопед:  Куда же нам теперь идти? Может эта дорожка нам покажет следующую станцию?

Дети идут по массажной дорожке   и находят сундук.

  1.  Ребята, станция называется  «Подарки».

Открываем сундук. Там картинки и две куклы.

Логопед читает задание:

«Подарите картинки куклам.  Кукле Свете - картинки со звуком «С», а кукле Маше – картинки со звуком «Ш».

Дети «дарят» картинки и объясняют, почему они подарили той или иной кукле.

На дне сундука дети находят ещё один фрагмент скороговорки с цифрой 3  и указание к следующей станции.

Это комплекс простых
Упражнений для всех,
Улучшает здоровье
Без особых помех.

Это танец особенный,
Зрелищный вид,
На него и ленивый
Свой взор обратит.

  1.  Станция «Танцевальная» -

Дети танцуют   под  песню «Мы танцуем буги вуги»

Руку правую вперед, а потом ее назад.
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так.
Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!
Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!

Руку левую вперед, а потом ее назад.
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так.

Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!
Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!

Логопед: Вы так замечательно танцевали, но пора продолжить игру.

-Смотрите новая станция. Только  как называется, не могу разобрать, все буквы рассыпались.

Дети помогают собрать слово «ДОМ».

  1. Станция   «Дом»

На магнитной доске 3 домика.  Дети берут по одной картинке и распределяют их в нужный домик, находя место звука в слове.  

        

За одним из домиков часть скороговорки с цифрой  4..

 Логопед:  Ребята, вы хорошо справились ещё с одним заданием  и смотрите, над домиками появилось солнышко (в руках логопеда игрушка солнышко).

Вот и новая станция.

  1. Станция «Солнечная». 

Задание4. Составьте предложения со словом «Солнышко».

Дети составляют предложения, передавая солнышко друг другу.

Затем солнышко  дарит фрагмент скороговорки с цифрой 5 и   провожает детей к новой станции «»Пиши-читай».

  1.  Станция «Пиши-читай»

Логопед: Как вы думаете, ребята, какое нас ждёт задание на этой станции? (Дети рассуждают)

Логопед:  Давайте проверим. (открывают коробочкуи достают карточки. На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Логопед: Что-то здесь не так. Слова какие-то странные, непонятные. (Дети догадываются, что не хватает букв и предлагают дописать их).

Логопед: Вот и последний фрагмент с цифрой 6

  1. Дети по цифрам составляют мнемодорожку.

Логопед:  Ребята, вот мы и  сложили скороговорку. Давайте произнесём её

«Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит»



Дети произносят скороговорку.

  1. Итог занятия с элементами рефлексии

Логопед:  Вот мы и прошли все испытания.

Трудными были задания?. Какое понравилось больше всего?

За вашу смелость и  находчивость нам пришла посылка  с

сушками.  (Дети угощаются сушками).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Символы  звуков «С» и «Ш»

C:\Documents and Settings\Ekonom\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\ГУБЫ.JPG

C:\Documents and Settings\Ekonom\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\СНЕЖИНКА 1.jpgC:\Documents and Settings\Ekonom\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\С.JPG

C:\Documents and Settings\Ekonom\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Ш.JPG

C:\Documents and Settings\Ekonom\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\ГУБЫ.JPGC:\Documents and Settings\Ekonom\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\С.JPGC:\Documents and Settings\Ekonom\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Ш.JPGhttp://dg13.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=203685989308&photoType=2

        

ПРИЛОЖЕНИЕ  2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей возрастной группы "Дифференциация шипящих звуков Ш-Ж"

В конспекте излагается дидактический материал, игровые приёмы по развитию навыков дифференциации шипящих звуков Ш-Ж....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...