Проект "Здоровьесберегающие технологии"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кобзева Марина Александровна

"Здоровьесберегающие технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovesberegatelnye_tehnologii.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 3»

Долгосрочный проект

 «Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми 6-7 лет»

Учитель-логопед:

Кобзева Марина

Александровна

г. Курск, 2020 г.

Актуальность проекта

Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно сегодня привлекает пристальное внимание врачей, психологов, педагогов. Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства. К сожалению, в последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, психические, экологические нагрузки, уменьшение двигательной активности все чаще приводит к отклонениям физического здоровья детей.

В силу этих, причин проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции современного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Поэтому логопеду, работающему с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.

Цель проекта: создание условий для развития речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

- способствовать повышению речевой активности;

- развивать речевые умения и навыки;

- снимать напряжение, восстанавливать работоспособность;

- активизировать познавательный интерес;

- улучшать концентрацию внимания, снижать трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, дети 6-7 лет.

Сроки и этапы реализации проекта: ноябрь 2020 - май 2021 года.

Ожидаемые результаты по реализации проекта:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни;

- снижение заболеваемости;

- создание потребности и привычки здорового образа жизни у детей.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный (накопление знаний), (ноябрь 2020 г.)

II этап - основной (совместная деятельность детей и учителя-логопеда), (декабрь, 2020г. – апрель, 2021г.)

III этап - заключительный (результат), (май, 2021г).

Содержание проекта.

I этап – подготовительный:

- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно-дидактического материала.

Материалы диагностики были подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Обследование проводилось 2 раза в год (сентябрь, май) в индивидуальной форме.

Результаты обследования артикуляционной моторики показали, что у всех детей имеются нарушения функций мышц артикуляционного аппарата. Значительные трудности у детей вызывают такие движения, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом либо повышенным, трудностью удержания заданной позы. Задания, связанные с переключением движений совершались с трудом при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности. Таким образом, у детей с нарушениями речи оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Ведущим, в структуре речевого дефекта у детей, являются нарушения фонетической стороны речи, а фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Так же наблюдались нарушения  двигательной активности детей (крупная и мелкая моторика).

Была проведена подборка пальчиковой гимнастики, физкультурных минуток, логоритмических упражнений для формирования и коррекции двигательных функций.

II этап – основной: коррекционная работа с использованием здоровьсберегающих технологий.

Месяц

Здоровосберегающая технология

Ноябрь

Обследование речевое

Диагностика

Ноябрь

Сказка “О веселом язычке”, знакомство с артикуляционными упражнениями

Самомассаж лица

Дыхательная гимнастика, упражнения по усилению воздушной струи

Биоэнергопластика с элементами артикуляционной гимнастики

Декабрь

Пальчиковая гимнастика, «Ежики», «Пальчики в лесу»

Упражнения на развитие фонетического слуха с помощью музыкальных инструментов (шумовые игрушки: бубны, маракасы, ложки), «цапли и воробьи», «подними руку, если услышишь звук…», «веселое название», «чистоговорки»

Биоэнергопластика с элементами артикуляционной гимнастики

Дыхательная гимнастика: «ветерок», «забей гол», «толстые щечки – худые щечки»

Январь

Кинезиологические упражнения: «зайчик, кольцо, цепочка», «кулачок, ребро, ладошка», «зайчик, коза, белка»

Дыхательная гимнастика (свирели)

Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков

Логоритмика: «Хомячок», «Петух»

Февраль

Массаж пальцев рук (счетные палочки, карандаши)

Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: «Насос», «Шар» и т.д.

Логоритмика: «кот и кошка»

Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи

Су-джок терапия: «шестое чувство», «один-много»

Март

Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков

Пальчиковая гимнастика: «дом», «птичка пьет водичку», «птичка летит», «ножки», «пианино»

Дыхательная гимнастика: «задувание свечи», «подуй на цветок»

Пальчиковые игры и драматизация сказок

Пескотерапия: «найди животного», «рисуем буквы»

Апрель

Массаж пальцев рук с помощью массажных мячиков

Чистоговорки на звуки: «С», «З» и т.д.

Пальчиковая гимнастика: «веселые игрушки»

Артикуляционная гимнастика по мере необходимости.

Инсценирование сказок. «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак

Логоритмика: «черный кот», «мышки»

Май

Пальчиковые игры

Дыхательная гимнастика: «воздушный шарик», «мыльные пузыри», «паровозик», «море»

Физкультурные минутки: «у жирафа пятна…», «хорошее настроение»

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия: «угадай, что это?»

Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза

III этап - заключительный: анализ коррекционной работы и презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда». 

Инновационные и здоровьесберегающие технологии

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

      2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

- физкультурные минутки, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, самомассаж.

      3. Коррекционные технологии:

- арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, биоэнергопластика.

Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

1. В оргмомент занятий включаются релаксационные, психофизические упражнения, музыкально-ритмические упражнения.

2. Артикуляционная гимнастика занимает особое место на корекционных занятиях.

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

На своих занятиях использую следующие артикуляционные упражнения: «окошко», «кошечка», «часики», «бегемотик», «часики», «грибок», «лошадка» и т.д.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяется такой метод как биоэнергопластика. К выученным артикуляционным упражнениям добавляются движения кистей рук.

       «Ежинки»

Ежик смотрит на снежинки:

- Это, - думает, - ежинки….

Белые, колючие

И к тому ж – летучие.

        «Радуга»

Светит радуга над нами

Над полями, над домами.

И над морем, над волной

И немного надо мной.

        «Горшок»

Под крышкой – маленький горшок,

Откроем крышку, мышка скок.

В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Еще для улучшения воздушной струю использую музыкальный инструмент – свирель.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха: упражнения по усилению воздушной струи, «ветерок», «забей гол», «толстые щечки – худые щечки», «Насос», «Шарик» и т.д.

Дыхательное упражнение «Шарик»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой — топ!

А у кошки шарик — лоп!

Ф-Ф-Ф!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Динамические паузы и физкультурные минутки: проводятся во время логопедических занятий по мере утомляемости детей и создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение (продолжительность 2-5 мин.). «Погляди скорей вокруг», «Раз потянулся…» и т.д.

Подвижная игра «Догонялки». Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят: Раз, два, три, ребятишек догони! Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.

Подвижная игра «Гора-дерево-кочка». Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку») «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

Гимнастика для глаз. Рекомендуется выполнять ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки у обучающихся. Для снятия напряжения и нагрузки на глаза, рекомендуется использовать яркий наглядный материал. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения ребенка, а также улучшить его восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию детского организма.

Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности и навыков общения.

 «В гости к кошке»

Позвала нас в гости кошка,
И пошли мы по дорожке,
Топ-топ, прыг-прыг
Чики-брики, чики-брик.
Видим дерево высокое,
Видим озеро глубокое,
Птички песенки поют,
Птички зернышки клюют,
Тут клюют и там клюют,
Никому их не дают.
Это дом, а в нем окошко
Нас встречают кот и кошка,
Мы немного погостим, 
И обратно побежим.
«Черный кот»

Вот идет черный кот,
Притаился, мышку ждет,
Мышка в норку попадет,
И к коту не подойдет.

«Петух»

Шел по берегу петух 
Подскользнулся,
В речку – пух,
Будет знать теперь он впредь,
Надо под ноги смотреть.

«Хомячок»

Раз, два, три! Хомячок!

Симпатичный толстячок!

Спрятал зерна за щекой,

И скорей к себе домой!

 «Мышки»

Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши в дом.

Фонетическая ритмика. Занятия по фонетической ритмике рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Целью таких занятий является формирование фонетически грамотной и четкой самостоятельной речи ребенка без сопутствующих движений: шумовые игрушки: бубны, маракасы, ложки, «цапли и воробьи», «подними руку, если услышишь звук…», «веселое название», «чистоговорки».

  1. Подними руку, если услышишь звук «ы», «а», «у», «и», «о».
  2. Назови лишний звук: А-А-У-А-А, У-У-Ы-У-У и т.д.
  3. Игра в «Эхо»: учитель-логопед называет слово, ребенок называет первый звук или последний.
  4. Хлопните в ладоши, если услышите звук, слог, слово на заданный звук.
  5. Чистоговорки. Взрослый начинает, а ребенок договаривает.

Са-са-са, к нам летит оса.

Со-со-со, укатилось колесо.

За-за-за, начинается гроза. И т.д.

Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

          «Ежик»

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок.

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу сливу – всякий плод,

Что под деревом найдет.

(В этом упражнение используются массажные мячики.)

Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения и успокаивает нервную систему:

- пальчики гуляют по лобику;

- пальчики бегают по подбородку;

- поглаживаем носик;

- кулачки на щечки, покрутить в одну сторону, в другую;

- большие пальчики поглаживают под подбородком;

- пощипали щечки;

- большие усы, маленькие усики;

- встряхнули ручки, потерли друг о друга, сделали «Фонарики».

Сказкотерапия и куклотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Использование сказки на логопедических занятиях расширяет словарный запас, формирует логику речевого высказывания и грамматический строй речи ребенка, снимает страх общения, заряжая положительными эмоциями.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и разностороннее развитие личности ребенка.

Сказка о девочке Лоле

Цель: автоматизировать звук [Л] в предложениях и связной речи.

Задачи:

- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста;

- развивать фонематической слух, внимание, эмоциональную выразительность;

- воспитывать умение выслушивать друг друга, контролировать своё произношение.

Оборудование: декорация «Лес», набор кукол из кукольного театра или пальчикового театра (девочка, заяц, лиса, белка, волк, медведь)

      1.  Организационный момент. 

– Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л] в предложениях. А делать это мы будем. Рассказывая сказку.

      2.  Распределение ролей. Ранее на индивидуальных занятиях с детьми были заучены отрывки данной сказки. предлагаю детям взять на себя роль того героя, слова которого они знают.

      3.  Рассказывание сказки детьми.

Автор: - Наступила весна. День был тёплый, по небу плыли белые облака, светило ласковое солнышко. Девочка Лола решила погулять в лесу и посмотреть, что же изменилось. Лола по лесу гуляла, и зверюшек повстречала.

Лола: - Здравствуй, белка! Как дела? Как ты зиму провела?

Белка: - Я зимой в дупле жила, Орешки грызла, грибочки ела, что я летом припасла.

Лола: - Здравствуй, зайка! Как ты жил? Где же ты зимою был?

Заяц: - Я в лесу всю зиму был, Шубку белую носил, в снежной ямке я сидел, И кору деревьев ел.

Лола: - Здравствуй, лисонька-лиса! Как ты зиму провела?

Лиса: - Я зимой в лесу гуляла, Зайку серого искала. Но я зайку не нашла, Шубка у него бела!

Лола: - Здравствуй, волк – серый бок! Где зимой ты был? От чего так громко выл?

Волк: - Я в лесу всю зиму был. Было холодно мне, было голодно, от того так громко выл!

Лола: - Здравствуй, мишка, как бы мил! Где же ты зимою был?

Медведь: - Никого я не искал, ничего не запасал, я зимой в берлоге спал. Поздравляю всей с весной, Поиграйте-ка со мной!

3. Логоритмическая игра «У медведя во бору»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...