Главные вкладки

    Особенности работы дошкольных групп компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
    консультация по коррекционной педагогике

    Мельникова Анна Валерьевна

    Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования г. Москвы

    Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна»

    107076 г. Москва ул. Олений вал д.22

    тел/факс: 8(495)603-07-33, E-mail: uvk30@mail.ru

    Консультация

    для студентов педагогических учебных учреждений

    «Особенности работы дошкольных групп компенсирующего вида

    для детей с нарушением слуха»

    Подготовила

    Старший воспитатель:

    Мельникова А.В.


    Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в дошкольных группах Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени Карпа Авдеевича Микаэльяна».

    Давайте знакомиться. Матросова Елена Леонидовна - заместитель директора по содержанию и качеству образования, Мельникова Анна Валерьевна-старший воспитатель дошкольных групп. Сегодня я расскажу Вам о нашем учреждении: его истории, и о системе нашей работы.

    Еще хочу предупредить, что на фото и видео съемку мы разрешения не даем!!! Делать фото монитора и запись экрана нельзя!!!

    История дошкольных групп начинается с 1964 года. На территории школы-интерната №30 был построен специальный детский сад №1860 для слабослышащих детей. Приказом Московского Департамента образования от января 1992 года школа-интернат №30 была объединена с детским садом №1860 в Учебно-воспитательный комплекс №30 им. К.А. Микаэльяна. В 2001 году УВК №30 была еще одна реорганизация, после которой УВК №30 разделили на специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна и детский сад №1860. В декабре.2014г. произошло слияние этих учреждений в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида №30 имени К.А. Микаэльяна, а с июля 2015 года переименовано в Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30 имени К.А. Микаэльяна», сокращенно ГКОУ СКОШИ №30 имени К.А. Микаэльяна. Руководитель школы – Бурлакин Михаил Юрьевич.

    В школе функционирует 6 дошкольных групп. В каждой группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту и потребностям детей. Всего в школе 60 детей дошкольного возраста с различной степенью потери слуха. Дошкольные группы работают в круглосуточном режиме с понедельника по пятницу.

    До 2012 года дошкольные учреждения комплектовались сурдологическим центром г. Москвы.

    С 2012 года дети принимаются на основании рекомендаций по организации специальных условий обучения и воспитания Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г.Москвы. В заключении ЦПМПК указывается образовательная программа, по которой проходит обучение, специальные условия, необходимые конкретному ребёнку.

    Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования глухих детей, слабослышащих или позднооглохших детей, детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, разработаным на основе примерных адаптированных основных образовательных программ и федерального государственного образовательного стандарта. С примерными адаптированными основными образовательными программами вы можете ознакомиться на сайте министерства просвещения Российской Федерации «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» fgosreestr.ru

    Главными задачами педагогического коллектива дошкольных групп являются

    • Сохранение жизни и здоровья воспитанников
    • Всестороннее развитие каждого ребенка
    • Подготовка к дальнейшему обучению в школе.

    Система коррекционно-развивающей работы построена на тесной взаимосвязи развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание коррекционно-педагогической работы в целом позволяет обеспечить разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по 5-ти основным образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

    В учреждении работают высокопрофессиональные специалисты, любящие свою работу – это учителя-дефектологи, воспитатели, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог. Все педагоги с высшим педагогическим или дефектологическим образованием, у 50% высшая квалификационная категория, есть ветераны труда и почетные работники образования.

    Ведущими специалистами являются учителя-дефектологи (сурдопедагоги). В I половине дня они, в соответствии с принципом интеграции образовательных областей, организуют деятельность по развитию математического мышления, по речевому развитию и развитию слухового восприятия.

    Расскажу немного поподробнее о каждом.

    Развитие математического мышления. Математические представления формируются с опорой на опыт, полученный детьми во всех видах деятельности и захватывают такие разделы как количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени.

    Речевое развитие. Речевое развитие дошкольников с нарушением слуха рассматривается как обучение детей устной и письменной речи, включая все составляющие части. Педагог обучает ребенка понимать и употреблять в речи материал, используемый для организации образовательного процесса, обращаться к товарищу и взрослому с просьбой, употреблять в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие, вопросительные предложения. Ребенок учится отвечать на вопросы, понимать и выполнять поручения, самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке или описывать события.

    развитие слухового восприятия. Дети учатся восприятию речи на слухозрительной и слуховой основе, учатся различать звуки окружающего мира, голоса животных, пение птиц.

    В процессе образовательной деятельности используется различная звукоусиливающая аппаратура как коллективного пользования, так и индивидуального – это индивидуальные слуховые аппараты, аудиокласс, речевые тренажеры.

      Виды и формы работы с детьми тоже разнообразные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)

    Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком через день. Продолжительность занятия 20мин. На индивидуальных занятиях проводится работа по развитию слухового восприятия как речевых звучаний, так и неречевых; и работа по формированию произносительной стороны речи, постановке звуков, автоматизации и дифференциации.

    Работа по формированию произносительной стороны речи помимо индивидуальных занятий поводится во время занятий по дополнительному образованию. В нашем учреждении работает кружок – «фонетическая ритмика», на котором дети учатся правильно дышать, правильно повторять звуки, изменять высоту и силу голоса, интонацию и темп речи.

    Коррекционно-развивающая работа проводится  так же и воспитателями,  во всех видах деятельности на протяжении всего дня: начиная с пробуждения, во время умывания, перед и после приемов пищи, на прогулке, при  подготовке ко сну.

    Во второй половине дня воспитатели организуют деятельность по познавательному развитию, развивают  у детей представления об окружающем мире, о себе, других людях. Педагоги создают специально организованную насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, организуют познавательные игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики. (вернуться на предыдущий слайд)

    так же воспитатели организуют деятельность по художественно-эстетическому развитию, где дети знакомятся с разными видами и жанрами искусства, осваивают различные художественные техники, используют разнообразные материалы и средства. (вернуться на предыдущий слайд)

    В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям, развития коммуникативной и социальной компетентности, развития игровой деятельности. В процессе игровой и театрализованной деятельности воспитатель создает условия для проявления детьми речевой активности, помогает актуализировать в речи игровой опыт и способствует формированию диалогической речи.

    Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре организуют деятельность по художественно-эстетическому и физическому развитию как в I, так и во II половине дня.

    Музыкальное воспитание находится в тесной связи с общими задачами коррекционной работы, решаемыми специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.

    В области физического и моторного развития усилия педагога направлены на охрану и укрепление здоровья детей, развитие потребности в двигательной активности; развитие основных движений; развитие и формирование двигательных качеств; коррекцию отдельных нарушений двигательного развития.

    Обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей помогает педагог-психолог. Основная задача его деятельности— сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики и индивидуальных особенностей ее развития.

    Одним из непременных условий воспитания ребенка является взаимодействие с семьями воспитанников. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс помогает улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности. Наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство школы и семьи, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка.

    В работе с родителями мы выделяем два основных направления взаимодействия:

    • Первое направление- повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

    • Второе направление- привлечение родителей к работе дошкольных групп посредством организации досуговых мероприятий.

    Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

    В основе организации всего образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность, организованная учителями-дефектологами, воспитателями, инструктором по физическому развитию, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, родителями – тесно взаимосвязана и помогает добиться высоких результатов в развитии воспитанников.

    В заключение нашей встречи вы сможете задать интересующие вас вопросы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Годовой план в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением слуха

    Весь материал составлен и апробирован в детском саду компенисирующего вида, где воспитываются дети с различными нарушениями слуха...

    Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения «В мире и дружбе», образовательная область «Социализация»

    Программное содержание:Цель. Продолжать закреплять  представление о том, что планета   Земля-это дом для всех людей, который нужно любить. Закрепить представление об индивидуальных особ...

    Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом "Комната для зайки"

    Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом. КонструированиеТема занятия «Комната для зайки»Автор: Кудрявцева Елена ЮрьевнаДолжность, образова...

    Перспективное планирование по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на 2015-2016 уч.г.

    Представлено перспективное планироавние по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на  2015-2016 уч.г....

    Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

    Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

    Создание слухоречевой среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха

    Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха....