Классификация ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Медникова Анастасия Витальевна

В статье представлена классификация ЗПР по Г.Е. Сухаревой, К. С. Лебениской, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_zpr.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №34

Красносельского района города Санкт-Петербург

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР»

Выполнила:

Медникова Анастасия Витальевна

Санкт-Петербург 2021


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.        Понятие о ЗПР        3

2.        Классификации        5

2.1        Классификация Г.Е. Сухаревой        5

2.2        Классификация К. С. Лебениской        6

2.3        Классификация  М.С. Певзнер и Т.А. Власовой        7

2.4        Другие классификации        8

ВЫВОД        9

Список литературы        10


ВВЕДЕНИЕ

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг неё ведётся множество споров. Всё это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Еще одной причиной является распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-х г. прошлого века [4]. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложнённые программы усугубил тяжёлое положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико–психолого–педагогического изучения этой категории детей способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики.

Одним из «отцов» дефектологии является Л. С. Выгодский, который внес неоценимый вклад в развитие этой научной дисциплины еще в 50-х годах двадцатого века. Так же, проблемами ЗПР занимались такие педагоги, как Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К. С. Лебединская, С. Г. Шевченко, В. И. Лубовский, В. В. Лебединский и др.

  1. Понятие о ЗПР

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, задержка психического развития (ЗПР) - вариант психического дизонтогенеза (нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих), к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка [2].

В. В. Лебидинский, говоря о ЗПР, указывает на то, что здесь речь идет не о стойком и, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко. В других случаях, наоборот, будет преобладать   замедление   развития   интеллектуальной сферы. То есть данные задержки в психическом развитии, чаще всего, могут быть ликвидированы, а дети достигнут соответствующего их возрасту интеллектуального, психического и физического развития.  [6, с. 44 ].

Термин ЗПР предложила Г. Е. Сухарева и отождествляла его с понятием «психический инфантилизм». Она выделяла при ЗПР прежде всего нарушения в эмоциональной сфере, указывая на то, что дети обычно развиты нормально и, в большинстве случаев, страдают лишь плохой сосредоточенностью внимания, гиперактивностью,  рассеянностью, незрелой волевой сферой, плохо развитой логикой [8].

При задержке интеллектуального развития могут наблюдаться следующие нарушения: нарушение восприятия (нарушения построения целостного образа), памяти, проблемы с речью (может быть связано как с темпом развития, так и систематическое нарушение лексико-грамматического строя речи), отставание в развитии всех форм мышления, а в первую очередь – словесно-логического, низкая познавательная активность. Причины задержки психического развития можно разделить на 2 вида:

  1. биологические:
  1. Социальные:
  • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка;
  • педагогическая запущенность

Таким образом, в зависимости от причины появления задержки в психическом развитии, будет строиться определенная схема педагогической и психологической коррекции. Такая работа может включать в себя как простое исправление педагогической запущенности, то есть расширение знаний детей, формирование нужных навыков, так и комплексную медико-психологическую помощь.

  1. Классификации

С начала XX в. детей, испытывающих трудности в школьном обучении, пытались дифференцировать самым различным образом. Существует множество разных классификаций детей с ЗПР. Одними из самых известных являются: классификация Г. Е. Сухаревой, К. С. Лебединской, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой. 

  1.  Классификация Г.Е. Сухаревой

Основываясь на работах Л. С. Выготского, Г.Е. Сухарева предложила дифференцировать детей с задержанным темпом психического развития; детей с дефектами семейного воспитания; детей с соматическими заболеваниями; детей с первичными нарушениями речи, обусловленными локальными поражениями мозга. В ее клинических исследованиях анализируются четыре варианта нарушения темпа психического развития у детей:

  1. Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоциональной и волевой сфер при сохранном интеллекте. К этому варианту нарушения темпа психического развития относятся дети, у которых общая картина психофизического инфантилизма сочетается как с физической, так и с психической незрелостью. Особенности психического отставания проявляются в деятельности и поведении, включая существенные недостатки волевой регуляции.
  2. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. При его наличии детям свойственны не только черты эмоциональной и волевой незрелости, но и отставание в интеллектуальном развитии, что часто дает повод для ошибочного их отнесения к умственно отсталым детям.
  3. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями. В данном случае у детей отмечаются функционально-динамические нарушения корковой деятельности. Здесь в патогенезе большую роль играют воспалительные мозговые заболевания, приводящие к патологическим изменениям в головном мозге ребенка. Детей с таким вариантом задержки психического развития труднее, чем в предыдущем случае, отличить от умственно отсталых сверстников.
  4. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речи. Данные разновидности задержки психического развития у детей наиболее трудны в диагностическом плане [7, 8].

Таким образом, Г. Е. Сухарева вывела свою классификацию, основываясь на причинах возникновения ЗПР. Кроме того, как отмечала автор, задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития - это более стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как задержка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние.

  1. Классификация К. С. Лебениской

В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К.С. Лебединской [5], разработанная на основе этиопатогенетического подхода (причин и механизмов болезни). В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР:

  1. ЗПР конституционального происхождения. Для этого варианта характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов, несформированностью познавательных интересов. Такая форма задержки психического развития чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью.
  2. ЗПР соматогенного происхождения. К этой группе относятся задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания головного мозга и, как следствие, замедления темпа созревания и развития функциональных мозговых систем. Нередко имеет место и задержка созревания эмоционально-личностной сферы, так называемый соматогенный инфантилизм. Обусловлен он, с одной стороны, негрубыми нарушениями обменных процессов и питания головного мозга из-за частых и/или тяжёлых заболеваний, приводящими к замедлению его созревания, с другой – особенностями воспитания соматически ослабленного ребёнка (повышенная опека, ограниченное общение со сверстниками).
  3. ЗПР психогенного происхождения. К этой группе относят нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условий воспитания ребёнка. Эта группа объединяет формирование личности ребёнка в условиях безнадзорности или повышенной опеки, воспитание по принципу «кумир семьи». При этой форме ЗПР нередко неблагоприятное воздействие окружения, недостаток стимуляции развития, несформированность социально приемлемых форм поведения усугубляются недостаточностью предпосылок познавательной деятельности из-за дефицитарности обеспечивающих её мозговых систем.
  4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), проблемы матери при беременности. У детей этой группы отмечается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога [5].

У всех этих типов, как считала Лебединская, наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом.

  1.  Классификация  М.С. Певзнер и Т.А. Власовой

М. С. Певзнер и Т. А. Власова выделяют ряд клинических вариантов, исходя из синдромологического принципа:

1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

2) задержку (возникшую на ранних этапах жизни ребенка), обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями (повышенная утомляемость, быстрое нарастание усталости, что способствует нарушению темпа интеллектуальной деятельности) [7].

ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических состояниях, когда необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Этими учеными  заложены основные принципы клинического подхода к пониманию механизмов формирования  ЗПР: возможность ее возникновения как за счет замедления  созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет нейродинамических расстройств, тормозящих развитие познавательной деятельности.

  1.  Другие классификации

Помимо вышеперечисленных классификаций, существует так же множество других, созданных педагогами, психологами и психиатрами. Например, классификация В. В. Лебединского, в которой психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

1) недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) поврежденное развитие;

4) дефицитарное развитие;

5) искаженное развитие;

6) дисгармоническое развитие [1, с. 46-47]

Интересна также классификация В. В. Ковалёва [7]. Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

  1. Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
  2. Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
  3. ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),

4. ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

Д.Д. Еникеева в своей книге «Пограничные состояния у детей и подростков», [7] отмечает, что при пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:

1) психический инфантилизм;

2) врождённая субдебильность, «конституционально глупые личности», «салонное слабоумие»;

3) задержки развития, обусловленные органическим поражением мозга на ранних этапах его развития;

4) психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте;

5) интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств

Н.К. Асановой были описаны различные варианты психопатоподобного синдрома у детей с ЗПР и частота их встречаемости. Автор выделил следующие варианты: повышенной аффективной возбудимости, нарушений влечений, двигательной расторможенности, психической неустойчивости, импульсивно-эпилептоидный и полиморфный [3].

Что касается зарубежной литературы, в большинстве англоязычных публикаций психопатологические феномены, осложняющие течение ЗПР обычно рассматриваются как сопутствующие состояния, и классифицируются в соответствии с действующими классификациями (DSM-5 или ICD-10).

ВЫВОД

На данный момент существует большое множество классификаций задержек психического развития, которые рассматривают их как отдельное нарушение и как последствие более тяжелых заболеваний. Большое разнообразие отечественных и зарубежных классификаций говорит о том, что в области коррекционной педагогики и психологии ведется усиленная работа.

Анализируя существующие классификации ЗПР, можно отметить, что в большей мере в них находит отражение клинический и психологический подходы, единой педагогической классификации выделить не представляется возможным, так, данная группа нарушений на самом деле очень неоднородна по индивидуальным проявлениям и степени выраженности дефекта. В целом, все вышеперечисленные классификации учитывают этиологию и патогенез различных вариантов ЗПР.


Список литературы

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогичекая академия. –  1994. –  216 с.
  2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая рос. энцикл. –  2002. – 528 с.
  3. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. – 2008. –  № 1. – С. 4-12
  4. Канаева Т. Б. Что такое ЗПР – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL  https://infourok.ru/doklad-na-temu-chto-takoe-zpr-2801612.hmtl
  5. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. - № 3. – С. 407 – 412.
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. –– М.: Издательство Московского университета. –– 1985. – 148 с.
  7. Павалаки И. Ф., Рассказова Н. П. Классификации задержки психического развития и перспективы обучения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-i-perspektivy-obucheniya
  8. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста Т. II. –   М: Медицина. –   1959. –   406 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей 3-4 лет Классификация по цели и способу достижения результата

Развивающие игры для детей 3-4 летКлассификация по цели и способу достижения результата...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Знакомство  детей с классификацией посуды: кухонная,столовая,чайная"...

Классификация дизартрии.

Контрольная работа на тему "Классификация дизартрии" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №17...

Классификация методов воспитания

Методы воспитания- это способы педагогиче­ской работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, эти­ческих, эстетических и физических качеств лично­сти...

ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»

В системе дошкольного образования развитие математических представлений  по праву  имеет  большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...

Консультация для родителей дошкольников Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция

Родителям дошкольников должно быть известно, что математика - это глубоко логическая наука и введение ребенка даже в начальную элементарную математику невозможно без достаточн...

КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).

Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....