Консультация "Использование парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с дошкольниками".
консультация по коррекционной педагогике

Галина Владимировна Пятакова

Консультация "Использование парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с дошкольниками".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация.

«Использование парадоксальной дыхательной гимнастики

 А.Н. Стрельниковой в работе с дошкольниками».

История гимнастики.

Стоит начать с того, что у этой гимнастики два создателя: мать и дочь Александра Северовна и Александра Николаевна Стрельниковы, и поэтому более корректно и правильно называть ее «Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковых». Как часто рассказывала на своих лекциях сама Александра Николаевна: «Когда я, молодая певица, потеряла голос, мама стала искать способ его восстановления. Так постепенно была изобретена гимнастика». Все это происходило еще в довоенные годы. Понимание того, что эта система способна спасти не только голос, но и здоровье, пришло, когда Александра Николаевна смогла при помощи дыхательных упражнений, разработанных ее мамой, остановить у себя сердечный приступ.
В 50-е годы прошлого века мать и дочь перебрались в Москву и работали со знаменитыми певцами, актерами и дикторами, которым помогали поставить или восстановить голос. После смерти Александры Северовны ее дочь продолжила их общее дело, постепенно перепрофилировав комплекс в общеоздоровительный. Она принимала пациентов на дому, и слава о чудесном эффекте упражнений, поднимавших на ноги пациентов, которым не смогли помочь ни в одном медицинском учреждении, распространилась по всему СССР. Очередь к ней стояла с улицы и до четвертого этажа, растянувшись на все лестничные пролеты.
К сожалению, система и дух времени распорядились так, что вместо того, чтобы прославить уникальный комплекс, сделать его национальным достоянием, подтвердить научными исследованиями, они заставили Александру Николаевну оббивать пороги всевозможных учреждений в попытках сделать так, чтобы ее методику признали официально. Все они за малым исключением терпели поражение, а медики называли ее самозванкой. А тем временем их «неизлечимые» больные один за другим поправлялись благодаря упражнениям, которые придумала Стрельникова-мать и дыхательной гимнастике, которую они с дочерью довели до уровня целой дыхательной системы.
Так и складывалась история этого потрясающего комплекса, который придумали Стрельниковы, и набирала популярность их дыхательная гимнастика: вопреки системе, на энтузиазме и бесконечной вере, а главное - с волшебными результатами.
В свои 77 лет, когда ее жизнь оборвало трагическое ДТП, Александра Николаевна была абсолютно здорова, ее миновали все возрастные недуги, и это, пожалуй, было наилучшим доказательством эффективности дыхательного комплекса Стрельниковых.

Пандемия Ковид 19 резко повысила внимание к дыханию и здоровью легких, которые подвержены наибольшему риску при развитии осложнений новой коронавирусной инфекции. Дыхательные упражнения рекомендованы для облегчения состояния, как во время болезни, так и для восстановления после нее.
Именно в этот период все чаще в рекомендациях стала появляться дыхательная гимнастика для легких Стрельниковой. Что удивляет, так это то, что мы знаем все о пранаяме и можем найти любую информацию о ней в сети в избытке, и так мало знаем об этом не менее эффективном методе. Наиболее подробно уникальная история создания гимнастики и описание ее техник изложены в книге ученика и последователя Александры Николаевны Стрельниковой – Михаила Щетинина и в публикации издательства журнала «Физкультура и спорт» в серии «Золотая библиотека здоровья».
Это совершенно потрясающая история о том, как комплекс дыхательных упражнений для постановки певческого голоса оказался эффективным для лечения множества заболеваний:

Главный принцип – вдох на противодействии

Несмотря на то, что дыхательный комплекс Стрельниковых в итоге был признан официальной наукой и во всем мире проводятся исследования его воздействия, все механизмы и эффекты его положительного влияния до конца не изучены.
Идея гимнастики проста до гениальности: делать активный вдох ни когда грудная клетка полностью раскрыта, а когда она находится в максимально некомфортном для вдоха положении и ее объем уменьшен. Этот парадокс вдоха, из-за чего гимнастика и названа парадоксальной, перестраивает весь организм, начиная с его центральной нервной системы.

 Благодаря дыхательной гимнастике и упражнениям для легких, которые придумала Александра Стрельникова, тело учится приспосабливаться к новым условиям. Дополнительный эффект оказывает техника короткого резкого вдоха через нос.

Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Итак, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется в лечении заикания.   Поэтому проблема  адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.

Правило первое

Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Стремитесь к тому, чтобы он был естественным: максимально активным, коротким, как укол, яростным, и резким до грубости. Чтобы понять, как совместить все эти требования в рутинном дыхательном движении, воспользуемся советом Александры Николаевны. Она считала, что сторонники объемного, затянутого вдоха пребывают в величайшем заблуждении относительно его безвредности для здоровья. Вспомните, говорила Александра Николаевна, как принюхиваемся все мы, когда в воздухе пахнет гарью. Какова наша реакция на опасность? Вспомнили! Наши предки использовали обоняние для защиты от врагов, а современный человек использует доставшуюся от предков способность воспринимать и различать запахи для защиты собственного здоровья. Выполняя упражнения, думайте только о вдохе и никогда не стесняйтесь шумных звуков, которые, притакого рода, энергичном дыхании.

Ваш вдох должен быть непродолжительным и заинтересованным! При этом нужно – представить себе, что от интенсивности и качества вдоха зависит не только ваша жизнь, но и жизнь тех, кого вы приручили и обязаны защищать. Согласитесь, ничего трудного в такой модели вдоха нет. Просто требуется время, чтобы осознать все рекомендации А. Н. Стрельниковой, и начать правильно дышать.

«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на всю комнату, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше.

Правило второе

Движение, движение и еще раз – движение! Выполняя упражнения, соблюдайте одновременность вдохов и движений и ни в коем случае не контролируйте выдох – пусть он будет произвольным, однако лучше всего выдыхать ртом.

Обратите особое внимание на то, что вдох следует делать или в момент выполнения движения, или в момент максимального сжатия грудной клетки.

Выдох – результат вдоха.

Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушным. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило третье

Третья особенность и третье правило дыхательной гимнастики Стрельниковой заключается в том, что вдохи необходимо повторять так, как будто вы накачиваете камеру или надуваете воздушный шар. Нетрудно заметить, что, действуя по принципу «пассивный вдох – активный выдох», вам ни за что не удастся надуть шар, вернее, наполнить воздухом дыхательные пути  легких.

Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», «16», «32»., то есть, вдыхаем сериями: два, четыре, восемь и т. д. раз подряд (при этом важно соблюдать следующий темп дыхания: 60-72 вдоха/мин.). Пауза между сериями вдохов составляет 2-3 секунды. Продолжительность интервалов между выдохами должна быть несколько большей, поскольку выдохам мы не «помогали», и воздух уходил произвольно.

Следите за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Естественно, что для детей достаточно 8-16 серий.

Правило четвертое

А. Н. Стрельникова особо подчеркивала важность соблюдения этого правила для всех, кто решил заняться оздоровлением по ее методике.

Какое количество вдохов рекомендуется делать подряд? Этот вопрос решается индивидуально, однако можно делать именно столько вдохов, сколько даются вам без труда – свободно, комфортно и легко.

Хорошо, если при выполнении каждого упражнения вы будете делать 2 «подхода» по 96 вдохов. При неудовлетворительном самочувствии и (или) болезни рекомендуется дышать сериями по два, четыре и восемь вдохов из исходного положения сидя или лежа.

А. Н. Стрельникова подчеркивала, что дыхательные упражнения – это борьба за крепкий и здоровый сон, и в идеальном варианте легкие нужно накачивать за час до сна.

Правило пятое

А. Н. Стрельникова   считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, следует чаще отдыхать.

Вот несколько основных упражнений, которые я использую в своей работе. Думаю, вам пригодится.

1. Разминка

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас.

Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать?» - спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Такое дыхание в движении – еще одна отличительная черта гимнастики Александры Николаевны (вспомните: в любом другом гимнастическом комплексе упражнения выполняются на счет «раз-два», читай, «вдох-выдох»).

Шаги-вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, если позволяет метраж, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, вперед-назад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными и частыми.

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

4. «Повороты»

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

«Любопытная Варвара»

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

5. «Ушки»

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки?»

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – общие рекомендации

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей подходит для ребятишек 3-4 лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения всей семьей!

Для первого занятия этих трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики».

Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений. Автор методики рекомендует делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно, но при нехватке времени можно ограничиться и одним или двумя «заходами».

Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через  час.

Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Ритмическая гимнастика, как одна из форм работ с дошкольниками с нарушением зрения по физическому воспитанию»

Ритмическая гимнастика доступна детям с  нарушением  зрения, так как ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вместе с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочета­нию дв...

«Гимнастика пробуждения как вид оздоровительной работы с дошкольниками с ОВЗ»

Данная гимнастика может применяться в группах младшего дошкольного возраста. Материал содержит авторские стихи....

Использование дыхательной гимнастики по методике А. Стрельниковой в работе с дошкольниками

Всем известная методика дыхательной гимнастики А Стрельниковой может быть использована в работе с дошкольниками практически во всех формах организации детей по физической культуре: во время утренней г...

Изготовление тренажёров для дыхательной гимнастики и их использование в работе с дошкольниками

Цель работы: формирование у детей осознанного отношения к правильному дыханию и потребности к здоровому образу жизни, путём изготвления тренажёров для дыхания своими руками....

: «Методика использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».

Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию о...