НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ С НИТКАМИ, КАК СРЕДСТВО АРТ-ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Существует тесная связь между координацией движений и речью.
Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев.
Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
Тем самым мы и стали использовать арт–терапию - вид ниткографии, ниткописи и изонити, как средство коррекции у детей с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nitkoterapiya.docx | 17.73 КБ |
nitkoterapiya.ppt | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ С НИТКАМИ, КАК СРЕДСТВО АРТ-ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Существует тесная связь между координацией движений и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
Тем самым мы и стали использовать арт–терапию - вид ниткографии, ниткописи и изонити, как средство коррекции у детей с нарушением речи.
Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. английский врач и художник Адриан Хилл (1895 г. – 1977 г.)
Арт-терапия – невербальная форма искусства, которая применяется в индивидуальной и групповой работе. Используется как средство психической гармонизации и развития человека. В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.
Именно поэтому арт-терапия так необходима и, как показывает опыт, так эффективна в работе с детьми и является важным элементом его полноценного развития.
Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:
- Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.
- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
- Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.
- Арт-терапевтические направления разнообразны. В их числе:
- Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства.
- Имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- Музыкотерапия—воздействие через восприятие музыки;
- Сказкотерапия—воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- Игровая терапия–метод коррекции посредством игры;
- Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.
- Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
- Смехотерапия–это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности
- Цветотерапия–способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
- «Ниткография», «ниткопись», «изонить» позволяет решать сразу несколько дидактических задач.
Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, вызывает необходимость пересмотра методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи.
Детально изучив все вышеизложенные виды арт-терапии, мы выбрали три её направления, которые, на наш взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе.
Это: «ниткография», «ниткопись», «изонить».
Блок: «Ниткографии».
Цель - развитие мелкой моторики рук, совершенствование ручной моторики способствующей активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. Этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
Блок: «Ниткопись».
Цель - способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять, обсуждать готовые работы, укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память. Аналитическое восприятие, речь.
Ниткопись – это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, выкладывание контуров предметов, букв, цифр из нити или рисование окрашенной нитью.
Блок: «Изонить».
Цель - способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.), а также художественных способностей и эстетического вкуса.
Изонить – это создание картин из нитей без использования клея. Нити выкладываются при помощи переплетения, закрепления гвоздиками или протягиванием в дырочки. Оказывается, можно выполнить рисунок, владея нитью и иглой. Один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию. Эта техника заключается художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Так как мы знаем, что дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ. М.И. Кольцова, Е.И. Исенина установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
В наших группах для детей с ФФНР обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированными являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
- невротическая симптоматика;
- есть сопутствующие диагнозы;
- поведенческие проблемы;
- речевой негативизм;
- не используют речь для коммуникации;
- нарушены способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстают в развитии.
Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть применение арт-терапевтических занятий, видами нетрадиционной техники работы с нитками. ( «ниткография», «ниткопись», «изонить»).
Данные техники заключают в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи.
Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.
Мы, занимаясь этими техниками, видим, что дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая с этими техниками, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.
Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, виды техник способствуют положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.
Работа над этими проблемами способствовала у нас поиску нетрадиционных технологий в работе с детьми с нарушением речи.
Использование мною, таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, и является атр-терапевтическая работа по нарушению речи. Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, основанных на арт-терапии, наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, и развиваются коммуникативные умения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Рука научит голову» Существует тесная связь между координацией движений и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Поэтому я стала использовать арт–терапию – вид ниткотерапия, как средство коррекции у детей с нарушением речи.
ИЗОНИТЬ Это создание картин из нитей без использования клея. Нити выкладываются при помощи переплетения, закрепления гвоздиками или протягиванием в дырочки.
НИТКОГРАФИЯ Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. Этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
НИТКОПИСЬ Это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, выкладывание контуров предметов, букв, цифр из нити или рисование окрашенной нитью.
МАКРАМЕ Положительно влияет на улучшение мелкой моторики, улучшается речь, сообразительность, способность запоминать
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...
Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников
Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разно...
Применение нетрадиционных техник работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей
Используемые приемы и техники: Аппликация- это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке.Обрывная аппликац...
Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи
Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, ка...
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования Эбру – как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...
Технология «Гость группы». Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник работы с нитками при изготовлении игрушек»
Конспект занятия «Творческая мастерская с мамочкой»Мастер-класс «Нитковая техника изготовления игрушек»Организация: МБДОУ Детский сад «Алтан сэсэг&raq...