Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ульянова Эльвира Борисовна

Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родителями и родственниками являются эмоциональной средой для личностного, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Семья и ее образ осознанно или неосознанно храниться в памяти человека и зачастую влияет на разные стороны жизни [1,2]. Одна из которой рассматривается в данном конспекте – это связь ребенка со своей семьей, то есть насколько ребенок привязан к своей семье, какая эмоциональная связь возникает между ребенком и членами его семьи, какое место ребенок занимает в своей семье. В случае нарушения связи ребенка с его семьей, у ребенка формируется негативный образ себя, который может служить «базой» для развития различных психологических трудностей (тревожность, агрессия, страхи, неврозы и др.). Поэтому, так важно специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста видеть особенности взаимосвязи ребенка с семьей, для дальнейшего оказания помощи ребенку в его личностном, эмоциональном, когнитивном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etodicheskaya_razrabotka.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»

Аннотация

Данная методическая разработка представлена в виде конспекта, который содержит в себе упражнения направленные на обнаружение связи ребенка с его семьей.

Представленный конспект может использоваться педагогами-психологами образовательных учреждений, социальными психологами.

Актуальность

Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родителями и родственниками являются эмоциональной средой для личностного, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Семья и ее образ осознанно или неосознанно храниться в памяти человека и зачастую влияет на разные стороны жизни [1,2]. Одна из которой рассматривается в данном конспекте – это связь ребенка со своей семьей, то есть насколько ребенок привязан к своей семье, какая эмоциональная связь возникает между ребенком и членами его семьи, какое место ребенок занимает в своей семье. В случае нарушения связи ребенка с его семьей, у ребенка формируется негативный образ себя, который может служить «базой» для развития различных психологических трудностей (тревожность, агрессия, страхи, неврозы и др.). Поэтому, так важно специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста видеть особенности взаимосвязи ребенка с семьей, для дальнейшего оказания помощи ребенку в его личностном, эмоциональном, когнитивном развитии.

Основная образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Интеграция областей при реализации конспекта: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма деятельности: Совместная деятельность.

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Программные задачи:

1. Формирование представления о своей принадлежности к семье;

2. Формирование представления ребенка о членах своей семьи;

3. Формирование представлений о взаимоотношениях членов семьи;

4. Воспитание бережного отношения к своей семье.

Форма проведения: Творческая.

Материалы и оборудование: листы А4 на каждого участника, простые карандаши на каждого участника, фигуры квадрата, круга, треугольника разного цвета и размера, клей на каждого участника.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: Детям предлагается самостоятельно создать свое родовое дерево, используя простой карандаш для рисования ствола и веток дерева, используя различные фигуры разного цвета и размера, которые нужно приклеить на дерево.

Методические приемы: Беседа, рассматривание.

Практические материалы:

Ход занятия

I. Приветствие

Упражнение «Здравствуй»

Психолог здоровается с каждым ребенок, кладя свои ладошки на ладоши ребенка, и произносит: «Здравствуй (имя ребенка….).

II. Разминка

Упражнение «Стряхни»

- Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от напряжения и неприятных чувств.

- Встаньте, так чтобы вокруг вас было достаточно места, пи начните отряхивать ладони, локти, плечи. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер, а затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно звучит вас голос, когда трясется вас рот. Все плохое и неприятное уходит от вас, вы становитесь бодрее и веселее.

III. Основная часть

Упражнение «Закончи предложение»

Дети стоят в кругу. Педагог-психолог предлагает каждому ребенку по очереди закончить фразу «Моя семья…»

Терапевтическая игра «Родовое дерево»

Инструкция: возьмите лист бумаги А4, простой карандаш проведите вертикальную линию в центре листа, представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и симметрично нарисуйте на нем три уровня ветвей. Выберите фигуру, которая похожа на вас и расположите ее на дереве, туда куда хотите. Выберите фигуры которые похожи на ваших родителей (маму и папу) и расположите их на своем дереве. Если у кого-то из вас есть братья и сестра, выберите для каждого фигуры, на которые они похожи и расположите на дереве. Выберите фигуры, которые похожи на ваших бабушку и дедушку и расположите их на своем дереве.

В процессе данной игры, педагог - психолог наблюдает за процессом создания родового дерева каждым ребенком. Если у педагога - психолога возникают вопросы, он их задает, но не настаивает на получении ответа.

Вопросы:

1. Как ты себя чувствуешь на этом месте, на дереве?

2. Тебя устраивает, что все члены твоей семьи расположены именно так, или ты бы хотел, чтобы они располагались по-другому?

3. Тебе комфортно находится на дереве рядом (имя члена семьи?

4. Что делают все члены семьи на твоем дереве?

5. Хочешь ли ты сказать кому-то из членов твоей семьи слова благодарности?

IV. Прощание

Упражнение «Передай тепло» (дети стоят в кругу, взявшись за руки)

- Давайте, скажем, друг другу «СПАСИБО» что каждый из нас сегодня присутствовал здесь, был с нами. Дети по очереди называют имя ребенка, произнося: «Спасибо» (имя ребенка, что сегодня был с нами, радовал нас своим присутствием. После слов благодарности, дети дарят друг другу тепло (каждый ребенок нажимает слегка на ладонь другого своей ладонью).

Анализ результатов проведенной работы, практическая значимость: В ходе занятия «Моя семья» были поставлены следующие задачи:

1. Формирование представления о своей принадлежности к семье;

2. Формирование представления ребенка о членах своей семьи;

3. Формирование представлений о взаимоотношениях членов семьи;

4. Воспитание бережного отношения к своей семье.

В процессе беседы с каждым ребенком, выявлено, что у большинства детей сформировано представление о членах своей семьи, сформировано представление о своей принадлежности к семье. Также в процессе беседы и рассматривания родовых деревьев детей, выявлено, что все дети любят членов своей семьи, но выразить любовь многие не могут, из-за сложных взаимоотношений с членами семьи, или же выражают свою любовь негативно, в виде конфликтного поведения, для того, чтобы хоть один член семьи заметил ребенка. Также замечено, что дети приклеивали далеко от себя и от остальных значимых членов семьи, того члена семьи, с которым, у него сложные взаимоотношения. Некоторые дети объясняли, почему они расположили так своего члена семьи, а некоторые не могли объяснить.

Список используемой литературы:

1. Гимаева Р. М. Влияние детско-родительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15216.htm.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Перекрёсток"

конспект НОД в игровой форме помогает закрепить  и систематизировать первоначальные знания дошкольников о правилах дорожного движения....

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "С праздником Пасхи"

Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной кул...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Книга – лучший друг»

В результате НОД воспитанники обогатят свои представления о значении книги в жизни человека, закрепят ранее полученные знания....

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»

В результате НОД воспитанники обогатят своё представление о жизни домашних животных, закрепят ранее полученные знания....

Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тема: «Создание образа героя глазами детей»

Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия с детьми старшего дошкольного возраста по сказке В.Г. Сутеева «Палочка-Выручалочка»

Развитие экспрессивной грамотности, развитие благоприятных межличностных отношений, расширение поведенческого репертуара, формирование уверенности в себе, умение высказывать свою точку зрения, развити...

Логические блоки Дьенеша. Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка занятий с детьми старшего дошкольного возраста по блокам Дьенеша....