Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Перекрёсток"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Баклушина Елена Валентиновна

конспект НОД в игровой форме помогает закрепить  и систематизировать первоначальные знания дошкольников о правилах дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nod.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД

по обучению ПДД детей старшего дошкольного возраста на тему:

 «Перекрёсток»

Пояснительная записка

Актуальность

Актуальность  проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. Международная федерация общества Красного Креста и Красного Полумесяца в "Докладе о мировых катастрофах" (1998 г.) определяет дорожно-транспортные происшествия как одну из важнейших и обостряющихся проблем здоровья человека. 

     Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге  реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

основными целями изучения правил дорожного 
движения и поведения на улице являются: 
- Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста посредствам повышения уровня знаний ими правил дорожного движения; 
- Развития психо-физиологических качеств ребенка; 
- Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. 

Среди
задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач: 
- Формирование координации движения; 
- Совершенствование навыков ориентации в пространстве; 
- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях 
дорожного движения; 
- Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность 
ребенка на улице; 
- Формирование мотивационно-повиденческой культуры ребенка, как основы 
безопасности в условиях общения с дорогой и улицей. 

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми 
необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями. 

Уже с дошкольного возраста важно не только рассказывать детям о правилах дорожного движения, но и ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это будет игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

В группах ДОУ я предлагаю организовывать центры ПДД

В данном центре могут быть представлены:

- наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты отражающие дорожные ситуации);

- настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры с правилами – «ходилки»; лото «Транспорт»; домино «Машинки», «Дорожное домино»; кубики; мозаика «Виды автомобилей» и т.д.);

- дидактические игры: «Мы – пешеходы», «Мы – пассажиры»;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта  и т.д.);

- настольный перекрёсток (модели средств регулирования: маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки регулировщика и пешеходов);

- игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т.д.);

- схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;

- комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП», «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др.;

- накопительные папки: подборка материалов из местных газет  по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма, «виды автомобилей» и др.;

- картотека по ПДД : загадок, игр, рассказов, стихов и др;

- комплект дорожных знаков;

- детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей), учебно-методическая литература;

- конструкторы;

- безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема), разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);

- действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;

- альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);

- стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков;

- классная доска с цветными мелками или фломастерами;

- стенды со сменным материалом: «Для вас, родители», «Отряд  ЮИД действует», «Этого могло не случиться» и др.;

- детская литература по ПДД (по возрасту детей) и методическая литература;

- сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;

- календарно-тематический план занятий для детей (данной возрастной группы);

- технические средства обучения (диапроектор, видеомагнитофон и другое оборудование необходимое для изучения правил безопасного поведения на улицах и дорогах.);

- экран, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, мультфильмы.

Новые или обновленные знания помогут взрослым развивать в их малышах понимание опасности современного интенсивного автомобильного мира. Очень важно начать данную работу до того, как у ребенка закрепятся неправильные стереотипы поведения на дороге, которые, к сожалению, преобладают сейчас в среде взрослого населения. Таким образом у нас появляется шанс подготовить ребенка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а в последствии и водителя, что поможет сохранить его жизнь и здоровье.

Конспект НОД  с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Перекрёсток»

Цель:

- сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения  на дороге.

  Задачи:

 1.     Обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков – три цвета светофора, пешеходный переход – наземный, надземный, подземный, - пешеходная дорожка, знаки « остановка автобуса», «пешеходный переход», «главная дорога».

2.  Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания;

 3.  Знать алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»;

4.   Уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки.

Материал:

Дорожные знаки, светофор, водительские удостоверения, большие машины, звукозапись «звуки дороги».

Ход:

 Добрый день, ребята! Мы сегодня с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о правилах дорожного движения. И не просто поговорить. А мы с вами станем участниками дорожного движения.

 Наш детский сад и дома, где вы живете, находятся рядом с  дорогой. Если мы прислушаемся повнимательнее, что мы услышим?( можно включить звуки улицы)

http://50ds.ru/img/_3MO0XGOUG.jpg услышим гул от движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости.

Рядом с дорогой проложена дорожка для пешеходов.

- Как она называется?

http://50ds.ru/img/_3MO0XGOUG.jpg Тротуар

Вам часто приходится переходить дорогу. Вы ездите с мамами на автобусе, ходите в магазин? Чтобы спокойно переходить улицу и на попасть в неприятную ситуацию, аварию что нужно знать?

  • нужно знать правила дорожного движения
  • Делаю ребятам предостережение:

Выучите правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Спокойны были за рулем водители!

-посмотрите, ребята, перед нами перекресток.

вы, конечно, прекрасно знаете, что такое перекрёстки, и не раз их видели. В дорожном движении перекрёстки играют большую роль.

Было бы очень хорошо, если бы дороги не пресекались, а проходили бы одна над другой. Тогда машины не мешали бы друг другу, не теряли бы время, уступая дорогу; не происходили бы аварии и столкновения.

Но строить такие пересечения дорог — а называются они транспортными развязками — дорого и сложно. Поэтому их немного, а вот перекрёстки встречаются очень часто. Какие же бывают перекрёстки и как надо себя на них вести? Где и как нужно переходить дорогу? Переходить дорогу нужно только там, где разрешено .а как узнать это место?

Ребенок: по полоскам черно-белым

пешеход шагает смело.

Кто из вас ребята знает

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход:

Пешеходный переход.

 Как обозначается пешеходный переход? Посмотрите, какие еще знаки вы видите на нашем перекрестке? Что они обозначают? Для чего предназначены?

Для того чтобы обеспечить безопасное движение на перекрёстках, на них устанавливают светофоры и дорожные знаки, наносят на проезжую часть горизонтальную дорожную разметку.

Посмотрите, посередине  перекрестка находится светофор.

Ребята, а для чего он предназначен?

Какие сигналы у светофора? Что они обозначают?

Светофорик:

Здравствуйте, ребята!
Светофор большой помощник,
Лучший друг для вас в пути,
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.

Красный:

Красный цвет – опасность рядом,
Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не иди!

Желтый:

Желтый светит к переменам
Говорит: “Постой, сейчас
Загорится очень скоро
Светофора желтый глаз!

Зеленый:

А за ним зеленый цвет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”

А сейчас мы поиграем .Нам нужно разделиться на две команды: пешеходов и водителей (деление детей)

Пешеходам мы предлагаем пока отправиться в магазин за покупками, а водители, для того, чтобы могли управлять транспортным средством должны сдать экзамен нашему инспектору.

Вопросы инспектора:

-где должны ездить машины?

-какой сигнал светофора разрешает движение?

-на какие части делится улица? (на проезжую часть и тротуар)

-что такое перекресток?

(инспектор раздает водителям  водительские удостоверения.)

Дети располагаются на перекрестке.

( проиграть 2 раза)

Проблемная ситуация.

-Ребята, посмотрите, наш светофор сломался. Что же нам делать? Нам на помощь придет регулировщик. он заменит светофор и поможет всем участникам движения.

Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой

Он управляет сразу всеми

Кто перед ним на мостовой

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

 и пропустить грузовики.

Посмотрите, в руках у нашего регулировщика специальный жезл.

-что обозначает этот жест регулировщика?....

Дети продолжают движение на перекрестке с помощью регулировщика.

Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "С праздником Пасхи"

Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной кул...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Книга – лучший друг»

В результате НОД воспитанники обогатят свои представления о значении книги в жизни человека, закрепят ранее полученные знания....

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»

В результате НОД воспитанники обогатят своё представление о жизни домашних животных, закрепят ранее полученные знания....

Методическая разработка деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по робототехнике Тема «Транспорт будущего»

quot;Давайте лучше изобретать будущее, а не беспокоиться о том, что случилось вчера!"...

Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»

Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родит...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные крайнего Севера».

занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира по теме "Животные крайнего Севера"...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Россия – страна мастеров»

занятие расчитано на детей страшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира....