Причины затруднений дошкольников в подготовке к учебной деятельности и младших школьников при овладении ею
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сигарева Светлана Владимировна

Школа, сам процесс обучения требуют от ребенка определенных усилий, преодоления немалых трудностей. Так называемые «благополучные» школьники справляются с этим, достигая успешности в овладении учебной деятельностью, следовательно, и в усвоении знаний, умений, навыков. Однако многие дети, неподготовленные или недостаточно подготовленные, уже с 1-го класса начинают отставать в овладении учебной деятельностью, и это отставание, увеличиваясь как снежный ком, отражается на всей их учебной и общей жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ                                                                                            Сигарева

Светлана Владимировна

Причины затруднений дошкольников                                                                 

 в подготовке к учебной деятельности            

 и младших школьников при овладении ею

Школа, сам процесс обучения требуют от ребенка определенных усилий, преодоления немалых трудностей. Так называемые «благополучные» школьники справляются с этим, достигая успешности в овладении учебной деятельностью, следовательно, и в усвоении знаний, умений, навыков. Однако многие дети, неподготовленные или недостаточно подготовленные, уже с 1-го класса начинают отставать в овладении учебной деятельностью, и это отставание, увеличиваясь как снежный ком, отражается на всей их учебной и общей жизнедеятельности.

Неуспешность школьников в овладении учебной деятельностью и вызванную этим неуспеваемость объясняют разными факторами — слабостью мыслительных операций, неразвитостью мнемических процессов, недоразвитием речи, неумением организовать свою психическую деятельность[1].

Программа действий по предупреждению и преодолению трудностей в учении должна строиться на анализе признаков неуспеваемости школьников, выборе адекватных мер для их устранения и оценке эффективности намеченных и осуществленных действий. Конкретными ориентирами при ее разработке служат такие значимые составляющие, как индивидуальные особенности развития учащихся, т.е. «реальные учебные возможности» или показатели «обучаемости», и условия обучения[2].

В индивидуально-типологических характеристиках детей риска, отличающихся низкой успешностью обучения и трудностями в овладении учебной деятельностью, выделяют следующие особенности:

• отклонения в психическом развитии и здоровье;

• недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе;

• несформированность;

• психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности[3].

Отдавая должное роли общеучебных интеллектуальных умений, без владения которыми невозможна успешная учебная деятельность, необходимо выделить признаки, затрудняющие детей в формировании и совершенствовании этих умений, препятствующие активному включению детей в процесс обучения и развития. К ним прежде всего относятся следующие признаки.

1. Отсутствие мотивации, мотивов учения. На вопрос: «Ты хочешь идти в школу?» отвечают: «Не знаю», а если дают утвердительный ответ, то выясняется, что привлекает их не содержание школьной жизни, а сугубо внешняя сторона и «почетный» статус школьника (Г. Ф. Кумарина).

2. Нежелание думать при решении учебных задач, стремление освободиться от умственной работы, поиск обходных путей, избавляющих от необходимости рассуждать, мыслить, что приводит к интеллектуальной недогрузке. Последнее далеко не всегда служит показателем патологических изменений умственного развития ребенка[4].

3. Низкая познавательная активность, безынициативность детей. Круг их интересов сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего, они не задают вопросов, внутреннее побуждение к знаниям, к учению заметно снижено (Г. Ф. Кумарина).

4. Безответственность — дети легко забывают о непосредственных учебных обязанностях, не волнуются по поводу того, что не выполнили их (Г. Ф. Кумарина, В. С. Цейтлин).

5. Недооценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предстоящей работы, настроенность на быстрое и легкое ее завершение, отсутствие терпения и выдержки (В. С. Цейтлин); неумение перебороть, преодолеть сложившееся психологическое состояние, основанное на убежденности в невозможности выполнить вполне посильное задание («не получается», «не могу» — П. П. Блонский, 1964), отсутствие мотива «надо», который превращает детеныша в человека (В. С. Мухина, 1998).

6. Сниженная саморегуляция, отсутствие самоконтроля, слабая произвольность деятельности (Г. Ф. Кумарина, Н. И. Мурачковский, В. С. Цейтлин).

Условия обучения и непосредственно условия формирования учебной деятельности с большей или меньшей определенностью обозначены в соответствующих программных документах: «Концепция содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено школы. — М., 2002), программы «Детство» (СПб., 2002), «Истоки» (М., 2001), программа для начальных классов общеобразовательных учреждений (М., 2001).

Одно и, пожалуй, первое из условий успешности младших школьников в овладении учебной деятельностью, отмеченное в этих документах, состоит в решении проблемы преемственности работы с дошкольниками и младшими школьниками по формированию и развитию интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности. Конкретно это обозначено в определении цели подготовки детей к школе: формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.

Воспитателю дошкольного образовательного учреждения следует ориентироваться на целостное и интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, на содействие естественному становлению таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет основу предстоящего обучения в школе.

Вместе с тем в этих документах подчеркивается необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к детям, ибо каждый ребенок развивается в своем, только ему присущем темпе, и задача воспитателя бережно создавать условия для его естественного индивидуально-личностного роста.

При отражении в программных документах значимости направленности на общее развитие детей следует конкретно выделить особое внимание к формированию интеллектуальных умений, подготавливающих к предстоящей учебной деятельности. В них указано на необходимость развития у дошкольников таких свойств и умений, как:

• общие познавательные способности, в том числе способность наблюдать, описывать, строить предположения и находить способы их проверки;

• математические представления, предусматривающие классификацию фигур по разным основаниям — форме, величине;

• символическая функция мышления в процессе овладения традиционной системой используемых условных обозначений;

• объединение предметов на основе общих признаков — мебель, посуда, транспорт и др.;

• дифференциация слоговых знаков, распознавание на слух звуков в словах, совершенствование дилогической речи;

• коллективное обсуждение прослушанных литературных произведений с элементарным проблемным анализом;

• восприятие формы музыкальных произведений с определением их жанровой принадлежности (песня, танец, вальс);

• узнавание знакомых букв при их разном написании (печатные, рукописные, большие, маленькие), что постепенно подводит детей к чтению по слогам, по словам, к составлению предложений и текстов;

• выполнение элементарных логических операций — классификация, сопоставление и т.д.;

• овладение навыками социального поведения, умением контролировать, оценивать их с точки зрения долженствования и их результатов.

В указанных программных документах привлекается внимание к серьезным упущениям в работе дошкольных учреждений. Прежде всего к тому, что нередко подготовка к школе рассматривается как начало изучения программы 1-го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом достаточно распространенном случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него весьма конкретных знаний по отдельным учебным предметам.

Ориентация на общее развитие ребенка, на выход за рамки узкопредметных знаний и формирование общепредметных интеллектуальных умений и навыков учебной деятельности преемственно продолжается в начальных классах школы.

Итак, организация условий для успешного развития и жизнедеятельности дошкольников и младших школьников, оптимальных возможностей для самореализации и раскрытия личностных качеств каждого требует и от воспитателя дошкольного учреждения, и от учителя целенаправленного внимания к преемственности в работе по формированию определенных интеллектуальных умений в тех реальных взаимосвязях и сочетаниях, которые соответствуют структурно-содержательной заданности учебной деятельности младших школьников.

С опорой на эти принципы строится и педагогическая помощь детям, испытывающим затруднения в овладении интеллектуальными умениями, особо значимыми для учебной деятельности.

_________________________________________________________________

Библиографическая ссылка

[1] См.: Цейтлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М, 1977.

[2] Более подробно см.: Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977 ; Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьников. М, 1989.

[3] См.: Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 2001.

[4] См.: Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Структура учебной деятельности младшего школьника

Структура учебной деятельности младшего школьникаДля того, что бы помочь вашего ребенку в процессе обучения, а, значит, и в процессе приобретения целого набора важнейших социальных ролей, на которые р...

Технологическая карта организованной учебной деятельности (2 младшая группа)

Образовательная область:  познаниеТема: Части суток: день и ночь.Разделы: математикаЦель: Научить различать детей частей суток, день и ночь. Продолжать учить сравнивать полоски по длине, находить...

Значимость активной позиции дошкольника для формирования предпосылок учебной деятельности

Чтобы дошкольное детство   было разнообразным, от современного педагога требуется перестройка на «новые рельсы» работы.  Важной установкой становится  не научить ребёнка чему-то, а...

Технологическая карта организованной учебной деятельности второй младшей группы. На тему: «Домашние животные»

Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей.   Учить детей четко произносить слова, имитируя движения. Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.Через игровые...

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.

Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...

Формирование типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее,  «Как учит...