Значимость активной позиции дошкольника для формирования предпосылок учебной деятельности
статья (подготовительная группа) на тему

Малахова Ольга Александровна

Чтобы дошкольное детство   было разнообразным, от современного педагога требуется перестройка на «новые рельсы» работы.  Важной установкой становится  не научить ребёнка чему-то, а создать условия   для активного освоения определённых способов действий в различных видах деятельности. Одним из главных условий  овладения   любого   действия является определённая система мотивов. Мотивационное развитие познавательной деятельности во- многом определяет готовность ребёнка к включению в образовательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость активной позиции дошкольника для формирования предпосылок учебной деятельности

Малахова Ольга Александровна, педагог- психолог МКДОУ «ЦРР- д/с№4» п.г.т.Анна, Воронежская область.  

         ФГОС ДО пересматривает систему дошкольного образования. Большое внимание авторы обращают на то, что «… стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех… Ключевая установка - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка…» (А. Асмолов).

      Чтобы дошкольное детство   было разнообразным, от современного педагога требуется перестройка на «новые рельсы» работы.  Важной установкой становится  не научить ребёнка чему-то, а создать условия   для активного освоения определённых способов действий в различных видах деятельности. Одним из главных условий  овладения   любого   действия является определённая система мотивов. Мотивационное развитие познавательной деятельности во- многом определяет готовность ребёнка к включению в образовательный процесс.

    Мотивация, непосредственно связанная  с процессом предстоящей деятельности, побуждает ребёнка к активным действиям. Необходимо выявить ситуативный интерес (стремление решить проблему, разгадать загадку, познакомиться с чем-то интригующим, поучаствовать в интересной работе) и долговременную мотивацию, основу которой могут составлять интерес к содержанию деятельности, уверенность в её развивающем потенциале, понимании детьми самоценности получаемого опыта.

На   мотивацию и активность ребёнка  оказывают влияние факторы:

  преобладание  желания ребёнка  совершить определённые действия, самостоятельный выбор ребёнка; соответствие различных  видов   творческой, игровой, практической деятельности объективным потребностям ребёнка данного возраста; доступность содержания,  предлагаемых дошкольнику видов деятельности, их связь с его интересами, нуждами и опытом; положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса; возможности самоутверждения, проявление способностей, предоставляемые каждому ребёнку; чувство радости от совершаемых открытий, наблюдение за собственным ростом в развитии, общения со сверстниками и взрослыми; правильная постановка проблемных ситуаций и удовлетворение от их решения.

     Взрослый должен помочь ребёнку   понять ценность не только     определённых действий, но и их практическую значимость в его дальнейшей жизни.  Чтобы дошкольники смогли это увидеть, необходимо, чтобы они научились прислушиваться к себе, ощутили свой рост и понимали, что  обогащением   их личного опыта служит  практическое применение  полученных представлений. Не менее важна помощь в становлении    целевых установок на разных этапах жизни и в различных видах деятельности (игре, творчестве, познании, общении).   Эффективным средством в осознании дошкольником своих сил и возможностей   служит  упражнение «Я расту», в ходе которого педагог (родитель)  обсуждает с  ребёнком  моменты, где ребёнок не может справиться самостоятельно и   которые он умеет выполнить сам. По мере овладения ребёнком способов действий в какой- либо деятельности, взрослый подводит малыша к умозаключению, что временные неудачи поправимы. Развитие мотивационной сферы – длительный процесс, связанный как с содержанием маршрута развития, так и со стратегией построения  взаимодействия педагога с детьми, и реализуется в   совместной   деятельности. Самопознание ребёнком самого себя, осознание своих достижений и неудач отражает его рост в процессе развития, благодаря проявленным стараниям и приложенным усилиям. В этом случае рефлексия становится фактором внутренней мотивации. Таким образом, развитие мотивационной сферы   дошкольников во- многом определяет их активную позицию в познании мира,   раскрывает   позитивное отношение к предстоящей деятельности в школе,  укрепляет веру в свою «нужность» обществу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"

В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...