«Незрелость» нервной системы ребенка
консультация по коррекционной педагогике

Чипиль Елена Викторовна

Если беременность протекала неблагополучно, то часто заканчивается рождением «несозревших» детей. 

Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (ЗРР), слабости мышления. Могут быть и более тяжелые случаи.

При этом для ЗРР характерны бедность словаря, трудности воспроизведения и построения фраз, нарушения грамматического строя речи, слоговой структуры слова.

Что делать? Как помочь?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl_11.docx115.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Незрелость» нервной системы ребенка

Что мы подразумеваем под «незрелостью» коры головного мозга? Technical and art hemispheres on human ... | Stock vector | Colourbox

Кора головного мозга (напомним, что это его верхняя оболочка толщиной              1,5-4,5 мм) представляет собой слой серого вещества. Несмотря на такой невыразительный цвет, функционально заключает в себе основной признак, который отличает человека от животных:

– она выполняет и регулирует множество функций, от которых зависит жизнедеятельность человека и его взаимодействие с окружающей средой: наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – всё то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи подразумевают дисфункцию головного мозга.

Пример:

Мальчик (4,5 года) заговорил поздно, около 4-х лет. Развитие речи не соответствует возрасту. Родители жалуются, что бьет детей. Эта реакция является следствием непонимания ребенком некоторых ситуаций, в результате чего он ведет себя «как малыш». Ребенок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к нему инструкции, «выпадает» из диалога. В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т.д. Роды были тяжелыми.

Если беременность протекала неблагополучно, то часто заканчивается рождением «несозревших» детей. У новорожденных детей к основным причинам нейрофункциональной незрелости относят:

– сложное протекание или патология беременности;

– преждевременные роды, тяжелое родоразрешение;

– воздействие токсических веществ на организм беременной женщины.

К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа, инфекционные заболевания.

Признаки «незрелости» нервной системы новорожденного:

– беспокойство или, наоборот, вялость в поведении;

– частый немотивированный крик;

– нарушения сна;

– упорные срыгивания;

– изменение мышечного тонуса;

– дрожание подбородка и кистей рук, усиливающееся при возбуждении, крике, плаче;

– цианоз (синюшность) носогубного треугольника;

– «мраморный» рисунок кожи (нарушение регуляции сосудистого тонуса);

– поперхивание во время еды и питья;

– судороги;

– нестабильность внутричерепного давления;

– глазодвигательные нарушения.

Кроме того, ребенок бурно реагирует на любые раздражения: звук, свет, перемену положения тела, кормление грудью и т.д. Он вздрагивает, вскидывает ручки, кричит, плачет. Ребенок пуглив, всего боится.

Согласно статистике, дисфункция головного мозга (ММД, минимальные мозговые нарушения, или ППЦНС, перинатальное поражение центральной нервной системы) диагностируется у каждого 5-го ребенка и обозначается как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии).

По мере взросления у детей к указанным выше признакам добавляется:

– бессонница;

– нарушения координации движений;

– гиперактивность;

– повышенная нервозность;

– невнимательность;

– рассеянность;

– нарушения поведения.

Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (ЗРР), слабости мышления. Могут быть и более тяжелые случаи.

При этом для ЗРР характерны бедность словаря, трудности воспроизведения и построения фраз, нарушения грамматического строя речи, слоговой структуры слова.

Несомненно, нужны специалисты. Кто?  

Невролог (определяет характер церебральных нарушений, собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы).

Педиатр (оценивает психическое состояние ребенка, исключает наличие воспалительных заболеваний).

Психолог или нейропсихолог (оценивает состояние высших психических функций, эмоционально-волевой сферы).

Логопед (определяет уровень развития речи или нарушения ее формирования).

Функциональная диагностика:

ЭЭГ (главная цель – поиск судорожного элемента);

УЗДГ (оценка кровотока сосудов головного мозга и ШОП);

ВП – метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы (слуховые, зрительные, соматосенсорные), оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы;

КТ и МРТ.

Что делать? Как помочь?

1. Не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Начинайте заниматься его здоровьем прямо сейчас.

70% детей в результате активно проведенных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и не отличаются от них в поведении.

2. Основные направления при лечении – психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, терпение и последовательность родителей.

Медикаментозные препараты назначаются неврологом. Ведется динамическое наблюдение за ребенком.

– В психолого-педагогическую коррекцию могут входить занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, дефектологом.

Физиотерапия включает БАК, лазеротерапию, электрофорез, амплипульс, баротерапию, микрополяризацию.

– Необходимы соблюдение четкого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста. Выполнение режима делает работу нервной системы синхронной.

Коррекция двигательной активности ребенка путем включения физической терапии (ЛФК, АФК), массажа (нормализация тонуса, обменных, репаративных процессов), упражнений на балансире (мозжечковая стимуляция). Продуманная физическая активность – лучший способ для выхода накопившейся энергии. Подойдут занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, велосипед, гимнастика).

– Возможно проведение немедикаментозной аппаратной терапии: интерактивный метроном (лечебный ритм), БОС-миотренажер, Томатис (улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации).

3. Воспитание в семье ребенка с «незрелостью» предполагает:

– Единство требований родителей, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь.

– Совместное творчество дома: рисование, лепка, вырезание, клеение. Семейное чтение, заучивание стихов, прослушивание музыки.

– Поощрение игр и занятий, требующих внимания и терпения.

– Разделение работы на более короткие, но частые периоды (5-10-15 минут работы, 5 - перерыва), использование физкультминуток.

– Собранность и спокойствие родителей.

Верьте в своих детей! Не опускайте руки и трудитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Топологические особенности нервной системы ребенка»

Консультация для родителей«Топологические особенности нервной системы ребенка»...

Охрана нервной системы ребенка

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения....

«Охрана нервной системы ребенка»

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения.Однако, наблюдение за воспитанием детей в семье показывает, что н...

Охрана нервной системы ребенка.

Прислушайтесь к потребостям ребенка и будьте здоровы!...

«Несерьезные игры, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка» или «Сенсомоторная коррекция».

В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной ...

Создание условий для охраны нервной системы ребенка.

У детей дошкольного возраста встречаются различные формы нарушения поведения и вредные привычки, которые могут самостоятельно исчезнуть, но нередко, являясь начальными формами проявления нервно-психич...

Развитие и гармонизация нервной системы ребенка

ull;Развитие и гармонизация нервной системы ребенка, в целом, и деятельность мозговых структур....