Формирование представления о времени у детей С ОВЗ старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сергеева Марина Борисовна

Формирование представления о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniya_o_vremeni_st.doshk_.vozr_.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

 «Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»

Как научить ребенка чувству времени, сначала может показаться многим родителям очень сложным, поэтому нужно заинтересовывать ребенка, обучать играючи и "растянуто" во временном промежутке, то еще в дошкольном возрасте можно научить малыша хорошо понимать, что такое время и зачем оно нужно всем людям. Понимание времени, или узнавание времени - это навык, которому ребенок должен обучаться постепенно. Тут и там, дома и на улице малыш будет слышать от мамы, папы и от других людей слова и рассуждения на тему "время". Например, про минуты и часы, про сегодня и вчера, о том, что рано и поздно, о лете и зиме.

Как научить ребенка понимать времяВремя абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Для ребенка-дошкольника овладение умением ориентироваться во времени дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическими. Когда стоит начинать обучать ребенка определению времени? Оптимальный возраст для процесса обучения - это период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Однако, нужно создавать подготовительные условия для овладения ребенком этим жизненно необходимым умением.

Как обучить ребенка определению времени? Не стоит начинать обучение определению времени суток сразу с детального изучения циферблата. Это ничего положительного не принесет.

Учимся определять время года и месяц.

Следующим этапом в понимании ребенком времени выступает ознакомление с временами года и месяцами. В первую очередь, следует начинать обучение тогда, когда ребенок уже осознает, что такое жара и холод, ориентируется в природных изменениях. Есть несколько способов для успешного обучения. Можно вместе с ребенком сделать карту времен года, на которой отобразить все месяцы картинками. Совместный досуг послужит не только обучающим методом, но и хорошим развлечением.

На такой своеобразной карте необходимо отразить особенности каждого месяца, чтобы ребенок видел и мог впоследствии ассоциировать, например, сентябрь со школой, а декабрь – с Новым годом.

В книжных магазинах вы найдете богатый ассортимент наглядной учебной детской литературы. Яркие красочные иллюстрации помогут ребенку лучше запомнить каждый месяц года. Задания выполняются в игровой форме, что помогает ребенку лучше усвоить и закрепить информацию.

Домашние театрализованные представления сослужат хорошую службу в понимании и запоминании окружающего мира. Инсценируйте, например, сказку «Двенадцать месяцев». Кроме того, различные загадки, стишки и песенки про месяцы года не только развлекут малыша, но и потренируют его память.

Поэзия соответствующей тематики и «картинная галерея», нарисованная самим ребенком помогут в нелегком запоминании всех месяцев года. Вы можете предложить ребенку изобразить каждый месяц, а затем вместе установить правильность рисунков.

Учимся различать время по циферблату.

Если ребенок успешно усвоил времена года и части суток, настало время переходить к собственно понятию и определению времени. Это “ученье” рациональнее начать с ребенком, когда он знает цифры. И когда счет для него не является проблемой. То есть годам к пяти - пяти с половиной. Для ваших занятий следует использовать не настоящие часы, а игрушечные или самодельные, с тремя стрелками (картонная модель часов) и цифрами - арабскими (1,2,3 и так далее, до 12, которые можно изготовить вместе с ребенком. Необходимо, чтобы циферблатные стрелки на этих часах легко крутились. Сначала следует разобраться со стрелками.

Этап первый - знакомство с секундой стрелкой:

На примере будильника с секундной стрелкой, проще всего объяснить ребенку, что означает секунда. Нужно сказать, что это миг, когда, например, хлопаешь в ладошки. Пускай ребенок при каждом перемещении стрелки хлопает.

Когда стрелка опишет целый круг, значит, прошла минута. Обязательно следует дать понять, что минута состоит из 60 секунд. Привлеките внимание ребенка к различиям между стрелками: часовая стрелка короткая и широкая, а минутная - длинная и узкая.

Этап второй - знакомство с часом:

Начинаем с определения часов. На картонном макете-циферблате нужно поставить большую стрелку на 12, а маленькой отсчитывать часы по порядку - 1, 2, 3, 4 часа и дальше, обязательно акцентируя внимание малыша на том, что правильное движение стрелки - по кругу справа налево. Надо непременно дать понятие о том, что большая стрелка движется намного медленнее, чем секундная. И, когда она полностью описывает круг, проходит один час.

На первых порах не стоит вводить минуты, пусть кроха научится разбираться в часах. После объяснения следует выполнить закрепляющие упражнения: попросить малыша показать конкретное времяопределить времяпредставленное на циферблате и др. Обычно, дети быстро усваивают такую информацию и могут по заданию родителей выставить часы на игрушечном циферблате.

Если ваш ребенок усвоил данную информацию, переходим к изучению минут.

Этап третий - знакомство с минутой:

Теперь на циферблате можно начертить черточки для обозначения минут, причем 12 более длинных и жирных - под каждым часом, по 4 более коротких обычных - в их промежутках.

Выставляя стрелки на макете, нужно дать понятие, как определяют по часам промежуток времени в 5 минут и в 1 минуту. Объясните малышу следующее: если часовая стрелка указывает ровно, например, на три часа, то минутная стрелка расположена на отметке «двенадцать», а если минутная стрелка обосновалась на отметке «шесть», значит это половина часа. Закрепите новые знания малыша в упражнениях. После этого переходите к новому объяснению. Дайте ребенку общую информацию, что в одном часе - 60 минут. На часах изображены 5, 10, 15, 20 и т. д. минут. Перемещая стрелки, не забывайте называть правильное времяпредставленное на циферблате.

После закрепите новые знания на практике, выполнив с ребенком ряд упражнений. В первое время надо изображать на циферблате и говорить, например, так: "Сейчас 1 час 15 минут", а не "Сейчас четверть второго" или так: "Сейчас 6 часов 45 минут", а не "Сейчас без четверти семь". Понятие четверти для ребенка немного сложнее, поэтому спешить с ним не стоит. Введение понятий «четверть»«двенадцать минут восьмого»«полтора часа» и т. д. является достаточно сложным для него. Следует немного подождать.

Пойдя в школу и став немного старше и опытнее, малыш быстро усвоит еще неизвестные ему временные определения и понятия. Ребенку очень понравится возиться с макетом, показывать разные значения времени и проговаривать их вслух для взрослого. Спустя некоторое время можно будет усложнить задание и попросить ребенка назвать, сколько пройдет минут, если минутная стрелка, к примеру, пройдет от цифры 5 до цифры 9.

Конечно, многие папы и мамы начнут протестовать. Видите ли, зачем ребенку знать часы с циферблатом, если практически везде уже используют электронные часы с указанием всего-навсего четырех цифр?

В защиту часов традиционного формата можно сказать, что циферблат помогает видеть прошлое и будущее почти в один момент, тогда как на цифровых часах видно только настоящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не мо...

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...

Формирование представления о цвете у детей раннего и младшего дошкольного возраста через авторскую игру «Разноцветная карусель».

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики ...

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В работе описаны методы работы по обследованию формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР...

Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети...