Рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
консультация

Костенко Татьяна Ивановна

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость),  меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями. Работа по формированию временных представлений помимо занятий должна включаться и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня. Поэтому необходимо работать над формированием временных представлений в повседневной жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

  Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость),  меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями. Работа по формированию временных представлений помимо занятий должна включаться и в жизненный контекст ребенка на протяжении всего дня. Поэтому необходимо работать над формированием временных представлений в повседневной жизни ребёнка.

Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая  стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.

Игры с ребенком дома:

Необходимо формировать у ребенка представления о времени суток. Рассматривайте картинки в книжках. Покажите на картинку, где изображено утро, спросите ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

- Какие вежливые слова мы говорим друг другу утром? – С добрым утром!

Доброе утро!

- Утром светло, светит солнышко.

Можно рассказать стихотворение, например такое:

Солнце встало только-только,

В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько,

Зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут.

Это время как зовут?

(Н.Нищева)

Покажите картинку, где изображён день, спросите ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

- Какие вежливые слова мы говорим друг другу днём? – Добрый день!

- Днём тоже светло, светит солнышко.

Можно рассказать стихотворение:

Солнце в небе ярко светит,

Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите?

Время это назовите.

(Н.Нищева)

Покажите картинку, где изображён вечер, спросите:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

- Какие вежливые слова мы говорим друг другу вечером? – Добрый вечер!

- Вечером темнеет, солнышко ложится спать.

Можно рассказать стихотворение:

Уже за окошком темнеет,

И вечер зевнул на ходу.

Из детского сада спешу я скорее,

Я к маме любимой иду! …

 (М. Садовский)

Покажите картинку, где изображена ночь, спросите:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

- Какие вежливые слова мы говорим друг другу на ночь? – Спокойной ночи!

- Ночью темно, светит луна.

Можно рассказать стихотворение или спеть песню:

Спят усталые игрушки,

Книжки спят,

Одеяла и подушки

Ждут ребят,

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться,

Глазки закрывай,

Баю - бай...

(З. Петрова)

Когда расскажете про все части суток, обведите все картинки рукой и скажите: утро, день, ночь  и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно рассказать поговорку:

Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь!

Поиграйте в игры:

  1. называйте часть суток и просите ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.
  2. Спрашивайте ребенка:  Завтракаем мы утром, а обедаем…? И т.д.

Задавайте вопросы и побуждайте ребёнка к рассказыванию.

Примеры вопросов: Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают ещё? Что наступает после вечера? Как мы узнаем, что наступила ночь?

Необходимо формировать у ребенка представления о днях недели.

Расскажите, что в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название.

Можно прочитать стихотворение:

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с медом пек калач,

а в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

а в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

сказки добрые читал.

(П. Башмаков).

Каждый день недели имеет своё название, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру.

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Задайте вопросы:

- Как называется первый день недели? Как второй? И т.д.

- В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?

Называйте день недели. А ребёнка попросите назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

 «Вчера, сегодня, завтра»

Расскажите ребенку, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

 Каждый день, происходит что-нибудь интересное.

Например, вспоминаем с ребёнком:

- Что мы делали  сегодня: ходили в магазин.

- Давай вспомним, а что мы делали вчера? – ходили в цирк. А теперь давай подумаем, что мы будем делать завтра? – Завтра мы с тобой будем делать уборку.

Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что уже было, произносится в прошедшем времени – ходили, покупали. То, что происходит в данный момент, говорится по-другому – идём, покупаем. То, что ещё только должно произойти – пойдём, будем покупать.

Когда ребёнок уже будет познакомлен с частями суток и днями недели, ежедневно проговаривайте вместе название частей суток и дней недели, месяц и время года, вспоминайте предыдущие. Необходимо обращать внимание  на события в повседневной жизни. Например, у кого из членов семьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? и т.д.

Для формирования представлений о временах года можно использовать следующие игры:

Игра « Времена года».

Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.
Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.
Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года. Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу(бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года. Со временем задания усложните - разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того, чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.


Когда это бывает?

Загадайте ребёнку загадки в стихах про времена года, а он пусть отгадывает. Можно предложить выбрать соответствующую картинку.

Загадки:

Белый снег одел поля,

Стала белою земля.

В поле вьюга завывает.

Это всё когда бывает?

Солнце в небе высоко

Светит, греет жарко.

Одеваемся легко

Для прогулки в парке.

В травке бабочки порхают.

Это всё когда бывает?

Солнце низко греет мало,

В травке бабочек не стало.

Сбросил клён свои одёжки

На дорожку нам под ножки.

Птичьи стаи улетают.

Это всё когда бывает?

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

По полям ручьи звенят,

Птиц на родину манят.

Снег на горке быстро тает.

Это всё когда бывает?

(Н.Нишева)

Представления о месяцах в году можно формировать в беседе. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году.

Можно использовать  пословицы и поговорки:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь – году начало, зиме – середина.

Помогают сформировать представления о месяцах - знакомство детей с литературными произведениями: сказка С. Маршака « 12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».

Список использованной литературы:

1. Рихтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.» - М.: Просвещение, 1991.

2.  Нищева Н.В.«Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста»  Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СП..: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО0ПРЕСС», 2010.

3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени» ТЦ»Сфера», 2009.

4. Аромштам М. С. «Дом, в котором живет малыш» Серия: Семейная педагогика, Издательство: Академия Развития, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не мо...

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...

Формирование представления о цвете у детей раннего и младшего дошкольного возраста через авторскую игру «Разноцветная карусель».

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики ...

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В работе описаны методы работы по обследованию формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР...

Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста...

Формирование представления о времени у детей С ОВЗ старшего дошкольного возраста

Формирование представления о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста...