Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было полезно и интересно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления у старших дошкольников
В последние десятилетия многие психологи и педагоги пришли к необходимости развития творческого потенциала нашего подрастающего поколения. Главная же ценность при развитии творческого мышления у детей дошкольного возраста – это развитие дивергентного мышления, тогда как традиционно акцент ставится на развитие конвергентного мышления, когда взрослый предлагает детям проблемные ситуации и задачи уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответ ребенка оценивается по таким критериям, как:
- степень точности ответа;
- степень подробности;
- скорость (кто раньше);
- аккуратность и степень соответствия установленной форме ответа.
Конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако обязательно надо предоставить детям возможность развития и творческого дивергентного мышления, как мышления, характеризующегося разрушением глобальных стереотипов и ограничений, а также большей свободы в решении проблем. Оно позволяет эффективно преодолевать шаблонные ограничения и расширять диапазон мышления. Ведь реальные проблемы, с которыми сталкивается человек в своей жизни не имеют однозначных ответов, в отличие от учебных задач. И помощь взрослого ребенку в развитии дивергентного мышления поможет ему лучше адаптироваться к постоянно меняющимся условиями жизни и стать успешнее и в учебе, и в личной жизни. По моему мнению, информационный век, когда многое зависит от скорости принятия правильного решения, подтверждает достаточно убедительно актуальность движения в этом направлении и работы по этой проблеме.
Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного развития. В противном случае, оно просто угасает. Необходимым условием должно быть создание соответствующей среды, стимулирующей развитие творческого мышления:
- Необходимо создание психологической атмосферы, свободной от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением, т.е., моделирование ситуаций незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и жестко контролируемых.
- Разрешение и поощрение множества вопросов.
- Внимание к интересам каждого ребенка.
И, напротив, необходимо уменьшить возможность возникновения таких ситуаций, как:
- Жесткие стереотипы в мышлении и поведении.
- Неодобрительные оценки воображения и фантазии.
Упражнения и задания, предлагаемые при создании такой среды предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:
- Беглость – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п.
- Гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении задач, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.
- Оригинальность – это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
- Способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Предлагаемые детям упражнения направлены на развитие творческого потенциала, т.к. творческая деятельность априорно предполагает свободу действий ребенка.
Дети могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре или в группе, т.е. сотрудничество и кооперация поощряются, что представляет благоприятные возможности для:
- обучения сотрудничеству и пониманию того, что «один ум хорошо, а два – лучше»;
- развитие способности к лидерству;
- возможности для менее творческих детей пережить успех, сотрудничая с более творческими детьми.
Придерживаясь принципа неоцениваемой деятельности, взрослый максимально освобождает ребенка от страха сделать ошибку и дает ему возможность самостоятельно оценить свою творческую продукцию. А главное, что опыт творческого подхода к решению различных проблем, поможет детям в их будущей жизни, и, в конечном счете, приведет способности генерировать интересные, нестандартные идеи в школе, в ВУЗе и в дальнейшей жизни. Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, улучшают и развивают свои творческие мыслительные способности, что, в конечном счете, благоприятно сказывается на их успешности как в профессии, так и в жизни.
В качестве примеров развития творческого дивергентного мышления можно предложить следующие задания:
- Учимся видеть необычное в обычном.
Необычное использование обычных вещей.
Как по-другому, не по прямому назначению, можно использовать: формочку, стакан, газету, пустую пластиковую бутылку, палку и т.д.
Назвать все возможно-невозможные варианты, чем можно, например, рисовать.
- Волшебные превращения.
На что похож рисунок своей ладошки? Преврати его в…
Дорисуй и дополни линии, чтоб получилась картина.
- Угадай, что это, на что похоже?
- по нарисованному силуэту предположить все возможные варианты того, что может находиться в мешочке.
- путешествие кляксы.
4. Придумай или продолжи сказку.
Можно использовать с коллективом детей, которые по-очереди говорят по
одному предложению.
- Лоскутное одеяло.
Каждый ребенок на своем листе бумаги в течении одной-двух минуты что-то рисует. Дальше меняются по часовой стрелке листами и дорисовывают, что считают нужным в полученном листе и снова передают листы. Работа ведется до тех пор, пока каждый не получит свой листок. Дальше обсуждение.
Можно каждому ребенку украсить свой небольшой листик, используя разные техники и создать панно «Лоскутное одеяло группы».
- Создай свое неповторимое несуществующее животное.
Можно использовать наклейки глаз, носов, копыт, лап и других элементов. Вырезки из журналов.
- Юный дизайнер.
Украшаем первую букву своего имени.
- Создаем фотоколлекцию.
«Невозможное – возможно», «Необычное в обычном», и т.д.
- Волшебная мозаика.
Создаем из плоских геометрических фигур картины.
- Использование правополушарного рисования.
- Придумай правила.
Как играть в игру под названием «Кузнечик»? Придумай к ней правила.
В какие игры можно играть с мячом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-70627-1511457797.jpg)
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/28/picture-36297-1398669194.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «СОЧИНИ СКАЗКУ»
Технология ТРИЗ в занятиях по развитию речи у дошкольников...
Проект «Использование дидактических и мультимедийных игр для развития творческой активности и воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Проблемно-ориентированный анализПредставляется через соотношение проблема-причина и возможные способы устранения.ПроблемаПричиныСпособ устранения1.После проведения мониторинга в 2014 году было отмечен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507263-1414306060.jpg)
Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.
Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507263-1414306060.jpg)
Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.
Развитие ттворческих способностей старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1332336-1620404182.jpg)
Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.
Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348274-1632226448.jpg)
Опыт работы музыкального руководителя "Развитие творческих способностей в развитии музыкально-театрализованной деятельности дошкольников"
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Д...