проект «Взаимодействие с родителями, как один из критериев реализации ФГОС». Родительский клуб
проект по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

адресовано педагогам, работающим с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название разработки/программы/мероприятия: проект «Взаимодействие с родителями, как один из критериев реализации ФГОС». Родительский клуб «Лучики»

Фамилии и инициалы автора (авторов) работы: учитель-дефектолог Котина Н.А.,  воспитатель Гриненко Е.Н.

Название образовательной организации или организации, осуществляющей обучение (полное название, страна, город, e-mail): государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга cad2pfspb.caduk.ru

Аннотация:

Автор: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Котина Н.А. Воспитатель высшей квалификационной категории компенсирующей группы Гриненко Е.Н.

Адресовано: педагогам дошкольного образования, работающим с детьми ОВЗ.

Цель проекта:  построение системы работы, предусматривающей  полную интеграцию действий  специалистов и педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Задачи проекта:

- повышение педагогической и психологической компетентности родителей;

- формирование позиции ответственного родителя;

- формирование уверенности в себе, своих силах, возможностях;

- содействие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

- создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мненияими, опытом семейного воспитания).

Преимущество разработки: разработка проекта помощи родителям детей с нарушением зрения, направленного на усиление  участия родителей в воспитании детей, является актуальной проблемой. В наш проект мы включили и элементы дистанционного обучения. Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.

           Как отмечается в психолого-педагогических исследованиях, когда в семье рождается «не такой ребёнок, как все», то родители делятся на две группы: первая группа – родитель принимает своего ребёнка, какой он есть, вторая группа – родитель не принимает своего ребёнка и не хочет понять его. Взаимодействие с родителями второй группы наладить довольно сложно, и бывает, что это совсем невозможно на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. С родителями, принимающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, контакт наладить легко, так как они заинтересованы в воспитании и обучении своего ребёнка.

             Для более тесного сотрудничества с семьями воспитанников, наш педагогический коллектив группы детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие), создал «Семейный клуб «Лучики», который уже на протяжении нескольких лет помогает родителям стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса детей. Именно совместная работа педагогов и родителей является важной частью в обучении детей. И для того, чтобы эта работа была успешной, необходимо создать условия взаимодействия, при которых родители станут понимать состояние своего ребёнка, будут принимать его таким, какой он есть, и будут стремиться помочь ему.

       Такие групповые занятия направлены на понимание родителями особенностей и возможных путей развития детей, формирование позитивного отношения к ребёнку, умения его понять и принять. Эти занятия носят не только образовательные, но и психотерапевтические цели, что является значимым для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Во время таких встреч мы привлекаем родителей и к совместной с детьми деятельности (игровой, учебной, трудовой), которая проводится с целью развития потребностей и навыков продуктивного взаимодействия с ребёнком. Под руководством педагогов, родители учатся методам и приёмам обучения детей дома для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми в дошкольном учреждении.

           Помимо таких тематических родительских собраний, мы проводим детско-родительские встречи по случаю дня рождения детей. На праздники приглашаются не только родители, а также братья и сёстры. Группа украшается воздушными шарами, мы все вместе танцуем и поём песни, играем в театрализованные и подвижные игры. Дети заранее дома готовят вместе с родителями подарки имениннику.

          Для  нас – педагогов и родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень важно построить мост между нашим миром и миром ребенка, и не важно – на какой точке моста мы встретимся, главное – чтобы это случилось!!!  

         

Описание проекта

          Семьи, имеющие  ребенка  с проблемами в развитии, нуждаются в комплексной помощи, прежде всего в обеспечении  грамотного решенияжизненно важных проблем, возникающих в них. Причем качество этой помощи во многом определяет гармоничность семейных  взаимоотношений, способствует созданию комфортной  микросреды для жизни и развития ребенка с ОВЗ, обеспечивающей полноценный процесс его социализации. Это сложный путь интеграции ребенка  в социальную и образовательную среду, что требует организации помощи как детям с проблемами в развитии, так и их родителям. Поэтому очень важно сделать шаг навстречу тем, кто нуждается в помощи.

          Правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие  физического, психического и умственного  развития  ребенка. Работа по построению  взаимодействия  дошкольного учреждения и семьи имеет огромное взаимное значение. Родители могут оказать существенную психологическую поддержку своему ребенку. И задача педагогов, работающих с детьми, помочь родителям в воспитании и обучении детей, научить их понимать своего ребенка принимать его таким, какой он есть, дать ряд советов на основе накопленного опыта, личных наблюдений и непосредственной индивидуальной работы с такими детьми.

          Именно поэтому разработка проекта помощи родителям детей с ОВЗ, направленной на усиление их участия в воспитании детей, является актуальной проблемой. Но готовы ли начать сотрудничество с дошкольным учреждением  родители? Захотят ли они пойти на контакт? Смогут ли стать надежными партнерами  педагогам, не станут ли осуждать  или не обращать внимание на проблемы своих детей?

          Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала  требует от специалистов, работающих в специальных  дошкольных учреждениях, глубоких системных знаний, умений находить адекватные средства и способы  взаимодействия с ней.

           В процессе работы с семьями мы активно используем следующие формы сопровождения семейного воспитания, отражающие возможности и потребности  специалистов и семьи, такие как: круглые столы, устные журналы, анкетирование, размещение информации на сайте группы и детского сада, участие родителей и семей в выставках и конкурсах, выпуск стенгазет, совместные детско – родительские  массовые мероприятия, практикумы, как отдельно для родителей, так и для родителей с детьми; родительские вечера, тренинги, психологические разминки.

          В результате чего родители не только получают консультативную помощь по вопросам воспитания и обучения своих детей в домашних условиях, знакомятся с тематикой работы с детьми по разным направлениям, но и делятся своим опытом, учатся взаимодействовать со своим ребенком в социуме, становятся более открытыми,  адекватными к своим детям.

         Работа с родителями, с семьёй ребёнка представляет собой одно из самых непростых, но так же и самых важных направлений в нашей деятельности. От того, найдём ли мы взаимопонимание с ними, зависит сама возможность, сможем ли мы быть полезными развитию ребёнка.

         К использованию в своей работе нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников мы пришли не сразу. Сначала, ввиду особенностей детей, стали привлекать родителей к совместной деятельности с детьми на праздниках, где они являлись не зрителями, а активными участниками представления. Вследствие чего мы сделали вывод: прежде чем проводить такие мероприятия, необходима предварительная работа именно с  родителями – многим очень трудно без подготовки пойти на контакт, зачастую они не понимают и не знают, как себя вести, им не хватает определённых конкретных знаний. Стандартные консультации оказались не эффективны – многие оставались при своём мнении, либо быстро забывали, о чём шла речь. Поэтому и возник вопрос об использовании других, наиболее эффективных форм работы с родителями.

          Несмотря на традиционность, очень важны именно индивидуальные консультации для родителей. Особенно они необходимы для родителей вновь поступивших детей, чтобы преодолеть их беспокойство, боязнь разговора о своём ребёнке, и дать им возможность рассказать в неофициальной обстановке о его особенностях: о здоровье, поведении, об интересах, об особенностях характера, а также о моральных ценностях в семье, и других проблемах, возникающих в процессе взаимодействия с ребёнком. Педагог в свою очередь имеет  возможность ближе познакомиться с семьёй, сделать для себя определённые выводы и дать родителям ряд необходимых рекомендаций.

          Круглые столы. Это тематические мероприятия, проводятся не более 3-4 раз в год. Они проходят в неформальной обстановке.

Примерные темы:

 «Мы разговариваем с детьми» (с логопедом)

 «Игровые способы решения детских капризов» (с психологом)

 «Другой» ребёнок в семье»

 «Растём вместе со своим ребёнком»

 «Детская агрессивность»

           Устные журналы – это форма работы с родителями у нас проводится недавно. Привлекательность его заключается в том, что эта форма проведения может включать многие элементы занимательности: наглядность (различные выставки, компьютерные слайд - презентации, иллюстрации к выступлению) и т.п. Можно выделить устные журналы двух типов: тематические, если они отражают одну тему, один вопрос, например: «Прогулка в разное время года», «Игра с куклой»; и обзорные, если в них запрашиваются самые разные вопросы, например: «Продуктивная деятельность с детьми», «Развивающие игры в детском саду». Обычно выпуск устного журнала состоит из страниц, каждая из которых также имеет название.

         Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся 2-3 раза в год без присутствия детей в неформальной обстановке. Родительский вечер- это общение родителей группы, возможность высказаться и поделиться своим опытом воспитания ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь  и собственный ребёнок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными, например: «Досуг в семье» (праздники, традиции и просто вечера, проведённые дома).

          Практикумы,   как отдельно для родителей, так и для родителей с детьми. Это особый вид деятельности, имеющий целью усвоение знаний посредством самостоятельной практической деятельности. Например:

  «Так играют наши ручки»

  «Чем можно рисовать?»

  «Лепим из теста»

  «Конструктивные игры с детьми»

          Совместные тематические детско-родительские массовые мероприятия - это  итоговые мероприятия, направленные на обобщение и закрепление материала по заданной теме (темам), а так же на обучение родителей взаимодействию с ребёнком, такие как: «Конструктивная деятельность по мотивам русской народной сказки «Теремок», «День рождения куклы Маши» (сюжетно - отобразительная игра), «В гостях у бабушки  (итоговое занятие по теме «Фрукты – овощи»).

         Вышеперечисленные формы работы по взаимодействию с семьёй проводятся выборочно в зависимости от уровня компетентности и заинтересованности родителей. Разрозненные вначале тематические мероприятия с родителями постепенно переросли в проектную деятельность. Сначала это были краткосрочные проекты. Такие, как конструктивная деятельность по мотивам русской народной сказки «Теремок», в процессе которой родители знакомились с психолого-педагогическими аспектами взаимодействия с детьми, с элементами театрализованных игр, видами конструирования посредством тематических мероприятий по данной теме, и как итог – совместное детско-родительское мероприятие. В процессе реализации проекта «Чем можно рисовать?» были использованы такие формы как устный журнал (компьютерная презентация) с последующим обсуждением, практикум для родителей с детьми, и как итог – выставка рисунков по данной теме. В рамках проектной деятельности  «День рождения куклы Маши» был проведён мастер – класс для родителей по теме «Игра с куклой», с привлечением к участию как специалистов   ДОУ, так и родителей.

           Со специалистами детского сада, готовыми принять участие в проекте, составили комплексный план-схему работы по проекту как с родителями (с приблизительными датами проведения  различных мероприятий), так и с детьми в различных видах деятельности (по всем направлениям) по данной теме и познакомили родителей с готовым планом проекта. Исходя из этого, начали подборку материала, как практического, так и теоретического, непосредственно саму работу по реализации проекта, подведение итогов.

             В прошлом учебном году, когда мир столкнулся с пандемией, и мы, как и большинство других ДОУ перешли на дистанционное образование. Мы предлагаем вам ознакомиться с системой сопровождения  детей с ОВЗ через включение дистанционного образования в практику нашей группы.

В чем же актуальность дистанционного детского сада? И так, дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования. Встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В  нашем дошкольном учреждении  организация дистанционного обучения была построена  с учетом требований федеральных государственных законов и СанПин.  Особое внимание уделялось всем видам детской деятельности,  доступности предлагаемого материала.

Целью дистанционного детского сада стала – возможность предоставить ребенку получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям наших воспитанников.

Задачи дистанционного  обучения:

- удовлетворение потребностей родителей, повышение уровня их компетенции;

- создание и накопление материалов для комфортного и удобного применения рекомендуемых материалов для детей, имеющих разные стартовые возможности в домашних условиях;

- оказание консультативной помощи родителям для создания комфортной среды дома, способствующей гармоничному развитию ребенка;

- накопление   положительного опыта в общении «педагог-ребенок-родитель».

         В период дистанционного обучения специалистами группы давались рекомендации воспитателям, по организации дистанционной работы с детьми и родителями. Поддерживали тесный контакт с родителями группы, оказывали консультативную помощь родителям группы, пополняли видео материалы, снятые родителями дома с детьми, как обратная связь. Так же пополняли  группу в контакте и в Ватсап полезными ссылками на видео и статьи, прикрепляли обучающие мультфильмы для детей и фильмы  для родителей. В группу в контакте так же публикуются видео, отснятые музыкальными и физкультурными руководителями. На нашем сайте детского сада в разделе  Дистанционный детский сад, все родители могут ознакомиться с размещенными  там материалами тифлопедагогов, учителей-дефектологов, логопедов, инструктора по ЛФК, психолога, музыкального руководителя  и воспитателей.

Вывод: спустя год с начала пандемии, мы можем сделать вывод, что внедрение дистанционного обучения в педагогическую практику в нашем учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической  помощи большому количеству детей, а также   помогает родителям закреплять пройденный материал дома с ребенок, предлагать ребенку игры и упражнения в период его отсутствия в детском саду, так же наглядно увидеть, как преподносить материал своему ребенку,  учитывая  возможности своего ребенка, таким образом, повышается педагогическая культура родителей.  

Работа по реализации проекта проходит в несколько этапов;

1 этап  - подготовительный (сентябрь)

- Подготовка учреждения и специалистов к реализации проекта. Изучение научно-методической литературы. Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература. Опираясь на исследования известных  опытных педагогов,  мы изучили особенности детей с амблиопией и косоглазием и комплексного психолого-педагогического сопровождения этих детей. При котором особенно важен дифференцированный подход, составление индивидуальных программ развития каждого ребенка. Анализ программно-методических разработок показал, что в настоящее время необходимо большое внимание уделять созданию условий для адаптации детей к коллективу сверстников и взрослых с целью дальнейшей интеграции в общество.

- Проведение микроисследования с родителями. Для эффективного проведения работы выясняется актуальный уровень знаний родителей, их запросы. Уточняется информация о внутрисемейной обстановке и стиле детско-родительских отношений. Анализ бесед с родителями,  анкетирование и интересов   показали, что существует круг проблем: родители недостаточно грамотно информированы по данному вопросу; наблюдается неприятие собственного ребенка или неадекватно завышенная самооценка, были выявлены и  сложности  во взаимодействии с родителями других групп.

Это еще раз доказывает актуальность организации проекта  (обучение членов семьи основам  знаний и умений для проведения работы в домашних  условиях).

- Индивидуальная диагностика (уровень и особенности развития ребенка, социально-психологический паспорт семьи). Психолого-педагогическое обследование детей  выявило, что   у детей с ОВЗ  имеется в разной степени недоразвитие всех сторон психомоторного развития.

- Выявление круга проблем у ребенка. Анализ работы по выявлению возможных проблем показал, что у детей с ОВЗ наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. Снижена эмоциональная отзывчивость, дети практически не стремятся к самостоятельности и остаются равнодушными к своим достижениям, не взаимодействуют друг с другом. Всему этому необходимо обучать специфическими  методами и приемами.

- Разработка положения о порядке организации и функционирования группы. Положение утверждается заведующим ГБДОУ  и старшим воспитателем.

 

2 этап – Основной (октябрь – май)

- Составление индивидуального маршрута. В индивидуальных маршрутах развития ребенка отражены: общие сведения о ребенке, его особенности, результаты.  Отслеживается динамика развития ребенка, фиксируется насколько он изменился.

- Проведение занятий по программе (периодичность встреч). Обучение родителей приемам и методам работы с детьми. Организация работы лекотеки позволила  подобрать развивающие игры с учетом индивидуальных особенностей  каждого ребенка  и обучить родителей как правильно применять эти игры.  Разработаны Альбомы на каждого ребенка с индивидуальными рекомендациями и домашними заданиями. Работа с семьями проводится на принципах добровольности, личной заинтересованности. Родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку- инвалиду. При организации встреч с родителями акцентируется внимание на том, что компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребёнка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растёт его ребёнок, и предпринимать усилия для того, чтобы её менять.

Данный этап позволил дать более глубокие знания родителям, адекватно понимать, что может конкретно их ребенок   в силу своих возможностей.

 3 этап – завершающий (май)

-  Мониторинг – проведение качественного анализа результатов проведенной работы, оценка эффективности. Анализ работы, получение обратной связи от участников группы. Выявление проблем  образования со стороны детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявление мнений родителей об эффективности проведенных мероприятий. Формирование более глубоких знаний родителей об особенностях развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Результаты успешной работы: Обобщив наш опыт работы, мы приходим к выводу, что использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения:

-  родители своего ребёнка перешли из категории "пассивного наблюдателя" в категорию " активных участников воспитательно-образовательного процесса".

- многие родители стали  не только активными участниками, но и выступили  в роли организаторов совместной деятельности.

         Всей своей работой мы стараемся убедить родителей в том, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что это необходимо для успешного развития их собственных детей.  

         Каждый родитель смог принять своего ребенка таким, какой он пришёл на этот свет и вложил в него всё возможное, что только можно дать в адекватном понимании «Что может взять мой ребёнок, и как я могу ему в этом помочь».

Список литературы:

Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.

Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Д Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 1 (30). — С. 62—65.етский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.

Партретова В.Г. Консультация для педагогов: Организация дистанционного обучения дошкольников, 2020.

https://infourok.ru/organizaciya-distancionnogo-obucheniya-doshkolnikov-4263981.html

Буйместру И.А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И.А. Буйместру // Образование и воспитание. – 2020. – № 4 (30). – С. 7-10. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5438/.

Андреева  Н.А. Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в психолого-педагогических исследованиях / Н.А. Андреева. – Шадринск, 2016. – Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-11-semeynaya-pedagogika-i-domashnee-vospitanie-v-sisteme-obrazovaniya/problema-vzaimodeystviya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-i-semi-v-psikhologo-pedagogichesk/.

Подколзина Е.Н. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания. М.: Российская государственная библиотека для слепых, ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008. – 47 с.

Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыно. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.

Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства. 2007. – 256 с.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно- методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. – 87 с.

Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...

Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

   Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные госуд...

Проект " Взаимодействие с родителями, как один из критериев реализации ФГОС"

Проект " Взаимодействие с родителями, как один из критериев реализации ФГОС"...

Инновационный проект по теме: «Сетевое взаимодействие ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО»

В наше время образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе.Одним из путей повышения качества до...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность проектаВедущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечи...

Проект на тему: «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний...