Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Савицкая Надежда Вячеславовна

Приёмы и методы развития произвольного внимания

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник всё больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями детям в возрасте до трёх лет практически недоступно;

5) в 4 – 5,5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

- расширяется объем внимания;

- возрастает устойчивость внимания;

- формируется произвольное внимание.

Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Ребёнку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трёх инструкций:

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;                                                                                             2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;      3) развитие навыков самоконтроля;

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью. Однако в процессе обучения нельзя всё сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребёнка значительного напряжения. Тем не менее, эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребёнка и уже не требуется значительных волевых усилий для её поддержания. Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.

 Недостаточно просто призывать ребёнка к внимательности. Необходимо продумать систему тренировочных упражнений, направленных на коррекцию и развитие определённых качеств произвольного внимания. Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.

Большую роль в развитии произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста играют упражнения, в которых синхронизируются речь и движения. Такие задания привлекают детей. Они стараются успеть за всей группой. Иногда дети просят помедленнее показывать им движения. А иногда наоборот, хотят ускорить процесс игры. Далее будет приведён список игр, которые мы используем в работе с детьми в целях активизации и развития у них произвольного внимания.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

(ПСИХОГИМНАСТИКА)

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание: Взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Смотри на руки

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: аудиозапись марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание: Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Упражнение КТО БЫСТРЕЕ?

1) Старшим дошкольникам предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например О или Е. Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2) Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачёркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной или по сигналу чередовать зачёркивание одной буквы с зачёркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачёркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Цель такой тренировки – выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчинённых определённой, чётко осознаваемой цели.

Упражнение НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу то, что они видели сотни раз. Такие описания дошкольники делают устно, а остальные дети дополняют пропущенные детали. Педагог может записать эти описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение ПАЛЬЦЫ

Участники удобно располагаются на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «стоп» прекратить упражнение. Длительность 3-5 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение МУХА

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3x3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль дрессированной мухи. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение мухи с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо или влево) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями мухи, не допустить её выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что муха покинула поле, он даёт команду «стоп» и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала.

Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4x4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

Я вижу то, чего не видишь ты…

Цель: развивать внимание, наблюдательность, реакцию.

Описание: Ребята сидят в свободных позах. Педагог говорит: «Я вижу то, чего не видишь ты, и оно, например, зелёное». Участники игры угадывают, что загадал педагог. Основное условие: предмет должен находиться в поле зрения игроков.

Примечание. Лучше, если первым ведущим будет взрослый. Однако, загадывая слова, надо учитывать, что дети могут ещё не знать того или иного слова.

Что ты берёшь с собой за границу?


Цель: развивать память, внимание, речь, фантазию.

Описание: Можно, чтобы 2-3 человека знали, в чём суть игры. Ведущий (педагог) – это представитель таможни. Итак, каждый по очереди говорит: "Я еду за границу и беру с собой.... (стол, курицу, вулкан и т.д.). Если человек называет предмет по первой букве своего имени, то ведущий (таможенник) говорит: "Пропускаю". Например: Дима - деньги, Таня – телевизор…
В противном случае таможенник не пропускает. Задача игроков понять, по какому же критерию пропускают за границу. Игра многоразовая, потому что детям нравится брать необычн. предметы с собой. И каждый новый подход к таможеннику проходит задорно.

Сборы на дачу

Цель: развивать память, внимание, речь.

Описание: Дети садятся в круг. Взрослый предлагает собрать чемодан, чтобы поехать на дачу, и говорит: «Я кладу в чемодан рубашку».

Сидящий слева от него ребёнок должен повторить слова взрослого и прибавить, что кладёт в чемодан он сам, например, «Я кладу в чемодан рубашку и носки».

Мешок с подарками

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Описание: Предметы высыпаются на стол. Ребята разглядывают их и пытаются запомнить в течение 1—2 мин. Затем всё снова складывается в мешок, а ведущий задает игрокам вопросы о деталях того, что они видели. Например, какого цвета карандаши были на столе; что было нарисовано на книге; как по цветам чередовались полоски на резинке. Отвечать можно, только поднимая руку и дожидаясь, пока спросит ведущий. Ответы с места не засчитываются. Предмет, про который ребёнок дал правильный ответ, отдаётся ему.

Птица - не птица

Цель: развивать внимание и обогащать словарь по теме «птицы».

Описание: Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребёнка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

лебеди, куницы,

Галки и стрижи,

Чайки и моржи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Палки и стрижи,

Бабочки, чижи,

Аисты, кукушки,

даже совы-сплюшки,

лебеди и утки –

и спасибо шутке!

Упражнение на развитие способности к переключению внимания

«Сигналы». Ребёнку называются различные слова. Он должен по договорённости отреагировать на определённые слова. Например, когда встретится слово, обозначающее животное, как условлено, встать. Потом задание усложняется, даются условные сигналы одновременно для двух групп слов.

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

«Найди слова». Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв, трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо,

квиалипшубаывакртьамамаоипсазш, отшмлорорвбуранстралгпалкани

одыраметлакаиогуавтобусшыгм, пфьжлптэсанкиьвптжптлеточлотма.

Упражнения на развитие распределения внимания

Можно предложить ребёнку одновременно считать в обратном порядке и повторять за вами физические упражнения.

Распределение внимания можно тренировать и с помощью следующей таблицы. Нужно сосчитать, сколько в таблице знаков. Считать следует в таком порядке: Один круг, один крестик, один квадрат, два крестика…

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Ребёнку предлагают ряд предметов, каждый предмет называют и дают его характеристики. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый должен убрать один из предметов, задача ребёнка – угадать, чего не хватает.

Самый внимательный

Играют 2-3 человека. Ведущий читает текст: Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру 3, - приз немедленно бери. "Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбёшек мелких увидали, и не одну, а целых семь". Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок - другой, а лучше 10". "Мечтает парень закалённый стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш!" "Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать..." (если не успевают взять приз, его забирает ведущий). "Ну что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать".

Регулятор звука

Цель: развитие распределения внимания

Описание: педагог предлагает детям немножко пошуметь (покричать или похлопать в ладоши), причём громкость шума должна соответствовать уровню поставленной горизонтально руки педагога — когда рука опущена до конца вниз, должно быть тихо, когда же в самом верху, наоборот, дети должны шуметь изо всех сил.

Погоняв волну шума вверх, вниз и подергав рукой туда-сюда, можно разделить детей на две части, каждая из которых будет регулироваться одной из рук педагога. Затем поэкспериментировать с совместной громкостью, а потом «затушить» шум, успокоив всех.

Ребята, встаньте!


Цель: развивать слуховое внимание.

Описание: Педагог предлагает выполнять его команды только в том случае, если он произнесёт обращение «ребята». Например: «Ребята, хлопните в ладоши», все должны хлопнуть. «А теперь топните», никто не должен двигаться, т.к. не было сказано обращения «ребята».

РЫБКА

Детям предлагается представить, что левая рука педагога – это море (делать волнообразное движение), а правая – рыбка (правой ладошкой изображать рыбку, которая плывёт, извиваясь). Когда рыбка выпрыгивает из моря (т.е. поднимается правая рука над левой рукой), дети хлопают. Итак, начинаем. Педагог первоначально делает медленные движения. Затем вводит обманные движения, после ускоряет темп, устраивая овации.

Как чихает слон?

Необходимо разделить детей на 3 группы: первая группа пусть говорит "ящики", вторая "хрящики", а третья "потащили". Порепетировать с каждой группой отдельно, а потом попросить крикнуть всем вместе, так чихает слон.

Иностранные языки

Педагог предлагает детям выучить новые иностранные языки в дополнение к тем, которые они знают. А для этого нужно взять всем известную песню:

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый, другой белый.

Два веселых гуся.

И попробовать спеть её на другом языке. А сделать это очень просто: все гласные в словах необходимо поменять на какую-нибудь одну. Если заменить все гласные на "А", то на английском языке эта песня будет выглядеть так:

Жала а бабаса

Два васалах гаса.

Адан сарай, драгай балай.

Два васалах гаса.

Польский - "Э"; Испанский - "И"; Французский - "Ю"; Немецкий - "У"; Английский - "А";

Японский - "Я".

Рисование по рассказам

Данный метод получает всё большее распространение. Суть его в том, что ребёнку зачитывают небольшой рассказ (или отрывок из рассказа) с яркими художественными образами, обязательно с ЯРКИМИ ОБРАЗАМИ, а не простое повествование чего-либо. Задача ребёнка – с помощью цветных карандашей изобразить на бумаге наиболее яркие для него образы (людей, животных, цветов и т. п.).

Данный метод рекомендуют использовать уже с 5 лет, подбирая рассказы в соответствии с возрастом ребёнка. Пример рассказа: Пришвин М. «Золотой луг».

Упражнения могут быть различными, педагог может придумать их самостоятельно в зависимости от ситуации, например:

- Сосчитайте, не помогая карандашом, сколько здесь бабочек, вёдер.                                                      - Найдите одноцветные рисунки.                                                                                                                      - Сосчитайте группы предметов по общему признаку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...

методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"

В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....

Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С  целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала  В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем...

Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше...

Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста            Проблема  развития ...