Главные вкладки

    Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
    статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Хлебникова Елена Владимировна

     Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста

                Проблема  развития произвольности внимания у дошкольников в наше время как никогда становится всё более актуальной.  В  настоящее время в мире происходят большие изменения. Всё разнообразнее и сложнее выглядит наша жизнь в эпоху научно – технического прогресса. Развитие и появление новых технологий, рост темпа жизни, увеличение количества контактов  приводят к увеличению объема необходимых  современному человеку  знаний. Все это оказывает влияние и на развитие  детей, активных участников нашей жизни, и выдвигает новые  требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста

                Проблема  развития произвольности внимания у дошкольников в наше время как никогда становится всё более актуальной.  В  настоящее время в мире происходят большие изменения. Всё разнообразнее и сложнее выглядит наша жизнь в эпоху научно – технического прогресса. Развитие и появление новых технологий, рост темпа жизни, увеличение количества контактов  приводят к увеличению объема необходимых  современному человеку  знаний. Все это оказывает влияние и на развитие  детей, активных участников нашей жизни, и выдвигает новые  требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.

           Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

     Произвольное внимание, это внимание,  направленное  на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.

                Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. 

                В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может удерживать внимание на  2-5 предметах.

    У старших дошкольников возрастает уровень внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но при этом у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развито произвольность  внимания. Это связано с отсутствием  опыта в каком – либо виде деятельности.

    Проанализировав особенности развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы:

    1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к  обучению в школе, так и для организации оптимальных условий  дальнейшего развития ребенка.

    2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.

    3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели не смотря на трудности на пути её достижения.

    4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

    5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:

    - значительно возрастает его концентрация, объем;

    - внимание неустойчиво;

    - слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;

    - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

    6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:

    1) с развитием речи;

    2) с пониманием значения предстоящей деятельности;

    3) осознанием её цели;

    4) с освоением норм и правил поведения;

    5) со становлением волевого действия;

    6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение. 

    Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. Значение дидактических игр для развития произвольного внимания велико, так как они вызывают интерес у детей, который и сосредотачивает их внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

        Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

    Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

    Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

    "Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....

    "Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"

    В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...

    Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

    развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...

    Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

    Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...