Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Хлебникова Елена Владимировна

 Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста

            Проблема  развития произвольности внимания у дошкольников в наше время как никогда становится всё более актуальной.  В  настоящее время в мире происходят большие изменения. Всё разнообразнее и сложнее выглядит наша жизнь в эпоху научно – технического прогресса. Развитие и появление новых технологий, рост темпа жизни, увеличение количества контактов  приводят к увеличению объема необходимых  современному человеку  знаний. Все это оказывает влияние и на развитие  детей, активных участников нашей жизни, и выдвигает новые  требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста

            Проблема  развития произвольности внимания у дошкольников в наше время как никогда становится всё более актуальной.  В  настоящее время в мире происходят большие изменения. Всё разнообразнее и сложнее выглядит наша жизнь в эпоху научно – технического прогресса. Развитие и появление новых технологий, рост темпа жизни, увеличение количества контактов  приводят к увеличению объема необходимых  современному человеку  знаний. Все это оказывает влияние и на развитие  детей, активных участников нашей жизни, и выдвигает новые  требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.

       Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

 Произвольное внимание, это внимание,  направленное  на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.

            Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. 

            В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может удерживать внимание на  2-5 предметах.

У старших дошкольников возрастает уровень внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но при этом у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развито произвольность  внимания. Это связано с отсутствием  опыта в каком – либо виде деятельности.

Проанализировав особенности развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы:

1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к  обучению в школе, так и для организации оптимальных условий  дальнейшего развития ребенка.

2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.

3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели не смотря на трудности на пути её достижения.

4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем;

- внимание неустойчиво;

- слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:

1) с развитием речи;

2) с пониманием значения предстоящей деятельности;

3) осознанием её цели;

4) с освоением норм и правил поведения;

5) со становлением волевого действия;

6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение. 

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. Значение дидактических игр для развития произвольного внимания велико, так как они вызывают интерес у детей, который и сосредотачивает их внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....

"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...

Презентация "Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .

Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...