консультация для воспитателей и родителей "Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике

Представленный материал будет интересен как педагогам, так и родителям детей с нарушением зрения. Игровоые упражнения предназначены для детей от 4 до 8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_igry_s_myachom.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка» г. Бердска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»

Составила: учитель-дефектолог Ефремова О.В.

2019

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии дошкольников. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Ещё одно немаловажное значение игр с мячом это развитие и тренировка зрительных функций.

Игры с ловлей и увертыванием, бросанием и метанием мяча способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и т.д.

Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии

Направление взгляда вниз и в близь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому игры в основном подбираются и проводятся с направлением взгляда вниз  и в близь.

  1. Прокатывание мяча в ворота.
  2. Прокатывание мяча вокруг кеглей.
  3. Прокатывание мяча вокруг кубов.
  4. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо).
  5. Скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка).
  6. Забрось мяч в ведерко, лунку (перпендикулярно).
  7. Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая) со стихами.
  8. Прокати мяч назад (индивидуально и коллективно).
  9. Забрось мяч в корзину с расстояния.
  1. Оттолкни мяч от себя.
  2. Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).
  3. Подкати мяч ногами (сидя на полу).
  4. «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).
  5. Футбол.
  6. Проведи мяч ногой (дается определенное расстояние).
  7. Докати мяч до флажка.
  8. Сбей кеглю (прокатывая).

Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии:

Направление взгляда вверх и вдаль способствует дивергенции, этому на занятиях с детьми, страдающими сходящимся косоглазием  подбираются упражнения, связанные с направлением взгляда вверх и вдаль.

1.Бросание и ловля мяча (друг другу).

2.Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками) ,

  1. Бросание о стену и ловля отскочившего мяча.
  2. Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).
  3. Забрасывание мяча в кольцо.
  4. Игра с мячом через сетку.
  5. Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка.
  6. Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный предмет).
  7. Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).
  1. Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).
  2. Чей мяч выше подлетит.
  3. Поймай шарик (на удочку).
  4. Кто первый принесет мяч (бросать можно и вверх и вдаль).
  5. Кто дальше бросит мяч.
  6. Бросание мяча через обруч.
  7. Бадминтон.
  8. Мяч — чижик. (Ход игры: посредине площадки кладется наклонно дощечка длиной 30 см и шириной 6-8 см. на нижнем ее конце помещается небольшой мяч (чтобы он держался, надо сделать в доске углубление). Играющие встают вокруг дощечки. Выбирается водящий. Он с силой ударяет ногой по свободному концу дощечки, отчего мяч взлетает вверх. Играющие ловят его. Поймавший мяч становится водящим, и игра повторяется. В игре одновременно могут принять участие не более 5-6 детей).

При использовании мяча в игре со слепыми детьми рекомендуется мяч подбирать очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним.

Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

Интересные упражнения с мячом

1. «Свечки». Подбрасывать мяч сначала невысоко и поймать его. Второй раз бросить выше, в третий раз ещё выше.

2. «Поднебески». Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от пола поймать.

3. «Гвозди ковать». Отбивать мяч об пол одной и двумя руками.

4. «Хватки». Поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и поймать на лету.

5 . «Тик – так». Передать мяч с левой руки в правую и наоборот.

6. «Одноручье». Подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой. Подбросить левой и поймать левой.

7. « Передача». В паре передавать мяч сбоку, снизу  вверх.

8.«Поймай сачком». Метатель и ловец становятся на небольшом расстоянии друг от друга. Метатель делает 10 бросков мячом, а ловец должен сачком поймать теннисный или резиновый мяч. Количество удачных попыток подсчитывается, а затем игроки меняются местами.

9.«Мяч на ракетке». Задача: пронести на теннисной ракетке мяч определенное расстояние, не уронив его по дороге. Выигрывает тот, кто оказался более быстрым и ловким.

Эстафеты с мячом

Соревнуются две команды. Команда детей и команда родителей.

1.  Передача мяча сверху.

2.  Передача мяча снизу.

3.  Перебрасывание мяча: один член команды стоит впереди, по очереди бросает мяч остальным членам команды.

Подвижные игры с мячом.

«Мяч вдогонку». Дети образуют круг. Водящий  даёт игрокам, стоящим в разных местах круга, по мячу. Затем говорит: «Мяч вдогонку!» Игроки одновременно начинают передавать их  по кругу. Если один мяч догонит другой, т.е. оба окажутся в руках у одного ребёнка, то он выходит из игры.

«Охотники и зайцы». Чертят или выкладывают шнуром круг (диаметр 5-6 м). Игроки распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это зайцы.  Другая равномерно распределяется за кругом – это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев. Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем игроки меняются ролями.

«Стой!». Играющие встают в круг. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга. Он подбрасывает мяч вверх и называет чьё-либо имя. Игрок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются. Как только игрок возьмёт мяч, он громко произносит: «Стой!» Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, но не сходить с места. Если водящий промахнётся, он бежит за мячом, а все вновь разбегаются. Если водящий попал мячом в кого-либо, тот занимает место водящего, и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.

В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...

Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»

Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

Умственное развитие дошкольников с нарушением зрения

На индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя - дефектолога с дошкольниками с нарушением зрения важно развитие зрительного восприятия, социально - бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве...

Консультация для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии детей с нарушениями зрения»

В обучении и развитии детей с нарушениями зрения широко используются передовые методики педагогов- новаторов и офтальмологов, которые получили название здоровьесберегающих технологий...

Консультация для воспитателей: «Формирование представлений о величине предметов у дошкольников с нарушениями зрения"

Опыт показывает, что навыки измерения предметов у детей с нарушением зрения формируются с большим трудом. В данном материале показаны направления работы по формированию представлений о величине предме...