Проект "Радуга эмоций"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Зерщикова Мэдли Срабионовна

Знакомство детей младшего возраста с миром эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_raduga_emotsiy.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный психолого-педагогический проект «Радуга эмоций»

Тема проекта: Знакомство детей младшего возраста с миром эмоций.

Срок реализации проекта: 11 – 21 мая 2021г

Актуальность

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Радуга эмоций».

Участники проекта:

• дети второй младшей группы;

• педагог-психолог

• воспитатели

• родители

Цель проекта – Знакомство младших дошкольников с основными эмоциями: радость, грусть, испуг.

Задачи:

• повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющие недостаток в эмоциональной сфере;

• обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы;

• обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.

Новизна.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт»«эмоциональное развитие».

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.

Продукт проекта:

-Конспект НОД «Радуга эмоций»

-Презентация проекта для педагогов доу

-Консультация для родителей: «Роль эмоций в формировании у дошкольников свойств личности»

Этапы проектной деятельности.

I этап – подготовительный

Содержание:

-Изучение методической литературы, опыта работы по развитию и профилактике эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

-Разработка игры-занятия с детьми.

-Подготовка предметно-пространственной среды.

-Беседы, консультации с родителями и педагогами.

II этап – практический

Содержание:

1) Проведение консультации с родителями и педагогами.

ЦЕЛЬ: обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка и повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющие недостаток в эмоциональной сфере.

2) Проведение игры-занятия с детьми.

ЦЕЛЬ: учить детей различать веселое и грустное настроение, стимулировать внимание детей.

МАТЕРИАЛ:

Игрушки: кукла Таня, мяч, кукла-матрос, кораблик, лошадка, гребень, бычок, дощечка, зайка, плед, мишка, набор доктора. Модули для паравозика.

III этап – заключительный

Содержание:

- Оценка эффективности реализации проекта.

- Анализ проведенной работы.

- Заключение

Конспект занятия.

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами будем кататься на волшебном паровозике, которого зовут Непоседа. Он очень добрый и веселый.

- Давайте все дружно ему улыбнемся и займем места в вагончике.

Паровоз едет под песенку «Паровоз-букашка».

Психолог: А вот и первая остановка «Станция веселинка». Детки, а вы знаете, что на этой станции живут разные герои. Давайте послушаем стихотворения о каждом.

Воспитатель читает стихотворения А.Барто:

1. Кораблик

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

-Прокати, капитан!

2. Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Воспитатель:Скажите мне, они какие грустные или веселые? (рассматривают картинки с героями, называют настроения героев). Дети называют персонажей, которые веселые.

Психолог: Ой ребята, а давайте позовем наших героев с собой путешествовать?

Дети берут героев с собой в вагончик. Включается песенка «Паравоз-Букашка».

Психолог: Стоп! У нас еще одна остановка- «станция страшилка». Давайте посмотрим, кто у нас тут живет?

Воспитатель читает стихотворение А.Барто:

Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Психолог: Ребята, смотрите как бычку страшно! Давайте ему поможем? Ну-ка, мальчишки и девчонки, подержите доску, чтоб бычок смог спуститься с нее. Молодцы, возьмем бычка с собой?

Дети берут в вагон с собой бычка и едут дальше под песню.

Психолог(Сигнал) Следующая «станция печалька»! Ребята, давайте посмотрим, а кто же живет на этой полянке?

Дети выходят из вагончиков и осматриваются.

Воспитатель читает стихотворения А.Барто:

1.Зайка:

Зайку бросила хозяйка-

Под дождем остался зайка.

Со скамейка слезть не смог,

Весь до ниточки промок!

2.Мишка:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

3.Мячик:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка,не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Психолог: Ребята, скажите,какие наши герои: грустные или веселые? А давайте мы с вами их развесели. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Как помочь Тане? (достать мяч). Что пришить Мишке? (Лапу). А зайчик промок и замерз, его надо (согреть и просушить).

Психолог: Дети, какими были герои на этой станции? (грустными). А какими они стали сейчас? (веселыми). Какие вы молодцы! Вы сделали доброе дело - развеселили героев. Если все наши герои улыбаются, наше путешествие подходит к концу и мы можем забрать наших новых друзей в детский сад! Дети садятся в поезд и приезжают в детский сад.

Конспект консультации для родителей и педагогов.

        Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение.

        К 3 годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать себе платье. Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметноигрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

        К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

        Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делится ими.

        На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.

        Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

        Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.

        Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.

        Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у преддошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Список литературы.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: - СПб.:Речь, 2008.

2. О. А.Шорохова Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Коррекционно-развивающие игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....