Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
статья на тему

Знакомство с миром эмоций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mir_emotsiy.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях”

Автор: Романова Екатерина Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ д/с №91

   Что такое эмоции? Эмоции — это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

   Существует классификация основных эмоций ( Кэролл Изард, 1980).

1.Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес связан с чувством захваченности и любопытства.

На первых порах у ребёнка интерес носит безотчётный, непроизвольный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью. С возрастом интересы у  ребёнка становятся всё более устойчивыми. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребёнка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учёбой или работой.

2.Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределённа. Радость сопровождается самоудовлетворённостью и удовлетворённостью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребёнка в определённые ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.

3.Удивление — не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция  на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект, и может переходить в интерес.

Ребёнок способен удивляться уже в 5-месячном возрасте, так как уже тогда достигает необходимого умственного развития.

4.Страдание — наиболее распространённое отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной ( или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и  чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжёлая форма страдания — это горе, связанное с безвозвратной утратой.

Типичными признаками страдания у ребёнка являются моторная заторможенность, подавленность, нежелание играть, беспокойство в ответ на минимальный стресс, несчастное выражение лица. Негативные эмоции тормозят интеллектуальное развитие ребёнка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию. Произвольно имитировать грустное настроение ребёнок способен с 4 лет.

5.Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее часто в форме аффекта, возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей.

Отличать улыбку от мимики  угрозы дети могут уже ко 2- му году жизни. В дошкольном возрасте дети часто путают понятия "сильный" и " гневный". Адекватно воспроизвести гнев  не могут ни взрослые, ни дети из-за преобладания в нём вегетативного компонента.

6.Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние,  вызываемое объектами     ( предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое и коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как  и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Отвращение у ребёнка сначала связано с приёмом пищи, имеющей неприятный запах и привкус. Чувствовать отвращение по отношению  к самому себе ребёнок может примерно с 5 лет. Частично имитировать эмоцию отвращения ребёнок способен  с 4-5 лет.

7.Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувств. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.

У детей, испытывающих чувство превосходства над другими, эмоция презрения может проявиться в виде пренебрежения к слабым, спокойным детям. Пренебрежение к другим у ребёнка выражается мимикой  и действиями : отталкивает, старается исподтишка обидеть отвергаемого и вытеснить его с территории, которую считает своей.

8.Страх -  отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о  возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию  страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза ( часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта ( ужас).

В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2-3 года дети обычно боятся животных. После 3-х лет многие дети боятся темноты. С 6-7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф. С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрастными, но они могут способствовать появлению агрессивности, нервозности, расстройства сна, речи, общения, быть и проявлением патологии. Адекватно имитировать выражение страха не удаётся ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым. Бессознательно "заражаться" эмоцией страха от других ребёнок может очень рано. Но осознавать, что другому страшно , он способен лишь с 5 лет.

9.Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Стыд формируется у детей в 3-5 лет и переживается ими как страх осуждения. Стыдиться за своих близких , если их поведение носит недостойный характер, ребёнок способен с младшего школьного возраста. Понимать, что другому стыдно, ребёнок может уже в 5 лет.

10.Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Вина - это глубоко социальная эмоция. Произвольно имитировать эмоции вины дети могут с 4-5 лет. Этюды на выражение чувства вины могут быть использованы для преодоления  у детей невротического напряжения, в сердцевине которого лежит это переживание, часто неосознаваемое ребёнком.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : Конспект совместного мероприятия с детьми средней группы на тему "Полезные и вредные продукты". Автор: Слепкова Светлана Петровна -воспитатель ГБДОУ № 279 Московского района Санкт - Петербурга

Целью совместного   мероприятия с детьми  является формирование у детей здорового образа жизни.  Дети узнали, что  существуют как полезные,  так и  вредные продукты, появ...

Образовательная деятельность в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Бумажные секреты». Автор: Алиева Таибат Рамазановна воспитатель ГБДОУ №1 г. Санкт-Петербург

Образовательная деятельностьв группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет)Тема: «Бумажные секреты».Автор: Алиева Таибат Рамазановна воспитатель ГБДОУ №1 г. Санкт-ПетербургЦель: Позн...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы. Тема: "Кто спасет новый год?" Автор: Васина Ольга Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №7 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Данная методическая разработка предлагается к   реализации  с детьми старшей группы детского сада. Приорететная образовательная область - художественно-эстетическое развитие. Области ин...

Статья. Автор: Васильева М.С. воспитатель ГБДОУ № 66

Статья на тему: "Социальное партнерство воспитателя и музыкального руководителя"Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду каждый день. От напевания первых потешек в младшей групп...

Методическая разработка «Развитие чувств и эмоций у детей 5-6 лет через дидактическую игру». Автор: Дмитренко Екатерина Павловна, воспитатель МБДОУ ДС КВ № 36 пос. Октябрьский

Данная методическая разработка содержит дидактический материал по развитию у дошкольников эмоциональной сферы: описание дидактических игр.  Методическая разработка предназначена для воспитателей ...