Леворукость у детей : особенности обучения и развития
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Дуплинская Татьяна Владимировна

Ни для кого не секрет, что подавляющая часть людей на Земле – праворуки. Одна из самых интересных теорий на этот счёт носит название «щит и меч».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukost_u_detey.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукость у детей: особенности обучения и развития

Ни для кого не секрет, что подавляющая часть людей на Земле – праворуки. Одна из самых интересных теорий на этот счёт носит название «щит и меч».

Она пытается объяснить доминирование правой руки через социальную эволюцию человечества: «Воин, прикрывающийся щитом, который он держит в левой руке, надёжнее защитит своё сердце от ударов меча противника, а значит, имеет больше шансов выжить. Правая же рука, владеющая мечом. Становится более искусной в манипулировании любыми предметами».

Не менее привлекательна и другая гипотеза, которая нам с вами, милые мамочки, несоизмеримо ближе: «Мать, как правило, носит младенца на левой руке. Так ребёночек находится ближе к любящему материнскому сердцу, слышит его биение, что создаёт у малыша ощущение комфорта и безопасности». Красиво?

Однако из этого совсем не следует, что всё должно быть именно так и никак иначе. Существует определённый процент людей (пусть и небольшой), которые одинаково ловко управляются обеими руками. И в этом нет ничего противоестественного, это один из вариантов нормы. Гораздо интереснее, на наш взгляд, попробовать понять, почему так происходит.

Вот что говорит на этот счёт наука: «Наш мозг состоит из двух полушарий: правого и левого.

Причём они не зеркально похожи друг на друга. Каждое из полушарий – это необходимое дополнение другому. В каждом из них сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление, в то время как правое – за образное мышление, а также за музыкальное и художественное творчество. Кроме того, правое полушарие отвечает за левую половину тела, и наоборот.

Таким образом, те из нас, у кого доминирует левое полушарие, являются правшами, а те, у кого главенствует правое полушарие, — левшами. Интересно, что даже незначительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психические особенности людей».

С самого рождения малютки мамочка может заметить, что кроха более активно действует какой-то одной рукой. Есть данные, что малыши, которые в будущем станут праворукими, уже в возрасте трёх-четырёх недель сжимают кулачок правой руки немного сильнее, чем кулачок ручки левой.

Существуют интересные исследования, согласно которым праворукий в будущем малыш нескольких месяцев от роду немного дольше удерживает погремушку в правой ручке, а если ребёночек леворук, то рефлексы новорождённых исчезают быстрее на левой ручке, с тем, чтобы, раскрепостившись, она могла использоваться для игровых действий.

Однако, несмотря на то, что на первом году жизни малыш может, например, демонстрировать леворукость, в будущем ситуация может измениться. Современные исследования показывают. Что процесс установления ведущей руки у маленьких деток может продолжаться до четырёх-пяти лет. В этом возрасте, как правили, уже становится ясно, какая рука будет доминировать у малыша.

С другой стороны, если мы внимательно понаблюдаем за малышом длительное время, то убедимся в том, что он очень редко выполняет какое-то определённое действие одной рукой. Исключение здесь могут составлять. Пожалуй, письмо, рисование и такие несложные манипуляции, как еда ложкой, расчёсывание или чистка зубов.

Как правило, в повседневной жизни и в игре малышу требуется участие обеих рук. И тут у правой и у левой ручки появляется своя «специализация». Это очень чётко прослеживается в процессе игры.

Например, левой ручке лучше удаются «упражнения» по изменению положения в пространстве крошечных пальчиков и самой руки. Ребёночек быстрее и качественнее может определить левой рукой форму предмета на ощупь. Зато правая «сестричка» сильнее, она может более искусно отбивать ритм и чаще жестикулирует во время речи.

Ребёночек, который лучше владеет левой рукой, часто несколько отличается от других ребятишек. Такие детки очень эмоциональны, впечатлительны, они, как правило, хорошо рисуют и лепят, очень музыкальны. Малыши, у которых левая ручка является ведущей, непосредственны и доверчивы, но в то же время они могут быть упрямыми и капризными. У левшат может наблюдаться задержка речи, им по объективным причинам тяжело даются чтение и письмо.

Леворуким деткам тяжелее адаптироваться в коллективе. Часто они ранимы и обидчивы. Эти малыши нуждаются в повышенном внимании, понимании и заботе родителей и преподавателей.

СТАТИСТИКА

  • Леворуких в мире примерно 10-15 %. Это около 600 миллионов человек.
  • В России число левшей составляет около 25%, причем процент детей-левшей за последние 15 лет удвоился — их уже около 15 млн человек.
  • Максимальное число левшей – в Таймырском автономном округе и на Дальнем Востоке – их там около 30%.
  • В США около трети населения – левши.
  • Если оба родителя правши, то вероятность того, что у них родится ребенок-левша около 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. В случае когда оба родителя левши, то леворукий ребенок родится с вероятностью в 46%.
  • Среди однояйцовых близнецов, как правило, один – правша, другой – левша.
  • Мальчиков-левшей много больше, чем левшей-девочек.

Комментарий детского психолога

Увы, и сегодня есть десятки тысяч семей, где детей-левшей переучивают работать и писать правой рукой. Да что скрывать: даже учителя по привычке пытаются наказать ребенка, если он пишет левой, а не правой рукой. А это незаконно!

В 1978 году Международное общество леворуких приняло «Билль о левых», где провозгласили права левшей делать все, что им необходимо, привычной левой рукой. Кстати, 13 августа 1992 года был первый раз отпразднован Всемирный день левшей.

Советы родителям, имеющим леворуких детей

— В 4—4,5 года важно определить ведущую руку малыша и не менять ее, даже если ребенок пишет и рисует «как курица лапой».

— Малыш не должен чувствовать негативного отношения к себе! Напомним, леворукость не патология, а вариант нормы.

— Не пытайтесь переучить своего маленького левшу писать или работать правой рукой. Это может повлечь за собой серьезные психологические проблемы. Всячески развивайте его навыки работать левой рукой: пусть он собирает пазлы и складывает мозаику так, как ему удобно, пусть завязывает или развязывает шнурки, узелки, разбирает или собирает мелкие детали, вертит в руке карандаш так, как ему удобно.

— Некоторые маленькие левши могут испытывать проблемы с математикой, чтением, письмом, грамотностью и ориентировкой в тетради. Некоторые пишут зеркально. Здесь надо проявить терпение и благожелательность, чтобы научить ребенка писать правильно.

— У ребёночка-левши есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Не стоит драматизировать неудачи малыша, особенно школьные.

— Если уж леворукого ребенка по какой-то причине уже научили писать правой рукой, не пытайтесь его переучить «обратно». Это только повредит ребенку.

— Защищайте право своего ребенка в детском саду или школе писать и делать все левой рукой. Увы, консервативные воспитатели и преподаватели все еще остаются в детских заведениях. Никогда не показывайте свое негативное отношение к леворукости.

— Убедите преподавателя, что вашего ребенка надо посадить за парту или стол слева, желательно у окна — так он не будет мешать своему соседу, а его рабочее место будет хорошо освещено.

— При обучении лучше всего использовать специальные прописи для леворуких детей. Позаботьтесь об этом заранее.

— Леворукий ребёнок легко возбудим и быстро утомляется, поэтому перегрузки противопоказаны.

— Родители должны выработать такую линию поведения, которая сочетала бы в себе требовательность к ребёнку, уважение к нему и тёплое доброжелательное отношение.

— Насильственное переучивание ребёночка-левши недопустимо. Лучше потратить это время на развитие тех талантов малыша, которые ему свойственны от рождения. Воспринимайте и любите своего ребёночка таким, какой он есть!

— С левшами следует заниматься, развивая их зрительную память, речь, способности к целостной переработке информации, точность пространственного восприятия, наглядно-образное мышление и координацию движений.

— Иногда родители обнаруживают, что их малыш одинаково хорошо владеет обеими руками. Не часто, но такое бывает. Обычно это не доставляет каких-то особых хлопот до тех пор, пока не наступает момент отдавать ребёнка в школу.

Тут-то и возникает вопрос: «какой рукой малыш должен писать?»

Вопрос это неоднозначный, и ответ на него зависит от многих индивидуальных факторов. Поэтому в таком случае мы бы настоятельно рекомендовали родителям, перед тем как отдавать ребёнка в школу, обратиться за помощью к психологу. С помощью тестов специалист и выявит ведущую руку.

Леворукость — это не болезнь и не патология. Это один из вариантов нормы.

Трудности, которые могут возникнуть у ребенка, совсем не обязательно следствие его леворукости. Сходные проблемы могут быть и у правшей.

А вот при попытке переучить левшу писать правой рукой нарушаются те моторные программы, которые природа заложила в большие полушария мозга.

У ребят, которых насильно переучили, встречаются даже тики, энурез, страхи, заторможенность или повышенная раздражительность, нарушения аппетита и сна, развивается неусидчивость и неумение сконцентрироваться.

Левши, когда их насильно переучивают, становятся менее грамотными, они на всю жизнь сохраняют ненависть к писанию текстов. Не может ли не насторожить такой факт, что каждый третий ребенок с заиканием — переученный левша.

Вместе с тем у левшей множество своих, обусловленных его природой, преимуществ. Например, ученые даже подсчитали, что реакция левшей быстрее на 7 миллисекунд. Поэтому они рекомендуют левшам заниматься такими видами спорта как теннис, фехтование, стрельба, горнолыжный спорт.

Кроме того, это обычно довольно эмоциональные дети, в большинстве своем – художественно одаренные. Уже с 3 лет левши рисуют, лепят из пластилина или глины лучше, чем их сверстники-правши. У левшей способности к музыке и практически абсолютный слух.

Словом, среди левшей было и есть очень много творчески одаренных людей. Часто именно они привносят в мир нетрадиционные решения и неординарные идеи. Разве это не говорит в их пользу?

Да, у левшей есть и свои недостатки. Они порой отличаются от своих сверстников тем, что более упрямы, хуже ориентируются в пространстве.

Просто им надо немного помогать. Тем более что ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда – его повышенная капризность, плаксивость. Подверженность гневу, а также настойчивость в осуществлении своих желаний.

Леворукие малыши иногда позже других детей начинают говорить и порой испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. Но такие ли большие это недостатки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения леворуких детей

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развивать в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни....

Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии

  У детей с тяжелыми нарушениями развития задерживается процесс восприятия предметов и овладения предметным действиями. Поэтому важно развивать мелкую моторику и координацию движений...

Особенности обучения и развития леворукого ребёнка.

Особенности обучения и развития леворукого ребёнка....

Стратегии профилактики и коррекции дислексии у леворуких детей. Особенности речевого развития устной речи у леворуких детей.

Леворукость ребенка отражает сложившуюся систему работы полушарий головного мозга. Принудительное изменение доминирующей руки ведет к нежелательным последствиям. Часто переученные дети имеют склонност...

Феномен леворукости. Выявление леворукости у детей 3-7 лет.

Феномен леворукости. Выявление леворукости у детей 3-7 лет....

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...

Леворукие дети: особенности развития.

Консультация для воспитателей...