Конспект ООД по конструированию с интеллектуальным нарушением для детей третьего года обучения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Суховских Анастасия Владимировна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование).

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.

Вид занятия: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами постройки; предметное; с натуры; на тему, предложенную педагогом- дефектологом; на темы окружающей действительности.

Тема: «Жилые дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekta_konstruirovaniya_s_int._nar.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта НОД по конструированию для детей с нарушением интеллекта.

Конспект НОД

 для детей третьего года обучения        

(указать возрастную группу/ год обучения)1

         с нарушением интеллекта        

(вид нарушения в развитии)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование).

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.

Вид занятия: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами постройки; предметное; с натуры; на тему, предложенную педагогом- дефектологом; на темы окружающей действительности.

Тема: «Жилые дома».

Задачи:

  1. Обучающие задачи:
  • учить конструировать из строительного материала различные по цвету, форме и размеру дома по подражанию, образцу, словесной инструкции;
  • выделять зрительно основные части, закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик, крыша – призма, пластина), пользоваться этими названиями при анализе образцов;
  • учить создавать постройку, соотнося её с величиной игрушки;  
  • продолжать учить объединять свои постройки единым сюжетом, побуждать к практическому использованию выполненной постройки;
  • закреплять знания и представления о знакомых предметах в окружающем мире, знать их назначение, видеть их особенности.
  1. Развивающие задачи:
  • развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, пространственную ориентировку, речевую функцию;
  •  развивать игровую направленность детской конструктивной деятельности;
  1. Воспитывающие задачи:
  • воспитывать положительное отношение к занятиям, интерес к конструированию;  
  • воспитывать самостоятельность при выполнении работ, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение при затруднениях, вызывать чувство радости при удавшейся постройке;

Методы и приемы руководства: беседа, вопросы, показ, игровая ситуация, дидактическая игра обследование образца, рассматривание его, эффективное поощрение, моделирование.

Материал:

  • Демонстрационный: предметные и сюжетны картинки «Жилые дома»
  • Раздаточный: набор строительного материала, куколки разных размеров.

Подготовка к занятию, предварительная работа:.
Ход занятия:

  1. Организационно-мотивационная часть.

(встаем в круг)

Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложим

И друг другу дружить предложим

Будем сегодня заниматься, играть

Чтобы добрыми, умными стать.

Подготовительные игровые задания и упражнения по сенсорному развитию:

 на восприятия цвета, формы, величины и пространства: «Сравни по цвету», «Форма предметов», «Большой-маленький», «Где находится игрушка?»

Воспитатель: - Покажите и назовите все красные (зелёные) игрушки.

- Какие предметы круглой формы? Что бывает круглым?

- Закончи предложения: слон …(большой), а мышка...(маленькая)

- Какие игрушки находятся наверху, внизу; мяч где? И т.д.

              Тренировочные упражнения в непредметном конструировании

Зрительная  гимнастика

Воспитатель: (действия по тексту) А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.

Воспитатель:Хотите играть с кубиками? Будем играть вместе.

Игра «Внимательные глазки»

  Ставлю перед каждым ребенком и перед собой поднос с фигурами (

Воспитатель: Посмотрите, какие я вам приготовила фигуры. Покажите такую фигуру. Как она называется? Скажем вместе. А что это? Есть такая фигура у вас? («Покажите»). Парные фигуры приближают друг к другу, соотносят указательным жестом, называют. После этого переходят к воспроизведению расположения фигур («Теперь будем играть по-другому. Возьмите кирпичик. Расположите его вот так, а теперь так. Посмотрите внимательно.  А теперь переверните вот так...» и т. д.

Сначала действуют с одной фигурой, затем с другой.  После этого строительные детали складывают в коробку и убирают.

 Постановка цели. Игровая мотивация: «Домики для кукол»

   Воспитатель: -К нам в гости пришли куколки. Спросите у них, как их зовут? Спросим все вместе: «Как тебя зовут?» Скажи свое имя; Это Таня. Куклу зовут Таня. А тебя как зовут? Оля. Куклам негде жить, у них нет домика. Таня, хочешь, мы сделаем для тебя домик? Оля, хочешь, мы сделаем и для тебя домик? Там вы будете жить. Сегодня мы сделаем для вас хорошие, удобные, прочные и красивые домики.

 Рассматривание предметных и сюжетных картинок, кукольного домика 

Воспитатель: - Посмотрите на эти дома. В них живут люди - жилые дома. Зачем людям нужен дом? Они разные или одинаковые? Они очень похожи. Рассмотрим их, чем отличаются?

Физминутка  «Дом»

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.   (Приседают)

Взяли, детки, белый ком                 ( сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой,                      ( присесть, «поднимая ведро и выливая  воду»)
Домик будет ледяной                        (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём,                 ( наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом.                        (потянуться на носочках,  руки вверх (большой дом))

III. Основная часть.

  1. Изучение готовой конструкции – анализ образца: большой и маленький домик

 (Изучение: специально организованное его наблюдение и рассматривание, осуществляемое под руководством педагога)

 - целостное восприятие объекта, выделение основных частей.  Дети называют предмет, затем переходят к выделению основных частей. Большое внимание уделяю выяснению того, какую роль в самом предмете играет определенная часть или деталь.

Воспитатель: Зачем нужна крыша? Для чего у дома дверь?  

   - определение (выделение) формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей. (Использую вспомогательные движения — обведение каждой части предмета или конструкции по контуру (сперва обвожу сама, потом предоставляю возможность сделать это каждому ребенку) Обращаясь к детям, указываю, на конструкцию-образец, спрашиваю: «Что это у дома? Правильно, крыша. Из чего она сделана? Какие элементы здесь использованы? Покажите, найдите их. Правильно. Как они называются?

- последовательность выполнения. (объясняю, с чего обычно начинают процесс стройки — с самых нижних, несущих элементов; это диктуется логикой реального возведения любого сооружения:  

Воспитатель: Теперь поговорим, как надо строить, с чего начинать работу. В первую очередь надо сделать стены или крышу?  Конечно, стены, ведь крыша опирается на них.… что ты сделаешь сначала?

Пальчиковая гимнастика

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком, (кулачек об кулачек)
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши, (поочередно загибаем пальцы)
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи, (хлопки ладошками)
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.(выставляем вперед кулачек с большим пальцем)

Конструктивная деятельность:

    Конструирование учителем-дефектологом двух домиков с подробным речевым сопровождением:

Воспитатель: маленький домик для Тани, дом для Оли побольше Что я построила? —  Спросим у Тани, нравится ли ей домик?» (Все хором отраженно спрашивают.) Вот построен новый дом! Тили — бом! Тили — бом! Кто же будет жить в нем?» «Тили — бом! Тили — бом!

Таким образом, я создаю  постройки, постоянно обращаясь к куклам, разговаривая с ними и вовлекая в диалог детей (путем отраженного повторения различных фраз).

    Выполнение задания детьми. Практическое конструирование. (по образцу и  несложной словесной инструкции, по подражанию)

Воспитатель: -Стройте. Старайтесь, чтобы домики  были крепкими, прочными и удобными, чтобы куколкам там жилось хорошо, было тепло и уютно.

    Когда детям предлагается приступить к работе, я должена дать им возможность попытаться справиться с заданием самостоятельно. Внимательно следя за работой каждого ребенка, заметив затруднения и определив их характер в каждом конкретном случае можно начинать _индивидуальную  работу. Помощь ребенку оказываю путем повторного обращения к образцу: конструкцию-образец следует приблизить к нему, обратить внимание на те моменты, которые вызвали у него затруднения, использовать указательный жест и словесное объяснение. Можно также привлечь ребенка к рассматриванию работы товарища, предложить справившемуся с заданием ребенку объяснить, помочь тому, у кого возникли затруднения. Можно выполнить работу  вместе с  ребенком.

      Оценка готовых построек.  Анализ выполненных работ:  прошу всех внимательно рассмотреть их и сравнить с образцом.

IV. Заключительная часть.

1. Совместное обыгрывание построек.

     Игра с куклами. Я, демонстрируя нежное, заботливое отношение к кукле, воспитывает у детей стремление быть заботливыми мамой, папой. Дети объединяют свои постройки, и развёртывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности своих построек. 

Воспитатель: «Вот построили мне дом!»  В этом новом и красивом доме буду жить я! У нас сегодня  радость и веселье! У нас сегодня праздник новоселье!   Скоро ко мне приедут гости!
   
Игровые задания: «Помоги кукле назвать предметы ласково», «Один-много», «Мой, моя, мои»

2. Итог занятия: формирование положительной установки на продолжение деятельности,  развитие желания научиться новому,  формирование  мотивационно-потребностного плана деятельности.

Воспитатель: - Понравилось вам, как мы сегодня строили, а потом играли?  Понравилось вам играть с куколками? Что мы научились строить для них; что это... это... это? Хорошие мы построили для них домики? Молодцы!  Мне тоже очень понравилось. Ребята, Оля и Таня   благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ними. А хотите еще строить? Хотите, чтобы я научила вас строить... (называет следующую тему)? Хорошо, я все покажу вам в следующий раз.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Методика изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха третьего года обучения

Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ ко...

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков  у детей со сложной структурой дефекта  третьего года обучения «Игрушки»...

Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Кораблик для ежика и зайчика»

Конспект коррекционной НОД  по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения...