Программа по коррекционному развитию эмоциональной сферы обучающихся с задержкой психического развития.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лилия Рафаильевна Ибраева

 Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в развитии эмоциональной сферы, общении. Дошкольники испытывают дефицит  общения со взрослыми, с детьми. Поэтому появляется необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать способы как общения друг с другом, так и выход из разных негативных эмоциональных ситуаций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

по коррекционному развитию эмоциональной сферы обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

5-6 лет

2020-2021 учебный год

Составил учитель-дефектолог:

Ибраева Л.Р.

2020г.

Пояснительная записка

 Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в развитии эмоциональной сферы, общении. В силу таких обстоятельств дошкольники испытывают дефицит  общения со взрослыми, с детьми. Поэтому появляется необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать способы как общения друг с другом, так и выход из разных негативных эмоциональных ситуаций.

Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой является коррекционно-развивающие занятия, ведущим видом деятельности на которых всегда остаётся игра.

Целью данной программы является развитие эмоциональной сферы детей с игровыми средствами.

Задачи:

  • развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
  • корректировать психоэмоциональное состояние;
  • способствовать позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
  • формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Разработанные занятия построены на следующих принципах:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, потребностей данного возраста; опора на игровую деятельность-ведущую для этого периода развития;
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.

Содержание занятий отвечает тенденциям современного образования, таким как:

  • признание самоценности дошкольного периода;
  • сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольника;
  • гуманизация и демократизация образовательного процесса.

Методические приёмы, используемые на занятиях:

  • игры на развитие внимания, воображения;
  • релаксационные упражнения;
  • рисование;
  • обсуждение переживаемых чувств.

Условия реализации занятий:

  • занятия проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей;
  • продолжительность одного занятия не должна превышать 30 минут;
  • в занятиях используется музыка.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

ЗПР — это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.

Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Отмечается, что парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация познавательной деятельности и т. д. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.

При ЗПР могут наблюдаться первичные нарушения как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. При этом глубина и степень повреждений и незрелости структур может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими причинообразующими факторами могут быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (как биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.

Планируемые результаты

  • способен понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
  • освоил позитивные формы поведения, отношения к себе и окружающим;
  • сформированы позитивные партнерские отношения детей друг с другом

Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 20-30 минут, в соответствии с возрастными психологическими и физическими возможностями дошкольников.

Перспективно-тематическое планирование игр-занятий по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков

Тема

Программное содержание

Содержание занятия

1

Осень

Развивать воображение, зрительную и слуховую память, мимические движения; учить приемам расслабления; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Приветствие

Упражнение «Знакомство»,

«Воображаемая картинка»; «Осенние листья»

Рисование «Дерево настроения» Минутка танцевальной терапии Этюд «Удивление» Упражнение «Качели» Прощание

2

Овощи, фрукты

Формировать доброжелательное отношение друг к другу; Создать позитивное настроение; упражнять в умении выражать эмоции с помощью мимики; продолжать развивать выразительность движений;  учить приемам мышечного расслабления; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций

Приветствие

Этюды «Удивление», «Помидор», «Ой-ой, живот болит».

Игры «Собери урожай», «Люблю -не люблю»

Рисование: «Любимые фрукты», «Волшебный овощ»

Прощание

3

Наши имена

Учить вежливо общаться друг к другу по имени, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени.

Приветствие. Беседа об именах. Игра 2 Соседи». Беседа « Как тебя называют». Игры: « Ласковое имя», « Произнести вслух»,. Упражнения: « Кто больше знает имен», «Мое имя». Прощание.

4

Моя семья

Формировать представление о семье, её составе, чувство близости с другими людьми, о ценностях других и самоценности; способствовать принятию детьми друг друга; учить осознавать себя любимым семьей; развивать способность понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.

Приветствие.

Игра «Клубочек»

Беседа «Моя семья»

Игра «Мы очень любим»

Этюды «Любящий сын», «Капризный ребенок»

Минутка танцевальной терапии

Рисование «Моя семья»

Прощание.

5

Посуда

Продолжать учить позитивным способам общения со сверстниками, развивать навыки совместной деятельности; умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, движений.

Приветствие. Игра «Мы разные»

Упр. «Покажи предмет»

Этюды «Изобрази страх», «Покажи различные настроения»

Упр. «Пылесос и пылинки»

Игра-загадка «Без слов»

Рисование «Волшебная посуда»

Прощание.

6

О дружбе

Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам, побуждать к добрым поступкам; учить видеть, понимать оценивать чувства и поведение других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния разными средствами; умение уступать др. др.

Приветствие. Беседа «Что такое дружба»

Игра «Скажи ласковое слово соседу»

Упр. «Договорись взглядом»

Игра «Найди друга»

Этюд «Поссорились и помирились»

Рисование «Мои друзья»

Прощание.

7

Одежда

Развивать воображение, выразительность движений; умение понимать язык жестов и телодвижений друг друга; продолжать учить передавать эмоциональное состояние друг другу, используя различные выразительные средства.

Приветствие. Упр. «Угадай кто желает с тобой поиграть». Игра «В магазине одежды»

Рисование «Моя любимая одежда»

Прощание.

8

Новый год

Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики; способствовать развитию выразительности движений, формированию групповой сплоченности; упр. в приемах саморасслабления; развивать воображение, речь; создать позитивное настроение.

Приветствие.

Игра «Мы играем вместе»

Упр. «Кто как радуется»

Игра «Отгадай настроение сказочных героев»

Минута шалости

Игра «Волшебный мешок Деда Мороза»

Упр. «Разноцветные шары»

Прощание.

9

Игрушки

Учить правильному поведению в различных жизненных ситуациях; формировать способность находить решение в конфликтных ситуациях; коммуникативные навыки, игровое партнерство, выразительность движений; развивать умение осознавать своё эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательность, внимание к сверстникам.

Приветствие.

Игра «Волшебный мешок»

Упр. «Как лучше беседовать»

Игра «Магазин игрушек»

Этюд «Любимая игрушка»

Двигательная пауза

Упр. «Насос и мяч»

Рисование «Моя любимая игрушка»

Прощание.

10

О вежливости

Обогащать опыт по установлению контакта; формировать потребность использовать вежливые слова в своей речи; продолжать развивать речь, воображение, невербальные формы общения, наблюдательность; воспитывать вежливость, доброе уважительное отношение друг к другу.

Приветствие.

Упр. «Разнообразные формы приветствия»

Беседа «Кого мы называем вежливым»

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

Минута шалости

Упр. «Что нравится в соседях», «Подарок», «Шалтай-Болтай»

Прощание.

11

Животные

Продолжать учить адекватно выражать различные состояния; развивать творческое воображение, эмпатию, выразительность движения, раскованность; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций, мышечному расслаблению, создать позитивное настроение.

Приветствие.

Упр. «Мяч каждому»

Игра «Найди свою пару»

«Тренируем эмоции»

Этюды «Собака принюхивается»

Игра «Два барана»

Рисование «Несуществующее животное»

Упр. «Спящие котята»

Прощание.

13

Я среди других

Формировать адекватную самооценку, представление о себе, своих возможностях, желаниях; продолжать развивать интерес к сверстникам, чувство собственной значимости, умение видеть свои негативные и позитивные стороны; вызвать желание изменить в себе что-то; способствовать повышению уверенности в себе, в своих силах.

Приветствие.

Упр. «Как ласково называют тебя дома»

Игра «Дотронься»

Упр. «Я считаю себя хорошим потому, что…», «Если бы ты был волшебником, что бы ты в себе изменил?»

Игры: «Я умею», «Я-взрослый»

Рисование «Я в будущем»

Прощание.

14

Необычное путешествие

Углубить представления о различных эмоциональных состояниях; учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела; развивать представление об индивидуальных особенностях людей, о том как каждый человек уникален; воспитывать способность преодолевать  замкнутость, пассивность; желание учавствовать в совместных играх.

Приветствие.

Игра «Угадай-ка»

Этюды «Северный полюс», «Остров плакс»

Упр. «Развесели грустного»

Игра «Узнай сказку»

Рисование «Нарисуй, что больше нравится в путешествии»

Прощание.

15

Мы дружные ребята

Развивать фантазию, умение действовать согласованно; учить анализировать характер других; развивать навыки позитивного социального поведения; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Приветствие.

Игра «Эхо»

Упр. «Угадай эмоцию друга», «Подари цветочек», «Мостик дружбы», «Клубочек»

Прощание.

16

Мама

Развивать представление о семье, о родственных отношениях в ней; учить проявлять заботу, внимание  и самые добрые чувства к самому близкому и родному человеку-маме; создавать положительное эмоциональное состояние у детей.

Приветствие.

Беседа «Что такое семья»

Упр. «Кто кому кто»

Беседа о маме.

Этюд «Маме улыбаемся»

Игра «Мамины дела»

Рисунок «Подарок маме»

Прощание.

17

Весна

Учить передавать в рисунке радостное настроение весеннего дня, свое эмоциональное состояние, используя средства художественной выразительности; развивать выразительность жестов, мимики, движений, речи.

Приветствие.

Игра «Передача чувств»

«Стихи о весне» С.Я.Маршак

Игра «Походки»

Этюд «Цветок»

Игры «Собери цветок», «Хвастунишки»

Прощание.

18

Поможем зайке

Развивать умение различать печаль, радость; воспитывать сострадание, сочувствие, желание помочь; продолжать развивать выразительность речи и движений; создавать радостное настроение.

Приветствие.

Знакомство со сказочными персонажами- Зайцем и Лисой

Игры: «Покажи грустное (веселое) лицо»,  «Изобрази животное», «Изобрази сказочного героя»

Прощание.

19

Птицы

Продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать раскованность, воображение, сплоченность; создать условия для снятия психомышечного напряжения.

Приветствие.

Упр. «Изобрази»

Этюд «Два сердитых петушка», «Гадкий утенок»

Игры «Наседка и цыпленок», «Солнышко и тучка»

Минута шалости

Рисование «Птица счастья»

Прощание.

20

Лес

Формировать понятие об уникальности каждого человека, о том, что люди имеют свои характерные особенности; умение определять своё настроение, эмоциональное состояние людей; развивать воображение, слуховое восприятие; учить действовать согласованно.

Приветствие.

Упр. «Как ты себя сегодня чувствуешь»

Игра «Лес»

Этюд «Один в лесу»

Упр. «Клеевой дождик», «Солнечный зайчик»

Коллективное рисование «Сказочный лес»

Прощание.

21

Я и другие

Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени; создать условия для самовыражения.

Приветствие.

Упр. «Моё имя»

Игра «Кто я?»

Упр. «Угадай-ка»

Беседа «Что огорчает людей»

Терапия искусством

Прощание.

22

Насекомые

Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции посредством мимики, выразительность движений, умение согласовывать свои действия с другими; создать позитивное настроение.

Приветствие.

Упр. «Назови соседа ласково»

Игра «Сороконожка»

Упр. «Покажи эмоции»

Игра «Подарок»

Минутка танцевальной терапии

Игра «Паутинка»

Упр. «Смешинки-злючки»

Прощание.

23

Цветы

Учить радоваться, понимать и любить красоту окружающего мира (цветам), эмоционально выражать чувство радости; развивать навык общения, групповую сплоченность, выразительность движений; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Приветствие.

Упр. «Отгадай загадки»

Игра «Клубочек»

Этюд «Цветок»

Упр. «Цветы»

Игра «Ласковые слова», «Цветы и пчелки»

Рисование «Мой любимый цветок»

Прощание.

24

По морям, по волнам

Учить сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на неё, передавать характерные черты героев средствами жестикуляции и мимики, понимать музыкальные произведения; формировать позитивное отношение к окружающим; развивать творческую фантазию, речь, умение расслабляться.

Приветствие.

Приглашение в путешествие

Упр. «Слушаем музыку»

Игры: «Волны», «Море волнуется», «Хоровод морских существ»

Упр. «Запомни лица»

Прощание.

25

Сказочное путешествие

Совершенствовать умение различать эмоции по схематическим изображениям; формировать представление о значении взаимопомощи на примере сказочного сюжета, персонажей; продолжать развивать эмпатию, тактильное восприятие, выразительность речи и движений.

Приветствие.

Упр. «Заряд бодрости»

Игры «Собери целое», «Повтори фразу», «Люблю – не люблю», «Комплименты»

Прощание.

Литература:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией И.Т. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.И. Михайловой, 2011года  

БаряеваЛ.Б., ЛогиновойЕ.А., Лопатиной Л.В. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития».  Под.ред. Л. Б. Баряевой, ЛогиновойЕ. А..— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 415 с.

В. Ротарь, Т.В.Карцева Занятия для детей с задержкой психического развития.

Н А.Е.Соболева Развитие мышления и речи с нейропсихологом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....

Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....

логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития

логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития...

"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"

quot;Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"...

Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....

Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...