Мастер-класс "Создание здоровьесберегающей среды в условиях Дома ребенка"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

    В проедставленном материале подчеркнута важность применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, указаны виды традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, условия их правильного применения в коррекционной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_zdorovesbereg.sredy_.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды в условиях Дома ребенка.

                                                           

    Использование здоровьесберегающих технологий необходимо для полноценного развития детей. Здоровьесберегающие технологии представляют систему мер, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. Проблема внедрения здоровьесберегающих технологий весьма актуальна для специализированного Дома ребенка, воспитанники которого имеют различные нарушения речи, отклонения в двигательной сфере, повышенную соматическую ослабленность, слабость нервной системы, эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Как учитель-дефектолог специализированного Дома ребенка, в осуществлении работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитываю возрастные возможности детей и использую, как наиболее эффективное, сочетание традиционных здоровьесберегающих технологий (артикуляционная, дыхательная, звуковая, пальчиковая, зрительная гимнастика, физкультминутки, массаж и самомассаж) с нетрадиционными (биоэнергопластика,  Су–Джок терапия, психогимнастика, ароматерапия, музыкотерапия).

    Важным является сохранение и укрепление здоровья детей, как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Проведение образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе соблюдения охранительного режима, который включает: доброжелательное общение, мягкий, спокойный разговор, похвала и поддержка каждый раз, когда ребенок заслужил это, избегание переутомления ребенка. Наиболее важное достижение детей дошкольного возраста состоит в том, что их действия приобретают целенаправленный характер, и это облегчает усвоение здоровьесберегающих технологий.  Взрослый является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости, и ребенку нравится подражать и воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. В то же время еще наблюдается неустойчивость внимания, не сформирована произвольность поведения: ребёнок быстро отвлекается, ему сложно удерживать внимание на одном предмете. Поэтому создаются оптимальные, сохраняющие здоровье, условия: чередование различных видов деятельности, соблюдение временных рамок занятий, смена поз: сидя, стоя, лежа на коврике. Для создания ситуации успеха у ребенка необходима доступность предъявляемых заданий.  

    Наблюдения за детьми и многолетний опыт работы позволяет мне учитывать особенности психо-эмоционального состояния воспитанников. При работе с возбудимыми детьми нагрузка должна быть минимальной. Тревожным детям следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому. В работе с гиперактивными детьми эффективными являются сеансы релаксации, а в работе с вялыми и пассивными детьми - сеансы активизации. С целью преодоления гипокинезии у детей во время занятий провожу физкультминутки. Они способствуют оздоровлению организма детей, так как выполнение физических упражнений создает положительный эмоциональный настрой, восстанавливает работоспособность, улучшает самочувствие, предупреждают нарушения осанки. При проведении физкультминутки учитываю психоэмоциональные особенности детей: легко возбудимым детям предлагаю спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенных малышей использую упражнения для активизации мышечной системы.

    Артикуляционная гимнастика играет важную роль в развитии подвижности и укреплении мышц органов артикуляционного аппарата, в выработке правильных движений речевых органов, тем самым способствуя формированию полноценной произносительной стороны речи. Занятия артикуляционной гимнастикой способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение. Устранение недостатков произношения способствует полноценному общению ребенка с окружающими, а в дальнейшем помогает избежать трудностей при овладении чтением и письмом. Чтобы у детей не снижался интерес к ежедневным занятиям артикуляционной гимнастикой, начиная с 3-летнего возраста, я использую нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики: биоэнергопластику, которая представляет соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Рука показывает, в каком положении находится язык или губы при выполнении артикуляционного упражнения. Слежу за одновременным выполнением движений языком или губами и движений кисти руки, за плавным движением руки. Для повышения интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой и эмоционального подъема ребенка использую специальные игровые приемы: появление куклы-петрушки, куклы-перчатки и т.д. Актуальность и целесообразность использования биоэнергопластики в том, что работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга, а значит, ускоряется развитие артикуляционной моторики и усиливается эффективность и результативность занятий. Необычная игровая деятельность повышает у детей познавательный интерес, концентрирует внимание, вызывает положительные эмоции.

    Большую помощь в оздоровительной работе с детьми оказывает дыхательная гимнастика. Она необходима для воспитания правильной речи: формирует плавный продолжительный выдох, умение экономного расходовать воздух в процессе речи. Оздоровительное ее значение состоит в том, что она способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей (учит детей дышать через нос), успокаивает ребенка после физической нагрузки, насыщает головной мозг кислородом (улучшает работоспособность), нормализует психоэмоциональное состояние, повышает иммунитет. На первоначальном этапе вызываю физиологическое дыхание. В игровой форме предлагаю ребенку задания: «Сдуй снежинку с ладони», «Подуй на листик» и т.д. Далее отрабатываю продолжительный целенаправленный выдох, предлагая задания: «Сдуй бабочку с цветка», «Забей мяч (ватный шарик) в ворота» и т.д. При выполнении дыхательной гимнастики ребенком слежу, чтобы воздух он набирал через нос, плечи не поднимал, щеки не надувал (на начальном этапе ребенок может прижимать их ладонями). Допускается 3-5 повторений дыхательных упражнений, так как многократное их выполнение может вызвать головокружение.

    Дыхательная гимнастика проводится только в хорошо проветренном помещении, в тёплое время года при открытом окне. Ее не рекомендуется делать детям с травмами позвоночника, головного мозга, при высоком артериальном давлении, пороках сердца, кровотечениях.

    Выполнение упражнений звуковой гимнастики также имеет оздоровительное значение: усиление защитных реакций организма, и положительное влияние на некоторые участки головного мозга и тела. Так как звуковая гимнастика способствует коррекции поведения у детей, провожу ее в начале занятия для активизации внимания, снижения излишней эмоциональной и двигательной активности у детей. Сначала учу ребенка произносить на выдохе гласные звуки. Произношу звук и показываю ребенку его артикуляцию: широко открываем рот и поем песенку — а-а, делаем губы колесом и поем песенку — о-о. Вытягиваем губы вперед и поем – у-у. Улыбаемся, показывая зубы и поем песенку — и-и. Для вызывания двигательной активности побуждаю ребенка сопровождать упражнения движениями рук: на вдохе ребенок поднимает руки вверх, на выдохе опускает руки вниз и пропевает гласные звуки.

    Оздоровительное значение пальчиковой гимнастики проявляется в том, что она убирает напряжение не только с рук, но и расслабляет все мышцы тела. В связи с тем, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, она благотворно влияет на развитие речи, способствует эффективному развитию мышления, памяти, внимания, воображения. При выполнении пальчиковой гимнастики двумя руками развивается межполушарное взаимодействие, пространственные представления. У ребенка вырабатывается способность концентрировать внимание на одном виде деятельности, Прилив крови к рукам при выполнении пальчиковой гимнастики укрепляет физическое здоровье, стабилизирует психоэмоциональное состояние. Поэтому очень полезен массаж пальцев: массаж мизинца благотворно влияет на работу сердца, безымянного пальца - на почки и печень, среднего пальца - на кишечник, указательного - на желудок и поджелудочную железу, большого пальца - на активность мозга. Но лучше использовать для этого специальный массажный шарик "Су-Джок" для проведения Су-Джок терапии. Массируя кисти рук с помощью шарика, мы "массируем" и одновременно оздоравливаем внутренние органы, так как на ладони находятся точки, соответствующие этим органам. Внутри шарика находятся 2 металлических массажных кольца, с попмощью которых массажируем пальцы. Для повышения интереса детей массаж пальцев сопровождается потешками, например, «Этот пальчик дедушка...», «Этот пальчик самый толстый, самый толстый и большой...», «Сидит белка на тележке...» Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно по 2-5 минут индивидуально или с подгруппой детей в любой удобный отрезок времени. Многие дети испытывают затруднения в выполнении пальчиковых упражнений, поэтому они разучиваются постепенно. На первоначальном этапе выполняются пассивно, с помощью взрослых, затем – по подражанию, и на заключительном этапе – по речевой инструкции. Провожу статические пальчиковые игры, когда пальчики ставятся в определенные позиции, изображающие животных и предметы окружающего мира: «Зайка», «Коза», «Дом», «Елка», «Замок», «Лодочка», «Пароход», «Колечко», «Птичка» и т.д.; динамические пальчиковые игры, включающие движения пальчиков и кистей рук: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять…», «Молотком стучу, стучу, сто гвоздей заколочу…» Пальчиковую гимнастику и массаж рекомендую проводить после занятий, требующих напряженной работы мелкой мускулатуры пальцев (работа с мелкими предметами, лепка), перед каждым занятием рисования.

    Зрительная гимнастика снимает зрительное утомление, нормализует тонус и повышает работоспособность глазодвигательных мышц, дает возможность даже улучшить зрение. Проводить гимнастику необходимо в игровой форме с целью пробуждения интереса детей к занятиям. Упражнения проводятся 2-3 раза в день, начиная с 2 минут и постепенно увеличивая до 5 минут. Вначале -  самые простые упражнения – закрываем-открываем глазки, следим за движущейся пчелкой, самолетиком, подвешенными на нитке. После освоения этих упражнений переходим к более сложным. Дети могут выполнять круговые вращения глазами, следя за кружащим перед ним вертолетиком. В солнечную погоду в качестве тренажера хорошо применять зеркальце для появления в помещении солнечного зайчика, за передвижениями которого дети будут наблюдать с удовольствием. Для повышения интереса детей предлагается электронная гимнастика в стихотворном сопровождении. Полезно проводить зрительную гимнастику на прогулке, где предложить ребенку последить глазками за людьми, детьми, машинами. Поиграть в игру "Светло-темно". Ребенок запоминает все, что его окружает, затем на некоторое время взрослый закрывает глаза ребенку рукой. Открыв глаза, ребенок рассказывает, что изменилось вокруг.

    Психогимнастика – эффективный метод психокоррекции, полезный в отношении детей с чрезмерной утомляемостью, непоседливым, вспыльчивым, детям с неврозами. Она помогает преодолевать барьеры в общении, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения, что позволяет каждому ребенку раскрепоститься и преодолеть внутренние комплексы. С помощью психогимнастики дети учатся выражать различные эмоции (радости и печали, удивления и грусти, удовольствия и отвращения) и искусству расслабления, необходимому для повышения резервов и здоровьесбережения организма детей.  

    Ароматерапия оказывает влияние на эмоциональное и психическое состояние человека. Вдыхание приятных ароматов оказывает целебное воздействие на внутренние органы и активизирует энергетические центры, повышая его сопротивляемость вредным внешним воздействиям.

    Легко возбудимому и плаксивому ребёнку помогут обрести спокойствие и равновесие ароматы розы, аниса, ладана, апельсина. Если малыш закомплексован и не уверен в своих силах, то помочь ему сможет запах майорана, базилика, апельсина и корицы. Агрессивному ребёнку полезна ароматерапия с лавандой и ладаном, валерьяной, ромашкой, мелиссой. Объясняю детям, что вдыхаем аромат носом с закрытым ртом. Глаза при этом тоже закрыты, чтобы были больше задействованы именно  обонятельные анализаторы.

    Слушание правильно подобранной музыки оказывает благоприятное воздействие:  повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

    Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано может активизировать, а может успокаивать нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Спокойная музыка влияет на выработку гормонов удовольствия, оказывает расслабляющее действие. Активизирующая классическая музыка повышает энергетический заряд, настраивая на позитивное и радостное отношение к окружающему.

    В условиях Дома ребенка  широко используем музыкальные произведения для сопровождения как учебной деятельности детей (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром), так и внеучебной, а также перед сном, чтобы помочь плохо засыпающим детям успокоиться и расслабиться.

    Использование здоровьесберегающих технологий в условиях Дома ребенка дает положительные результаты:

- снижает уровень заболеваемости;

- развивает психические процессы, повышает работоспособность и выносливость;

- улучшает зрение;

- развивает общую и мелкую моторику;

- повышает речевую активность;

- увеличивает уровень социальной адаптации.

Литература:

1. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» - М., 1997.

2.  Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: «Детство-Пресс», 2001

3.  Нестерюк Т.В.  Дыхательная и звуковая гимнастика. – М.: Издательство «Книголюб», 2007.

4.   Физическая культура, спорт и здоровье нации. // Материалы международного конгресса. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – 1996.

5.  Сайт: http://doctor-shvets.com/

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

Здоровьесберегающая среда как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Статья содержит полезные советы по созданию здоровьесберегающей среды....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного

Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Проблема  сохранения  жизни  и  здоровья  детей     сегодня  стала  приковывать  к  себе  пристальное  внимание  обществ...

Понятие и сущность здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ

    Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МБДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ здорового обр...

Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их дете...