Индивидуальная программа " развитие мелкой моторики рук у ребенка инвалида (диагноз Синдактелия обеих кистей рук)"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Корсакова Елена Александровна

Индивидуальная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnya_programma.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Утверждаю:

Заведующий МДОУ д/с №112

----------------------  М.А. Парамонова

-----------------------------------   2016г.

Индивидуальная  программа

« Развитие мелкой моторики рук у ребенка инвалида (диагноз Синдактилия обеих кистей рук)»

                                                                       Программу подготовил

учитель-дефектолог Е.А. Корсакова

МДОУ детский сад № 112» Радуга»

 г. Ярославль 2016 год                    

Индивидуальная  программа

 « Развитие мелкой моторики рук у ребенка инвалида (диагноз синдактилия обеих кистей рук)»

Автор программы учитель-дефектолог Е.А. Корсакова  МДОУ д/с № 112

                             Пояснительная записка

            «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                       В. А. Сухомлинский.

     Нашу группу №7 комбинированного вида посещают дети с нарушением зрения.  Приоритетным направлением работы группы является оказание квалифицированной помощи детям в коррекции зрительного восприятия, в создании необходимых условий, обеспечивающих сохранение психологического, физического здоровья детей.

     К категории этих детей относится Барабанова Карина. Помимо нарушения зрения,  ребенок имеет инвалидность с диагнозом « Синдактилия обеих кистей рук»  Синдактилия (syndactylia; греч. syn — вместе, с + dactylos палец)  - врождённая аномалия нижних или верхних конечностей, для которой характерно полное или неполное сращение пальцев.

     Как правило, дети с нарушением зрения имеют недостаточность зрительной информации об окружающем мире.  Поэтому необходима специальная коррекционно-компенсаторная работа, направленная на развитие полисенсорных способов восприятия, обеспечивающих более качественное предметно-практическое действие, которое способствует лучшему и четкому узнаванию окружающего мира, используя свои руки и другие сохранные анализаторы. Но что делать, если один из главных инструментов (мелкая моторика) компенсации нарушенного зрительного восприятия поврежден?

     Актуальность программы: Нарушение мелкой моторики отрицательно влияет на развитие продуктивной деятельности, навыков самообслуживания, речевое развитие. Это может вызвать проблему адаптации ребенка в кругу сверстников, и даже привести к возникновению негативного отношения к окружающим, учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

     Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

     Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет ребенку интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке ребенка  к дальнейшему  школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики

      Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

     Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:

1 блок. Организованная ОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед ребенком  последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных функций и мелкой моторики).

2 блок. Совместная деятельность педагога с ребенком. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, изо деятельность, дидактические игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность ребенка. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Цель программы:

     Создать благоприятные условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных  особенностей.

Задачи программы:

  • создать благоприятную развивающую предметно пространственную среду для социального развития ребенка;
  • выявить индивидуальные способности ребенка в развитии мелкой моторики;
  • активизировать активные и пассивные движения пальцев рук,
  • совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
  • развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • сформировать элементарные специфические графические навыки;
  • развивать навыки самообслуживания;
  • научить ребенка формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально;
  • развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка;
  • формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их ребенком.

Формы и режим занятий:

     Программа рассчитана на проведение индивидуальных занятий, как фрагмент коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия, во время организованной образовательной деятельности.

Предполагает использование следующих форм:

  • дидактическая игра;
  • ролевая игра;
  • физические упражнения;
  • индивидуальное и коллективное творчество;
  • индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • конструирование;
  • графические упражнения;
  • лепка;
  • аппликация;
  • оригами;
  • игры и действия с предметами;

      В разделе «Пальчиковая гимнастика» ребенок знакомится с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.  На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

     В разделе «Конструирование» в процессе деятельности ребенок изображает предметы  действительности, создает элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению опыта ребенка изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

     В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

     Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит ребенка к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

     В разделах «Оригами» и «Аппликация» ребенок знакомится со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

     В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей:

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой учителя-дефектолога и воспитателей .

Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к ребенку в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия.

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем, учета особенности ребенка.

Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных ребенком знаний и умений.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, учитель-дефектолог ставит перед собой непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:

  • Ознакомить воспитателей с психологическими и физическими особенностями развития ребенка инвалида.
  • Совместно с воспитателями разработать индивидуальный маршрут развития ребенка.
  • Совместно с воспитателями сформулировать психологические требования к созданию благоприятной  развивающей  предметно пространственной среде для социального развития ребенка;

Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом его дефицитарных возможностей.
  • Комплексность. Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  • Последовательность. Переход  от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

     Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни ребенка в период его пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей.                                                                   При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Решение коррекционных задач осуществляется воспитателем во время организованной образовательной деятельности, а также в течении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия с ребенком, содержание которых определяет учитель – дефектолог.
    Рекомендации, предлагаемые учителем-дефектологом для проведения коррекционно-развивающей и индивидуальной работы, даются с учетом «зоны ближайшего развития» и особенности ребенка.

Работа ведется в таких направлениях, как:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативно-просветительское.
  • информационно – просветительская

Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает  проведение  комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию  психолого- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения  ребенка с ОВЗ с его  семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребенка с ОВЗ, его  родителями, педагогическими работниками.

Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий педагогов и родителей ребенка для решения поставленной цели, обеспечить коррекцию недостатков в развитии ребенка инвалида, и оказать помощь в освоении программы.

Предполагаемый срок реализации программы 3 года

Ожидаемые результаты и способы определения результативности:

     Обучаясь по данной программе, к концу 1 года обучения ребенок должен знать и уметь:

  • знать назначение и возможности частей своего тела (руки, пальцы);
  • иметь представление о видах  конструктора, использовать его в игре;
  • уметь пользоваться карандашом, кистью, фломастером;
  • познакомиться  с некоторыми видами штриховки  (вертикальная, горизонтальная, по диагонали)
  • уметь обводить по трафарету с внутренней и внешней стороны;
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • знать виды бумаги (цветная, альбомная, туалетная, картон);
  • знать основные правила склеивания;
  •  знать некоторые свойства бумаги (тонкая, мягкая, рвется, мнется);
  • должен уметь складывать бумагу пополам;
  • уметь выкладывать из мозаики не сложные комбинации по образцу.
  • выполнять не сложные виды шнуровки;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
  • использовать на практике все навыки самообслуживания.

Формы подведения итогов реализации программы:

     В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у ребенка на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: самостоятельные работы, беседа, анализ результатов продуктивной деятельности.

Содержание программы:

Первый год обучения (4-5лет)

  Диагностика: проведение тестирования ребенка для определения развития мелкой моторики рук .

( Использована методика диагностики осязания и мелкой моторики Е.Н. Подколзиной)

Диагностическое задание

Особенности выполнения ребенком задания

Уровень выполнения

Ф.И. ребенка

с

я

м

с

я

м

1.»Одень куклу на прогулку»

2. «Открой коробочку, закрой коробочку».

3. «Собери в коробочку счетные палочки двумя пальцами».

4. «Узнай игрушку»

«Узнай предмет»

«Узнай фигуру»

5.» Выбери среди игрушек самую маленькую(большую), длинную (короткую»

Введение общего уровня выполнения по всем заданиям

Обработка результатов:

Высокий уровень.

Самостоятельно:

- понимает назначение пальцев рук («Одень куклу на прогулку»);

- выполняет действие всей рукой и отдельными пальцами :« Открой коробочку»; « Закрой коробочку»; ««Собери в коробочку счетные палочки двумя пальцами».

- узнает игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры и тела (« Узнай игрушку»;  «Узнай предмет»; «Узнай фигуру»)

- Различает величину предметов «.» Выбери среди игрушек самую маленькую(большую), длинную (короткую)»…и т.д.

Средний уровень.

С помощью педагога (направляющие вопросы и инструкции):

- понимает назначение пальцев рук («Одень куклу на прогулку»);

- выполняет действие всей рукой и отдельными пальцами :« Открой коробочку»; « Закрой коробочку»; ««Собери в коробочку счетные палочки двумя пальцами».

- узнает игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры и тела (« Узнай игрушку»;  «Узнай предмет»; «Узнай фигуру»)

- Различает величину предметов «.» Выбери среди игрушек самую маленькую(большую), длинную (короткую)»…и т.д.

Низкий уровень.

В совместных действиях с педагогом:

- понимает назначение пальцев рук («Одень куклу на прогулку»);

- выполняет действие всей рукой и отдельными пальцами :« Открой коробочку»; « Закрой коробочку»; ««Собери в коробочку счетные палочки двумя пальцами».

- узнает игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры и тела (« Узнай игрушку»;  «Узнай предмет»; «Узнай фигуру»)

- Различает величину предметов «.» Выбери среди игрушек самую маленькую(большую), длинную (короткую)»…и т.д.

 Пальчиковая гимнастика. Учить выполнять различные  движения руками (сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук), сопровождающиеся стихами и потешками          « Заинька», «Дружная семья», « Мальчик- пальчик где ты был- - -  

Конструирование.  Знакомство с разными конструктивными свойствами строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, крыша). Учить подбирать и создавать постройки из знакомых деталей в зависимости от их расположения относительно плоскости. (дом с воротами, забор, стул, кровать). Обучать обыгрыванию построек (уложи куколку спать, посади матрешку на стул…).  Знакомство с различными видами конструкторов (лего, конструктор на фланелеграфе, магнитный конструктор). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями. Побуждать к самостоятельной игре. Учить разбирать постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

Графические упражнения. Учить правильно держать в руке карандаш, (кисточку, фломастер).  Учить рисовать линии разной формы, длины, ширины (дорожка прямая линия, волны -извилистая). Учить видеть и передавать в изображении характерные особенности предметов их форму, цвет, строение с помощью трафаретов. Учить создавать на фланелеграфе простые сюжеты, изображая различные объекты (дом, речка, цветы). Учить рисовать простые формы предметов (блюдце, чашка). Познакомить с видами штриховки (горизонтальная, вертикальная),  графическими играми (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях

Лепка. Совершенствовать умение раскатывать кусок глины(пластилина) прямыми и круговыми движениями ладоней, расплющивать его, передавать круглую, цилиндрическую и овальную форму предметов. Учить видеть и передавать в лепке характерные детали и видоизменения формы (огурец, яблоко, вишенки). Продолжать учить раскатывать куски пластилина продольными и круговыми движениями. Познакомить с приемами отщипывания, прищипывания, приглаживания. Закреплять умение расплющивать, раскатанный комок, пользоваться приемами вдавливания, оттягивания, соединение , прижимая и сглаживая места соединения частей (птица, самолет, гриб). Учить использовать стеки, палочки для украшения форм.

Аппликация. Учить  правильно, держать ножницы и действовать ими, отрезать узкие и широкие полоски по линии. Учить соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. Составлять из полосок изображения знакомых предметов. Учить раскладывать готовые формы, составлять простые комбинации  путем поэтапного наклеивания отдельных изображений на один и тот же лист бумаги (овощи на тарелке). Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы на клеенке, прижимать детали тряпочкой. Развивать и совершенствовать пространственную ориентировку при составлении изображения на плоскости листа.

Оригами. Познакомить ребенка со свойствами бумаги (рвется, мнется, шуршит, намокает). Познакомить с видами бумаги (цветная альбомная, туалетная, картон). Дать простейшее понятие «оригами».  Научить приемам складывания бумаги (пополам, вчетверо),  точно соединять  стороны листа. Понятие «геометрическая фигура» (квадрат,  прямоугольник). Учить  соблюдать технику безопасности при работе с бумагой и ножницами  «Открытка», « Письмо для мамы».

Игры и действие с предметами.  Учить манипулировать с мелкими предметами:  бусинами (Собери бусы),  « Пальчиковый театр», игры с карандашом, мелким бросовым материалом , Познакомить с разными видами мозаики (мелкая, крупная, магнитная). Учить вставлять мозаику в отверстия, составлять узор, картинку по образцу и самостоятельно .  « Собирание пазлов» учить составлять картинку из 4-6 фрагментов . « Игры шнуровки» учить вставлять шнурок и вытягивать его через отверстие; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, липучек. Сортировка предметов (по форме, величине, размеру) учить выбирать нужные предметы из группы предметов« Помоги золушке перебрать крупу». Сухой бассейн (с чечевицей) найди игрушки. Учить на ощупь, в заполненном наполнителем коробе находить предметы.

Второй год обучения (5-6) лет.

Диагностика ( Использована методика диагностики осязания и мелкой моторики Е.Н. Подколзиной)

Диагностическое задание

Особенности выполнения ребенком задания

Уровень выполнения

Ф.И. ребенка

с

я

м

с

я

м

« Помоги кукле надеть и застегнуть рубашку. Объясни, как ты это сделала»

2. «Узнай игрушку. Назови все части и детали игрушки»

3. «Найди названную игрушку среди других»

4. «Найди названную фигуру, (геометрическое тело)»

5.» Найди предметы с такой же поверхностью, как эта»

6. «Расскажи, как руки помогают тебе в играх, домашних делах»

Введение общего уровня выполнения по всем заданиям

Обработка результатов:

Высокий уровень.

Самостоятельно:

- выполняет действия двумя руками « Помоги кукле надеть и застегнуть рубашку, объясни, как ты это сделал»;

- обследует игрушки двумя руками в определенной последовательности («Узнай игрушку»;  Назови все части и детали игрушки»;

- узнает названные геометрические фигуры, тела, окружающие предметы на ощупь («Найди названную игрушку среди других»; «Найди названную фигуру, (геометрическое тело))»;

- выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности предметы  .» Найди предметы с такой же поверхностью, как эта»

- объясняет необходимость использования осязания в помощь зрению «Расскажи, как руки помогают тебе в играх, домашних делах»

Средний уровень.

С помощью педагога (направляющие вопросы и инструкции):

- выполняет действия двумя руками « Помоги кукле надеть и застегнуть рубашку, объясни, как ты это сделал»;

- обследует игрушки двумя руками в определенной последовательности («Узнай игрушку»;  Назови все части и детали игрушки»;

- узнает названные геометрические фигуры, тела, окружающие предметы на ощупь («Найди названную игрушку среди других»; «Найди названную фигуру, (геометрическое тело))»;

- выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности предметы  .» Найди предметы с такой же поверхностью, как эта»

- объясняет необходимость использования осязания в помощь зрению «Расскажи, как руки помогают тебе в играх, домашних делах»

Низкий уровень.

В совместных действиях с педагогом:

- выполняет действия двумя руками « Помоги кукле надеть и застегнуть рубашку, объясни, как ты это сделал»;

- обследует игрушки двумя руками в определенной последовательности («Узнай игрушку»;  Назови все части и детали игрушки»;

- узнает названные геометрические фигуры, тела, окружающие предметы на ощупь («Найди названную игрушку среди других»; «Найди названную фигуру, (геометрическое тело))»;

- выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности предметы  .» Найди предметы с такой же поверхностью, как эта»

- объясняет необходимость использования осязания в помощь зрению «Расскажи, как руки помогают тебе в играх, домашних делах»

Конструирование. Учить намечать очертания бедующей постройки. Создавать различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий : улица города, зоопарк. Обучать конструированию из готовых форм (спичечных коробков). Учить делать простые фигурки, используя различный природный материал. Учить выделять зависимость конструкции от ее практического назначения, создавать постройки в соответствии с определенными условиями (комната для кукол по рисунку образцу, мост по образцу). Знакомить со свойствами поролона.  Учить делать из него поделки разрезать на части, вырезать по трафарету. Учить изготовлять  фигурки из бумажных цилиндров, объединять их в композиции. Учить складывать круг по диаметру, склеивать в конус.

Оригами. Закреплять умение складывать бумагу пополам, делить квадратный лист на 16 равных частей. Формировать умение складывать квадрат по диагонали. « Коробочка», « Корзинка», « Лодочка»

Графические упражнения. Учить закрашивать рисунки, не выходя за рамки рабочего поля. Учить регулировать размах руки при разукрашивании предметов, не напрягая руку и пальцы. Учить фиксировать взор на своей руке во время выполнения обводки.

Лепка. Учить передавать в лепке характерные признаки предметов. Лепить предметы из частей (кружка с ручкой). Учить лепить знакомые формы, применяя конструктивные способы лепки. Совершенствовать в лепке движения кистей  рук и пальцев . Учить делить кусок материала для лепки на несколько частей. Соблюдать относительную величину частей предмета. Учить плотно скреплять части фигуры, прижимая одну к другой , сглаживая места скрепления. Отрабатывать приемы лепки пальцами : прищипывания, оттягивания, сплющивания.. Учить создавать рельефные фигуры стекой, палочкой.

Аппликация. Развивать умение вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы по нарисованному контуру. Учить вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действием рук при пользовании ножницами.  Обучать силуэтному вырезанию простых по форме предметов и создавать сюжетные аппликации.

Игры и действие с предметами.  Продолжать учить манипулировать с мелкими предметами:  бусинами (Собери бусы),  « Пальчиковый театр», игры с карандашом, мелким бросовым материалом . Учить составлять из мозаики изображения по образцу и самостоятельно..  « Собирание пазлов» учить составлять картинку из 10 и более  фрагментов . « Игры шнуровки»; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.Сортировка предметов (по форме, величине, размеру) учить выбирать нужные предметы из группы предметов« Помоги золушке перебрать крупу». Сухой бассейн (с чечевицей) найди игрушки. Учить на ощупь, в заполненном наполнителем коробе находить предметы.

Третий год обучения (6-7) лет.

Диагностика (Использована методика диагностики осязания и мелкой моторики Е.Н. Подколзиной)

Диагностическое задание

Особенности выполнения ребенком задания

Уровень выполнения

Ф.И. ребенка

с

я

м

с

я

м

1.Обследуй игрушку двумя руками по плану.

2. Узнай предмет на ощупь.

3.Найди среди геометрических фигур названную; выбери геометрические фигуры (назови их), выбери геометрические тела ( назови их).

4. Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания.

5. Продень нитку (леску) в отверстие.

6. Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку.

Введение общего уровня выполнения по всем заданиям

Обработка результатов:

Высокий уровень.

Самостоятельно:

- обследует  игрушку двумя руками в определенной последовательности по плану («Обследуй игрушку двумя руками в определенной последовательности по плану»).

-  узнает окружающие предметы на ощупь («Узнай предмет на ощупь)».

- узнает геометрические фигуры и геометрические тела («Найди среди геометрических фигур названную; выбери геометрические фигуры (назови их), выбери геометрические тела ( назови их)».

- выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов  (« Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания»).

-  использует осязание с помощью зрения («Продень нитку (леску) в отверстие»).

-  использует осязание при общении («Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку»).

Средний уровень.

С помощью педагога (направляющие вопросы и инструкции):

- обследует  игрушку двумя руками в определенной последовательности по плану («Обследуй игрушку двумя руками в определенной последовательности по плану»).

-  узнает окружающие предметы на ощупь («Узнай предмет на ощупь)».

- узнает геометрические фигуры и геометрические тела («Найди среди геометрических фигур названную; выбери геометрические фигуры (назови их), выбери геометрические тела ( назови их)».

- выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов  (« Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания»).

-  использует осязание с помощью зрения («Продень нитку (леску) в отверстие»).

-  использует осязание при общении («Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку»).

Низкий уровень.

В совместных действиях с педагогом:

- обследует  игрушку двумя руками в определенной последовательности по плану («Обследуй игрушку двумя руками в определенной последовательности по плану»).

-  узнает окружающие предметы на ощупь («Узнай предмет на ощупь)».

- узнает геометрические фигуры и геометрические тела («Найди среди геометрических фигур названную; выбери геометрические фигуры (назови их), выбери геометрические тела ( назови их)».

- выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов  (« Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания»).

-  использует осязание с помощью зрения («Продень нитку (леску) в отверстие»).

-  использует осязание при общении («Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку»).

Конструирование. Учить строить по образцу или описанию (мост через реку);  по плану, схеме (улица города). Учить делать выкройки по трафаретам и изготавливать объемные фигуры (корзиночки, коробочки). Учить создавать поделки из природного материала по образцу (птицы, звери, люди). Учить изготавливать поделки из бросового материала.

Оригами. Закреплять умение складывать бумагу пополам, делить квадратный лист на 16 равных частей. Формировать умение складывать квадрат по диагонали. « Самолет», « Кораблик», «Цветок»

Графические упражнения. Учить правильно, держать карандаш и ручку. Учить соединять линии по точкам, пунктирным линиям. Учить проводить линии по клеткам. Учить проводить прямые, ломанные, извилистые линии. Учить приемам работы с кистью.

Лепка. Закреплять разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, отщипывания, сглаживание. и т.д). Закреплять умение закреплять работу на подставке. Совершенствовать рельефные пластины: наносить глину, пластилин ровным слоем на доску или картон, рисовать стекой узор.  Закреплять умение передавать пропорции тела человека и животного.

Аппликация. Закреплять умение пользоваться ножницами.  Учить вырезать симметричные формы из бумаги сложенной вдвое с помощью трафарета и без него. Обучать вырезыванию по контуру и на глаз силуэтные изображения, симметричные узоры путем многослойного сложения листа.

Игры и действие с предметами.  Закреплять умение манипулировать с мелкими предметами:  бусинами (Собери бусы),  « Пальчиковый театр», игры с карандашом, мелким бросовым материалом . Использовать настольные игры :   « Собирание пазлов ». « Игры шнуровки»;  « Завязывание шнурков», « Шашки». Сортировка предметов (по форме, величине, размеру) « Помоги золушке перебрать крупу». Сухой бассейн (с чечевицей) найди игрушки.

Используемая литература:

1. Безруких.М.М  «Тренируем пальчики.» – М.: ООО «Дрофа», 2009.

2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры». - М.: «Астрель», 2008..

3. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. « Прописи для малышей» средняя группа Альбом» Радуга» 2007г.

4. Веракса Н.Е , КомароваТ.С , Васильева М.А.  . Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Средняя группа. ФГОС, 2007 г.

5. Климанова Л.Ф. «Уроки веселого карандаша.» – Тула: «Родничок», 2010.

6. Плаксина Л.И. « Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) .- Москва « Экзамен» 2003г

7. Узорова О.В.» Пальчиковая гимнастика». – М.: «Астрель», 2008.

8. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».– Санкт – Петербург: 2010.

9. Подколзина Е.Н. « Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения»

10. Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева. « Готовим к школе ребенка с нарушением зрения» Санкт-Петербург, « детство-пресс» 2004г.

11.А.Зорин. « Волшебные рисунки» СПб, издательство RAPO, 2004г.

12. О. Узорова, Е. Нефедова. « 1000 упражнений для подготовки к школе. Издательство « Астрель», 2004г.

13. И. Васильева « Графические диктанты для мальчиков». ООО « Стрекоза», 2012г.

14. . И. Васильева « Графические диктанты для девочек». ООО « Стрекоза», 2012г.

                                       

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Авторская программа: Развитие мелкой моторики у детей 5 - 6 лет с речевым недоразвитием "Развиваем, играем, говорим!"

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечаетс...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Индивидуальная программа саморазвития «Мелкая моторика в психофизическом развитии детей»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....