Авторская программа: Развитие мелкой моторики у детей 5 - 6 лет с речевым недоразвитием "Развиваем, играем, говорим!"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Гузий Елена Николаевна

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук. Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с недоразвитием речи в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий логопеда, воспитателя и родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей, учеными была выявлена следующая закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.(Л.В. Фомина).

При изучении мелкой моторики  у дошкольников   с речевыми нарушениями выявляются  недостатки:

  • не умеют удерживать определенную позу рук;
  • с трудом переключаются с одной позы на другую;
  • ограничен объем движений;
  • наблюдается тонус мышц во время движений;
  • снижен темп движения и точность движений.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благотворное воздействие на развитие речи, готовит ребенка к письму и рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

В тематические планы-конспекты по развитию мелкой моторики у старших дошкольников включены: художественное слово как вступление к данной теме, беседа по теме, вопросы, загадки, пальчиковая гимнастика, практические задания с использованием различных материалов (счетные палочки, фасоль, цветные нити, бусины и т.п.), физкультминутки, рисование узора по клеточкам. Такие занятия приходятся детям по душе и дают положительные результаты.

Данное методическое пособие предназначено для логопедов, воспитателей и родителей.

Задачи обучения:

  • Совершенствовать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.
  • Развивать познавательную активность ребенка, воображение, память, ориентировку  на плоскости.
  • Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
  • Создавать благоприятный, эмоциональный климат на занятиях.
  • Использовать индивидуальный подход к детям.
  • Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия.
  • Закреплять в речи правильное звукопроизношение.

Основой перспективного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий дополнительное повторение изучаемого материала; позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников; отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы в данной возрастной группе.

Данная программа апробирована в рамках кружковой работы в 2010 – 2011 учебном году.

                                                 

Структура занятия:

1. Занятие начинается с художественного слова, либо это стихотворение на данную тему, либо это загадки, что дает установку к деятельности.

2. Вступительная беседа.

Во время вступительной беседы дети отгадывают загадки, отвечают на поставленные вопросы педагогом по данной теме. Беседа предполагает активное участие ребенка в разговоре.  Во время беседы дошкольники узнают много нового и интересного. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками диалога, в ходе которого закрепляется правильное произнесение ранее исправленных звуков.

3. Разучивание пальчиковой гимнастики – это важная часть занятия, на которой идет процесс координации речи с движением.

4. Практическое задание – выкладывание определенной фигуры из палочек, пуговиц, фасоли, гороха, рисование пальцами. На данном этапе развивается глазомер, координация рук, тактильные ощущения.

5. Для расслабления и отдыха детей используется тематическая физкультминутка.

6. Узор по клеткам - это заключительная часть занятия. Дети учатся ориентироваться на плоскости,  проводить линии в разных направлениях, рисовать по образцу, по инструкции педагога.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (по подгруппам).

Календарно-тематический план

Тема

Моторика

Словарь

Звукопроизношение

Сентябрь (1, 2 неделя – мониторинг)

«Осень»

1. Пальчиковая гимнастика

2. Работа с бумагой

3. Пластический этюд

4. «Продолжи узор»

Осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.

Автоматизация звука С в словах.

«Овощи»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Машина» из счетных палочек

3. Пластический этюд

4. «Продолжи узор»

Огород, овощи, их названия, цвет, форма, вкус; убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, мариновать, солить.

Автоматизация звука С в предложениях

Октябрь

«Фрукты»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Фрукты» из цветных нитей

3. Пластический этюд

4. «Продолжи узор»

Фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, ухаживать; зрелый, незрелый, спелый, неспелый.

Автоматизация звука Ль в словах.

«Грибы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Гриб» из гороха

3. Координация речи с движением

4. «Продолжи узор»

белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; шляпка, ножка; собирать, заготавливать; ядовитый, съедобный.

Автоматизация звука Ль в предложениях

«Домашние животные»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Кошка» из счетных палочек»

3. Подвижная игра «Кошка и мышки»

4. «Соедини точки»

Животное, их виды, части тела; детеныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т.д.

Автоматизация звука Сь в словах.

«Домашние птицы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Цыпленок» из комочков бумаги

3. Подвижная игра «Гуси-лебеди»

4. «Продолжи узор»

Куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята; резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться; неуклюжий, шустрый.

Автоматизация звука Сь в предложениях

Ноябрь

«Перелетные птицы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. Сортировка гороха и фасоли.

3. Координация речи с движением

4. «Продолжи узор»

Утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин; щебетать, летать, махать, прыгать.

Автоматизация звука Ц в словах.

«Дикие животные наших лесов»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Ежик» из счетных палочек

3. Координация речи с движением

4. «Дорисуй зайца»

Животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь; берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное; менять, линять, спать.

Автоматизация звука Ц в предложениях

«Рыбы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Рыбка», «ракушка» из счетных палочек

3. Подвижная игра «Караси и щука»

4. «Дорисуй рыбку»

Рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.

Автоматизация звука З в словах.

«Насекомые»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Бабочка» из счетных палочек

3. Речевая подвижная игра «Стрекоза»

4. «Дорисуй бабочку»

Стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей; муравейник; ползать, грызть.

Автоматизация звука З в предложениях

Декабрь

«Зима»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Сугробы» из ваты.

3. Речевая подвижная игра «Зимой»

4. «Продолжи узор»

Зима, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться, пушистый, ледяной и т.д.

Автоматизация звука Зь в словах.

«Зимующие птицы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Птичка» из счетных палочек.

3. «Дятел». Координация речи с движением.

4. «Продолжи узор»

Воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.д.

Автоматизация звука Зь в предложениях

«Одежда. Обувь»

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игра «Шнуровка».

3. «Сапожки» Речевая подвижная игра.

4. «Продолжи узор»

Виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и т.п.); надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой и т.д.

Автоматизация звука Ш в словах.

«Зимние забавы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Елочка» из счетных палочек.

3. Подвижная игра «Два Мороза»

4. «Дорисуй гирлянду»

Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, каток, елочные украшения, праздник (Новый год, Рождество), хоккей, ворота, вратарь, гол; ездить, лепить, скользить, уставать, отталкиваться, танцевать, праздновать.

Автоматизация звука Ш в предложениях

Январь (1, 2 неделя – каникулы)

«Игрушки»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Домик» из счетных палочек.

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

4. «Продолжи узор»

Машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д.

Автоматизация звука Л в словах.

«Дикие животные холодных и жарких стран»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Лев» из счетных палочек.

3. Подвижная игра «Море волнуется…»

4. «Продолжи узор»

Основные названия животных и их детенышей; части их тела; прорубь; ползать, прыгать, спасаться, рычать.

Автоматизация звука Л в предложениях

Февраль

«Дом»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Дом» из счетных палочек.

3. Речевая игра «Строим дом»

4. «Продолжи узор»

Дом, этаж, лестница, ступенька, стена, труба, потолок, дверь, комната, балкон; вход, выход; высокий, низкий, деревянный, каменный, старый, многоэтажный и т.д.

Автоматизация звука Ж в словах.

«Семья»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Девочка» из счетных палочек.

3. Пластический этюд

4. «Портрет мамы»

Родственные связи; заботиться, любить, стараться, помогать, убирать, стирать; родная, любимая, взрослая, маленькая, добрая, трудолюбивая, вежливая, послушная.

Автоматизация звука Ж в предложениях

«Человек»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Человек» из пластилина

3. Подвижная игра «Плечо к плечу»

4. «Продолжи узор»

Части тела; вперед – назад, вверх – вниз; поднимать, опускать и т.д.

Автоматизация звука Р в словах.

«День защитника Отечества»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Танк» из счетных палочек

3. Упражнение с эспандером (резиновым мячиком)

4. «Салют»

Солдат, Родина, офицер, десантник, полководец, танк, летчик, герой, парашют, отвага, противник; воевать, защищать, ранить, перевязать, победить, сражаться; храбрый, мужественный, отважный, смелый, военный

Автоматизация звука Р в предложениях

Март

«Весна»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Солнечные лучи» из рулончиков бумаги.

3. Речевая игра «Солнце светит нам в кровать…» Координация речи с движением.

4. «Дождик капает в ведро»

Весна, солнышко, проталина, ручьи, почки; теплее, ярче; пригреть, таять, журчать, набухать, прилетать.

Автоматизация звука Рь в словах.

«Мамин праздник»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Веер» из бумаги

3. Подвижная игра «Прищепка»

4. «Продолжи узор»

Подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, дочь, внучка, сестра, тетя; родная, любимая, заботливая, ласковая, добрая, трудолюбивая.

Автоматизация звука Рь в предложениях

«Профессии»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Башня» из кубиков

3. «Дворник» Координация речи с движением

4. «Продолжи узор»

Стройка, каменщик, маляр, электрик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, кладка, кирпич, панель, блок, краска, кран; поднимать, класть, красить, собирать, строить, разравнивать.

Автоматизация звука Ч в словах.

«Мебель»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Стул» из конструктора

3. Подвижная игра «Стоп»

4. «Продолжи узор»

Виды мебели, части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая, кожаный; расставлять, передвигать; фабрика, столяр и т.д.

Автоматизация звука Ч в предложениях

Апрель

«Бытовые приборы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Телевизор» из счетных палочек

3. Подвижная игра «Топай, хлопай»

4. «Обведи по точкам»

Утюг, холодильник, пылесос, мясорубка, кофемолка; облегчать, ускорять, гладить, стирать, готовить; стиральная, швейная, электрическая.

Автоматизация звука Щ в словах.

«Транспорт»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Пароход» из счетных палочек

3. Речевая игра «Самолет»

4. «Продолжи узор»

Автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель.

Автоматизация звука Щ в предложениях

«Хлеб»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Мельница» из счетных палочек

3. Игра с мячом «Считалка»

4. «Продолжи узор»

Батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет и т.д.

Закрепление правильного звукопроизношения в связной речи.

«Посуда. Продукты питания»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Конфетка» из счетных палочек

3. Игра «Съедобное, не съедобное»

4. «Дорисуй недостающие части»

Посуда, ее виды, столовая, чайная; накрывать, убирать, ставить, разбивать; стеклянный, железный, прозрачный; пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.

Закрепление правильного звукопроизношения в связной речи

Май (3, 4 неделя – итоговый мониторинг)

«Цветы»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Кактус» из счетных палочек

3. «Вальс цветов»

4. «Продолжи узор»

Первоцвет, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик; расцветать, распускаться, набухать; яркий, маленький, мелкий, душистый, хрупкий, нежный.

Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи

«Страна. Город. Улица»

1. Пальчиковая гимнастика

2. «Дом» из счетных палочек.

3. Подвижная игра «Плечо к плечу»

4. «Продолжи узор»

Город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод и т.д.

Закрепление правильного звукопроизношения в свободной р.

Конспект № 1. Осень

Материал: тетрадный лист в клетку, шаблоны – контур дерева, цветная бумага, клей.

1.Загадка

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Время года как зовется?    (Осень)

2. Беседа

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября – начало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе.

Осенью становится холоднее, солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает темным, серым, хмурым, идут дожди; дни становятся короче, а ночи длиннее. В конце осени идет снег.

Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желтеют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотым ковром.

Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные заготовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, птицы улетают в теплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие утки, гуси. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях.

С каждым днем становится холоднее; взрослые и дети надевают утепленную одежду: шубы, шапки, валенки, свитера.

Вопросы:

  1. Название месяцев.
  2. Состояние погоды, солнца, неба.
  3. Продолжительность дня и ночи.
  4. Состояние окружающей природы.
  5. Занятия взрослых и детей.
  6. Жизнь птиц.
  7. Жизнь домашних и диких животных.
  8. Одежда людей.

3. Пальчиковая гимнастика

  • Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,          пальцы сжаты в кулак,

Вышли пальчики гулять.             поочередно разгибать их,

Раз, два, три, четыре, пять,          начиная с мизинца, затем 

В домик спрятались опять.          сгибать в том же порядке.

  • Ветер северный подул:

"С- с – с - с, все листья

С липы сдул...                  (Пошевелить пальцы и подуть на них)

Полетели, закружились

И на землю опустились,

Дождик стал по ним стучать:

"Кап- кап- кап, кап-кап-кап!"    (Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все на сквозь пробил.    (Постучать кулаками по столу)

Снег потом припорошил,          (Плавные движения кистями рук вперед-назад)

Одеялом их накрыл.                  (Ладони крепко прижать к столу).        

Е.Карельская

4. Задание детям

Учимся мелко рвать бумагу, и наклеивать на шаблон дерева (крона)

5. Физкультминутка

Пластический этюд   

Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву.

В лесу осиновом

Дрожат осинки,

Срывает ветер

С осин косынки.

Косынки сбросит-

В лесу осиновом

Наступит осень.

В. Степанов      

                               

6. Дорисуй узор                                              

Дети по клеточкам выполняют рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

Рабочая программа «Развитие мелкой моторики рук детей 5 - 7 лет с помощью нетрадиционной техники художественного творчества».

   Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована н...

Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Анализ результатов самоанализа собственной проф...