Рабочая программа «Развитие мелкой моторики рук детей 5 - 7 лет с помощью нетрадиционной техники художественного творчества».
рабочая программа по рисованию

Желкомбаева Ольга Александровна

     Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на использование программы в группе общего развития детей в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 Приоритетность направления данной программы в ведении нетрадиционных техник художественного творчества для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma_2020g.docx112.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 «Ласточка» города Новоалтайска Алтайского края

Рабочая программа

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник художественного творчества».

                                                          Разработчик:

                                                                                    Желкомбаева О. А., МБДОУ

                                                                                    детский сад 19, воспитатель

г. Новоалтайск

2019 год

Структура

1.

Целевой раздел ……………………………………………………...….2

1.1

Пояснительная записка ……………………………………………….2

1.2.

Цель рабочей программы …………………………………………….2

1.3.

Задачи рабочей программы ………………………………………….2

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ……………………………………………………………………….…….3

1.5.

Особенности развития детей дошкольного возраста (5-7 лет)…..4

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Содержательный раздел………………………………………….……9

Описание образовательной деятельности…………………………..9

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы………………………………………………..9

Способы и направления поддержки детской инициативы……...10

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………………………...11

3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)……………………………………….….11 

Список литературы……………………………………….……..……14

Приложение……………………………………………………………15

 Календарно тематический план на 2 года………………….……15

  1. Целевой раздел

     Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на использование программы в группе общего развития детей в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  1. Пояснительная записка.

      Приоритетность направления данной программы в ведении нетрадиционных техник художественного творчества для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Художественное творчество с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.
Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы ребята видят сразу. 

     Проект рабочей  программы составлен по образовательным областям: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Рабочая программа разработана воспитателем на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, учебно-методического пособия И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» и методического пособия Ю. В. Рузановой   «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности».

     1.2. Цель программы: развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник художественного творчества.

     1.3. Задачи рабочей программы:

Обучающие:

- Познакомить детей с разными видами нетрадиционного художественного творчества.

Развивающие:                                                                                    

- Способствовать развитию мелкой моторики рук детей.

- Совершенствовать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

- Развивать у детей интерес к разными видами нетрадиционного художественного творчества.

- Продолжать знакомить детей со стихами, загадками, сказками, считалочками, потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, чистоговорками и динамическими паузами.    

Воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Программа разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

-соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

-обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра);

1.5.

Особенности развития детей дошкольного возраста.

(5 – 7 лет).

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления. Которые возникают в процессе наглядности моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой  идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

   

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Задачи решаются в процессе кружковой деятельности детей в  кружке «Озорные пальчики» который, проводится два раза в неделю по подгруппам согласно СанПИН и составляет 15 - 20 минут. На занятие используются различные природные и бросовые материалы, тесто, пластилин, разные виды бумаги, клейстер разных цветов, гуашь, фломастеры, бисер, бусы и другой.

     Занятия имеют тематическую направленность, одна тема на месяц.

Структура занятия имеет стандартный вид: 1 часть – вводная, 2 часть основная, 3 часть – заключительная.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в водной части используются: сюрпризные моменты, художественное слово, просьбы о помощи, музыкальное сопровождение, физкультминутки.

Основная часть носит обучающий характер, включая как индивидуальную, так и коллективную деятельность. Так же для смены деятельности используются  физкультминутки, пальчиковые игры, динамические паузы, подвижные игры, упражнения на расслабление, игровые ситуации и художественно речевая деятельность.

Заключительная часть включает в себя художественно речевую деятельность (стихотворения, потешки, загадки, песенки, считалочки, чистоговорки) имитационные игры, выставки, обыгрывание детских работ.  

     Разработаны и внедрены в деятельность: перспективные планы работы; конспекты занятий, консультации для родителей.

     Занятия определяются как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, активизирует мелкую моторику, развивает творческие умения и навыки.

Программа разрабатывалась с учётом возрастных особенностей детей 4-5 лет.

2 .2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Методы и средства для реализации Программы:

1)    Наглядный

наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений,     использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

- непосредственная помощь воспитателя;

  2) Словесный

  - объяснения, пояснения;

  - вопросы к детям;

  - образный сюжетный рассказ, беседа;

  - словесная инструкция;

   3) Практический

   - проведение кружка в игровой форме;

   - проведение выставок.

Принципы организации: - подача материала в игровой форме;

- развитие творческих способностей и фантазии детей.

Средства реализации программы:

- ознакомление с материалом;

- собственная творческая деятельность;

- художественная литература;

- музыка;

-изобразительное искусство.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.

   При организации работы мы придерживались следующих способов и направлений:

 - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

- предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора.

 - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

   Работая с детьми среднего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики с помощью художественного развития, мы заметили, что успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а так же:

 -моделирование ситуаций с участием персонажей,

- индивидуально-личностное общение с ребенком,

- поощрение самостоятельности,

- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,

- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

   Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

   Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

3. Организационный раздел

Примерный режим дня

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного довольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.),

В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 5-6 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного рекомендуется до 15-20 минут. Для детей 6-7 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного рекомендуется до 20-25 минут.

Примерный режим дня для  детей (5-6лет)

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.55

Игры, самостоятельная деятельность

8.55-9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.35

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.35-12.25

Возвращение с прогулки, игры

12.25-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15,00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.40-16.205

Чтение художественной литературы

16.20-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.40-18.00

Возвращение с прогулки, игры

18.00-18.20

Подготовка к ужину, ужин

18.20-18.45

Игры, уход детей домой

18.45-19.00

Дома

Прогулка

19.00-20.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.15-20.45

Укладывание, ночной сон

20.45-6.30 (7.30)

Примерный режим дня для детей (6-7лет)

Дома

Подьем, утренний туалет

6.30-7.30

в дошкольном учреждении

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика

7.00-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.55

Организованная образовательная деятельность

8.55-9.50

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

9.50-11.50

Возвращение с прогулки, игры

11.50-12.15

Подготовка к обеду, обед

12.15-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.50-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-17.50

Возвращение с прогулки, игры

17.50-18.15

Подготовка к ужину, ужин

18.15-18.45

Игры, уход детей домой

18.45-19.00

Дома

Прогулка19.00-20.10

Спокойные игры, гигиенические процедуры

20.10-20.40

Укладывание, ночной сон

20.40-6.30 (7.30)

     В группе есть такие традиции, как музей детских работ, подарки сделанные своими руками для именинников, поделки для оформления группы к праздникам, совместный сбор природного материала для поделок.

    Для организации развивающей предметно-пространственной среды в группе изготавливаются различные макеты из природного материала, в зависимости от темы месяца оформляются уголки, дети вместе с родителями делают книжки малышки с застёжками.

    Для развития мелкой моторики рук в обстановку включается пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок не только развивает мелкую моторику, но и накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов;

     В уголке природы находится коллекция злаковых.

     Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию, лепки и

аппликации. Для его поддержания и развития в группе имеются

самостирающиеся доски с фломастерами для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками используется гуашь с добавлением жидкого мыла. Для работы с тестом изготовили скалочки и приобрели формы для печати на тесте.

     Занятия определяются как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, активизирует мелкую моторику, развивает творческие умения и навыки.

     Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важным условием и развитием мелкой моторики рук детей.

Список литературы:

  1. И. А. Лыковой «Природный материал и ЭКО пластика» «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА» ТЦ СФЕРА 4/2008
  2. И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду, Младшая группа» «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА» ТЦ СФЕРА, Москва 2008г.
  3. И. А. Лыковой «Изобразительное творчество детей в семье», «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА» ТЦ СФЕРА, Москва 2009г.
  4. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «От рождения до школы» МОЗАЙКА – СИНТЕЗ Москва 2011г.
  5. Ю. В. Рузановой   «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. Издательство «Каро» 2009г.

Приложение 1.                                            Календарно тематический план на 2 года

СЕНТЯБРЬ (диагностика)

Тема месяца: «Осень»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

1 год

Аппликация  из природного материала с элементами изобразительной деятельности (техника набрызг)

Лист ватмана белого цвета (для коллективной композиции), краски жёлтого цвета, старые зубные щётки, ёмкость для разведённой краски, красивые осенние листочки (собранные детьми на прогулке и подсушенные), клей, клеевые кисточки; салфетки бумажные и матерчатые; клеёнка большого размера для настилания на столы на время работы.

«Осенние листочки!»

1.Задачи:

познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг». Учить работать с краской аккуратно.

2.Задачи:

вызвать интерес у детей к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на подготовленном заранее фоне и приклеивать. Продолжать знакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Упражнение для динамической паузы речь с движениями:  «Лесная зарядка»

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят. Как они сядут,

Тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Цели: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Внимательно слушать речь воспитателя.

Выучить песню:

«Осень настала»

Лепка на плоскости с элементами аппликации

Небольшие листы бумаги голубого цвета, вырезанные из бумаги коричневого цвета  полоски длинной 5см. и шириной 3 см. (для дорожки); пластилин жёлтого, оранжевого и красного цвета; салфетки бумажные и матерчатые; игрушка – мишка; осенние листья для создания игровой ситуации.

«Падают, падают листья…»

1.Задачи: 

вызвать интерес к аппликации и составлению дорожки из отдельных  полосок. Продолжать акцентировать внимание детей на  способе нанесения клея на всю белую поверхность полоски бумаги (дорожки).

2.Задачи: 

учить детей создавать рельефные изображения из пластилина отщипывать кусочки жёлтого, красного, оранжевого цвета, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Укреплять пальчики и кисти руки.

Физкультминутка:

«Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

 Цели:

 Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Проговаривание чистоговорок:

Ду-ду-ду – листья жёлтые в саду.

Ом-ом-ом – мы листочки соберём.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Рисование кончиками пальчиков  

Листы бумаги белого цвета для «осенних окошек»; краски гуашевые – жёлтого, оранжевого и красного цвета, разведённые до густоты сметаны в плоских ёмкостях; клеёнка для настилания на стол или пол во время  работы; салфетки бумажные и матерчатые; осенние листочки вырезанные педагогом из цветной бумаги.  

2 год

«Листопад»

1.Задачи:

Учить рисовать пальчиками – окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки (одно- и двуцветные).

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции

Развивать чувство цвета и ритма.  

2.Задачи:

Те же со второй подгруппой

Подвижная игра:

«Солнышко и дождик»

Цели: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Заучивание стихотворения:

«Падают, падают листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Рельефная лепка модульным способом.

Силуэты тучек или небольшие листы плотной бумаги светло – голубого цвета; пластилин синего, голубого, белого цвета; стеки, салфетки бумажные и матерчатые, солнышко – картонный силуэт или мягкая игрушка.

«Пушистые тучки»

Задачи: 

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом – отщипывать кусочки,

прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию пушистой тучки из кусочков пластилина. Разнообразить способы давления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развить чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти руки.

2.Задачи:

Те же со второй подгруппой

Пальчиковая игра:

«Дождик, чаще,

дождик, пуще»

Дождик чаще!

Дождик пуще!

Чтобы рос овёс погуще!

Чтобы в ковшике у нас

Был всегда овсяный квас,

Чтобы в каждой чашке – плошке

Были вкусные лепёшки,

А по праздникам блины

Вот такой величины!

Цели: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту, развивать моторику рук.

Знакомство детей со считалочкой:

«Дождь считает»

Дождь считает

-Кап-кап-кап!

Капает считалка.

Кап да кап! Кап да кап!

Капает на галку!

-Кап да кап! Кап да кап!

-Возмутилась галка.

-Очень мокрая для лап,

Дождь твоя считалка!

Аппликация с элементами рисования карандашами.

Листы бумаги голубого цвета для фона, силуэты тучи, подготовленный воспитателем из цветной и фактурной бумаги; полоски и кусочки бумаги синего, голубого и белого цвета, клей и клеевые кисточки; цветные карандаши;  салфетки бумажные и матерчатые.

«Дождик»

1.Задачи:

Вовлекать детей в сотворчество с педагогом: Разрывать бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт большой тучки. Знакомить с элементами бумажной пластики. Вызвать интерес к коллективной работе.

Закрепить умение рисовать прямые вертикальные линии – рисовать дождь цветными карандашами или фломастерами.

2.Задачи:

Те же со второй подгруппой.

Подвижная игра:

«Дождик» 

Целии: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Чтение пеструшки:

«Дождь, дождь»

Сел на ветку снегирёк,

Брызнул дождик,

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

Октябрь.

Тема месяца: «Осенние дары природы»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

1 год

Конструирование, на плоскости, используя тестопластику с элементами декора

Листы плотного серого картона, клеёнка на столы, солёное тесто, скорлупки от грецкого ореха,

влажные салфетки для вытирания рук.

«Картошка в мешке»

1.Задачи:

Развивать у детей интерес к конструированию, умение располагать изображение на листе,

упражнять детей в работе с тестом, развивать мелкую и общую моторику рук. 2.Задачи:

Те же со второй подгруппой.

Упражнение для динамической паузы речь с движениями:

«Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Цель: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту. Внимательно слушать речь воспитателя.

Выучить считалочку:

Мы не ели и не спали, Мы картошки накопали.

Без хлопот и без забот

Есть мы будем целый год.

А кто с нами не копал,

Тот ленивым самым стал.

Рисование манкой

Гуашевые краски, манка, листы плотной белой бумаги с контурным изображением груши, ёмкость с водой, баночки, ложечка, палочка на подносе для смешивания гуаши с манкой, тонкая мягкая и жёсткая средняя  для рисования, подставка для кисточек, клеёнка на стол, салфетки и тряпочка для кисточки.

«Груша»

1.Задачи:

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, развивать моторику рук.

2.Задачи:

Продолжать знакомить детей с разными способами рисования кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, развивать изобразительные навыки и умения,

Пальчиковая игра

«Ножки, ножки, где вы были?»

- Ножки, ножки, где вы были?

- Мы за грушей в сад ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы груши собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели

- Все деревья оглядели.

- А набрали сколько?

- Много, вот сколько!

Цель:  

Продолжать учить детей действовать согласно тексту. Развивать двигательную активность пальцев.

Проговаривание чистоговорок:

Ша – ша – ша

Груша хороша.

На – на – на

Как она вкусна.

Ва – ва – ва –

Цветом как трава.

Ко – ко – ко

Рисуем мы легко.

Сё – сё – сё

Сделали мы всё.

2 год

Аппликация из ткани (коллективная работа)

Ватман, вырезанная из ткани корзина и силуэты фруктов, клей, кисточка для клея.

«Корзина с фруктами»

1.Задачи:

Поддерживать у детей интерес к аппликации, знакомить их с техникой  наклеивания подготовленных заранее воспитателем силуэты фруктов из ткани на бумагу, развивать ориентировку на листе, моторику рук, совершенствовать навык работы с клеем. 2.Задачи:

Те же со второй подгруппой

Подвижная игра:

«Попрыгай на носочках»

 Наша козочка скакала,

Да и ноженьку сломала,

Правда!

Но скажу тебе по чести:

Ведь нельзя сидеть на месте,

Правда?

Это всем давно известно

Без игры не интересно,

Трудно!

Наша козочка поплачет,

А поправится, заскачет

Чудно!

Задачи: 

Продолжать приучать ходить парами по кругу, подпрыгивать на носочках.

Отгадывание загадок про фрукты

Сочные, душистые, румяные, волшебные. На деревьях мы растем.
(Яблоки)

Синий мундир, белая подкладка,
В середине - сладко.
(Слива)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож.

(Груша)

Рисование пластилином на плоскости

Листы плотного белого картона с силуэтом яблока, пластилин, клеёнка на столы, салфетка для вытирания рук.

«Яблочко»

1.Задачи:

Развивать у детей мелкую моторику рук, упражнять в работе с пластилином, развивать интерес к

рисованию пластилином.

Развивать моторику рук.

2.Задачи:

Продолжать учить детей раскрашивать объёмную поверхность.

Имитационная игра:

«Накормим Катю яблочком»

Задачи: 

Учить детей играть с предметами заместителями. Вызвать желание накормить куклу яблочком и угощать друг друга используя метод имитации.

Выучить считалочку:

Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

Ноябрь.

Тема месяца: «Поздняя осень»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

1 год

Аппликация из рваных салфеток

Салфетки, листы голубого картона, клеёнка для работы с клеем, баночки с клеем, кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки и тряпочки для вытирания рук.

«Первый снег»

1.Задачи:

 Пробуждать у детей интерес к аппликации, учить располагать изображение на листе,

совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику рук.

 2.Задачи:

Те же со второй подгруппой.

Подвижная игра:

«Детки и снежок»

Шли детишки погулять,

Погулять и поиграть.

Вдруг посыпался снежок,

Все ребятки прыг да скок.

И растаял наш снежок.

Цели: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Заучивание стихотворения: «Первый снег»

 «Утром кот принес на             лапках

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег! Первый снег!»

Лепка из теста с элементами рисования зубочистками

Мягкое солёное тесто, белого цвета, зубочистки, клеёнки, бумажные салфетки.

«Первые снежинки»

1.Задачи: 

Знакомить детей со сдобным тестом, как с художественным материалом. Развивать тактильное ощущения, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение  отщипывать от большого куска маленький кусочек и  катать тесто между ладонями круговыми движениями придавая тесту круглую форму. Продолжать учить преобразовывать круглый шарик в лепёшечку. Показать детям новый способ рисования зубочисткой по тесту. 2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Физкультминутка:

«Жили - были зайчики

На лесной опушке,

Жили - были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки».

Цели: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Проговаривание чистоговорок:

Ши-ши-ши – снежинки хороши,

Шо-шо-шо – летят как хорошо,

Ша-ша-ша – погодка хороша.

Рисование пальчиками

Лист белой бумаги для рисования с изображением ветки рябины без ягод, красная гуашь, влажные салфетки для вытирания рук.

2 год

«Ветка рябины»

Задачи:

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, расширять умения и навыки изображения, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новыми приёмами пальчиковой техники.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Пальчиковая игра:

«Пальчик-мальчик» Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем-

В лес ходил,

С этим братцем – щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем – песни пел!

Цели: 

Продолжать развивать внимание и умение действовать согласно тексту.

 

Лепка – предметная с элементами аппликации из теста

 Листы оранжевого цвета, солёное тесто, скалка.

Формочки для вырезания теста, цветные клеёнки или листы бумаги для рассматривания изображений внутри формочек, клеёнка или салфетка для раскатывания теста, бумажные салфетки.

«Осенние картинки из теста»

1.Задачи:

Вызвать интерес к созданию изображений из теста. Показать способ получения образов с помощью отпечатков разных трафаретов. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

2.Задачи: 

Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. Учить создавать пейзаж на плоскости из полученных изображений.

Динамическая пауза:

Цели: 

Продолжать развивать внимание и умение действовать согласно тексту.

Выучить считалочку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела-

И тебе водить велела.

Декабрь.

Тема месяца: «Здравствуй зимушка зима»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

Рисование ватными палочками

Листы бумаги голубого цвета с изображением туч серого цвета; ватные палочки, гуашевые краски белого цвета; салфетки бумажные и матерчатые, стаканчики с водой.

1 год

«Снежок порхает, кружится»

Задачи:

Учить создавать образ снегопада. Закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками. Познакомить с белым цветом. Показать разные оттенки синего цвета. Развивать чувство ритма и цвета. 2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Упражнение на расслабление

«Снежинки»

Цели: 

Продолжать развивать внимание и умение действовать согласно тексту.

Отгадывание загадок про зиму и снежинки.

Выучить стихотворение: «Снеговик»

Плачет бедный снеговик

«Я в мороз стоять привык.

А под солнцем погибаю –

Таю, таю, таю, таю! »

Аппликация с использованием манной крупы

Манка, листы цветного картона, клеёнка для работы с клеем, баночки с клеем, кисточки для клея, подставки для кисточки, салфетки и тряпочки для вытирания рук.

«Снеговик»

Задачи:

 Развивать у детей интерес к аппликации, умение располагать изображение на листе,

совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с манкой, развивать мелкую моторику рук.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Подвижная игра:

«Прогулка зимой»

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки,

Вот так хлопать мы умеем.

Вот так ручки мы согреем.

Задачи: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Тестопластика

Солёное тесто, формочки для выпечки, Ниточка для петелек, нарезанная на кусочки длинной 10 – 15 см, бусины пуговицы, семена гороха, салфетки бумажные и матерчатые Поделки из солёного теста разной формы, подготовленные воспитателем.

2 год

«Новогодние игрушки»

Задачи: 

Учить детей моделировать разные ёлочные игрушки из солёного теста. Показать разнообразие форм  игрушек: округлые (яблоко, ягодка, мандарин, шар печенье), конусообразные (шишка, сосулька, морковка), спиралевидные (улитка крендель бублик). Активизировать освоенные способы лепки и приёмы формирования поделок (раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер согласованность в работе обеих рук.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Пальчиковая игра:

«Мы спросили нашу печь»

Мы спросили нашу печь:

- Что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили,

Тесто замесили,

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали – не устали.

Начинили творогом

И назвали пирогом!

Ну – ка, печка,

Дай творожнику местечко!

 Задачи: 

Развивать внимание и умение действовать согласно тексту.

Чтение стихотворения:

«Пряничные человечки»

Нас трое, мы явились

Из пряничной страны:

На нас рубашки сладкие

И сладкие штаны.

Мы пробыли сегодня

В дороге целый день,

У нас лаза – изюминки

И шапки набекрень.

 Мы в гости к вам пришли,

Но пряничного козлика

С собой не привели.

Ему не захотелось

Из печки вылизать.

Просил он вам горячий

Привет свой передать.

 

Конструирование с использованием

манной крупы, пластилина и шишек.

Лист плотного картона, клей, клеёнка для работы, кисточка для клея, подставка для кисточки, баночки для клея, салфетки, шишки, пластилин, манная крупа.

«Новогодняя ёлочка»

Задачи:

Развивать у детей интерес к конструированию, совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую и общую моторику рук. Продолжать учить скатывать шарики из пластилина между ладонями. Вызвать интерес к украшению ёлки.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Физкультминутка:

У маленьких  детишек

Ёлочка большая.

Огоньками, шариками

Ёлочка сверкает.

Ай да ёлочка, погляди, погляди

Деткам, ёлочка, посвети, посвети,

Не коли нас, ёлочка,

Веточкой лохматой

Убери иголочки дальше от ребяток.

Задачи:

Продолжать развивать внимание и умение действовать согласно тексту.

Прослушивание песенки

«Маленькой ёлочки холодно зимой…»

Январь.

Тема месяца: «В гостях у волшебницы зимы»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно – речевая

деятельность.

Объёмная аппликация

(техника мятой салфетки и рваной бумаги)

Листы тонкой белой бумаги квадратной формы разного размера с контурным изображением круга (части снеговика), листы цветного картона, небольшие кусочки цветной бумаги чёрного и красного цветов, лист белой тонкой бумаги (для снега), белые салфетки, клей в баночке, кисточка для клея, подставка для кисточки, клеёнка для работы с клеем, тряпочка.

1 год

«Снежная баба»

Задачи:

 Развивать у детей интерес к аппликации, уточнять их представления о форме, размере и цвете частей предмета, упражнять в составлении изображения из частей на плоскости,

совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику рук.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Игровая ситуация:

«Вылепим снежную бабу»

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет,

Никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе.

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

Цель: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту, эмитируя лепку снежной бабы из снега. Внимательно слушать речь воспитателя.

Чтение стихотворения А. Барто:

«Не одна»

Лепка с элементами дизайна

Пластилин, бусины, салфетки бумажные и матерчатые, дощечки для лепки.

«Птицы у нашей кормушки»

Задачи:

Вызвать интерес к созданию композиции ««Птицы у нашей кормушки».

Учить детей лепить

1-3 птенчиков. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции (различные виды корма). Развивать чувства формы и композиции. 

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Имитационная игра

«Птицы у нашей кормушки»

Цель: 

Развивать умение подражать птицам.

Вызвать желание кормить птиц зимой.

Чтение народной потешки:

Синичка, синичка,

Воробью сестричка.

Воробей – воришка

Залез в амбаришко

Клевать просо

Тупым носом.

Рисование

(способом гратажа используя цветной клейстер вместо туши.)

Листы белой плотной бумаги, листы светлого картона на 2 см больше бумаги, губка с зажимом, палочки разной толщины (или широкая жёсткая кисть), баночка с цветным клейстером (смешать немного синей гуаши с клейстером), подставка для инструментов, клеёнка на стол, салфетки, клей, кисточки для клея.

2 год

«Морозные узоры на стекле»

Задачи:

Поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами, развивать изобразительные умения и навыки, ориентировку на листе, моторику рук.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Подвижная игра:

«Мы мороза не боимся»

 Поиграем мы немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп – хлоп – хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее.

Топ – топ – топ!

Рукавицы мы надели –

Не боимся мы метели.

Прыг – прыг – прыг!

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Да – да – да!  

Задачи: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Выучить стихотворение Т. Эльчина

 «Зимняя песенка»

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замёрзла,

Без тебя земля промёрзла…

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Конструирование на плоскости

(с использованием  теста и техники - высыпание)

Листы плотного картона, баночка с клеем, кисточка для клея, подставка для кисточки, клеёнка, салфетки, ёмкость с манкой, тесто, ёмкость с мукой; цветная гуашь, кисточка для рисования, подставка для кисточки, ёмкость с водой.    

«Зимушка зима»

Задачи: 

Развивать у детей интерес к аппликации и конструированию, развивать умение располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с крупой и тестом, развивать мелкую и общую моторику рук.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Пальчиковая игра:

«Зима»

Пролетела здесь сорока.

Принесла с собою весть:

Что в лесу далёком ёлка

Разукрашенная есть.

Лыжи быстро мы берём

И по снегу мы идём.

По сугробам высоко

Ноги поднимаем,

А по льду совсем легко,

Тихонечко шагаем.

Мы деревья и кусты

Змейкой обойдём.

И к нарядной ёлочке

Вскоре мы придём.

Задачи: 

Развивать внимание и умение действовать согласно тексту.

Отгадывание загадки:

Белые деревья,

Белые дома.

По дороге в гости

К нам пришла …

                             (Зима)

Февраль.

Тема месяца: «Мы ходили в магазин»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

Лепка – предметная

«Тестопластика»

Солёное тесто, скалка,

Формочки для вырезания теста, цветные клеёнки или листы бумаги для рассматривания изображений внутри формочек, клеёнка или салфетка для раскатывания теста, бумажные салфетки.

1год

«Вкусное печенье»

Задачи:

Вызвать интерес к созданию объёмных и силуэтных фигурок из теста. Знакомить с силуэтом – учить обводить форму пальчиком (по контурной линии). Подвести к сравнению свойства теста, пластилина и песка (сухого и влажного). Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. Воспитывать любознательность

Пальчиковая песенка:

«Я пеку, пеку пеку»

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка.

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову

Пирожками угощу.  

Чтение детям русской народной потешки:

«Ладушки»

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Аппликация из рваной бумаги

У педагога (для демонстрации способа действий при составлении композиции) и у каждого ребёнка 5 прямоугольных листочков 7/5 см. разных цветов (синие, красные, жёлтые, зелёные, розовые), клей, клеевые кисточки, салфетки, листы бумаги голубого цвета для фона с контурным изображением шаров. У воспитателя: связка воздушных шаров разного цвета.  

«Шарики воздушные, ветерку послушные»

Задачи:

Вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из рваной бумаги. Учить наклеивать кусочки рваной бумаги в нарисованную форму  частичным наложением, заполняя всё пространство, и аккуратно наклеивать на цветной фон. Развивать чувство формы и ритма.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Пальчиковая игра:

«Сел на ветку снегирёк»

Сел на ветку снегирёк,

Брызнул дождик,

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

Заучивание стихотворения В. Шипуновой: 

«Воздушные шары»

Вы, воздушные шары,

Не садитесь на ежонка!

Иглы у ежа остры,

Улетайте-ка в сторонку.

И на кактус не садитесь –

Берегитесь!  Берегитесь!

Вы меня тревожите –

Вы же лопнуть можете!

Лепка с использованием бросового материала

Кусочки пластилина, разный материал для иголок (спички, зубочистки, трубочки для коктейля разрезанные на кусочки длинной 1,5 – 2 см); для глаз и носа материал на выбор: бусинки, мелкие пуговицы, бисер, зёрнышки гречки; стеки, клеёнки, бумажные салфетки, полянки из цветного картона в форме неправильных овалов.

2 год

«Вот ёжик - ни головы не ножек»

Задачи: 

Учить детей моделировать образ ёжика: вставлять «иголки» «в туловище», вылепленное детьми в форме яйца. Самостоятельно выбирать материал для деталей и тем самым передавать характерные особенности внешнего вида ежа. Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики на «иголки» ежа. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз - рука».  Воспитывать самостоятельность, умение делать выбор.

 2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Динамическая пауза:

«Ёж»  

Ёж свернулся весь в клубок,

Потому, что он промок.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

Задачи:

 Продолжать учить детей действовать согласно тексту.

Рассказывание стихотворения Г. Лагздынь:

«Ёжик»

Повстречался ёжик мне,

Нёс грибы он на спине.

-Добрый день, колючий ёж!

Далеко ли ты живёшь?..

Рисование методом раскрашивания

Отдельные странички с контурными изображениями разных животных. Цветные карандаши.

«Угощение для игрушек»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с особым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок. Вызвать интерес к обыгрыванию и дополнению контурного рисунка – изображать по своему желанию любое угощение для персонажа. Продолжать учить правильно, держать карандаш, равномерно наносить штрихи, не выходя за пределы контура.

2.Задачи: 

Те же со второй подгруппой.

Пальчиковая игра.

«Жили – были зайчики»

Жили – были зайчики

На лесной опушке,

Жили – были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики, Надевали тапочки.

Задачи:

Продолжать развивать внимание и умение действовать согласно тексту.

Заучивание потешки:

Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

МАРТ

Тема:

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

Лепка с элементами декора

Клеёнка на столы, пластилин, скорлупки от фисташек, фасоль, листы белого картона.

1 год

«Бабочка на цветке»

1.Задачи:

Помогать детям концентрировать внимание на катании пластилина круговыми движениями между ладонями, приплющивать между ладонями и прижимать к бумаге; создавать образ цветка с помощью фасоли.

2.Задачи:

Уточнить представления детей о способе катания пластилина  между ладонями прямыми движениями, приклеивать колбаску к бумаге, с помощью скорлупок от фисташек создавать образ бабочки, катать пальчиками тонкие, маленькие колбаски для усиков и маленькие шарики для глазок. Развивать мелкую и общую моторику рук.

Упражнение для динамической паузы речь с движениями:

«Цветы»

Каждый бутончик склонится бы рад

На право…

Налево…

Вперёд…

И назад…

От холода и ветра бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете…

Цель: 

Продолжать учить детей действовать согласно тексту. Внимательно слушать речь воспитателя.

Выучить песню:

«Маме песенку спою…»

Конструирование из ниток с элементами аппликации

Изображение ёжика без иголок на белом картоне, клеёнка на столы, клей, кисточка для клея, подставка под кисточку, нитки шерстяные длинной по 5 см., пластилин для глаз носа и лапок.  

«Ёжик греется на полянке»

1.Задачи:

Продолжать акцентировать внимание детей на  способе нанесения клея в определённое место, не выходя за контур. Познакомить с новым видом конструирования на плоскости с помощью ниток и клея.

2.Задачи:

Вызвать желание закончить начатую работу. Продолжать учить катать из пластилина колбаски (ножки) и маленькие шарики (глазки, носик)

Физкультминутка  

«Три ежа»

Шли по лесу три ежа.

Шли спокойно, не спеша.

Шарики колючие,

Шарики колючие.

Чуть шуршали листьями.

Чуть трещали сучьями.

Травкой зубки чистили.

Цель:  

Продолжать учить детей действовать согласно тексту. Развивать двигательную активность.

Выучить стихотворение А. Толстого «Ёжик»

Вот иголки и булавки. Выползают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

Аппликация из теста с элементами раскрашивания

Клеёнка на столы, ёмкость с водой, кисточка для воды, подставка под кисточку, соленое тесто, белый лист бумаги с контурным изображением кота, оранжевая гуашь, салфетки.

2 год

«Рыжий котик»

1.Задачи:

Формировать умение раскатывать жгуты из теста, выкладывать и приклеивать с помощью воды, на контур кота изображённого на бумаги.

2.Задачи:

Вызвать желание закончить начатую работу. Продолжать учить раскрашивать поделку из теста.

Подвижная игра:

«Кошка и мышки»

Кошка мышек сторожит,

Притворилась, будто спит.

Тише, мыши, не шумите,

Кошку вы не разбудите.  

Цель: 

Упражнять детей в умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Чтение стихотворения Л. М. Квитко

«Кисонька»

Рисование ватной палочкой по контуру, тонировка бумаги с помощью губки.

 Листы белой бумаги, цветная гуашь, поролоновые губки, ванночка для краски, ватные палочки, подставка для палочек, клеёнка на стол, ёмкость с водой, салфетки или тряпочка.

«Весенний цветок»

1.Задачи:

 Развивать умение детей тонировать губкой бумагу для рисования, быть аккуратными.

2.Задачи:

Создавать условия для знакомства детей с особым видом рисования ватными палочками по контуру.  

Пальчиковая игра:

«Расцвели подснежники»

Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка,

Угоди, угоди,

А землица - матушка

Уроди, уроди.

Цель: 

Развивать внимание и мелкую моторику.

Выучить загадку:

«Подснежник»

Первый вылез из-под снега

На лесной проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть цветочек

маленький!

АПРЕЛЬ

Тема месяца: «Мы ходили в магазин»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

Рисование пластилином на плоскости с элементами декора

Вырезанное из картона яйцо, пластилин, дощечки для работы с пластилином, крупа фасоль, семена подсолнечника.

1 год

«Пасхальное яйцо»

1.Задачи:

Продолжать развивать мелкую и общую моторику рук методом нанесения пластилина на поверхность картонного яйца.  

2.Задачи:

Развивать мелкую моторику рук при украшении пасхального яйца различной крупой, фасолью, семена  подсолнечника.

Упражнение для динамической паузы речь с движениями:

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На снегу видны.

Видно очень тёплые Ноги у весны.

Цель: 

Продолжать учить детей внимательно слушать речь воспитателя и

действовать согласно тексту.

Проговаривание чистоговорки:

«Цо – цо – цо –

Снесла курица яйцо»

Конструирование из ниток с элементами аппликации

Белый картон с изображением волнистых линий (волны),  нитки синего цвета длинной по 25 см., клей, кисточка для клея, подставка для кисточек, салфетка. Бумажные формы – трапеции, треугольники двух размеров (для паруса и флажка).  

«Ручеёк и кораблик»

1.Задачи:

Продолжать акцентировать внимание детей на  способе нанесения клея в определённое место. Продолжать знакомить с новым видом конструирования на плоскости с помощью ниток и клея.

2.Задачи:

Вызвать желание закончить начатую работу. Формировать умение размещать детали в нужной последовательности, аккуратно приклеивать. Развивать чувство формы и композиции.

Пальчиковая гимнастика  

«Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву.

А по дурным волнам поплывут рыбки тут и там.

Цель:  

Продолжать учить детей действовать согласно тексту. Развивать общую моторику рук.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Бумажный кораблик»

Ручеёк бежит, поёт.

По ручью корабль плывёт –

Кораблик мой бумажный!

На нём расселись важно

Четыре пассажира:

Один комар - задира,

Две бабочки – подружки

И толстая лягушка.

Вот какой отважный Кораблик мой бумажный.

Декоративная лепка.

Клеёнка на столы, салфетки, веточки, зелёный пластилин.

2 год

«Почки и листочки»

1.Задачи:

Учить детей передавать изменения образа: катать пластилин между ладонями формируя овальную форму, сплющивать между ладонями и прикреплять к веточки. Воспитывать интерес к природе и отражению впечатлений в декоративной лепке.

2.Задачи:

Те же со второй подгруппой

Подвижная игра:

«Весна»

От сосулек – звон, звон,

Просыпайся клён, клён.

Растопился снег, снег!

Ручейки всё в бег, бег!

Гром шагает – топ, топ!

Почки слышно – хлоп, хлоп!

Цель: 

Упражнять детей в умение внимательно слушать воспитателя, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Заучивание стихотворения Г. Лагздынь

«Весна»

Как на веточке тонюсенькой

Узелок набух малюсенький,

Узелок блестящий, гладенький,

В нём листочек дремлет маленький.

Прикоснётся солнце лучиком,

Лист проклюнет изумрудиком,

Острым носиком тонюсеньким,

Липким, крошечным - Малюсеньким.

Рисование ватной палочкой по контуру, тонировка бумаги с помощью губки.

Зелёные листики, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (основа для рисунков), краски гуашевые красного и чёрного цвета, кисти, баночки с водой, ватные палочки, салфетки бумажные. Картинка с изображением божьей коровки.  

«Божья коровка»

1.Задачи:

 Помогать детям реализовать умение рисовать яркие выразительные образы насекомых. Показать возможность создания композиции на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем из бумаги. Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты.  Совершенствовать технику рисования красками (повторять изгибы округлой формы).

2.Задачи:

Продолжать знакомить детей с особым видом рисования ватными палочками. Вызвать желание закончить начатую работу.  

Пальчиковая игра:

«Божья коровка»

Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Цель: 

Развивать внимание и мелкую моторику.

Отгадать загадку:

«Божья коровка»

Чёрные точки на красной спинке.

Ползает ловко по длинной травинке.

                                         

МАЙ (диагностика)

Тема месяца: «Мы ходили в магазин»

Вид

занятия

Вид природного материала.

1.Занятия в

кружке.

2.Творческая      мастерская

Игровая деятельность

на занятии.

Художественно - речевая

деятельность.

Рисование методом тычка

Плотный лист белого картона, цветная гуашь (красная, жёлтая и зелёная), клеёнка на столы, салфетки для вытирания рук.

1 год

«Наши пальчики рисуют цветочки»

1.Задачи:

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков пальцев. Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Развивать восприятие. Развивать мелкую моторику рук.

2.Задачи:

Те же со второй подгруппой

Упражнение для динамической паузы речь с движениями:

«Цветы»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Цель: 

Продолжать учить детей внимательно слушать речь воспитателя и

действовать согласно тексту.

Проговаривание чистоговорки:

Цы – цы – цы – цы

Наши пальцы молодцы.

Ты – ты – ты – ты

Распустились вдруг цветы.

Конструирование из ниток.

Цветные нитки длинной 20 см., клей, кисточка для клея, подставка для кисточки, салфетка, белый лист с силуэтом клубка, картина «Кошка с котятами» (С. А. Веретенникова)

«Наши пальчики играли и клубочки размотали»  

1.Задачи:

Продолжать развивать интерес к новым  способам конструирования; учить детей приёму скручивания нити на плоскости. Развивать мелкую моторику.

2.Задачи:

Те же со второй подгруппой

Пальчиковая гимнастика  

«Котя, котенька, коток»

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький лобок,

Приди, Котя ночевать,

Мою детку покачать.

А как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Цель:  

Продолжать учить детей действовать согласно тексту. Развивать общую моторику рук.

Заучивание стихотворения

А. Барто «Котёнок»

Серый котик–игрунок,

Брошу я тебе клубок,

Ты с клубочком поиграй,

Мои нитки размотай!

Котёнок возится с клубком:

То подползёт к нему тайком,

То на клубок начнёт кидаться,

Толкнёт его, отпрыгнет вбок…

Никак не может догадаться,

Что здесь не мышка, а клубок.

Лепка с элементами декора

Солёное тесто или пластилин для лепки персонажей пальчикового театра, мелкие предметы и природные материалы для оформления головы

(бусины, пуговицы, семена), салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки.

2год

«Вот какие у нас пальчики»

1.Задачи:

Учить детей моделировать персонажей для пальчикового театра: раскатывать шар (для

головы), дополнять деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц, семян, вытягивать или прищипывать уши. Вызвать интерес к обыгрыванию созданных поделок – нанизывать на пальчики. Воспитывать интерес к своим рукам и «открытию» их возможностей.

2.Задачи:

Те же со второй подгруппой

Подвижная игра:

«Ровным кругом»

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

Цель: 

Упражнять детей в умение внимательно слушать воспитателя, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Чтение стихотворения

Г. Лагздынь «Пальчики»

(И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д. с. Ранний возраст» стр.79)

Аппликация из рваной бумаги

Листы плотной белой бумаги с силуэтом дерева без листиков, тарелочки с зелёной бумагой, клеёнка для работы с клеем, клей, кисточка для клея, подставка для кисточки, салфетка.

«Творческие пальчики листочки мастерят»

1.Задачи:

 Развивать у детей наблюдательность, умение изображать на плоскостном дереве листочки из кусочков цветной бумаги, совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно – двигательную координацию.

2.Задачи:

 Вызвать желание закончить начатую работу.  

Весёлая минутка:

«Если весело тебе»

Если весело тебе – ты три раза топни!

Если весело тебе – ты  три раза хлопни!

 Если весело тебе – к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

Цель: 

Упражнять детей в умение внимательно слушать воспитателя, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Вызвать положительные эмоции.

Чтение Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»

Приложение 2.

Журнал диагностического обследования детей (образец)

Группа № 10 (ст. гр.)

(20…..-20….гг)

Воспитатели:_____________________

________________________________

20____г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике квиллинг.

Квиллинг, от английского слова quill (птичье перо), - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг ещё называют "бумажн...

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику художественно-эстетического воспитания"

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позоляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиионное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает ...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Анализ результатов самоанализа собственной проф...

Кружковая работа «Развитие мелкой моторики рук детей 4-5 лет нетрадиционной техникой художественного творчества»

Актуальность данного кружка в ведении нетрадиционных техник художественного творчества для развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста. Художественное творчество с применением нет...