Статья "Коррекционная работа"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Статья о коррекционной работе в МАДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа.

Автор - Волоснова Наталья Владимировна-

 воспитатель МАДОУ ЦРР «Детский сад № 34».

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам,

Но забываем иногда, что слово тоже поступок.

Речь человека - зеркало его самого!                      

Л.Толстой.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами!

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе всех специалистов, и прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя в нашем детском саду являются:

-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-Формирование правильного произношения;

-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

-Развитие навыка связной речи.

Взаимодействие воспитателя с логопедом осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;  участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов; еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции  развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: — логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

 — индивидуальная работа;

—рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для совместной деятельности воспитателя с детьми. Содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

Индивидуальная работа служит для совместной деятельности воспитателя с детьми. Логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют по автоматизации и дифференциации звуков.

Преемственность в планировании занятий учителя - логопеда и воспитателя:

Реализация  содержания  образовательной  области осуществляется  через  регламентируемые (занятия) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатели учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса, преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя:

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом        :                

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.        

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.        

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.        

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.                

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.        

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.        

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.        

10. Развитие фонематического восприятия детей.        

11. Обучение детей процессам  звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.        

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.        

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.        

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы.        

Задачи, стоящие перед воспитателем        :

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.        

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

 6. Расширение кругозора детей.        

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

Деятельность воспитателя:

 Мы, воспитатели логопедической группы, осуществляем  два направления в своей работе:

 -общеобразовательное и коррекционно-развивающее. Причём, второе направление является ведущим.

Функции воспитателя в организации коррекционно-развивающей работы:

- обеспечение гибкого оздоровительного режима;

- наблюдение за динамикой развития детей;

- поддержка задач коррекционно-логопедической работы под руководством логопеда; - использование оздоровительных технологий;

- работа с родителями.

Коррекционно-логопедические задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

1) постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

 2) закрепление произношения поставленных логопедом звуков;

3) целенаправленная активизация отработанной лексики;

4) упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

5) развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале; 6) формирование связной речи;

7)закрепление навыков чтения и письма.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-логопедической работы:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

 г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

        Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей  при организации игр, занятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив!

Список используемой литературы:

1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2007.- 400 с.

2.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение,2008. -329 с.

3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение ,2006.-237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...