«Инклюзивное образование в ДОУ»
статья по коррекционной педагогике

 Главной целью дошкольного образовательного учреждения является сохранение здоровья детей и предупреждение эмоционального неблагополучия. Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ

 

Педагог - психолог Мухтарова И.В.

С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации». Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья дошкольников. По данным исследований, лишь 10% выпускников детских садов могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго ребенка выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Обращает на себя внимание, сколь значимое место в современном понимании здоровья в нем отводится психологическому компоненту. Проблема сохранения здоровья дошкольников, особенно детей с ОВЗ, является актуальной. 

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации». (Извлечение из ФГОС ДО).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. В ФГОС дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

Главной целью дошкольного образовательного учреждения является сохранение здоровья детей и предупреждение эмоционального неблагополучия. Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия — «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; понятия, которое не является равнозначным терминам «ребенок-инвалид» или «ребенок с инвалидностью». 

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Дети с ОВЗ — неоднородная по составу группа дошкольников. В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют как дети с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Анализ современной научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволяет сделать вывод о существовании нескольких точек зрения на понимание сущности процесса интеграции. Первая – это сопровождение обучения и воспитания ребенка. Вторая – это сопровождение развития ребенка. Полагаем, что эти данные взгляды не противоречат, а дополняют друг друга. 

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Инклюзивное (включающее) образование — это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития.

К категории детей с нарушениями развития, обозначенные в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой относятся:

  1. дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
  2. дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
  5. дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
  6. дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушения высших познавательных процессов;
  7. дети с нарушениями развития аутистического спектра, представляющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями — нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, аффективные проблемы становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой;
  8. дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др. Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями, что определяет специфику психолого-педагогической работы.

Также в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой представлена группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями:

  1. дети с минимальными нарушениями слуха;
  2. дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;
  3. дети с нарушениями речи (дислалия, минимальные дизартрические расстройства, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахила- лия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);
  4. дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
  5. педагогически запущенные дети;
  6. дети — носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита) соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, с цереброэндокринными состояниями);
  7. дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
  8. дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
  9. дети с психогениями (неврозами);
  10. дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
  11. дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
  12. дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).

 

Существует классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова):

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
  • Дети с нарушениями речи (логопаты).
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Дети с задержкой психологического развития.
  • Дети с нарушениями поведения и общения.
  • Дети с умственной отсталостью.
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

 

Категорию детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить ее как «группу риска». Значительную по численности группу детей составляют дети с не резко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена многочисленными вариантами.

Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющихся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только компенсироваться.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. В этом учебном году в нашем детском саду начала работать такая группа.

Необходимым условием реализации ООП ДО в любом ДОУ с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога-психолога.

Создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:

  1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
  2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.

В рамках обеспечения равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами РФ независимо от пола, национальности, социального статуса и других индивидуальных факторов при разработке Стандарта, основанного на идее системно-деятельностного подхода в обучении и сохранения преемственности программного содержания, были максимально учтены образовательные потребности всех категорий дошкольников. Утвержденный ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации. 

Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии. Инклюзивное образование предполагает:

  • изучение потребностей ребенка;
  • определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
  • создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.                         

Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Реализация инклюзивного дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволяет скомпенсировать имеющиеся у малышей недостатки психофизического развития и открывает для детей с особыми образовательными потребностями безграничные возможности для успешной социализации и личностного развития, и, что немаловажно, отличные условия для уверенного перехода на следующую ступень обучения.

Литература:

  1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012. – С.82. 
  2. Барниер Г., Ризман И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб, 1996 г.
  3. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии. Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008.
  4. Г.М.Татарникова, И.И.Вепрева,Т.Т. Кириченко. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска» Волгоград. 2015.
  5. Дубровина И. В. «Психологическое здоровье детей и подростков» — М. : Академия, 2000 — 256 с.
  6. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике// Психолого – пеагогическое, медико – социальное сопровождение развития ребенка: Материалы всероссийской научно – практической конференции. – СПб, 1998.
  7. Кондаленко Л.К. Психологическое здоровье и творческая одаренность. — Мн., 1996
  8. Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Спирина А.В. Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования // Инновации и инвестиции. — 2015. — №3. – С. 156 – 159. 
  9. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ /Под ред. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.
  10. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 368 с.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
  12. Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ М.М. Прочухаева, Е.В.Самсонова //Вып.4- М., 2010- 189с.
  13. Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М., Басангова Б.М.Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2017 – 64с.
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
  15. Хухлаева.О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательство: Академия, 2003 г.
  16. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПБ, Речь, 2003.
  17. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта./ Л.М. Щпицына. — СПб.: 2005.- 477с. 
  18. https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health  сайт Министерства просвещения Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...