"Логопедические пятиминутки"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лукьянова Юлия Валентиновна

Методические рекомендации  по организации взаимодействия в работе учителя-логопеда и воспитателей групп общеразвивающей направленности в рамках реализации Положения об оказании логопедической помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 https://www.publicdomainpictures.net/pictures/50000/velka/affiche-8.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                    «Детский сад № 52 «Росинка»                                        города Димитровграда Ульяновской области»

Методические рекомендации

по организации взаимодействия в работе учителя-логопеда и воспитателей групп общеразвивающей направленности в рамках реализации Положения об оказании логопедической помощи.

Автор: Лукьянова Юлия Валентиновна

учитель-логопед

контактный телефон - 89020017359

В аспекте реализации Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного распоряжениям Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75, педагогами дошкольных образовательных учреждений реализуются следующие задачи:

- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;

- организация   проведения   логопедических    занятий    с    воспитанниками с выявленными нарушениями peчи;

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы.

А так же, одной из важнейших задач является  организация пропедевтической (профилактической) логопедической работы с  воспитанниками  по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам.

В группах общеразвивающей направленности воспитатель является ведущим специалистом, разрабатывающим на основе Основной образовательной программы: рабочую программу, перспективное планирование и т.д.; осуществляющим комплексную диагностику, которая помогает определить уровень знаний и навыков детей (в том числе по речевому развитию),         выявить воспитанников, имеющих высокий риск возникновения   нарушений речи, реализующим весь воспитательно-образовательный процесс.

Ведущая роль логопеда в организации пропедевтической (профилактической) логопедической работы объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает возрастные нормы речевого развития, речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с низким уровнем речевого развития, с дефектами речи. Этот факт подтверждает актуальность  совместной работы логопедов и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников  детских дошкольных учреждений в группах общеразвивающей направленности.

 От качества совместной работы учителя-логопеда и воспитателей групп общеразвивающей направленности зависит успех речевого развития каждого дошкольника в группе , что повлияет и на подготовку ребенка к школе, и на обучение в начальных классах. У логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, ему известны рабочие, проверенные методики и приемы. Воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр. Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат.

Одной из эффективных форм такого сотрудничества являются специально разработанные логопедические пятиминутки, которые воспитатель будет включать в режимные моменты.

Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических игр, упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. В нее могут входить игры и упражнения (в соответствии с особенностями каждой возрастной группы) для коррекции:

 фонетико-фонематических нарушений;

 нарушений просодики;

 нарушений лексико-грамматического компонента русского языка;

 расстройств общей и мелкой моторики;

 расстройств артикуляционной моторики;

 несформированости связной речи.

В структуру данного методического пособия входит 3 комплекса логопедических пятиминуток для дошкольников средней группы (приложение 1), старшей группы (приложение 2) и подготовительной группы (приложение 3). Каждый комплекс разработан на основе тематического планирования и направлен на коррекцию определённых компонентов речи, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Таким образом,  проводимые профилактические мероприятия – Логопедические пятиминутки и  ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволит сократить количество детей с нарушениями речи.

Список литературы:

Волина В.В. Учимся играя., 1994г.

Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР., 2012г.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др, 2019г.

Куликовская Т.А. Артикуляционная азбука , 2005г.

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова, 2007г.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, 1980г.

Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения  у детей 5-7 лет, 2012г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

яц

Неделя, тема

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей

/игры и упражнения для детей/

Развитие  артикуляционной моторики, фонетических представлений

Развитие лексики, грамматического

строя, связной речи

Формирование слоговой структуры слова

Октябрь

«Осень – дивная пора!»

1 неделя

Времена года – Осень.

А – арбуз большой купили

Рот пошире мы открыли*

* Здесь и далее см. картотеку «Артикуляционная азбука» Куликовской Т.А.

1. Д/упр. «Скажи, какой?»

Цель: активизировать в речи слова-признаки (теплая, холодная, пасмурная, солнечная, дождливая, золотая и пр.).

Чётко в медленном темпе проговаривать ситуативные звукоподражания:

угу — крик в лесу;

ха-ха-ха — смех;

хи-хи-хи — хихиканье;

фи — наморщить нос;

ду-ду-ду— играть на дудочке;

ля-ля — пение;

ам — ребенок ест;

ай — занозить палец;

ох — болят зубы;

ой — уронить предмет;

ух — грозить кулаком;

эх — махнуть рукой;

бах — лопнул шарик;

бух — ребенок упал;

бум — ударить в барабан;

фас — команда собаке.

2 неделя

Фрукты в нашем саду

У – улыбка до ушей, Улыбнитесь веселей.

2. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами гриб, ягода)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (один банан, два банана, три ...; одна груша, две груши… - чётко проговаривать окончания слов).

3 неделя

Наш огород

О – орех поспел большой,

И лежит он за щекой.

3. Д/и «Один - много»

Цель: закреплять умение образовывать множественное число существительных (огурец - огурцы, морковка - морковки… - чётко проговаривать окончания слов).

4 неделя

Осень в парке

(деревья)

Э – электросамовар,

Выпускает струйкой пар.

4. Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи слова-признаки (антонимы: высокий – низкий, толстый - тонкий, густой – редкий, гладкий - шероховатый).

5 неделя

Осень -щедрая пора

(грибы)

Ы – мы букву эту знаем, на гармошке поиграем.

5. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами гриб, ягода)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (один гриб, два гриба, три гриба….; одна ягода, две ягоды… - чётко проговаривать окончания слов).

Ноябрь

«Дружный хоровод»

 1 неделя

Дружат дети на планете

И – иголка у Ирины.

Язык тонкий, очень длинный.

1. . Д/упр. «Любим  играть»

Цель: активизировать в речи слова-действия при составлении распространенных предложений, типа: «Мальчики любят строить дома., Девочки любят играть с куклами. и пр.»

Чётко в медленном темпе проговаривать предметные звукоподражания

уа — младенец;

иа — ослик;

бе-е-е — овечка;

ме-е-е — козленок;

му-у-у — корова;

га-га-га — гуси;

ко-ко-ко — курица;

пи-пи-пи — мышка;

би-би — машина;

чу-чу-чу — поезд;

агу — малыш;

ути-ути — утята;

гули-гули — голуби;

мяу-мяу — кошка (котенок);

и-го-го — лошадка;

ав-ав-ав — щенок;

у-ух — сова;

тук-тук — дятел

 тик-так — часы;

гав-гав — собака;

чух-чух — паровоз;

чив-чив (чиф-чиф) — птицы;

динь-дон — колокольчик;

ква-ква — лягушка;

кря-кря — утка;

дзинь — телефон;

фьюить — щегол (соловей).

2 неделя

Этикет

(волшебные слова)

Поочередное произношение гласных (повторение разученных упражнений) – тренировка четкой артикуляции губ.

2. Д/и «Назови ласково»

Цель: активизировать использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг – дружок, кукла – куколка и т.д.)

3 неделя

Семья – это 7Я!

М – маляр покрасил дом,

«Красим» нёбо языком.

3. Д/упр. «Назови всю семью»

Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия членов семьи; актуализировать антонимы: старше – младше, взрослый – ребенок, пожилой – молодой.

4 неделя

Мы – мамины помощники

(День матери)

Н – на нёбе язычок

Постучался в потолок.

4. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Поможем маме»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка зима»

1 неделя

Быть здоровыми хотим

(валеология)

П – пружинку делать будем,

Язычок мы вниз закрутим.

1. Д/упр. «Мой - Моя»

Цель: активизировать умение согласовывать в речи местоимения с существительными (моя голова, мой нос, моя рука, мой зуб…)

Чётко в медленном темпе проговаривать ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА

ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Дыня, вода, вата, кино, кофе, муха, уха, дети, ноги, боты, кеды, веко, духи, ноты, ива, тема, небо, еда, дама, баня, киви, мода, мама, папа, тетя, дядя, баба, деда, пума, дача, хата, чудо, фея, тихо, куда, туда, Вова, Дима, Катя, Витя, Ната, Нина, Таня, Митя, Тома, Ваня, Вята, Капа, Веня, Вика, Дуня, Даня, Гена, Петя, Ида, Феня, Федя, Ника, бегу, буду, могу, хочу, иди.

И  ЧИСТОГОВОРКИ С ДВУХСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Та-та-та — это вата,      Ту-ту-ту — на вату

(ата-ата).                      (ату-ату).

Ты-ты-ты — нету ваты   Да-да-да — у Димы еда.

(аты-аты).

Хи-хи-хи — у мамы духи.  Чу-чу-чу  дыню хочу.

Ги-ги-ги — быстрее беги!   Ома-ома — буду дома.

Офе-офе — у мамы кофе.   Ыня-ыня — у папы дыня.                  Аче-аче — Даня на даче.

2 неделя

Спорт

(Спортсмен, тренер)

Т- трубач с утра проснулся.

Язык в трубочку свернулся.

2. Д/и «Кто что делает?»

Цель: активизировать предметный и  глагольный словарь по теме недели (что делает футболист? вратарь, гимнаст, тренер…., спортсмен…)

3 неделя

Что оденем на прогулку?

К – качели на аллее.

Язычок сел на качели.

3. Д/и «Скажи, какая?»

Цель: активизировать словарь признаков.

(Я назову одежду, а вы скажите, какая она: зимняя, летняя, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская, домашняя и пр)

4 неделя

Новый год, игрушки

Чтение сказок и стихов, пение песен, загадывание загадок и т.д.

ПРО  НОВЫЙ  ГОД

НОВОГОДНИЙ  ПРАЗДНИК

Январь

«Мы любим зиму»

1 неделя

Зима.

Зимние игры и забавы

Х – хлопушка может хлопнуть,

По щекам нам надо шлёпнуть.

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как слепить снеговика»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

Чётко в медленном темпе проговаривать

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА

ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Кабина, бумага, минута, помада, панама, ягоды, монета, дубина, какао, идея, поэма, обои, опята, мимика, наука, охота, магия, мафия, пехота, выгода, этика, эпоха, химия, фауна, пичуга, чепуха, ватага, метода, кубики, утята, пауки, табуны, утюги, ходики, букеты, ходоки, пакеты, ботики, туманы, батоны, тумаки, худая, убегу, добегу, одену, надену, ходите, будите, Эдита, Диана, Фаина, Хибины, Гавана, Дания, Канада.

2 неделя

Зимовье зверей

Ф – футбол, футбольный матч.

Загони в ворота мяч.

2. Д/упр. «Назови всю семью»

Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия диких животных и их детенышей. (волк – волчица – волчонок и пр.)

3 неделя

Зимующие птицы

(по программе)

Й – йог ходит босиком.

Шлёпай мягким языком.

3. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Поможем птицам зимой»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

Февраль

«Кто сильнее всех»

1 неделя

Наши помощники

(бытовая техника)

Ю – юлу подарим другу.

Язычок идёт по кругу.

1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со телефон, )

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с словосочетаниями (один сотовый телефон, ….пять сотовых телефонов; одна стиральная машинка,… пять стиральных машинок - чётко проговаривать окончания слов).

Чётко в медленном темпе проговаривать чистоговорки с

ТРЕХСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Ама-ама — у Дианы панама.

Ада-ада — у Фаины помада.

Ага-ага — у Ивана бумага.

Ата-ата — у Вадима опята.

Ая-ая — Фаина худая.

Аны-аны — у воды туманы.

Ите-ите — хотите — будите.

2 неделя

В гостях у сказки

Я – язык как чашечка.

Вверх поднялись краешки.

 2. Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был колобком»

Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам)

3 неделя

Наша армия –

23 февраля

(муж. профессии)

Е – енот спокойно спит.

Язычок во рту лежит.

3. Д/упр. «Папа может…»

Цель: активизировать предметный словарь по теме мужские профессии (название), а также глагольный словарь (действие – Что может делать?)

4 неделя

Уроки светофора

(транспорт, ПДД)

Ё – ёж любит молочко.

Он лакает язычком.

4. Д/упр. «Кто на чём?»

Цель:: активизировать навыки словообразования существительных от существительных (на тракторе – тракторист, на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде… и пр.)

Март

«При солнышке – тепло, при матери - добро»

1 неделя

Встречаем весну (8 марта)

Л – лошадка: «Цок-цок-цок».

Поскакал наш язычок.

1. Д/и «Назови по имени ласково»

Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (женские имена)

Чётко в медленном темпе проговаривать ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА

ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

Кит, конь, дуб, мед, кот, ток, тон, день, бок, куб, дом, дым, мех, док, дух, пух, май, кум, маг, ген, медь, мак, меч, мох, миф, код, бег, хит, гид, хек, пять, ночь, чай, буй, печь, пан, чин, йод, юг, яд, вид, вот, тут, там, мой, Дик, Ким, Том, Кай, Кен, Бах, Дон, дуй, дай, вой.

И ЧИСТОГОВОРКИ С

ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

От-от-от — дома кот.

Ит-ит-ит — на воде кит.

Уп-уп-уп — Дику дай куб(п).

Ак-ак-ак — у Гены мак.

Ед-ед — Киму дай мед.

Еч-еч — у Кена меч.

2 неделя

На нашей кухне (посуда)

В – варенье мы оближем.

Язык к носу тянем ближе.

2. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами стакан, чашка, блюдце)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (один стакан, два стакана, ….пять стаканов; … - чётко проговаривать окончания слов).

3 неделя

На ферме

Ч – часы идут без ног.

Вправо-влево язычок.

3.  Д/упр. «Назови всю семью»

Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия домашних животных  и их детенышей.(корова – бык - телёнок… и т.д.)

4 неделя

Птичий двор

Щ – щавель, щавельный лист.

Язычок опустим вниз.

4. Д/упр. «Назови всю семью ласково»

Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия домашних птиц  и их детенышей, развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(петух - петушок– курица - курочка– цыплёнок - цыплёночек… и т.д.)

Апрель

«Будь осторожен»

1 неделя

Весна. Скворечник ждёт жильцов

Б – болтают две болтушки-

Неразлучные подружки.

1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 с названиями перелетных птиц по программе )

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (один скворец,  два скворца,….пять скворцов;).

Чётко в медленном темпе проговаривать ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА

ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

Веник, паук, банан, пакет, томат, кокон, бубен, мячик, гамак, туман, вагон, батон, петух, каток, комок, табун, пятак, ноготь, коготь, кабан, питон, диван, канат, бутон, хобот, удав, обед, воин, кубик, пупок, котик, домик, утюг, обувь, топик, гудок, июнь, букет, пион, поход, опыт, маяк, метод, комод, моток, кубок, чугун, наган, бетон, баян, почин, потоп, печать, агат, кадык, вывод, выгон, кювет, бутик, мутон, нытик, этюд, девять, новый, худой, дутый, немой, Эдик, Иван, Вадим, одет, едет, поет, идет, ходит, видит, учит, мычит, воет, ноет, надеть, одеть, пугать, путать, гудеть, мутить, дудеть, задеть, метить, бегать, тянуть, таять, купить, катить, купать, катать, метать, тыкать, хотеть, умыть, давать, давай, Киев, Китай, Дунай.

2 неделя

Космическое путешествие

Д – дудела дудочка,

Губки сделай «трубочкой».

2. Д/упр «Составь предложение»

Цель: учить составлять простое предложение по 1-му заданному слову (например: Ракета летит в космос. Космонавт отправляется в полет. и пр.)

3 неделя

Труд людей весной

С- свистком стал язычок.

В середине желобок.

3. Д/упр. «Что где делают?»

Цель: уточнять употребление предлогов «В» и «На» в речи (В городе? В селе? На огороде? В саду?  и т.д.)

4 неделя

Где живёт человек

(виды жилищ, устройство)

Ц – цветочек за окном.

Носом вдох, а выдох ртом.

4. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Дома на нашей улице»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

5 неделя

Мой город, мой адрес

Г – грибок на тонкой ножке

Показали мы Антошке.

5. Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (чистая – грязная (улица), шумный – тихий (двор), маленький – большой (город, узкая - широкая (дорога) и т.д.)

Май

«Дети – детство - радость»

1 неделя

Мирное небо нашей страны

З – заборчик из зубов.

Улыбнись – забор готов.

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Почему нельзя играть с огнём?»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

Чётко в медленном темпе проговаривать ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ

Бабка, дедка, банка, банька, юбка, папка, ветка, майка, гайка, ватка, утка, дымка, кепка, тыква, будка, гонка, койка, тумба, копье, окно, кофта, банда, битва, манго, война, мойва, тайна, яхта, ямка, чайка, печка, дочка, тучка, бочка, почка, точка, кочка, кухня, качка, очки, буквы, нитки, тапки, ногти, когти, одни, видно, вечно, модно. мутно, давно, дивно, помни, найду, пойду,

2 неделя

Экскурсия в зоопарк

Ш – шары надуем сами.

Держим воздух за щеками.

2. Д/упр. «Угадай по описанию»

Цель: совершенствовать навыки понимания обращенной речи, умения описывать предмет по картинке.

3 неделя

Полевые и садовые цветы

Ж – жираф большого роста.

Вверх язык потянем просто.

3. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 с названиями цветов  по программе )

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (один колокольчик,  два колокольчика,  пять колокольчиков).

4 неделя

Скоро лето. На рыбалке…

Произвольный комплекс из разученных упражнений

4. Д/упр. «Волшебная рыбка»

Цель: активизировать в речи названия частей рыбы, учить составлять рассказ-описание по мнемотаблице.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации учителя-логопеда

/игры и упражнения для детей/

Месяц

Неделя, тема

Развитие лексики, грамматического

строя, связной речи

Дыхательные, артикуляционные, кинезиологические, глазодвигательные упражнения

 

Октябрь

«Осень»

1 неделя Осенняя пора – очей очарование

1. Д/И  «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами гриб, ягода)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотая осень; 2. Сесть в лужу)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как сохранить воспоминания об осени?

2. Почему так называют: грибник, ягодник, листопад?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Сдуй листок с ладошки»

«Узнай по запаху» (овощи-фрукты)

Кинезиологические упражнения:

1. «Кулак-ребро-ладонь»      2. «Колечко»

- правой рукой                       - правой рукой

- левой рукой                         - левой рукой

- двумя руками                      - двумя руками

Артикуляционные упражнения:

«Заборчик» - 10 сек.

«Окно» - 10 сек.

«Заборчик - Окно» - 10 раз

«Блинчик» - 10 сек.

«Качели» - 10 раз.        

Глазодвигательные упражнения:

«Стрельба глазами»

«Мотылёк»

2 неделя Что изменилось в природе?

1. Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи слова-признаки (антонимы: длинный-короткий, тёплый-прохладный, ясный-пасмурный, солнечный-дождливый).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. После дождичка в четверг. 2 Дрожит, как осиновый лист)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если листья не опадут, птицы не улетят, заяц и белка не поменяют цвет шубки?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя Кто где работает?

1. Д/упр. «Что делает?» (люди разных профессий)

Цель: активизировать умение образовывать слова-действия от существительных (повар – варит, продавец – продаёт, лётчик – летает и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотые руки; 2. Работать спустя рукава)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как выбирают профессию?

2. Что будет, если не станет продавцов (учителей, врачей)?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 неделя

Транспорт

1. Д/и «Один - много»

Цель: закреплять умение образовывать множественное число существительных (автобус – автобусы, поезд - поезда… - чётко проговаривать окончания слов).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Тише едешь – дальше будешь;

2. Вставлять палки в колёса)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличается самолёт от ракеты?

2. Почему так называют: самолёт, вертолёт, самосвал, бензовоз?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

5 неделя

Наш город

1. Д/и «Назови ласково»

Цель: активизировать использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (город – городок, улица – улочка, дом – домик и т.д.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Попасть не по адресу; 2. Строить воздушные замки)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как сделать город красивым?

2. Почему так называют улицы: Зелёная, Школьная, Озёрная и пр.?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Ноябрь

«Мы живём в Поволжье»

1 неделя

Симбирский край

1. . Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (чистая – грязная (улица), шумный – тихий (двор), маленький – большой (город), узкая - широкая (дорога) и т.д.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Махнуть рукой; 2. Держать себя в руках)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Если не будет сёл и деревень?

2. Почему так называют: родной край?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Поиграем животиком» (Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар)

«Вокализация выдоха» (+ четкая артикуляция гласных),

Кинезиологические упражнения:

1. «Дом – Ёжик - Замок»    2. «Колечко»

- правой рукой                       - правой рукой

- левой рукой                         - левой рукой

- двумя руками                      - двумя руками

Артикуляционные упражнения:

 «Заборчик - Окно» - 10 раз

«Блинчик» - 10 сек.

 «Парус» - 10 сек.

«Индюк» - 10 сек.. (по верхним резцам)

Глазодвигательные упражнения:

+ к предыдущим:

«Заборчик»

«Совёнок»

2 неделя

Где трудятся жители нашего города, области

1. Д/упр. «Что где делают взрослые?»

Цель: уточнять употребление предлогов «В» и «На» в речи (В магазинее? В библиотеке? На заводе? На мебельной фабрике?  В музее? и т.д.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Всё горит в руках; 2. Мастер на все руки)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Без каких профессий нельзя обойтись в городе?

2. Почему так называют: экскурсовод, товаровед, машиностроитель?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя

Волга - труженица

1. Д/И  «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами река, удочка, лодка, теплоход, мост)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Волга - труженица; 2. День год кормит)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как река может накормить?

2. Почему надо беречь водоёмы от загрязнения?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 неделя

Как животные к зиме готовятся?

1. Д/упр. «Назови всю семью»

Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия диких животных и их детенышей. (волк – волчица – волчонок и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Гоняться за двумя зайцами; 2. Держать в ежовых рукавицах)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и неуклюжий?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Декабрь

«Зима»

1 неделя

Встреча зимы

1. . Д/упр. «Подбери словечко»

Цель: учит образовывать родственные слова.(СНЕГ – сугроб какой? человек из снега – это? Внучка Деда Мороза - … и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Злая зима; 2. Колючий ветер)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если зимой не выпадет снег?

2. Почему так называют: снегоход, гололёд, позёмка, снегопад?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Снежинка тает на ладошке»

«Выдох, открытые глаза, вдох (губы округлены, выдыхаемая воздушная струя тёплая), закрытые глаза»

Кинезиологические упражнения:

1. «Зайчик – Колечко - Цепочка» 2. «Фонарики»

- правой рукой                                - правой рукой

- левой рукой                                   - левой рукой

- двумя руками                               - двумя руками

Артикуляционные упражнения:

«Заборчик - Окно» - 10 раз

«Блинчик» - 10 сек.

«Киска сердится» - 10 сек.

«Парус» - 10 сек.

«Индюк» - 10 сек.. (по верхним резцам)

Глазодвигательные упражнения:

+ к предыдущим:

«Глазки в домике»

«Восьмёрка горизонтальная»

2 неделя

В зоопарке

1. Д/упр. «Назови со словом «Много»

Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия животных жарких и холодных стран, развивать умение образовывать множественное число существительных.(крокодил – много крокодилов, обезьяна – много обезьян.).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Сделать из мухи - слона; 2. Вертеться, как белка в колесе)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как река может накормить?

                             2. Почему так называют: зоопарк, травоядный, носорог, всеядный?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя

Самый славный зимний праздник

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как надо украшать ёлку?»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Утро вечера мудренее; 2. Как на иголках)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Почему взрослые не играют в игрушки?

                             2. Почему так называют: Новый год?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 неделя

Новогодний праздник

подготовка к новогоднему утреннику

Чтение сказок и стихов, пение песен, загадывание загадок и т.д.

ПРО  НОВОГОДНИЙ  ПРАЗДНИК

Январь

«Растём здоровыми и умными»

1 неделя

Зимние забавы

1. Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был снежинкой»

Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Не в свои сани…)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Почему праздник не может быть каждый день?

                             2. Почему так называют: Зимние забавы?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Руки вверх (вдох) – вниз (выдох)»

«Согрей ладошки» (носом вдох, выдох ртом – губы округлены)

Кинезиологические упражнения:

1. «Зайчик – Коза - Вилка»   2. «Колечко»

- правой рукой                       - правой рукой

- левой рукой                         - левой рукой

- двумя руками                      - двумя руками

Артикуляционные упражнения:

 «Заборчик - Окно» - 10 раз

«Киска сердится» - 10 сек.

«Парус» - 10 сек.

«Индюк» - 10 сек.. (по верхним резцам)

«Чашечка» - 10 сек.

Глазодвигательные упражнения:

Весь комплекс «Школа для глаз»:

«Стрельба глазами»

«Мотылёк»

«Заборчик»

«Совёнок»

«Глазки в домике»

«Восьмёрка горизонтальная»

2 неделя

Зимние сказки

        

1. Д/и «Один - много»

Цель: активизировать  умение образовывать множественное число существительных со словом «МНОГО» (волшебные предметы)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Ни в сказке сказать, ни пером описать )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Для чего нужны сказки?

                             2. Почему так называют: Присказка?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя

Проектная неделя

«Тик и Так»

1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами ребенок, взрослый, человек)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными чётко проговаривать окончания слов.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Прогреметь на весь мир ; 2. Все краски жизни )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как можно прославиться?

                             2. Почему так называют: Знаменитость?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Февраль

«Слава России»

1 неделя

Почемучкина неделя

1. Д/упр. «Потому что…» (Закончи предложения типа: стало темно, потому что…, Ваня рассмеялся, потому что… и т.п. )

Цель: активизировать умение строить предложение с союзом «Потому что»

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Руки коротки; 2. Без задних ног )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что появилось раньше – яйцо или курица?

                             2. Почему так называют: Любопытная Варвара?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Дракон» (дышать поочередно через каждую ноздрю)

«Поиграем животиком»

Кинезиологические упражнения:

1. «Флажок – Рыбка - Лодочка»  2. «Колечко»

- правой рукой                             - правой рукой

- левой рукой                               - левой рукой

- двумя руками                            - двумя руками

Артикуляционные упражнения:

 «Заборчик - Окно» - 10 раз

«Чашечка» - 10 сек.

«Парус» - 10 сек.

«Маляр» - 10 сек.        

Глазодвигательные упражнения:

Весь комплекс «Школа для глаз»:

«Стрельба глазами»

«Мотылёк»

«Заборчик»

«Совёнок»

«Глазки в домике»

«Восьмёрка горизонтальная»

2 неделя

Работы разные важны

 1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 с названиями профессий)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (один повар, два повара, ….пять поваров; … - чётко проговаривать окончания слов).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Как выжатый лимон ; 2. Не в своей тарелке )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличается врач от ветеринара?

                             2. Почему так называют: Скорая помощь?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя

Славная наша Россия

1 Д/и «Назови по имени ласково»

Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мужские имена)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. За тридевять земель ; 2. Пропустить мимо ушей )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. С чего начинается Родина?

                             2. Почему так называют: Столица?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 неделя

Наши Защитники

1. Д/и «Кто где служит»

Цель: активизировать образование существительных от словосочетаний (в танковых войсках – танкист, в десантных войсках – десантник, и т.д.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. У страха глаза велики ; 2. Тяжело в учении – легко в бою)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Для чего нужна армия?

                             2. Почему так называют: Окоп?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Март

«При солнышке – тепло, при матери - добро»

1 неделя

Мамина неделя

1.Д/и «Назови по имени ласково»

Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (женские имена).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Ласковый взгляд ; 2. Золотые волосы )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у мамы и бабушки?

                             2. Почему так называют: Многодетная?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Розочка и одуванчик» (нюхаем розу, сдуваем одуванчик)

«Каша кипит» (Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».)

        

Кинезиологические упражнения:

1.«Ножницы – Собака - Лошадка» 2.«Колечко»

- правой рукой                             - правой рукой

- левой рукой                               - левой рукой

- двумя руками                            - двумя руками

Артикуляционные упражнения:

«Заборчик» - 10 сек.

«Окно» - 10 сек.

«Чашечка» - 10 сек.

«Парус» - 10 сек.

«Маляр» - 10 сек.        

Глазодвигательные упражнения:

Весь комплекс «Школа для глаз»:

«Стрельба глазами»

«Мотылёк»

«Заборчик»

«Совёнок»

«Глазки в домике»

«Восьмёрка горизонтальная»

2 неделя

Говорят, у мамы – руки золотые

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как я помогаю маме и бабушке?»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Добрые руки ; 2. Трудится, как пчёлка)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Женские дела и неженские?

                             2. Почему так называют: Рукодельница?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя

Я и другие люди

1. Д/и «Скажи, какая?»

Цель: активизировать словарь признаков.

(Я назову кого-либо , а вы скажите, какая она (какой он): по росту, по внешности, по настроению, по характеру и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Сгореть от стыда; 2. Плясать под чужую дудку )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как слелать грустного человека весёлым, ленивого - трудолюбивым?

                             2. Почему так называют: длинноволосый, голубоглазый?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 неделя

В гостях у сказки

1. Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был колобком»

Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Красная девица ; 2. На тарабарском языке )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличаются писатель и сказочник?

                             2. Почему так называют: Сказочник?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.        

5 неделя

Весна – красна

1. Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (холодный – тёплый, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, чистый – грязный).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Лёд тронулся ; 2. Первая ласточка )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Почему весна приходит после зимы, а не после осени?

                   2. Почему так называют: первоцвет? подснежник? проталина?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Апрель

«Хочу всё знать»

1 неделя

Машины – помощники (бытовая техника)

1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словом телефон, )

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с словосочетаниями (один сотовый телефон, ….пять сотовых телефонов; одна стиральная машинка,… пять стиральных машинок - чётко проговаривать окончания слов).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Скрутить в бараний рог; 2. В мгновение ока )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Откуда мы получаем информацию?

                             2. Почему так называют: Мобильный?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Ветер» (глубокий вздох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять попеременно звук вввввввв)

«Гуси летят» (Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у».)

Кинезиологические упражнения:

1. «Гусь – Курица - Петух»   2. «Колечко»

- правой рукой                       - правой рукой

- левой рукой                         - левой рукой

- двумя руками                      - двумя руками

Артикуляционные упражнения:

«Заборчик» - 10 сек.

«Окно» - 10 сек.

«Парус» - 10 сек.

«Маляр» - 10 сек.

«Лошадка» - 10 сек.

Глазодвигательные упражнения:

Весь комплекс «Школа для глаз»:

«Стрельба глазами»

«Мотылёк»

«Заборчик»

«Совёнок»

«Глазки в домике»

«Восьмёрка горизонтальная»

2 неделя

Космос

1. Д/упр «Запомни и повтори» (названия планет солнечной системы)

Цель: активизировать словарный запас по теме, развивать произвольную слуховую память.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. На краю света ; 2. Видимо-невидимо )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если исчезнет земное притяжение?

                             2. Почему так называют: Вселенная?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя

Как вести себя на улице

1. Д/упр. «Кто на чём?»

Цель:: активизировать навыки словообразования существительных от существительных (на тракторе – тракторист, на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде… и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Опасный перекрёсток ; 2. Злостный нарушитель )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у светофора и регулировщика?

                             2. Почему так называют: Зебра?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 неделя

Не играй с огнём

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Почему нельзя играть с огнём?»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Пустить красного петуха ; 2. Нет дыма без огня )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чем полезна и чем опасна профессия пожарного?

                             2. Почему так называют: Сирена (пожарная)?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Май

«Дети-детство-радость»

1 неделя

Наши герои

1. Д/упр. «Скажи, какой (какая)?»

Цель: активизировать словарь признаков, умение подбирать прилагательные к существительным (по теме)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Дороже жизни ; 2. До последнего вздоха )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как становятся героями?

                             2. Почему так называют: Предатель?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Дыхательные упражнения:

«Радуга, обними меня» (Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо).

«Водолаз» (глубокий вдох, задержка дыхания, плавный выдох)

Кинезиологические упражнения:

«Сарай – Дом с трубой - Пароход» - двумя руками

«Колечко» - двумя руками (на скорость)

Артикуляционные упражнения:

«Заборчик» - 10 сек.

«Окно» - 10 сек.

 «Лошадка» - 10 сек.

«Грибок» - 10 сек.

«Гармошка» - 10 раз        

Глазодвигательные упражнения:

Весь комплекс «Школа для глаз»:

«Стрельба глазами»

«Мотылёк»

«Заборчик»

«Совёнок»

«Глазки в домике»

«Восьмёрка горизонтальная»

2 неделя

Моя семья

1. Д/упр. «Чьи вещи?»

Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамина, папин, бабушкины, дедушкино… и пр.).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Крепкая семья ; 2. Семейные узы )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у мамы и бабушки?

                             2. Почему так называют: Предки?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 неделя

Цветущая весна

1. Д/и «Какой цветок?» (в поле – полевой, в саду -….)

Цель: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Цветущая весна ; 2. Фиалковые глаза )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как надолго сохранить срезанные цветы?

                             2. Почему так называют: Цветочница?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 неделя

Счастливое детство

1. Д/упр. «Кто на чём?»

Цель: активизировать словарь по темам: транспорт, город, формировать умение отвечать полным предложением

(я поеду НА машне, … НА трамвае и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Детство золотое ; 2.Дети – цветы жизни  )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Когда заканчивается детство?

                             2. Почему так называют: Детинушка?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Месяц

Неделя, тема

Рекомендации учителя-логопеда

/игры и упражнения для детей/

Развитие лексики, грамматического

строя, связной речи

Развитие звукопроизношения, звуко- и слогонаполняемости  слов

 

Октябрь

«Осень»

1 НЕДЕЛЯ Осенняя пора – очей очарование

1. Д/И  «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами гриб, ягода)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотая осень; 2. Сесть в лужу)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как сохранить воспоминания об осени?

2. Почему так называют: грибник, ягодник, листопад?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «Ль»

Лю-лю-лю — липу пилю.

Оле-оле — липа на поле.

Аля-аля — у липы Валя.

Или-или — мы лепили.

Или-или — вы учили.

Или-или — они ходили.

Ыль-ыль-ыль — дома пыль.

Оль-оль-оль — летала моль.

Ён-ён — на поле лен.

Ей-ей — воду лей.

Он-он-он — ем лимон.

Ить-ить — буду лепить.

Ить-ить — надо любить.

Еть-еть — не надо болеть.

Ит-ит-ит — лебедь летит.

Аль-аль-аль — Лене дали медаль.

Ель-ель — поет метель.

Пи-пи-пи — лейку купи.

Ле-ле-ле — ем суфле.

Ли-ли-ли — дольки дели.

Лю-лю-лю — Ленку люблю.

Инды-инды — туфли у Линды.

Ента-ента — у Ольги лента

Та-та-та — на кухне плита.

Ны-ны-ны — печем блины.

Удо-удо — надо блюдо.

Ята-ята — у львицы львята.

Ин-ин-ин — идет павлин.

Ом-ом-ом — летний дом.

Ок-ок-ок — лает бульдог.

Ол-ол-ол — иду на футбол.

Ом-ом-ом — надо Алику альбом.

Ет-ет-ет — купи бублик и омлет.

Оли-оли — ключик у Коли.

Ить-ить-ить — меня надо хвалить.

Ечка-ечка — блеет овечка.

Он-он-он — у Лены новый телефон.

Ан-ан-ан — дядя Леня великан.

Ан-ан-ан — Виталик хулиган.

Ин-ин-ин — Лида любит ванилин.

Онок-онок — болеет теленок.

Онок-онок — нам не надо пеленок.

2 НЕДЕЛЯ

Люди разных профессий нужны городу

1. Д/упр. «Что делает?» (люди разных профессий)

Цель: активизировать умение образовывать слова-действия от существительных (повар – варит, продавец – продаёт, лётчик – летает и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотые руки; 2. Работать спустя рукава)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как выбирают профессию?

2. Что будет, если не станет продавцов (учителей, врачей)?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

Если бы я жил в селе

1. Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи слова-признаки (антонимы: длинный-короткий, тёплый-прохладный, ясный-пасмурный, солнечный-дождливый).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. После дождичка в четверг. 2 Дрожит, как осиновый лист)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если листья не опадут, птицы не улетят, заяц и белка не поменяют цвет шубки?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 НЕДЕЛЯ

Я - исследователь

1. Д/и «Один - много»

Цель: закреплять умение образовывать множественное число существительных (слова по теме).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Слово – серебро, а молчание - золото;

2. Слово – не воробей…)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чем занимаются исследователи?

2. Почему так называют: эксперимент?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

5 НЕДЕЛЯ

Наш город

1. Д/и «Назови ласково»

Цель: активизировать использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (город – городок, улица – улочка, дом – домик и т.д.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Попасть не по адресу; 2. Строить воздушные замки)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как сделать город красивым?

2. Почему так называют улицы: Зелёная, Школьная, Озёрная и пр.?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Ноябрь

«Я – гражданин мира»

1 НЕДЕЛЯ

Симбирский край

1. . Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (чистая – грязная (улица), шумный – тихий (двор), маленький – большой (город), узкая - широкая (дорога) и т.д.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Махнуть рукой; 2. Держать себя в руках)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Если не будет сёл и деревень?

2. Почему так называют: родной край?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «Сь»

Ся-ся-ся — пасу гуся.

Си-си-си — сито неси.

Ася-ася — на сене Тася.

Асю-асю — буди Васю.

Ди-ди-ди — Сема, дома посиди.

Ома-ома — соседи у дома.

Има-има — у осины Сева и Сима.

Имы-имы — синяя бусина у Симы.

Усь-усь-усь — на воде гусь.

Ась-ась-ась — у мамы мазь(сь).

Есь-есь — сито повесь.

Ит-ит-ит — канат висит.

Ит-ит-ит — папа басит.

Ит-ит-ит — сын сидит.

Як-як — на ноге синяк.

Ой-ой-ой — идет дед седой.

Си-си-си — едет такси.

Си-си-си — письмо неси.

Ти-ти-ти — домой Костю пусти.

Астя-астя — поет песни Настя.

Етка-етка — у Васьки сетка.

Хи-хи-хи — у меня свои стихи.

Ети-ети — всюду дети.

Ум-ум-ум — у Кости костюм.

Им-им-им — его купит Максим.

2 НЕДЕЛЯ

Необъятная Россия

1. Д/упр. «Что где делают взрослые?»

Цель: уточнять употребление предлогов «В» и «На» в речи (В магазинее? В библиотеке? На заводе? На мебельной фабрике?  В музее? и т.д.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Всё горит в руках; 2. Мастер на все руки)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Без каких профессий нельзя обойтись в городе?

2. Почему так называют: экскурсовод, товаровед, машиностроитель?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

По странам и континентам

1. Д/И  «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами река, город, страна, материк)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Чужая сторона; 2. День год кормит)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Где у человека может быть дом?

2. Почему надо изучать иностранные языки?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 НЕДЕЛЯ

В мире животных

1. Д/упр. «Назови всю семью»

Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия диких животных и их детенышей. (волк – волчица – волчонок и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Гоняться за двумя зайцами; 2. Держать в ежовых рукавицах)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и неуклюжий?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Декабрь

«Зима»

1 НЕДЕЛЯ

Встреча зимы

1. . Д/упр. «Подбери словечко»

Цель: учит образовывать родственные слова.(СНЕГ – сугроб какой? человек из снега – это? Внучка Деда Мороза - … и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Злая зима; 2. Колючий ветер)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если зимой не выпадет снег?

2. Почему так называют: снегоход, гололёд, позёмка, снегопад?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «Зь»

Зи-зи-зи — Зину вези.

На-на-на — у дома бузина.

Зи-зи-зи — дома не бузи.

Ету-ету— купи газету.

Апь-апь — на воде зябь.

Юм-юм — ем изюм.

Ёт-ёт — Зине везет.

Атъ-ать-ать — не надо зевать.

Де-де-де — нитки везде.

Ми-ми-ми — тапки возьми.

Ма-ма-ма — идет Кузьма.

Та-та-та — книга взята.

До-до-до — иду на дзюдо.

Ин-ин-ин — купи Зине бензин.

Уть-уть-уть — хочу зевнуть.

Ень-ень — зимний день.

Ой-ой-ой — буду зябнуть зимой.

Ин-ин-ин — у дома новый магазин.

Аин-аин — пузатый хозяин.

2 НЕДЕЛЯ

Что из чего сделано (мастерская Деда Мороза)

1. Д/упр. «Из чего – какое?» (игрушки из дерева – деревянные, из металла -… и т.д.)

Цель: уточнять и активизировать в речи детей относительных прилагательных.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Сделать из мухи - слона; 2. Рукотворный мир)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Какой подарок лучше?

                             2. Почему так называют: Мастер своего дела?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

Самый славный зимний праздник

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как надо украшать ёлку?»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Утро вечера мудренее; 2. Как на иголках)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Почему взрослые не играют в игрушки?

                             2. Почему так называют: Новый год?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 НЕДЕЛЯ

Чтение сказок и стихов, пение песен, загадывание загадок и т.д.

ПРО  НОВЫЙ  ГОД

Январь

«Растём здоровыми и умными»

1 НЕДЕЛЯ

Зимние забавы

1. Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был снеговиком»

Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Не в свои сани…)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Почему праздник не может быть каждый день?

                             2. Почему так называют: Зимние забавы?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «С»

Са-са-са — это оса.

Са-са-са — у Сони коса.

Сы-сы-сы — у папы усы.

Сы-сы-сы — несу весы.

Су-су-су — бусы несу.

Ги-ги-ги — у Сони сапоги.

Ди-ди-ди — Саню посади.

Ака-ака — сытая собака.

Уда-уда — сухая посуда.

Ын-ын-ын — у мамы сын.

Ыт-ыт-ыт — Витя сыт.

Ас-ас-ас — у папы бас.

Ос-ос-ос — у сына нос.

Уп-уп-уп — у мамы суп.

Ам-ам-ам — ем сам.

Ос-ос-ос — новый насос.

Уд-уд-уд — несу сосуд.

Ок-ок-ок — надену носок.

Ак-ак-ак — на обед судак.

Ес-ес — иду на утес.

Ны-ны-ны — стадо у стены.

Не-не-не — не стучи по стене.

Та-та-та — на схеме счета.

Ти-ти-ти — свеча, свети.

Ат-ат-ат — купите Сане самокат.

Ас-ас-ас — хочет Соня ананас.

Ей-ей — дует, дует суховей.

2 НЕДЕЛЯ

Зимние сказки

1. Д/и «Скажи, какая? какой?» (сказочные персонажи)

Цель: активизировать словарь признаков.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Ни в сказке сказать, ни пером описать )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Нужны ли сказки взрослым? Почему?

                             2. Почему так называют: Зачин?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

Почемучкина неделя

1. Д/упр. «Потому что…» (Закончи предложения типа: стало темно, потому что…, Ваня рассмеялся, потому что… и т.п. )

Цель: активизировать умение строить предложение с союзом «Потому что»

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Руки коротки; 2. Без задних ног )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что появилось раньше – яйцо или курица?

                             2. Почему так называют: Любопытная Варвара?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Февраль

«Слава России»

1 НЕДЕЛЯ

Прошлое и настоящее Государства Российского

1. Д/и «Один - много»

Цель: активизировать  умение образовывать множественное число существительных со словом «МНОГО» (слова по теме)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. За тридевять земель ; 2. Где родился, там и пригодился… )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Родина там, где родился или где живёшь?

                             2. Почему так называют: Правительство?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «З»

За -за — у Зои коза.

Зу-зу — тазы везу.

Аза-аза — у Заи ваза.

Оне-оне — бизоны на газоне.

Ава-ава — музыка забава.

Аты-аты — на небе закаты.

Уда-уда — Зина зануда.

Ат-ат-ат — на небе закат.

Ык-ык-ык — у Дуни язык.

Ок-ок-ок — на доме замок.

От-от-от — гудит завод.

Ит-ит-ит — нога зудит.

Ить-ить-итъ — надо мячик забить.

Амя-амя — на доме знамя.

Аки-аки — у Зака знаки.

Ачу-ачу — дай Заку с(з)дачу.

Я-я-я — у Зои змея.

Ок-ок-ок — зайчик ездок.

Эк-эк-эк — возчик узбек.

Ать-атъ-атъ — надо Зайку позвать.

Ойки-ойки — зонтик у Зойки.

Ать-ать-ать — чемодан заказать.

Уза-уза — в воде медуза.

Ок-ок-ок — звенит звонок.

Ок-ок-ок — зайчик ездок.

Эк-эк-эк — возчик узбек.

Ать-атъ-атъ — надо Зайку позвать.

Ойки-ойки — зонтик у Зойки.

2 НЕДЕЛЯ

В мире знаменитых людей

 2. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами писатель, музыкант, художница и пр.)

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными (один музыкант, два музыканта, ….пять музыкантов; … - чётко проговаривать окончания слов).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Прогреметь на весь мир ; 2. Все краски жизни )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как можно прославиться?

                             2. Почему так называют: Знаменитость?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

Россия талантами полна

1. Д/упр. «Кому - что»

Цель: активизировать предметный словарь по темам: профессии – инструменты, развивать словесно-логическое мышление.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Что посеешь, то и пожнешь ; 2. Золотой человек )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Какая польза от Музыки/ литературы/ живописи?

                             2. Почему так называют: Уникум?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 НЕДЕЛЯ

Наши Защитники

1. Д/и «Назови по имени ласково»

Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мужские имена)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Жизнь прожить – не поле перейти ; 2. Тяжело в учении – легко в бою)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Для чего нужна армия?

                             2. Почему так называют: Разведчик? Пограничник?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Март

«При солнышке – тепло, при матери - добро»

1 НЕДЕЛЯ

Мамина неделя

1. Д/и «Назови по имени ласково»

Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (женские имена)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Ласковые руки ; 2. Золотое сердце )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у мамы и бабушки?

                             2. Почему так называют: Многодетная?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «Л»

Ла-ла-ла — у папы пила.

Ла-ла-ла — Мила воду пила.

Ла-ла-ла — вола вела.

Лы-лы-лы — я мою полы.

Лы-лы-лы — на поле голы.

Ко-ко-ко — пей, Володя, молоко.

Ода-ода — у дома колода.

Ыл-ыл-ыл — я дома был.

Ал-ал-ал — Даня мал.

Ыл-ыл-ыл — он лоб мыл.

Ук-ук-ук — Дима ел лук.

Ил-ил-ил — Дима воду пил.

Ол-ол-ол — Витя мыл пол.

Ал-ал-ал — купи пенал.

Ил-ил-ил — папа ходил.

Ал-ал-ал — сын упал.

Ат-ат-ат — надень халат.

Уп-уп-уп — у деда тулуп.

Елка-елка — на дубе белка.

Алка-алка — на ветке галка.

Олка-олка — папина полка.

Ампа-ампа — мамина лампа.

Ук-ук-ук — у Ланы белый каблук.

Ул-ул-ул — Володя Ладе махнул.

Ол-ол-ол — иду на футбол.

Он-он-он — на доме балкон.

Ал-ал-ал — еду я на Байкал.

Ок-ок-ок — у Клавы клубок.

Ок-ок-ок — у Влада платок.

Он-он-он — на полке флакон.

Ил-ил-ил — Михаил победил.

Ил-ил-ил — логопед научил.

Ил-ил-ил — «холодок» я купил.

Ал-ал-ал — молоток увидал.

Ок-ок-ок — я пеку колобок.

Ек-ек — идет человек.

Ел-ел — колокол гудел.

2 НЕДЕЛЯ

Творческая мастерская

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как я помогаю по дому?»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Горит в руках ; 2. Трудится, как пчёлка)

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Женственная, это какая?

                             2. Почему так называют: Хлопотунья?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

Весна – красна

1. Д/упр. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (холодный – тёплый, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, чистый – грязный).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Лёд тронулся ; 2. Весна света, весна воды, весна травы )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Почему лето сразу после зимы не бывает?

                   2. Почему так называют: ледоход? подснежник? проталина?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 НЕДЕЛЯ

В гостях у сказки

Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был Буратино (была Дюймовочкой)»

Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Добрый молодец ; 2. Семеро одного не ждут )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличаются писатель и сказочник?

                             2. Почему так называют: Лукоморье?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Апрель

«Хочу всё знать»

1 НЕДЕЛЯ

Машины – помощники (бытовая техника)

1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словосочетаниями  )

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с словосочетаниями (один сотовый телефон, ….пять сотовых телефонов; одна стиральная машинка,… пять стиральных машинок - чётко проговаривать окончания слов).

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Пускать пыль в глаза; 2. В мгновение ока )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. чем отличаются веник и пылесос?

                             2. Почему так называют: Мультиварка?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «Р»

Ра-ра-ра — у горы нора.

Ра-ра-ра — на дубе кора.

Ара-ара — у Раи Мара.

Ора-ора — у Веры Кора.

Ры-ры-ры — дома комары.

Ры-ры-ры — у папы топоры.

Га-га-га — у повара курага.

Аха-аха — у Романа рубаха.

Ета-ета — на небе ракета.

Ов-ов-ов — у дороги ров.

От-от-от — у кота рот.

Ар-ар-ар — у воды пар.

Ыть-ыть — не надо рыть.

Ак-ак-ак — идет рыбак.

Ир-ир-ир — у Вяты кефир.

Ор-ор-ор — поет Егор.

Ор-ор-ор — у Вовы топор.

Ор-ор-ор — рычит мотор.

Ать-ать-ать — Федор, не надо рыдать.

Ра-ра-ра — начата игра.

Ро-ро-ро — у Коры ведро.

Ры-ры-ры — у Иры ковры.

Ат-ат-ат — тигры рычат.

Орда-орда — у выдры морда.

Учка-учка — на парте ручка.

Ба-ба-ба — труби труба.

Па-па-па — у пруда тропа.

Ва-ва-ва — руби дрова.

Ве-ве-ве — дрова на траве.

Ови-ови — у Прони брови.

Ага-ага — город Прага.

Ать-атъ — купи Марку тетрадь.

Офь-офь — потру Ромке морковь.

Ан-ан-ан — это мой карман.

Ак-ак-ак — у дороги овраг(к).

Он-он-он — подай черный картон.

Ун-ун-ун — братик драчун.

Ок-ок-ок — прадед купит творог.

Ить-ить-ить — не надо грубить.

Арь-арь-арь — у ворот вратарь.

Ин-ин-ин — у кровати графин.

Ро-ро-ро — будем творить добро.

Ок-ок-ок — дует ветер-ветерок.

Ок-ок-ок — на реке катерок.

Ан-ан-ан — у Романа барабан.

От-от-от — мы идем на огород.

От-от-от — на море пароход.

Ор-ор-ор — купим новый монитор.

2 НЕДЕЛЯ

Космос

1. Д/упр «Запомни и повтори» (названия планет солнечной системы)

Цель: активизировать словарный запас по теме, развивать произвольную слуховую память.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. На краю света ; 2. Видимо-невидимо )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если исчезнет земное притяжение?

                             2. Почему так называют: Вселенная?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

Безопасность на улицах города

1. Д/упр. «Кто на чём?»

Цель:: активизировать навыки словообразования существительных от существительных (на тракторе – тракторист, на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде… и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Опасный перекрёсток ; 2. Злостный нарушитель )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у светофора и регулировщика?

                             2. Почему так называют: Зебра?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 НЕДЕЛЯ

Не играй с огнём

1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Почему нельзя играть с огнём?»

Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему.

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Не смыкая глаз ; 2. Нет дыма без огня )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чем полезна и чем опасна профессия пожарного?

                             2. Почему так называют: Тревога (пожарная)?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

Май

«Дети-детство-радость»

1 НЕДЕЛЯ

Праздник Победы

1. Д/упр. «Скажи, какой (какая)?»

Цель: активизировать словарь признаков, умение подбирать прилагательные к существительным (по теме)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Дороже жизни ; 2. До последнего вздоха )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как становятся героями?

                             2. Почему так называют: Предатель?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

ЗВУК «Рь»

Рю-рю-рю — я еду варю.

Ря-ря-ря — на море заря.

Рю-рю-рю — духи дарю.

Ири-ири — у Бори гири.

Ова-ова — Рита — рева.

Ри-ри-ри — на море дикари.

Ря-ря-ря — Ирина у фонаря.

Ре-ре-ре — ребята на горе.

Га-га-га — у реки берега.

Ны-ны-ны — на дереве ревуны.

Ины-ины — четыре Марины.

Яды-яды — у Марины наряды.

Иф-иф-иф — на море риф.

Орь-орь — у Риты корь.

Ерь-ерь — Роме верь.

Ерь-ерь — маме верь.

Як-як-як — идет моряк.

Юк-юк-юк — я ем урюк.

Арь-арь — горит фонарь.

Ерь-ерь — маме поверь.

Им-им-им — курит Кирим.

Ить-ить-ить — не надо курить.

Ак-ак-ак — у Арика буряк.

Ба-ба-ба — идет борьба.

Ре-ре-ре — Зорька на горе.

Ра-ра-ра — Борька у ведра.

Ата-ата — на речке ребята.

Удри-удри — у Борьки кудри.

Ги-ги-ги — время береги.

Ива-ива — у коня грива.

Ери-ери — гири у двери.

Юки-юки — на Юре брюки.

Арь-арь-арь — хочу букварь.

Яд-яд — читаю подряд.

Иты-иты — мягкий коврик у Риты.

Ить-ить-ить — не надо мудрить.

Ре-ре-ре — ребенок на горе.

Ав-ав-ав — дырявый рукав.

Ит-ит-ит — горит габарит.

Иты-иты — порядок у Риты.

Ить-ить-ить — мама учит говорить.

Ина-ина — поверит Дане Марина.

Чок-чок — Игорек морячок.

2 НЕДЕЛЯ

Моя семья

1. Д/упр. «Чьи вещи?»

Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамина, папин, бабушкины, дедушкино… и пр.)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Седьмая вода на киселе ; 2. Семейные узы )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у папы и дедушки?

                             2. Почему так называют: Прародители?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

3 НЕДЕЛЯ

Экологическая мозаика

1. Д/и «Кто что делает?»

Цель: активизировать глагольный словарь.(по теме)

2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Гудит, как улей ; 2. Мухи не обидит )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Как сохранить родную природу?

                             2. Почему так называют: Муравейник?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.

4 НЕДЕЛЯ

Здравствуй, школа!

1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 10 – школьные принадлежности )

Цель: активизировать умение согласовывать в речи  числительные с существительными, активизировать словарь по теме.

 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Детство беззаботное ; 2.Ступенька к взрослой жизни  )

Цель: развивать умение строить умозаключения.

3. Проблемные вопросы: 1. Чему учат в школе?

                          2. Почему так называют: Первоклассник? Одноклассники?

Цель: развивать навыки речи-рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»

Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...

"Логопедические пятиминутки"

Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....

Логопедическая пятиминутка

Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...

Логопедические пятиминутки

Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также  применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива!  Хорошая речь — важное условие всестороннего ...

Логопедические пятиминутки для детей с нарушением зрения.

Логопедические пятиминутки по речевому развитию детей в помощь воспитателям для работы с детьми с нарушеним зрения....