"Логопедические пятиминутки"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методические рекомендации по организации взаимодействия в работе учителя-логопеда и воспитателей групп общеразвивающей направленности в рамках реализации Положения об оказании логопедической помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические пятиминутки в средней, старшей, подготовительной группах для детей с ТНР. | 753.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области»
Методические рекомендации
по организации взаимодействия в работе учителя-логопеда и воспитателей групп общеразвивающей направленности в рамках реализации Положения об оказании логопедической помощи.
Автор: Лукьянова Юлия Валентиновна
учитель-логопед
контактный телефон - 89020017359
В аспекте реализации Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного распоряжениям Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75, педагогами дошкольных образовательных учреждений реализуются следующие задачи:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями peчи;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы.
А так же, одной из важнейших задач является организация пропедевтической (профилактической) логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам.
В группах общеразвивающей направленности воспитатель является ведущим специалистом, разрабатывающим на основе Основной образовательной программы: рабочую программу, перспективное планирование и т.д.; осуществляющим комплексную диагностику, которая помогает определить уровень знаний и навыков детей (в том числе по речевому развитию), выявить воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, реализующим весь воспитательно-образовательный процесс.
Ведущая роль логопеда в организации пропедевтической (профилактической) логопедической работы объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает возрастные нормы речевого развития, речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с низким уровнем речевого развития, с дефектами речи. Этот факт подтверждает актуальность совместной работы логопедов и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников детских дошкольных учреждений в группах общеразвивающей направленности.
От качества совместной работы учителя-логопеда и воспитателей групп общеразвивающей направленности зависит успех речевого развития каждого дошкольника в группе , что повлияет и на подготовку ребенка к школе, и на обучение в начальных классах. У логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, ему известны рабочие, проверенные методики и приемы. Воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр. Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества являются специально разработанные логопедические пятиминутки, которые воспитатель будет включать в режимные моменты.
Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических игр, упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. В нее могут входить игры и упражнения (в соответствии с особенностями каждой возрастной группы) для коррекции:
∙ фонетико-фонематических нарушений;
∙ нарушений просодики;
∙ нарушений лексико-грамматического компонента русского языка;
∙ расстройств общей и мелкой моторики;
∙ расстройств артикуляционной моторики;
∙ несформированости связной речи.
В структуру данного методического пособия входит 3 комплекса логопедических пятиминуток для дошкольников средней группы (приложение 1), старшей группы (приложение 2) и подготовительной группы (приложение 3). Каждый комплекс разработан на основе тематического планирования и направлен на коррекцию определённых компонентов речи, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Таким образом, проводимые профилактические мероприятия – Логопедические пятиминутки и ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволит сократить количество детей с нарушениями речи.
Список литературы:
Волина В.В. Учимся играя., 1994г.
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР., 2012г.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др, 2019г.
Куликовская Т.А. Артикуляционная азбука , 2005г.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова, 2007г.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, 1980г.
Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет, 2012г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации учителя-логопеда /игры и упражнения для детей/ | ||||
Месяц | Неделя, тема | Развитие лексики, грамматического строя, связной речи | Дыхательные, артикуляционные, кинезиологические, глазодвигательные упражнения | |
Октябрь «Осень» | 1 неделя Осенняя пора – очей очарование | 1. Д/И «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами гриб, ягода) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотая осень; 2. Сесть в лужу) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как сохранить воспоминания об осени? 2. Почему так называют: грибник, ягодник, листопад? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Сдуй листок с ладошки» «Узнай по запаху» (овощи-фрукты) Кинезиологические упражнения: 1. «Кулак-ребро-ладонь» 2. «Колечко» - правой рукой - правой рукой - левой рукой - левой рукой - двумя руками - двумя руками Артикуляционные упражнения: «Заборчик» - 10 сек. «Окно» - 10 сек. «Заборчик - Окно» - 10 раз «Блинчик» - 10 сек. «Качели» - 10 раз. Глазодвигательные упражнения: «Стрельба глазами» «Мотылёк» | |
2 неделя Что изменилось в природе? | 1. Д/упр. «Скажи наоборот» Цель: активизировать в речи слова-признаки (антонимы: длинный-короткий, тёплый-прохладный, ясный-пасмурный, солнечный-дождливый). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. После дождичка в четверг. 2 Дрожит, как осиновый лист) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если листья не опадут, птицы не улетят, заяц и белка не поменяют цвет шубки? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Кто где работает? | 1. Д/упр. «Что делает?» (люди разных профессий) Цель: активизировать умение образовывать слова-действия от существительных (повар – варит, продавец – продаёт, лётчик – летает и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотые руки; 2. Работать спустя рукава) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как выбирают профессию? 2. Что будет, если не станет продавцов (учителей, врачей)? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
4 неделя Транспорт | 1. Д/и «Один - много» Цель: закреплять умение образовывать множественное число существительных (автобус – автобусы, поезд - поезда… - чётко проговаривать окончания слов). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Тише едешь – дальше будешь; 2. Вставлять палки в колёса) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличается самолёт от ракеты? 2. Почему так называют: самолёт, вертолёт, самосвал, бензовоз? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
5 неделя Наш город | 1. Д/и «Назови ласково» Цель: активизировать использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (город – городок, улица – улочка, дом – домик и т.д.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Попасть не по адресу; 2. Строить воздушные замки) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как сделать город красивым? 2. Почему так называют улицы: Зелёная, Школьная, Озёрная и пр.? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
Ноябрь «Мы живём в Поволжье» | 1 неделя Симбирский край | 1. . Д/упр. «Скажи наоборот» Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (чистая – грязная (улица), шумный – тихий (двор), маленький – большой (город), узкая - широкая (дорога) и т.д.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Махнуть рукой; 2. Держать себя в руках) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Если не будет сёл и деревень? 2. Почему так называют: родной край? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Поиграем животиком» (Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар) «Вокализация выдоха» (+ четкая артикуляция гласных), Кинезиологические упражнения: 1. «Дом – Ёжик - Замок» 2. «Колечко» - правой рукой - правой рукой - левой рукой - левой рукой - двумя руками - двумя руками Артикуляционные упражнения: «Заборчик - Окно» - 10 раз «Блинчик» - 10 сек. «Парус» - 10 сек. «Индюк» - 10 сек.. (по верхним резцам) Глазодвигательные упражнения: + к предыдущим: «Заборчик» «Совёнок» | |
2 неделя Где трудятся жители нашего города, области | 1. Д/упр. «Что где делают взрослые?» Цель: уточнять употребление предлогов «В» и «На» в речи (В магазинее? В библиотеке? На заводе? На мебельной фабрике? В музее? и т.д.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Всё горит в руках; 2. Мастер на все руки) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Без каких профессий нельзя обойтись в городе? 2. Почему так называют: экскурсовод, товаровед, машиностроитель? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Волга - труженица | 1. Д/И «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами река, удочка, лодка, теплоход, мост) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Волга - труженица; 2. День год кормит) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как река может накормить? 2. Почему надо беречь водоёмы от загрязнения? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
4 неделя Как животные к зиме готовятся? | 1. Д/упр. «Назови всю семью» Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия диких животных и их детенышей. (волк – волчица – волчонок и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Гоняться за двумя зайцами; 2. Держать в ежовых рукавицах) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и неуклюжий? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
Декабрь «Зима» | 1 неделя Встреча зимы | 1. . Д/упр. «Подбери словечко» Цель: учит образовывать родственные слова.(СНЕГ – сугроб какой? человек из снега – это? Внучка Деда Мороза - … и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Злая зима; 2. Колючий ветер) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если зимой не выпадет снег? 2. Почему так называют: снегоход, гололёд, позёмка, снегопад? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Снежинка тает на ладошке» «Выдох, открытые глаза, вдох (губы округлены, выдыхаемая воздушная струя тёплая), закрытые глаза» Кинезиологические упражнения: 1. «Зайчик – Колечко - Цепочка» 2. «Фонарики» - правой рукой - правой рукой - левой рукой - левой рукой - двумя руками - двумя руками Артикуляционные упражнения: «Заборчик - Окно» - 10 раз «Блинчик» - 10 сек. «Киска сердится» - 10 сек. «Парус» - 10 сек. «Индюк» - 10 сек.. (по верхним резцам) Глазодвигательные упражнения: + к предыдущим: «Глазки в домике» «Восьмёрка горизонтальная» | |
2 неделя В зоопарке | 1. Д/упр. «Назови со словом «Много» Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия животных жарких и холодных стран, развивать умение образовывать множественное число существительных.(крокодил – много крокодилов, обезьяна – много обезьян.). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Сделать из мухи - слона; 2. Вертеться, как белка в колесе) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как река может накормить? 2. Почему так называют: зоопарк, травоядный, носорог, всеядный? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Самый славный зимний праздник | 1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как надо украшать ёлку?» Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Утро вечера мудренее; 2. Как на иголках) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Почему взрослые не играют в игрушки? 2. Почему так называют: Новый год? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
4 неделя Новогодний праздник | подготовка к новогоднему утреннику Чтение сказок и стихов, пение песен, загадывание загадок и т.д. ПРО НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК | |||
Январь «Растём здоровыми и умными» | 1 неделя Зимние забавы | 1. Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был снежинкой» Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Не в свои сани…) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Почему праздник не может быть каждый день? 2. Почему так называют: Зимние забавы? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Руки вверх (вдох) – вниз (выдох)» «Согрей ладошки» (носом вдох, выдох ртом – губы округлены) Кинезиологические упражнения: 1. «Зайчик – Коза - Вилка» 2. «Колечко» - правой рукой - правой рукой - левой рукой - левой рукой - двумя руками - двумя руками Артикуляционные упражнения: «Заборчик - Окно» - 10 раз «Киска сердится» - 10 сек. «Парус» - 10 сек. «Индюк» - 10 сек.. (по верхним резцам) «Чашечка» - 10 сек. Глазодвигательные упражнения: Весь комплекс «Школа для глаз»: «Стрельба глазами» «Мотылёк» «Заборчик» «Совёнок» «Глазки в домике» «Восьмёрка горизонтальная» | |
2 неделя Зимние сказки
| 1. Д/и «Один - много» Цель: активизировать умение образовывать множественное число существительных со словом «МНОГО» (волшебные предметы) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Ни в сказке сказать, ни пером описать ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Для чего нужны сказки? 2. Почему так называют: Присказка? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Проектная неделя «Тик и Так» | 1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами ребенок, взрослый, человек) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными чётко проговаривать окончания слов. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Прогреметь на весь мир ; 2. Все краски жизни ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как можно прославиться? 2. Почему так называют: Знаменитость? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
Февраль «Слава России» | 1 неделя Почемучкина неделя | 1. Д/упр. «Потому что…» (Закончи предложения типа: стало темно, потому что…, Ваня рассмеялся, потому что… и т.п. ) Цель: активизировать умение строить предложение с союзом «Потому что» 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Руки коротки; 2. Без задних ног ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что появилось раньше – яйцо или курица? 2. Почему так называют: Любопытная Варвара? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Дракон» (дышать поочередно через каждую ноздрю) «Поиграем животиком» Кинезиологические упражнения: 1. «Флажок – Рыбка - Лодочка» 2. «Колечко» - правой рукой - правой рукой - левой рукой - левой рукой - двумя руками - двумя руками Артикуляционные упражнения: «Заборчик - Окно» - 10 раз «Чашечка» - 10 сек. «Парус» - 10 сек. «Маляр» - 10 сек. Глазодвигательные упражнения: Весь комплекс «Школа для глаз»: «Стрельба глазами» «Мотылёк» «Заборчик» «Совёнок» «Глазки в домике» «Восьмёрка горизонтальная» | |
2 неделя Работы разные важны | 1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 с названиями профессий) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными (один повар, два повара, ….пять поваров; … - чётко проговаривать окончания слов). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Как выжатый лимон ; 2. Не в своей тарелке ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличается врач от ветеринара? 2. Почему так называют: Скорая помощь? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Славная наша Россия | 1 Д/и «Назови по имени ласково» Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мужские имена) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. За тридевять земель ; 2. Пропустить мимо ушей ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. С чего начинается Родина? 2. Почему так называют: Столица? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
4 неделя Наши Защитники | 1. Д/и «Кто где служит» Цель: активизировать образование существительных от словосочетаний (в танковых войсках – танкист, в десантных войсках – десантник, и т.д.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. У страха глаза велики ; 2. Тяжело в учении – легко в бою) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Для чего нужна армия? 2. Почему так называют: Окоп? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
Март «При солнышке – тепло, при матери - добро» | 1 неделя Мамина неделя | 1.Д/и «Назови по имени ласково» Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (женские имена). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Ласковый взгляд ; 2. Золотые волосы ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у мамы и бабушки? 2. Почему так называют: Многодетная? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Розочка и одуванчик» (нюхаем розу, сдуваем одуванчик) «Каша кипит» (Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф».)
Кинезиологические упражнения: 1.«Ножницы – Собака - Лошадка» 2.«Колечко» - правой рукой - правой рукой - левой рукой - левой рукой - двумя руками - двумя руками Артикуляционные упражнения: «Заборчик» - 10 сек. «Окно» - 10 сек. «Чашечка» - 10 сек. «Парус» - 10 сек. «Маляр» - 10 сек. Глазодвигательные упражнения: Весь комплекс «Школа для глаз»: «Стрельба глазами» «Мотылёк» «Заборчик» «Совёнок» «Глазки в домике» «Восьмёрка горизонтальная» | |
2 неделя Говорят, у мамы – руки золотые | 1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как я помогаю маме и бабушке?» Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Добрые руки ; 2. Трудится, как пчёлка) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Женские дела и неженские? 2. Почему так называют: Рукодельница? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Я и другие люди | 1. Д/и «Скажи, какая?» Цель: активизировать словарь признаков. (Я назову кого-либо , а вы скажите, какая она (какой он): по росту, по внешности, по настроению, по характеру и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Сгореть от стыда; 2. Плясать под чужую дудку ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как слелать грустного человека весёлым, ленивого - трудолюбивым? 2. Почему так называют: длинноволосый, голубоглазый? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
4 неделя В гостях у сказки | 1. Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был колобком» Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Красная девица ; 2. На тарабарском языке ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличаются писатель и сказочник? 2. Почему так называют: Сказочник? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
5 неделя Весна – красна | 1. Д/упр. «Скажи наоборот» Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (холодный – тёплый, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, чистый – грязный). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Лёд тронулся ; 2. Первая ласточка ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Почему весна приходит после зимы, а не после осени? 2. Почему так называют: первоцвет? подснежник? проталина? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
Апрель «Хочу всё знать» | 1 неделя Машины – помощники (бытовая техника) | 1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словом телефон, ) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с словосочетаниями (один сотовый телефон, ….пять сотовых телефонов; одна стиральная машинка,… пять стиральных машинок - чётко проговаривать окончания слов). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Скрутить в бараний рог; 2. В мгновение ока ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Откуда мы получаем информацию? 2. Почему так называют: Мобильный? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Ветер» (глубокий вздох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять попеременно звук вввввввв) «Гуси летят» (Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у».) Кинезиологические упражнения: 1. «Гусь – Курица - Петух» 2. «Колечко» - правой рукой - правой рукой - левой рукой - левой рукой - двумя руками - двумя руками Артикуляционные упражнения: «Заборчик» - 10 сек. «Окно» - 10 сек. «Парус» - 10 сек. «Маляр» - 10 сек. «Лошадка» - 10 сек. Глазодвигательные упражнения: Весь комплекс «Школа для глаз»: «Стрельба глазами» «Мотылёк» «Заборчик» «Совёнок» «Глазки в домике» «Восьмёрка горизонтальная» | |
2 неделя Космос | 1. Д/упр «Запомни и повтори» (названия планет солнечной системы) Цель: активизировать словарный запас по теме, развивать произвольную слуховую память. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. На краю света ; 2. Видимо-невидимо ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если исчезнет земное притяжение? 2. Почему так называют: Вселенная? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Как вести себя на улице | 1. Д/упр. «Кто на чём?» Цель:: активизировать навыки словообразования существительных от существительных (на тракторе – тракторист, на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде… и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Опасный перекрёсток ; 2. Злостный нарушитель ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у светофора и регулировщика? 2. Почему так называют: Зебра? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
4 неделя Не играй с огнём | 1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Почему нельзя играть с огнём?» Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Пустить красного петуха ; 2. Нет дыма без огня ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чем полезна и чем опасна профессия пожарного? 2. Почему так называют: Сирена (пожарная)? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
Май «Дети-детство-радость» | 1 неделя Наши герои | 1. Д/упр. «Скажи, какой (какая)?» Цель: активизировать словарь признаков, умение подбирать прилагательные к существительным (по теме) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Дороже жизни ; 2. До последнего вздоха ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как становятся героями? 2. Почему так называют: Предатель? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | Дыхательные упражнения: «Радуга, обними меня» (Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо). «Водолаз» (глубокий вдох, задержка дыхания, плавный выдох) Кинезиологические упражнения: «Сарай – Дом с трубой - Пароход» - двумя руками «Колечко» - двумя руками (на скорость) Артикуляционные упражнения: «Заборчик» - 10 сек. «Окно» - 10 сек. «Лошадка» - 10 сек. «Грибок» - 10 сек. «Гармошка» - 10 раз Глазодвигательные упражнения: Весь комплекс «Школа для глаз»: «Стрельба глазами» «Мотылёк» «Заборчик» «Совёнок» «Глазки в домике» «Восьмёрка горизонтальная» | |
2 неделя Моя семья | 1. Д/упр. «Чьи вещи?» Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамина, папин, бабушкины, дедушкино… и пр.). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Крепкая семья ; 2. Семейные узы ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у мамы и бабушки? 2. Почему так называют: Предки? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
3 неделя Цветущая весна | 1. Д/и «Какой цветок?» (в поле – полевой, в саду -….) Цель: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Цветущая весна ; 2. Фиалковые глаза ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как надолго сохранить срезанные цветы? 2. Почему так называют: Цветочница? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | |||
4 неделя Счастливое детство | 1. Д/упр. «Кто на чём?» Цель: активизировать словарь по темам: транспорт, город, формировать умение отвечать полным предложением (я поеду НА машне, … НА трамвае и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Детство золотое ; 2.Дети – цветы жизни ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Когда заканчивается детство? 2. Почему так называют: Детинушка? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Месяц | Неделя, тема | Рекомендации учителя-логопеда /игры и упражнения для детей/ | |
Развитие лексики, грамматического строя, связной речи | Развитие звукопроизношения, звуко- и слогонаполняемости слов | ||
Октябрь «Осень» | 1 НЕДЕЛЯ Осенняя пора – очей очарование | 1. Д/И «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами гриб, ягода) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотая осень; 2. Сесть в лужу) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как сохранить воспоминания об осени? 2. Почему так называют: грибник, ягодник, листопад? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «Ль» Лю-лю-лю — липу пилю. Оле-оле — липа на поле. Аля-аля — у липы Валя. Или-или — мы лепили. Или-или — вы учили. Или-или — они ходили. Ыль-ыль-ыль — дома пыль. Оль-оль-оль — летала моль. Ён-ён — на поле лен. Ей-ей — воду лей. Он-он-он — ем лимон. Ить-ить — буду лепить. Ить-ить — надо любить. Еть-еть — не надо болеть. Ит-ит-ит — лебедь летит. Аль-аль-аль — Лене дали медаль. Ель-ель — поет метель. Пи-пи-пи — лейку купи. Ле-ле-ле — ем суфле. Ли-ли-ли — дольки дели. Лю-лю-лю — Ленку люблю. Инды-инды — туфли у Линды. Ента-ента — у Ольги лента Та-та-та — на кухне плита. Ны-ны-ны — печем блины. Удо-удо — надо блюдо. Ята-ята — у львицы львята. Ин-ин-ин — идет павлин. Ом-ом-ом — летний дом. Ок-ок-ок — лает бульдог. Ол-ол-ол — иду на футбол. Ом-ом-ом — надо Алику альбом. Ет-ет-ет — купи бублик и омлет. Оли-оли — ключик у Коли. Ить-ить-ить — меня надо хвалить. Ечка-ечка — блеет овечка. Он-он-он — у Лены новый телефон. Ан-ан-ан — дядя Леня великан. Ан-ан-ан — Виталик хулиган. Ин-ин-ин — Лида любит ванилин. Онок-онок — болеет теленок. Онок-онок — нам не надо пеленок. |
2 НЕДЕЛЯ Люди разных профессий нужны городу | 1. Д/упр. «Что делает?» (люди разных профессий) Цель: активизировать умение образовывать слова-действия от существительных (повар – варит, продавец – продаёт, лётчик – летает и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Золотые руки; 2. Работать спустя рукава) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как выбирают профессию? 2. Что будет, если не станет продавцов (учителей, врачей)? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ Если бы я жил в селе | 1. Д/упр. «Скажи наоборот» Цель: активизировать в речи слова-признаки (антонимы: длинный-короткий, тёплый-прохладный, ясный-пасмурный, солнечный-дождливый). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. После дождичка в четверг. 2 Дрожит, как осиновый лист) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если листья не опадут, птицы не улетят, заяц и белка не поменяют цвет шубки? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
4 НЕДЕЛЯ Я - исследователь | 1. Д/и «Один - много» Цель: закреплять умение образовывать множественное число существительных (слова по теме). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Слово – серебро, а молчание - золото; 2. Слово – не воробей…) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чем занимаются исследователи? 2. Почему так называют: эксперимент? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
5 НЕДЕЛЯ Наш город | 1. Д/и «Назови ласково» Цель: активизировать использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (город – городок, улица – улочка, дом – домик и т.д.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Попасть не по адресу; 2. Строить воздушные замки) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как сделать город красивым? 2. Почему так называют улицы: Зелёная, Школьная, Озёрная и пр.? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
Ноябрь «Я – гражданин мира» | 1 НЕДЕЛЯ Симбирский край | 1. . Д/упр. «Скажи наоборот» Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (чистая – грязная (улица), шумный – тихий (двор), маленький – большой (город), узкая - широкая (дорога) и т.д.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Махнуть рукой; 2. Держать себя в руках) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Если не будет сёл и деревень? 2. Почему так называют: родной край? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «Сь» Ся-ся-ся — пасу гуся. Си-си-си — сито неси. Ася-ася — на сене Тася. Асю-асю — буди Васю. Ди-ди-ди — Сема, дома посиди. Ома-ома — соседи у дома. Има-има — у осины Сева и Сима. Имы-имы — синяя бусина у Симы. Усь-усь-усь — на воде гусь. Ась-ась-ась — у мамы мазь(сь). Есь-есь — сито повесь. Ит-ит-ит — канат висит. Ит-ит-ит — папа басит. Ит-ит-ит — сын сидит. Як-як — на ноге синяк. Ой-ой-ой — идет дед седой. Си-си-си — едет такси. Си-си-си — письмо неси. Ти-ти-ти — домой Костю пусти. Астя-астя — поет песни Настя. Етка-етка — у Васьки сетка. Хи-хи-хи — у меня свои стихи. Ети-ети — всюду дети. Ум-ум-ум — у Кости костюм. Им-им-им — его купит Максим. |
2 НЕДЕЛЯ Необъятная Россия | 1. Д/упр. «Что где делают взрослые?» Цель: уточнять употребление предлогов «В» и «На» в речи (В магазинее? В библиотеке? На заводе? На мебельной фабрике? В музее? и т.д.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Всё горит в руках; 2. Мастер на все руки) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Без каких профессий нельзя обойтись в городе? 2. Почему так называют: экскурсовод, товаровед, машиностроитель? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ По странам и континентам | 1. Д/И «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами река, город, страна, материк) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными (чётко проговаривать окончания слов) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Чужая сторона; 2. День год кормит) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Где у человека может быть дом? 2. Почему надо изучать иностранные языки? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
4 НЕДЕЛЯ В мире животных | 1. Д/упр. «Назови всю семью» Цель: уточнять и активизировать в речи детей названия диких животных и их детенышей. (волк – волчица – волчонок и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Гоняться за двумя зайцами; 2. Держать в ежовых рукавицах) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и неуклюжий? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
Декабрь «Зима» | 1 НЕДЕЛЯ Встреча зимы | 1. . Д/упр. «Подбери словечко» Цель: учит образовывать родственные слова.(СНЕГ – сугроб какой? человек из снега – это? Внучка Деда Мороза - … и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Злая зима; 2. Колючий ветер) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если зимой не выпадет снег? 2. Почему так называют: снегоход, гололёд, позёмка, снегопад? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «Зь» Зи-зи-зи — Зину вези. На-на-на — у дома бузина. Зи-зи-зи — дома не бузи. Ету-ету— купи газету. Апь-апь — на воде зябь. Юм-юм — ем изюм. Ёт-ёт — Зине везет. Атъ-ать-ать — не надо зевать. Де-де-де — нитки везде. Ми-ми-ми — тапки возьми. Ма-ма-ма — идет Кузьма. Та-та-та — книга взята. До-до-до — иду на дзюдо. Ин-ин-ин — купи Зине бензин. Уть-уть-уть — хочу зевнуть. Ень-ень — зимний день. Ой-ой-ой — буду зябнуть зимой. Ин-ин-ин — у дома новый магазин. Аин-аин — пузатый хозяин. |
2 НЕДЕЛЯ Что из чего сделано (мастерская Деда Мороза) | 1. Д/упр. «Из чего – какое?» (игрушки из дерева – деревянные, из металла -… и т.д.) Цель: уточнять и активизировать в речи детей относительных прилагательных. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Сделать из мухи - слона; 2. Рукотворный мир) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Какой подарок лучше? 2. Почему так называют: Мастер своего дела? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ Самый славный зимний праздник | 1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как надо украшать ёлку?» Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Утро вечера мудренее; 2. Как на иголках) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Почему взрослые не играют в игрушки? 2. Почему так называют: Новый год? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
4 НЕДЕЛЯ | Чтение сказок и стихов, пение песен, загадывание загадок и т.д. ПРО НОВЫЙ ГОД | ||
Январь «Растём здоровыми и умными» | 1 НЕДЕЛЯ Зимние забавы | 1. Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был снеговиком» Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Не в свои сани…) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Почему праздник не может быть каждый день? 2. Почему так называют: Зимние забавы? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «С» Са-са-са — это оса. Са-са-са — у Сони коса. Сы-сы-сы — у папы усы. Сы-сы-сы — несу весы. Су-су-су — бусы несу. Ги-ги-ги — у Сони сапоги. Ди-ди-ди — Саню посади. Ака-ака — сытая собака. Уда-уда — сухая посуда. Ын-ын-ын — у мамы сын. Ыт-ыт-ыт — Витя сыт. Ас-ас-ас — у папы бас. Ос-ос-ос — у сына нос. Уп-уп-уп — у мамы суп. Ам-ам-ам — ем сам. Ос-ос-ос — новый насос. Уд-уд-уд — несу сосуд. Ок-ок-ок — надену носок. Ак-ак-ак — на обед судак. Ес-ес — иду на утес. Ны-ны-ны — стадо у стены. Не-не-не — не стучи по стене. Та-та-та — на схеме счета. Ти-ти-ти — свеча, свети. Ат-ат-ат — купите Сане самокат. Ас-ас-ас — хочет Соня ананас. Ей-ей — дует, дует суховей. |
2 НЕДЕЛЯ Зимние сказки | 1. Д/и «Скажи, какая? какой?» (сказочные персонажи) Цель: активизировать словарь признаков. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Делу время, потехе - час; 2. Ни в сказке сказать, ни пером описать ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Нужны ли сказки взрослым? Почему? 2. Почему так называют: Зачин? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ Почемучкина неделя | 1. Д/упр. «Потому что…» (Закончи предложения типа: стало темно, потому что…, Ваня рассмеялся, потому что… и т.п. ) Цель: активизировать умение строить предложение с союзом «Потому что» 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Руки коротки; 2. Без задних ног ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что появилось раньше – яйцо или курица? 2. Почему так называют: Любопытная Варвара? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
Февраль «Слава России» | 1 НЕДЕЛЯ Прошлое и настоящее Государства Российского | 1. Д/и «Один - много» Цель: активизировать умение образовывать множественное число существительных со словом «МНОГО» (слова по теме) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. За тридевять земель ; 2. Где родился, там и пригодился… ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Родина там, где родился или где живёшь? 2. Почему так называют: Правительство? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «З» За -за — у Зои коза. Зу-зу — тазы везу. Аза-аза — у Заи ваза. Оне-оне — бизоны на газоне. Ава-ава — музыка забава. Аты-аты — на небе закаты. Уда-уда — Зина зануда. Ат-ат-ат — на небе закат. Ык-ык-ык — у Дуни язык. Ок-ок-ок — на доме замок. От-от-от — гудит завод. Ит-ит-ит — нога зудит. Ить-ить-итъ — надо мячик забить. Амя-амя — на доме знамя. Аки-аки — у Зака знаки. Ачу-ачу — дай Заку с(з)дачу. Я-я-я — у Зои змея. Ок-ок-ок — зайчик ездок. Эк-эк-эк — возчик узбек. Ать-атъ-атъ — надо Зайку позвать. Ойки-ойки — зонтик у Зойки. Ать-ать-ать — чемодан заказать. Уза-уза — в воде медуза. Ок-ок-ок — звенит звонок. Ок-ок-ок — зайчик ездок. Эк-эк-эк — возчик узбек. Ать-атъ-атъ — надо Зайку позвать. Ойки-ойки — зонтик у Зойки. |
2 НЕДЕЛЯ В мире знаменитых людей | 2. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словами писатель, музыкант, художница и пр.) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными (один музыкант, два музыканта, ….пять музыкантов; … - чётко проговаривать окончания слов). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Прогреметь на весь мир ; 2. Все краски жизни ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как можно прославиться? 2. Почему так называют: Знаменитость? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ Россия талантами полна | 1. Д/упр. «Кому - что» Цель: активизировать предметный словарь по темам: профессии – инструменты, развивать словесно-логическое мышление. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Что посеешь, то и пожнешь ; 2. Золотой человек ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Какая польза от Музыки/ литературы/ живописи? 2. Почему так называют: Уникум? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
4 НЕДЕЛЯ Наши Защитники | 1. Д/и «Назови по имени ласково» Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мужские имена) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Жизнь прожить – не поле перейти ; 2. Тяжело в учении – легко в бою) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Для чего нужна армия? 2. Почему так называют: Разведчик? Пограничник? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
Март «При солнышке – тепло, при матери - добро» | 1 НЕДЕЛЯ Мамина неделя | 1. Д/и «Назови по имени ласково» Цель: активизировать употребление в речи имён собственных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (женские имена) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Ласковые руки ; 2. Золотое сердце ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у мамы и бабушки? 2. Почему так называют: Многодетная? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «Л» Ла-ла-ла — у папы пила. Ла-ла-ла — Мила воду пила. Ла-ла-ла — вола вела. Лы-лы-лы — я мою полы. Лы-лы-лы — на поле голы. Ко-ко-ко — пей, Володя, молоко. Ода-ода — у дома колода. Ыл-ыл-ыл — я дома был. Ал-ал-ал — Даня мал. Ыл-ыл-ыл — он лоб мыл. Ук-ук-ук — Дима ел лук. Ил-ил-ил — Дима воду пил. Ол-ол-ол — Витя мыл пол. Ал-ал-ал — купи пенал. Ил-ил-ил — папа ходил. Ал-ал-ал — сын упал. Ат-ат-ат — надень халат. Уп-уп-уп — у деда тулуп. Елка-елка — на дубе белка. Алка-алка — на ветке галка. Олка-олка — папина полка. Ампа-ампа — мамина лампа. Ук-ук-ук — у Ланы белый каблук. Ул-ул-ул — Володя Ладе махнул. Ол-ол-ол — иду на футбол. Он-он-он — на доме балкон. Ал-ал-ал — еду я на Байкал. Ок-ок-ок — у Клавы клубок. Ок-ок-ок — у Влада платок. Он-он-он — на полке флакон. Ил-ил-ил — Михаил победил. Ил-ил-ил — логопед научил. Ил-ил-ил — «холодок» я купил. Ал-ал-ал — молоток увидал. Ок-ок-ок — я пеку колобок. Ек-ек — идет человек. Ел-ел — колокол гудел. |
2 НЕДЕЛЯ Творческая мастерская | 1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Как я помогаю по дому?» Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Горит в руках ; 2. Трудится, как пчёлка) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Женственная, это какая? 2. Почему так называют: Хлопотунья? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ Весна – красна | 1. Д/упр. «Скажи наоборот» Цель: активизировать в речи антонимы –признаки (холодный – тёплый, сильный – слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, чистый – грязный). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Лёд тронулся ; 2. Весна света, весна воды, весна травы ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Почему лето сразу после зимы не бывает? 2. Почему так называют: ледоход? подснежник? проталина? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
4 НЕДЕЛЯ В гостях у сказки | Д/упр. «Сочинялки» - «Если бы я был Буратино (была Дюймовочкой)» Цель: активизировать воображение, развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему (по наводящим вопросам) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Добрый молодец ; 2. Семеро одного не ждут ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чем отличаются писатель и сказочник? 2. Почему так называют: Лукоморье? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
Апрель «Хочу всё знать» | 1 НЕДЕЛЯ Машины – помощники (бытовая техника) | 1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 5 со словосочетаниями ) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с словосочетаниями (один сотовый телефон, ….пять сотовых телефонов; одна стиральная машинка,… пять стиральных машинок - чётко проговаривать окончания слов). 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Пускать пыль в глаза; 2. В мгновение ока ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. чем отличаются веник и пылесос? 2. Почему так называют: Мультиварка? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «Р» Ра-ра-ра — у горы нора. Ра-ра-ра — на дубе кора. Ара-ара — у Раи Мара. Ора-ора — у Веры Кора. Ры-ры-ры — дома комары. Ры-ры-ры — у папы топоры. Га-га-га — у повара курага. Аха-аха — у Романа рубаха. Ета-ета — на небе ракета. Ов-ов-ов — у дороги ров. От-от-от — у кота рот. Ар-ар-ар — у воды пар. Ыть-ыть — не надо рыть. Ак-ак-ак — идет рыбак. Ир-ир-ир — у Вяты кефир. Ор-ор-ор — поет Егор. Ор-ор-ор — у Вовы топор. Ор-ор-ор — рычит мотор. Ать-ать-ать — Федор, не надо рыдать. Ра-ра-ра — начата игра. Ро-ро-ро — у Коры ведро. Ры-ры-ры — у Иры ковры. Ат-ат-ат — тигры рычат. Орда-орда — у выдры морда. Учка-учка — на парте ручка. Ба-ба-ба — труби труба. Па-па-па — у пруда тропа. Ва-ва-ва — руби дрова. Ве-ве-ве — дрова на траве. Ови-ови — у Прони брови. Ага-ага — город Прага. Ать-атъ — купи Марку тетрадь. Офь-офь — потру Ромке морковь. Ан-ан-ан — это мой карман. Ак-ак-ак — у дороги овраг(к). Он-он-он — подай черный картон. Ун-ун-ун — братик драчун. Ок-ок-ок — прадед купит творог. Ить-ить-ить — не надо грубить. Арь-арь-арь — у ворот вратарь. Ин-ин-ин — у кровати графин. Ро-ро-ро — будем творить добро. Ок-ок-ок — дует ветер-ветерок. Ок-ок-ок — на реке катерок. Ан-ан-ан — у Романа барабан. От-от-от — мы идем на огород. От-от-от — на море пароход. Ор-ор-ор — купим новый монитор. |
2 НЕДЕЛЯ Космос | 1. Д/упр «Запомни и повтори» (названия планет солнечной системы) Цель: активизировать словарный запас по теме, развивать произвольную слуховую память. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. На краю света ; 2. Видимо-невидимо ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что будет, если исчезнет земное притяжение? 2. Почему так называют: Вселенная? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ Безопасность на улицах города | 1. Д/упр. «Кто на чём?» Цель:: активизировать навыки словообразования существительных от существительных (на тракторе – тракторист, на мотоцикле – мотоциклист, на велосипеде… и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Опасный перекрёсток ; 2. Злостный нарушитель ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у светофора и регулировщика? 2. Почему так называют: Зебра? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
4 НЕДЕЛЯ Не играй с огнём | 1. Д/упр. «Расскажи-ка» - «Почему нельзя играть с огнём?» Цель: развивать навыки связного высказывания повествовательного характера на заданную тему. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Не смыкая глаз ; 2. Нет дыма без огня ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чем полезна и чем опасна профессия пожарного? 2. Почему так называют: Тревога (пожарная)? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
Май «Дети-детство-радость» | 1 НЕДЕЛЯ Праздник Победы | 1. Д/упр. «Скажи, какой (какая)?» Цель: активизировать словарь признаков, умение подбирать прилагательные к существительным (по теме) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Дороже жизни ; 2. До последнего вздоха ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как становятся героями? 2. Почему так называют: Предатель? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ЗВУК «Рь» Рю-рю-рю — я еду варю. Ря-ря-ря — на море заря. Рю-рю-рю — духи дарю. Ири-ири — у Бори гири. Ова-ова — Рита — рева. Ри-ри-ри — на море дикари. Ря-ря-ря — Ирина у фонаря. Ре-ре-ре — ребята на горе. Га-га-га — у реки берега. Ны-ны-ны — на дереве ревуны. Ины-ины — четыре Марины. Яды-яды — у Марины наряды. Иф-иф-иф — на море риф. Орь-орь — у Риты корь. Ерь-ерь — Роме верь. Ерь-ерь — маме верь. Як-як-як — идет моряк. Юк-юк-юк — я ем урюк. Арь-арь — горит фонарь. Ерь-ерь — маме поверь. Им-им-им — курит Кирим. Ить-ить-ить — не надо курить. Ак-ак-ак — у Арика буряк. Ба-ба-ба — идет борьба. Ре-ре-ре — Зорька на горе. Ра-ра-ра — Борька у ведра. Ата-ата — на речке ребята. Удри-удри — у Борьки кудри. Ги-ги-ги — время береги. Ива-ива — у коня грива. Ери-ери — гири у двери. Юки-юки — на Юре брюки. Арь-арь-арь — хочу букварь. Яд-яд — читаю подряд. Иты-иты — мягкий коврик у Риты. Ить-ить-ить — не надо мудрить. Ре-ре-ре — ребенок на горе. Ав-ав-ав — дырявый рукав. Ит-ит-ит — горит габарит. Иты-иты — порядок у Риты. Ить-ить-ить — мама учит говорить. Ина-ина — поверит Дане Марина. Чок-чок — Игорек морячок. |
2 НЕДЕЛЯ Моя семья | 1. Д/упр. «Чьи вещи?» Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамина, папин, бабушкины, дедушкино… и пр.) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Седьмая вода на киселе ; 2. Семейные узы ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Что общего у папы и дедушки? 2. Почему так называют: Прародители? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
3 НЕДЕЛЯ Экологическая мозаика | 1. Д/и «Кто что делает?» Цель: активизировать глагольный словарь.(по теме) 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Гудит, как улей ; 2. Мухи не обидит ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Как сохранить родную природу? 2. Почему так называют: Муравейник? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. | ||
4 НЕДЕЛЯ Здравствуй, школа! | 1. Д/упр. «Сосчитай-ка» (от 1 до 10 – школьные принадлежности ) Цель: активизировать умение согласовывать в речи числительные с существительными, активизировать словарь по теме. 2. Д/упр. «Объясни значение выражений» (1. Детство беззаботное ; 2.Ступенька к взрослой жизни ) Цель: развивать умение строить умозаключения. 3. Проблемные вопросы: 1. Чему учат в школе? 2. Почему так называют: Первоклассник? Одноклассники? Цель: развивать навыки речи-рассуждения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»
Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...
"Логопедические пятиминутки"
Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....
Логопедическая пятиминутка
Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...
Логопедические пятиминутки
Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива! Хорошая речь — важное условие всестороннего ...
Логопедические пятиминутки "Автоматизация звука Ш в слогах и словах"
Автоматизация звука Ш в слогах...
Логопедические пятиминутки для детей с нарушением зрения.
Логопедические пятиминутки по речевому развитию детей в помощь воспитателям для работы с детьми с нарушеним зрения....