ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ
консультация по логопедии по теме

Николаенко Марина Фёдоровна

 

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!

 

 Хорошая речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В последние годы наблюдается рост числа дош­кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз­вития. Цепочка неблагоприят­ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

             Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями . Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Для этого мной были подобраны и  разработаны «Логопедические пятиминутки».

         «Логопедические пятиминутки»  составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания . 

                  Логопедические пятиминутки
комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ

                                                                                                 (слайд1)

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
(слайд 2)

 Хорошая речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

             Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями . Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Для этого мной были подобраны и  разработаны «Логопедические пятиминутки».

        «Логопедические пятиминутки»  составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания . (слайд 3)

                  Логопедические пятиминутки –
комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. (слайд 4)

Комплексы логопедических упражнений
направлены на ...                    (слайд 5)

- работа по развитию артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. (Слайд 6)

- работа над общей и мелкой моторикой; 

 Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. (Слайд7)

Виды упражнений для развития общей и мелкой моторики:

  • логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
  • пассивная гимнастика (массаж)
  • активная гимнастика - пальчиковые игры  (Слайд 8)

- преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме;

Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия.

Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры.

Типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

Что бывает в это время года
Один – много, Чудесный мешочек, Назови ласково, Что пропустили
Разрезные картинки, Чего не хватает, Какой предмет лишний
Игры на развитие правильного употребления предлогов
Собери фигуру

(Слайд 9)

- развитие правильного речевого дыхания;

 Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. (слайд 10)

Как выполнять упражнения

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Упражнения для речевого дыхания

Футбол , снегопад, листопад, бабочка, кораблик, шторм в стакане и т.д.

(слайд11)
- развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

(Слайд 12)

- развитие пространственных отношений;

Закрепить направления пространства в схеме собственного тела, формирование навыка сравнения предметов по величине.

различение левой и правой частей собственного тела, закрепление положений тела человека, стоящего напротив.

(Слайд 13)

Проводимая совместная работа с воспитателями показывает, что использование логопедических пятиминуток, начиная с младшего возраста, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повысилась эффективность работы воспитателя, уменьшился процент детей с дефектами речи к поступлению в старшую группу, увеличился процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

И я с уверенностью могу предложить использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов.  Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

(Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»

Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...

"Логопедические пятиминутки"

Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....

Логопедическая пятиминутка

Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...

Логопедические пятиминутки

Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также  применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....

Логопедические пятиминутки для детей с нарушением зрения.

Логопедические пятиминутки по речевому развитию детей в помощь воспитателям для работы с детьми с нарушеним зрения....

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...