Главные вкладки

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ
    консультация по логопедии по теме

    Николаенко Марина Фёдоровна

     

    Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
    Бежит среди камней чиста, нетороплива.
    И ты готов внимать ее поток
    И восклицать: О! Как же ты красива!

     

     Хорошая речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей.

    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    В последние годы наблюдается рост числа дош­кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз­вития. Цепочка неблагоприят­ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

                 Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями . Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Для этого мной были подобраны и  разработаны «Логопедические пятиминутки».

             «Логопедические пятиминутки»  составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания . 

                      Логопедические пятиминутки
    комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ

                                                                                                     (слайд1)

    Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
    Бежит среди камней чиста, нетороплива.
    И ты готов внимать ее поток
    И восклицать: О! Как же ты красива!
    (слайд 2)

     Хорошая речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей.

    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

                 Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями . Воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Для этого мной были подобраны и  разработаны «Логопедические пятиминутки».

            «Логопедические пятиминутки»  составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания . (слайд 3)

                      Логопедические пятиминутки –
    комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. (слайд 4)

    Комплексы логопедических упражнений
    направлены на ...                    (слайд 5)

    - работа по развитию артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

    Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. (Слайд 6)

    - работа над общей и мелкой моторикой; 

     Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. (Слайд7)

    Виды упражнений для развития общей и мелкой моторики:

    • логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
    • пассивная гимнастика (массаж)
    • активная гимнастика - пальчиковые игры  (Слайд 8)

    - преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме;

    Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия.

    Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры.

    Типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

    Что бывает в это время года
    Один – много, Чудесный мешочек, Назови ласково, Что пропустили
    Разрезные картинки, Чего не хватает, Какой предмет лишний
    Игры на развитие правильного употребления предлогов
    Собери фигуру

    (Слайд 9)

    - развитие правильного речевого дыхания;

     Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. (слайд 10)

    Как выполнять упражнения

    • воздух набирать через нос
    • плечи не поднимать
    • выдох должен быть длительным и плавным
    • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
    • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

    Упражнения для речевого дыхания

    Футбол , снегопад, листопад, бабочка, кораблик, шторм в стакане и т.д.

    (слайд11)
    - развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;

    Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

    Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

    (Слайд 12)

    - развитие пространственных отношений;

    Закрепить направления пространства в схеме собственного тела, формирование навыка сравнения предметов по величине.

    различение левой и правой частей собственного тела, закрепление положений тела человека, стоящего напротив.

    (Слайд 13)

    Проводимая совместная работа с воспитателями показывает, что использование логопедических пятиминуток, начиная с младшего возраста, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повысилась эффективность работы воспитателя, уменьшился процент детей с дефектами речи к поступлению в старшую группу, увеличился процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

    И я с уверенностью могу предложить использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов.  Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

    (Слайд 14)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»

    Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...

    "Логопедические пятиминутки"

    Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....

    Логопедическая пятиминутка

    Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...

    Логопедические пятиминутки

    Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также  применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....

    Логопедические пятиминутки для детей с нарушением зрения.

    Логопедические пятиминутки по речевому развитию детей в помощь воспитателям для работы с детьми с нарушеним зрения....

    Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

    Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...