Главные вкладки

    Логопедические пятиминутки для детей с нарушением зрения.
    консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Крамина Ольга Ивановна

    Логопедические пятиминутки по речевому развитию детей в помощь воспитателям для работы с детьми с нарушеним зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon logoped._pyatiminutki_dlya_podg._gr.doc308.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ – д/с № 196 компенсирующего вида г. Саратова

    Приложение № 2

    к тетради взаимосвязи

    учителя-логопеда

    и воспитателя.

    Логопедические пятиминутки для офтальмологической

     подготовительной группы.

    Составитель: учитель-логопед Крамина О. И.

    Лексическая тема: «Фрукты»

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Есть-нет». Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

    (У меня есть две груши. А у меня нет двух груш, но есть пять мандаринов. А у меня нет пяти мандаринов, но есть три персика. И т. д.)

    Упражнение «Прохлопай слова». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Игра «Что изменилось?». Развитие зрительного внимания, фразовой речи. Совершенствование грамматического строя речи.

    Воспитатель выкладывает муляжи или картинки фруктов в ряд на столе и просит внимательно посмотреть на фрукты, затем закрыть глаза. Воспитатель убирает один фрукт или меняет местами и просит детей сказать, что изменилось.

    Игра «Назови ласково».  Образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами.

    (Красное яблоко – красненькое яблочко, желтый лимон – желтенький лимончик и т. д.)

    Игра с мячом «Какой сок?». Образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-.

    Воспитатель бросает мяч ребенку и называет фрукт, а ребенок ловит мяч и говорит, какой сок из него получается.

    (Слива – сливовый сок, гранат – гранатовый сок, персик – персиковый сок ит. д.)

    1. Подвижное упражнение «Садовник». Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением, тонкой моторики. Расширение глагольного словаря.

    Мы вчера в саду гуляли.

    Идут по кругу, взявшись за руки.

    Мы смородину сажали.

    Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.

    Яблони белили мы

    Известью, белилами.

    Движение правой рукой вверх-вниз.

    Починили мы забор,

    Имитируют удары молотком.

    Завели мы разговор:

    - Ты скажи,

    Садовник наш,

    Что ты нам в награду дашь?

    Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут диалог.

    - Дам в награду

    Слив лиловых,

    Груш медовых,

    Самых крупных

    Спелых яблок,

    Вишен целый килограмм.

    Вот что вам

    В награду дам!

    На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

    Лексическая тема: «Домашние животные».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.

    (Рога быка – чьи рога? Бычьи. Голова собака – чья голова? Собачья. Вымя коровы – чье вымя? Коровье. Хвост кошки – чей хвост? Кошачий. И т. д.)

    Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Воспитатель просит разделить на слоги названия животных.

    Игра с мячом «Скажи наоборот». Образование слов – антонимов.

    Воспитатель просит детей закончить начатое им предложение.

    (Конь большой, а кот…маленький. У кошки шерсть длинная, а у коровы…короткая. Бык сильный, а теленок…слабый. Лошадь высокая, а собака…низкая. И т. д.)

    Упражнение «Чего не хватает? Развитие зрительного внимания и восприятия. Употребление существительных в форме множественного числа в родительном и творительном падежах.

    Воспитатель закрывает часть животного и просит ребенка сказать без чего животное.

    (Бык без рогов, корова без копыт, лошадь без ушей, собака без задних лап и т. д.)

    Игра с мячом «У кого кто?» Образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-.

    Воспитатель бросает ребенку мяч и называет домашнее животное, ребенок ловит и называет  детеныша или детенышей.

    (У козы – козленок, козлята. У кошки – котенок, котята. У крольчихи – крольчонок, крольчата и т. д.)

    1. Подвижная игра «Кони». Координация речи с движением, развитие общей моторики.

    Кони гуляют гурьбой на лугу.

    Идут по кругу с высоким поднимаем колена.

    Я всех коней перечислить могу:

    Черный как уголь, белый как снег,

    Рыжий как пламя красивее всех.

    Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

    Конь шоколадный, совсем молодой.

    На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках.

    Кони пасутся у речки гурьбой.

    Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена.

    Их посчитаем еще раз с тобой.

    Черный как уголь, белый как снег,

    Рыжий как пламя красивее всех.

    Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

    Конь шоколадный, совсем молодой.

    Вновь загибают пальцы.

    Лексическая тема: «Профессии».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Кто что делает?» Образование существительных от глаголов.

    (Учит – учитель, строит – строитель, воспитывает – воспитатель, водит – водитель, грузит – грузчик, продает – продавец, варит – повар, убирает – уборщица, танцует – танцовщица, поет – певица, летает – летчик.)

    Упражнение «Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу определений.

    Летчик какой? – Храбрый, смелый.

    Учитель какой? – Умный, добрый.

    Водитель какой? – Внимательный, осторожный.

    Грузчик какой? – Сильный, могучий.

    Строитель какой? – Умелый, ловкий.

    Врач какой? – Старательный, добрый.

    Танцовщица какая? – Талантливая, красивая, интересная, изящная.

    Упражнение «Скажи о себе».

    Воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий, а дети по образцу составляют предложения:  Учитель учит, и я учу. И т. д.

    Упражнение «Кто работает на машинах?» Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий.

    На тракторе работает тракторист. На поезде работает машинист. На машине работает шофер. На корабле работает капитан. На самолете работает летчик. На экскаваторе работает водитель. На кране работает крановщик. На ракете работает космонавт.

    Упражнение «Кто лишний?» Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

    Воспитатель предлагает детям на слух определить, кто лишний из названных им профессиях людей.

    Воспитатель, логопед, летчик, повар. Кто лишний? (Лишний летчик, потому что он не работает в детском саду, а все остальные работают там)

    1. Пальчиковая гимнастика «Повар». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

    Повар готовил обед,

    Приседают, ребром ладоней бьют по полу.

    А тут отключили свет.

    Имитируют выключение света правой рукой.

    Повар леща берет

    И опускает в компот.

    Загибают большие пальцы на обеих руках.

    Бросает в котел поленья,

    Загибают указательные пальцы.

    В печку кладет варенье.

    Загибают средние пальцы.

    Мешает суп кочерыжкой.

    Загибают безымянные пальцы.

    Угли бьет поварешкой.

    Загибают мизинцы.

    Сахар сыплет в бульон.

    Изображают, как сыплют сахар.

    И очень доволен он.

    Опускают руки, пожимают плечами.

    Лексическая тема: «Грибы и ягоды».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Подбери слово».

    Воспитатель спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.)

    Аналогично проводится игра со словом ягоды.

    Игра «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных.

    (Из малины – малиновое варенье, из грибов – грибной суп, из клюквы – клюквенный морс, из грибов – грибной соус. И т. д.)

    Игра «Съедобный – несъедобный».

    Воспитатель называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет.

    (Опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.).

    Игра «Перебираем ягоды». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Воспитатель предлагает детям разложить ягоды по корзинкам: в красную корзинку – ягоды, в названиях которых по два слога; в зеленую – по три слога; в желтую – по четыре слога.

    Игра с мячом «Вот какие повара!»  Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными.

    Воспитатель бросает мяч ребенку и начинает предложение, а ребенок ловит мяч и заканчивает предложение.

    (Из черники можно приготовить…черничное варенье. Из малины можно приготовить…малиновую пастилу. Из земляники можно сварить…земляничный джем. Из ежевики можно сварить…ежевичное повидло.)

    1. Подвижное упражнение «За грибами». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

    Все зверюшки на опушке

    Ищут грузди и волнушки.

    Дети идут в хороводе.

    Белочки скакали,

    Рыжики срывали,

    Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

    Лисичка бежала,

    Лисички собирала,

    Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

    Скакали зайчатки,

    Искали опятки,

    Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.

    Медведь проходил,

    Мухомор раздавил.

    Идут вразвалку, затем топают правой ногой.

    Лексическая тема: «Поздняя осень».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Составь предложение». Работа с деформированными предложениями.

    Дует, осень, ветер, холодный.

    Желтеют, на, листья, деревья.

    Земля,  трава, на, увядает.

    Улетают, юг, на, птицы.

    Мелкий, осень, моросит, дождь.

    Упражнение «Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

    Ветер дует, ветры…

    Птица улетает, а птицы…

    Лист желтеет, а листья…

    Дождь моросит, а дожди…

    Цветок увядает, а цветы…

    Холод наступает, а холода…

    Урожай созревает,  а урожаи…

    Лист падает, а листья…

    Игра «Скажи наоборот». Пополнение активного словаря наречиями с противоположным значением.

    Воспитатель предлагает детям сравнить лето и осень. Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает.

    Летом бывает жарко, а осенью…холодно.

    Летом бывает солнечно, а осенью… пасмурно.

    Летом чаще бывает сухо, а осенью… дождливо.

    Летом чаще бывает ясно, а осенью…ненастно.

    Игра «Что делает?» Активизация и актуализация словаря по теме.

    Воспитатель называет объект или предмет, а ребенок перечисляет, что он делает.

    Дождь…идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше.

    Ветер…дует, воет, гудит, срывает.

    Листья…краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают.

    Птицы…собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются.

    1. Упражнение «Осенью». Координация речи с движением.

    Вдруг закрыли небо тучи,

    Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

    Начал капать дождь колючий.

    Долго дождик будет плакать,

    Прыгают на носочках, держат руки на поясе.

    Разведет повсюду слякоть.

    Приседают, держат руки на поясе.

    Грязь и лужи на дороге,

    Поднимай повыше ноги.

    Идут по кругу, высоко поднимая колени.

    Лексическая тема: «Мебель».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Для чего?» Активизация и актуализация словаря по теме.

    (Мебель нужна для того, чтобы сидеть, лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.)

    Игра «Что с чем?» Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

    (Стул с ножками и с сиденьем, шкаф с дверцей и с полкой, кровать с матрацем и с ножками, кресло со спинкой и с подлокотниками, диван с сиденьем и с подушками, комод с ящиками и с ручками и т. д.)

    Упражнение «Найди предмет». Усвоение предлога для.

    (Крышка нужна для…стола. Спинка нужна для…стула, кресла, дивана. Дверца нужна для…шкафа, тумбочки. Ящики нужны для…комода, стола. Матрац нужен для…кровати. Подлокотники нужны для…кресла. И т. д.)

    Игра «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

    Воспитатель показывает какую-нибудь игрушку и картинку с изображением предмета мебели и спрашивает: «Где взял игрушку?» ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)

    Игра «Какой? Какая? Какие?» Образование и употребление относительных прилагательных.

    Кровать сделана из березы – березовая кровать. Стенка сделана из дуба – дубовая стенка. Диван обит вельветом – вельветовый диван. Стулья сделаны из металла – металлические стулья. И т. д.

    1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира». Развитие тонкой моторики. Употребление относительных прилагательных.

    В нашей комнате-столовой                         На каждое название мебели дети

    Есть отличный стол дубовый,                     загибают по одному пальцу сначала

    Стулья – спинки все резные,                       на правой руке, потом на левой руке.

    Ножки гнутые, витые.

    И ореховый буфет

    Для варенья и конфет.

    В комнате для взрослых – спальне

    Есть для платьев шкаф зеркальный,

    Две широкие кровати

    С одеялами на вате

    И березовый комод,

     Мама там белье берет.

    А в гостиной кресла есть

    Телевизор смотрят здесь.

    Есть диван и стол журнальный,

    В стенке – центр музыкальный.

    Лексическая тема: «Профессии на транспорте».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Кто чем управляет?» Употребление существительных в форме творительного падежа.

    (Летчик управляет самолетом. Капитан управляет кораблем. Машинист управляет поездом. Шофер управляет машиной. И т .д.)

    Игра с мячом «Кто что делает?» Расширение словаря глаголов по тем. Развитие ловкости.

    Воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, а ребенок называет что делает этот человек и возвращает мяч воспитателю.

    Шофер – крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

    Капитан – смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

    Машинист – дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

    Водитель трамвая – объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит. И т. д.

    Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Дети делят слова :руль, бинокль, штурвал, фуражка, машинист, водитель, шофер, капитан и т. д.

    Игра «Четвертый лишний». Развитие мышления, связной речи. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что.

    Ответ ребенка должен быть такой: Здесь лишний капитан, потому что он управляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.

    1. Упражнение «Летчик». Координация общих речевых навыков.

    Быть шофером хорошо,

    Бегут по кругу, крутят воображаемый руль.

    А летчиком – лучше.

    Я бы в летчики пошел,

    Пусть меня научат.

    Бегут, расставив руки, как крылья.

    Наливаю в бак бензин,

    Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

    Завожу пропеллер.

    Круговое движение правой рукой.

    В небеса, мотор, веди,

    Чтобы птицы пели.

    Вновь бегут, расставив руки.

    Лексическая тема: «Игрушки».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Из чего сделана игрушка?» Образование относительных прилагательных.

    Машина сделана из железа, она…железная.

    Самолет сделан из пластмассы, он…пластмассовый.

    Матрешка сделана из дерева, она…деревянная.

    Мишка сделан из плюша, он…плюшевый.

    Кукла сделана из резины, она…резиновая.

    Игра «Отгадай-ка». Развитие связной речи, составление загадок-описаний об игрушках по алгоритму.

    Воспитатель предлагает детям составить загадки-описания об игрушках. Дети должны рассказать, какая игрушка по цвету, по размеру, из чего она сделана, какие у нее есть детали, как с ней можно играть, не называя ее.

    Например: Он коричневый, меховой, большой. У него круглая голова, четыре толстых лапы, кругленькие ушки, черные глаза  нос. На шее у него желтый галстук в горошек. Кто это? Это мишка.

    Игра «Четвертый лишний». Развитие мышления, связной речи.

    Здесь лишняя сковорода, потому что это посуда, а все остальное игрушки. И т. д.

    Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Дети делят слова на слоги: матрешка, пирамидка, машина, мишка, мячик, кукла, кубики, лего, игрушка и т. д.

    1. Упражнение «Мячик мой». Координация речи с движением.

    Друг веселый, мячик мой,

    4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.

    Всюду, всюду он со мной.

    По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    5 прыжков на носочках, держат руки на поясе.

    Хорошо с мячом играть.

    По два взмаха каждой рукой, как бы удары по мячу.

    Лексическая тема: «Посуда».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Магазин».

    Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назначение.

    Я куплю кастрюлю и буду в готовить в ней суп. И т. д.

    Игра «Чего не хватает?» Усвоение категории родительного падежа.

    Воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика.) И т. д.

    Упражнение «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    Воспитатель выставляет на доске по две картинки. Дети должны составить предложения.

    Кастрюля сделана из железа, а стакан – из стекла. Ложка сделана из дерева, а чашка – из фарфора. И . т. д.

    Игра «Где живут продукты?» Совершенствование навыка образования слов с суффиксом -иц-.

    Воспитатель объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

    Сахар живет в …сахарнице. Соль живет в …солонке. Сухари живут в… сухарнице. Перец живет в …перечнице. Селедка живет в …селедочнице. Конфеты живут в…конфетнице. Салат живет в …салатнице.

    Игра «Чашка и блюдце». Употребление простых предлогов.

    Дети выполняют инструкции воспитателя и комментируют действия.

    - Поставь чашку на блюдце. – Я поставил чашку на блюдце.

    - Возьми чашку с блюдца. – Я взял чашку с блюдца. И т. д.

    Игра «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

    Воспитатель показывает какую-либо часть предмета посуды, а дети комментируют.

    Не бывает чайника без …носика.

    Не бывает терки без…дырочек.

    Не бывает кастрюли без…крышки.

    Не бывает сковородки без… дна.

    Не бывает ножа без…лезвия.

    1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.

    Маша каши наварила

    Маша кашей всех кормила,

    Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.

    Положила Маша кашу

    Кошке – в чашку,

    Жучке – в плошку,

    А коту – в большую ложку.

    В миску курицам, цыплятам

    И в корытце поросятам.

    Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.

    Всю посуду заняла,

    Разжимают кулаки.

    Все до крошки раздала.

    Сдувают воображаемые крошки с ладошек.

    Лексическая тема: «Животные жарких стран».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра с мячом «Скажи наоборот». Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.

    Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок ловит мяч и заканчивает предложение.

    У жирафа длинная шея, а у бегемота…короткая.

    У обезьяны тонкий хвост, а  у тигра…толстый.

    У слона большие уши, а у зебры…маленькие.

    У бегемота широкая спина, а у зебры…узкая. И т. д.

    Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Образование и использование притяжательных прилагательных.

    Воспитатель предлагает детям сесть на ковер. Он двигает листочки так, чтобы были видны части тела животных.

    Я вижу крокодилий хвост. Я вижу обезьянью голову. Я вижу слоновье туловище. Я вижу тигриные лапы. И т. д.

    Упражнение «Веселый попугай». Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками.

    Воспитатель перемещает изображение попугая, а дети комментируют его действия.

    Попугай вылетел из клетки. Попугай взлетел на клетку. Попугай слетел с клетки. Попугай перелетает с ветки на ветку. Попугай влетел в кольцо.

    Попугай пролетел над клеткой. Попугай вылетел из-за клетки.

    Игра с мячом «Сложные слова». Совершенствование навыка словообразования (сложные слова).

    Дети образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?»

    Если у жирафа длинная шея, он какой? Жираф длинношеий.

    Если у жирафа длинные ноги, он какой? Жираф длинноногий.

    Если у слона большие уши, он какой? слон большеухий.

    Если у ламы длинная шерсть, она какая? Лама длинношерстная.

    Если у антилопы короткий хвост, она какая? Антилопа короткохвостая.

    Если у буйвола длинные рога, он какой? Буйвол длиннорогий.

    Если у льва длинная грива, он какой? лев длинногривый.

    Если у горного барана рога похожи на винт, он какой? Баран винторогий.

    Если у тигра короткая шерсть, он какой? Тигр короткошерстный.

    Если у муравьеда длинный нос, он какой? Муравьед длинноносый.

    Если у верблюда один горб, он какой? Верблюд одногорбый.

    А если у верблюда два горба, он какой? Верблюд двугорбый.

    1. Подвижная игра «Зебра». Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.

    По саванне зебра мчится,

    Над землей летит как птица.

    Бегут по кругу с высоким подниманием колена.

    Полосатая коняшка,

    Словно папина тельняшка.

    Меняют направление движения.

    Лексическая тема: «Зимующие птицы».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Черное перо – черненькое перышко, серая спинка – серенькая спинка, пестрые крылья – пестренькие крылышки, белая шея – беленькая шейка, красная грудь – красненькая грудка, милые глаза – миленькие глазки, острые когти – остренькие коготки, длинный хвост – длинненький хвостик, белый пух – беленький пушок и т. д.

    Упражнение «Какая?» Подбор прилагательных к слову птица.

    Воспитатель называет начало слова, а дети – его конец.

    Краси…, быст…, сме…, летающа…, пою…, крича…, малень…, заботли…, пестр…, голод…, сыта… .

    Упражнение «Что могут птицы?» Активизация глаголов по теме.

    Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.

    Упражнение «Составь предложение».Формирование навыка составления предложений по трем опорным предметным картинкам.

    Птица – гнездо – кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стал клевать корм.)

    Птичка – бабочка – птенцы. (Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам.)

    Птенчик – мальчик – гнездо. (Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо.)

    1. Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.

    Вот на ветке, посмотри,

    Опущенными руками хлопают себя по бокам.

    В красных майках снегири.

    Показывают грудку руками.

    Распушили перышки,

    Греются на солнышке.

    Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

    Головой вертят,

    Повороты головой влево-вправо.

    Улететь хотят.

    Кыш! Кыш! Улетели!

    За метелью! За метелью!

    Бегут по кругу, взмахивая руками.

    Лексическая тема: «Новый год».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Кто пришел на елку?» Согласование числительных с существительными.

    Воспитатель показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям:

    К нам пришли на праздник 2…медведя, снегурочки.

    К нам пришли на праздник 3…клоуна, белки.

    К нам пришли на праздник 4…куклы, матрешки.

    К нам пришли на праздник 5… собачек, клоунов, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лисичек, роботов и т. д.

    Игра «Чего не стало?» Образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже.

    Воспитатель помещает на наборное полотно игровое поле с изображением украшенной елочки. Просит детей рассмотреть елочку с игрушками, потом закрыть глаза. Воспитатель убирает одну из игрушек и просит детей сказать чего не стало.

    Не стало золотой рыбки. Не стало красного шара. И т. д.

    Игра «Есть – нет». Согласование числительных с существительными в роде и падеже.

    Игра ведется по кругу.

    У меня есть три елочных игрушки. А у меня нет трех елочных игрушек, но есть пять стеклянных шишек. А у меня нет пяти стеклянных шишек, но есть четыре голубые сосульки. И т. д.  

    Загадывание загадок. Развитие памяти, мышления, общих речевых навыков.

    По выбору воспитателя.

    1. Подвижная игра «С Новым годом!» Координация речи с движением, развитие творческого воображения, общих речевых навыков.

    С Новым годом! С Новым годом!

    Здравствуй Дедушка Мороз!

    Дети стоят лицом в круг, кланяются.

    Он из леса мимоходом

    Елку нам уже принес.

    Идут по кругу, изображают, что несут на плече елку.

    На верхушке выше веток

    Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

    Загорелась, как всегда,

    Поднимаются на носочки.

    Самым ярким жарким светом

    Пятикрылая звезда.

    Бегут по кругу, поставив руки на пояс.

    Лексическая тема: «Животные Севера».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «2 и 5». Согласование числительных с существительными.

    1 белый медведь, 2 …, 5…. Пингвин, олень, морж, песец, кит, тюлень.

    Игра «Назови детенышей». Закрепление названий детенышей животных.

    У белого медведя – медвежонок, медвежата, у пингвина, у оленя, у моржа, у кита, у тюленя.

    Упражнение «Какой?» Образование и употребление относительных прилагательных.

    Морж (какой?), олень (какой?), пингвин (какой?)

    Составить рассказ о животном северных стран по плану:

    • Кто это?
    • Где живет?
    • Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.)
    • Чем питается?
    • Как добывает корм?
    • Какие враги?
    • Как защищается?
    • Как называется детеныш?

    Отгадай загадки, нарисуй отгадки.

    В черно – белое одет

    Очень странный господин.

    Просит рыбки на обед,

    Потому что он…пингвин.

    Игра «Четвертый лишний». Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Дифференциация животных Севера и жарких стран.

    Лишний жираф, потому что это животное жарких стран, а все остальные северные животные. И т. д.

    2. Речевая подвижная игра.

    Дети произносят двустишие, топая поочередно ногами на каждый слог.

    По снегу шел олень

    И гулял он целый день.

    Лексическая тема: «Мой город – Саратов».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «В нашем городе». Составление распространенных предложений.

    В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зеленых, чистых, тихих, благоустроенных, широких, длинных улиц.

    В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, нарядных домов.

    В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

    В нашем городе много площадей. В нашем городе много (каких?) больших, нарядных, красивых, шумных площадей.

    В нашем городе много людей. В нашем городе много (каких?) хороших, смелых, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей. И т. д.

    Упражнение «Распутай предложение». Работа с деформированными предложениями.

    Находится, дом, площадь, перед.

    Дом, возле, кинотеатр, есть.

    Детский сад, угол, стоит, за.

    Около, парикмахерская, дом, построили.

    Рядом, рынок, с, дом.

    Игра «Что у нас, а что у вас?» Усвоение степеней сравнения прилагательных.

    Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

    В нашем городе деревья высокие (зеленые, старые, большие, роскошные),…а в нашем городе еще выше (зеленее, старее, больше, роскошнее).

    В нашем городе улицы длинные (шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные), …а в нашем городе еще длиннее (шумнее, короче, наряднее, чище, благоустроеннее).

    В нашем городе дома большие (белые, прекрасные, прочные), …а в нашем городе еще больше (белее, прекраснее, прочнее).

    В нашем городе люди добрые (веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые), …а в нашем городе еще добрее (веселее, храбрее, моложе, трудолюбивее, красивее).

    И т. д.

    Игра «Путешествие по городу».

    Воспитатель подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представитель разных профессий, бабушка с ребенком, вида транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.

    1. Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем».

    Мы по городу шагаем,

    Идут по кругу, высоко поднимая колени.

    Много видим, называем:

    Останавливаются, смотрят налево, направо.

    Светофоры и машины,

    Смотрят вверх, вниз.

    Ярмарки и магазины,

    Делают поворот туловищем сначала влево, потом вправо.

    Скверы, улицы, мосты,

    И деревья и кусты.

    Загибают пальцы на обеих руках.

    Лексическая тема: «Комнатные растения».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Отгадывание загадок. Развитие речевого слуха, мышления, памяти.

    По выбору воспитателя.

    Игра с мячом «Скажи наоборот». Пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами. Развитие ловкости.

    Фикус высокий, а сенполия…низкая.

    У сенполии листья опушенные, а у фикуса…гладкие.

    У дифенбахии стебель прямой, а у герани… кривой.

    У дифенбахии листья крупные, а у традесканции…мелкие.

    Игра «Как размножаются комнатные растения?» Употребление существительных в косвенных падежах.

    Глоксиния размножается…листьями.

    Герань размножается…черенками.

    Амариллис размножается…луковицами.

    Фиалка размножается…листьями.

    Игра «Четвертый лишний». Развитие речевого слуха, памяти, мышления. Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что.)

    Лишняя крапива, потому что это сорняк, а все остальное – комнатные растения. И т. д.

    Упражнение «Рассмотри и расскажи». Составление сравнительного рассказа-описания о двух комнатных растениях. Развитие связной речи.

    Это комнатные растения герань и амариллис. У герани тонкие стебли и округлые листья, а у амариллиса длинные широкие листья. У герани некрупные розовые цветы собраны в пышные шапки, а у амариллиса крупные оранжевые цветы-колокольчики растут на высокой стрелке. У герани простые корни, а у амариллиса – луковица.

    1. Подвижное упражнение «Живой уголок». Координация речи с движением.

    Любят ребята живой уголок –

    Каждую птицу и каждый цветок.

    Дети идут по кругу, взявшись за руки.

    Как-то зимой здесь гостил соловей

    И не скучал меж веселых друзей.

    Бегут на носочках, взмахивая руками.

    Много зверюшек живет в уголке:

    Вновь идут по кругу.

    Рыжая белка сидит на сучке,

    Приседают. Руки сгибают перед грудью.

    Рыбки в воде затевают игру,

    Выполняют волнообразные движения сложенными руками.

    Кролик грызет на полянке кору.

    Делают ушки из ладоней.

    Здесь черепаха и ежик живут, -

    Показывают панцирь черепахи из сложенных ладоней и иголки ежа из перекрещенных пальцев.

    Каждому дети гостинцы несут.

    Рады зверюшки гостям дорогим,

    Вновь идут по кругу.

    Даже цветы словно тянутся к ним.

    Останавливаются, тянутся вверх, подняв руки.

    Лексическая тема: «В зимнем парке».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима:

    Холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

    Игра «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

    Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой:

    Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

    Упражнение «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

    Зимой бывает снегопад, а осенью…

    Зимой бывает снег, а летом…

    Зимой снег падает, а весной…

    Зимой катаются на санках, а летом…

    Зимой лес спит, а весной…

    Зимой катаются на коньках, а летом…

    Зимой бывает холодно, а летом…

    Зимой деревья белые, а осенью…

    Зимой растут сугробы, а летом растут…

    Зимой лепят снеговика, а летом…

    Зимой насекомые прячутся, а весной…

    Упражнение «Скажи наоборот». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

    Летом небо светлое, а зимой - …

    Летом день длинный, а зимой - …

    Летом солнце яркое, а зимой - …

    Весной лед на реке тонкий, а зимой - …

    Снег мягкий, а лед - …

    Одни сосульки длинные, а другие - …

    1. Подвижная игра «Художник-невидимка». Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

    Художник-невидимка

    По городу идет:

    Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.

    Всем щеки нарумянит,

    Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.

    Всех за нос ущипнет.

    Щиплют себя за нос.

    А ночью он, пока ты спал,

    Пришел с волшебной кистью

    Идут на цыпочках друг за другом.

    И на окне нарисовал

    Сверкающие листья.

    Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью.

    Лексическая тема: «Одежда, обувь».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме.

    Брю…, рубаш…, юб…, шап…, шуб…, панам…, колгот…, шляп…, плать…, кеп…, туф…, сапо…, паль…, ботин… и т. д.

    Игра «Что наденем на прогулку?» Усвоение глагола надеть.

    У детей – картинки. Воспитатель задает вопрос: «Что наденешь ты, а что Таня?» ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня  - платье». И т. д.

    Игра «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по теме.

    Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться.

    Игра «Чего не хватает?» Знакомство с деталями одежды, обуви. Усвоение категории родительного падежа.

    Воспитатель показывает картинку, закрывая какую-либо деталь.

    Дети комментируют:  У рубашки не хватает рукава. И т. д.

    Примерный словарь: карман, воротник, манжет, подол, пуговица, петелька, застежка, кнопка, пояс, молния, штанина, хлястик, подошва, каблук, лямка.

    Упражнение «Из чего – какой?» Усвоение категории родительного падежа. Подбор прилагательных к словам.

    Воспитатель предлагает детям закончить предложение.

    Пиджак сшили из шерсти. Он…шерстяной

    Куртку сшили из кожи. Она…

    Платье сшили из шелка. Оно…

    Плащ сшили из кожи. Он…

    Футболку сшили из трикотажа. Она…

    Шубу сшили из меха. Она…

    Пальто для зимы – зимнее.

    Сарафан для лета - …

    Куртка для осени - …

    Плащ для весны - …

    Халат для дома - …

    Майка для детей - …

    Блуза для женщин - …

    Брюки для мужчин - …

    Туфли из кожи. Они…

    Туфли для женщин - …

    Сапоги с мехом. Они…

    Ботинки для мужчин - …

    Сапоги из резины. Они…

    Сандалии для детей - …

    Тапочки из материи. Они… матерчатые.

    Унты для зимы - …

    1. Пальчиковая гимнастика «Ботинки». Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики.

    Всюду, всюду мы вдвоем

    Неразлучные идем.

    Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

    Мы гуляем по лугам,

    По зеленым берегам.

    Вниз по лестнице сбегали,

    Вдоль по улице шагали.

    После лезем под кровать.

    Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, кроме последней.

    Будем там тихонько спать.

    Кладут ладони на стол.

    Лексическая тема: «Наша армия».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Раздели на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Наряд, граница, собака, столб, бинокль, рация, ограда, поводок, вышка, тишина.

    Игра с мячом «Кто что делает?» Расширение и уточнение глагольного словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи.

    Воспитатель называет профессию, а дети говорят, что делает этот человек.

    Летчик. Управляет самолетом, держит штурвал, проводит испытания.

    Пограничник. Охраняет границу, разговаривает по рации, смотрит в бинокль.

    Капитан военного корабля. Стоит на капитанском мостике, смотрит в бинокль, отдает команды.

    Танкист. Управляет танком, переключает рычаги, смотрит в прицел. И т. д.

    Составление рассказов о профессиях. Развитие связной речи.

    План рассказа: сначала надо назвать того, кто нарисован на картинке. Потом рассказать, где он работает, что делает, что ему нужно для работы. В конце надо сказать, какая работа у этого человека.

    Пример рассказа: Я расскажу о летчике. Он  работает на военном аэродроме, испытывает новые самолеты. Для работы ему нужны самолет, специальный комбинезон, шлем. У военного летчика очень опасная, трудная и важная работа.

    Игра «Кто лишний?» Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, связной речи.

    Воспитатель на доске выставляет картинки.

    Ответ ребенка: Лишний продавец, потому что он не военный человек. А капитан, летчик и пограничник – военные. И т. д.

    1. Подвижная игра «Пограничник». Координация речи с движением.

    Тропинки лесные,

    Пахучие травы.

    За темным оврагом

    Простор полевой.

    Маршируют по кругу друг за другом.

    Вечерней порою

    В дозор от заставы

    Останавливаются, прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты.

    Идет пограничник,

    Страны часовой.

    Вновь маршируют по кругу.

    Лексическая тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Чьи хвосты?» Образование и использование притяжательных прилагательных.

    Хвост щуки (чей?) – щучий.

    Хвост окуня - …

    Хвост ерша - …

    Упражнение «Расскажи-ка». Развитие связной речи.

    Составление рассказов о рыбах по предложенному плану:

    Название рыбы.

    Размер.

    Части тела.

    Цвет.

    Где живет?

    Чем питается?

    Игра «Вопросы – ответы». Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по теме.

    Чья голова? – Это рыбья голова.

    Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.

    Чье туловище? – Это рыбье туловище.

    Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.

    Чей хвост? – Это рыбий хвост.

    Чье брюшко? – Это рыбье брюшко.

    Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.

    Чьи икринки? – Это рыбьи икринки.

    Чьи кости? – Это рыбьи кости.

    Игра «Рыбы-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища.

    Пескарь – пескарище, окунь – окунище, ерш – ершище, карась – карасище, рыба – рыбища.

    Игра «Рыболов». Согласование числительных с существительными.

    Воспитатель показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуни, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?»

    Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня». И т. д.

    1. Пальчиковая гимнастика «Налим». Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением.

    Жил да был один налим,

    Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбы.

    Два ерша дружили  с ним.

    Ладони раздвинуты, имитируют движения двух плывущих рыбок.

    Прилетали к ним три утки

    По четыре раза в сутки.

    Взмахи сложенными накрест ладонями.

    И учили их считать:

    Кулаки сжимаются и разжимаются.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого.

    Лексическая тема: «Ранняя и поздняя весна».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову весна: ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, веселая, звонкая, цветущая, холодная, теплая.

    Упражнение «Первые приметы весны». Активизация словаря по теме.

    Воспитатель с помощью наводящих вопросов выясняет у детей весенние приметы.

    Увеличился день, подул теплый ветер, пригревает солнышко; снег потемнел, набух и стал таять; появились проталины; на реках тает и трескается лед; капель.

    Игра «Почемучка». Установление элементарных причинно-следственных связей.

    Почему весной тает снег?

    Почему бегут ручьи?

    Почему тает лед?

    Почему набухают почки?

    Почему лопаются почки?

    Почему распускаются цветы?

    Почему пробивается травка?

    Почему появляются насекомые?

    Почему прилетают птицы?

    Почему животные просыпаются от зимней спячки?

    Почему радуются люди?

    Почему люди одеваются легче?

    Игра «Исправь  ошибку». Употребление сложных предложений с союзом потому что.

    Засветило солнышко, потому что стало тепло.

    Пришла весна, потому что прилетели грачи.

    Тает снег, потому что текут ручьи. И т. д.

    Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки-символы: часы, солнце, снег, ручьи; крыша, ветка, жук, гнездо. Развитие связной речи.

    Отгадывание загадок. Развитие речевого слуха.

    На усмотрение воспитателя.

    Игра с мячом «У кого кто?» Образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-.

    У стрижа – стрижата, у журавля – журавлята, у скворца – скворчата, у грача – грачата. И т. п.

    1. Упражнение «Стрекоза». Координация речи с движением.

    Летит стрекоза,

    Бегут по кругу, расставив руки.

    Как горошины глаза.

    Руками показывают большие глаза.

    Вверх, вниз,

    Бегут на носочках.

    Взад, вперед,

    Двигаются в полуприседе.

    Как прозрачный самолет.

    Вновь бегут по кругу.

    Лексическая тема: «Наземный транспорт».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Подбери слово». Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

    Грузовик подъехал к дому, а потом …отъехал.

    Грузовик въехал на горку, а потом…съехал.

    Грузовик заехал в гараж, а потом…выехал.

    Грузовик укатил, а потом…прикатил.

    Грузовик уехал, а потом…приехал.

    Грузовик отъехал, а потом…приехал.

    Составление рассказа-описания «Папа купил автомобиль». Развитие связной речи.

    «Папа купил грузовой автомобиль. Грузовик перевозит грузы. У грузовика есть кузов для грузов, кабина для водителя, дверцы, руль, сиденье, педали, тормоза, фары, колеса, двигатель. Грузовик «питается» бензином. Водитель управляет грузовиком».

    Упражнение «Назови одним словом». Образование и употребление прилагательных.

    Если у мотоцикла два колеса, он (какой?)…двухколесный.

    Если у велосипеда три колеса, он (какой?)…трехколесный.

    Если у машины четыре колеса, она (какая?)…четырехколесная.

    Игра «Два и пять». Согласование числительных с существительными.

    Два мотоцикла – пять мотоциклов, две машины – пять машин, два велосипеда – пять велосипедов, два автобуса – пять автобусов и т .д.

    Упражнение «Из чего – какой?» Усвоение категории родительного падежа. Подбор прилагательных к словам.

    Дверца из металла (какая?) – металлическая.

    Руль из пластмассы (какой?) - …пластмассовый.

    Сиденье, обшитое кожей (какое?) - …кожаное.

    Колесо из резины (какое?) - …резиновое.

    Отгадывание загадок о транспорте. Развитие речевого слуха, мышления.

    По выбору воспитателя.

    Упражнение «Раздели слова на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Воспитатель предлагает детям разделить название транспорта на слоги.

    Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, связной речи.

    1. Подвижная игра «На шоссе». Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

    По шоссе спешат машины.

    -Ш-ш-ш!-шуршат спокойно шины.

    Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.

    И шипят со злом уже:

    - Не спеши на вираже!

    Выполняют поворот и продолжают движение.

    Еж с мешком и  посошком

    По шоссе идет пешком.

    Наклоняются и идут в полуприседе.

    Над ежом кружится стриж:

    - Ты куда, же, еж, спешишь?

    Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.

    - Прямо в город по шоссе

    Тороплюсь я, как и все.

    Вновь идут в полуприседе.

    - Будь, дружок, настороже,

    Не спеши на вираже!

    Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.

    Лексическая тема: «Правила дорожного движения».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Раздели на слоги».  Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Жезл. В этом слове один слог.

    Пе-ре-ход. В этом слове три слога.

    Све-то-фор. В этом слове три слога.

    Транс-порт. В этом слове два слога. И т. д.

    Упражнение «Закончи предложение». Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом а).

    Воспитатель начинает предложение, а ребенок должен закончить его.

    Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре… а потом переходить улицу.

    Нужно посмотреть налево… а потом начинать переходить.

    Следует взять взрослого за руку… а потом переходить улицу.

    Нужно дождаться полной остановки транспорта… а потом начинать переход.

    Игровое упражнение «Есть-нет». Согласование числительных с существительными.

    У меня есть два жезла. А у меня нет двух жезлов, но есть пять с ветофоров. А у меня нет пяти  светофоров, но есть две фуражки.  А у меня нет двух фуражек, но есть пять дорожных знаков. И т. д.

    1. Подвижная игра «Машины». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

    На улице нашей

    Машины, машины.

    Машины малютки,

    Машины большие.

    Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.

    Спешат грузовые,

    Фырчат легковые.

    Торопятся, мчатся,

    Как будто живые.

    Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

    - Эй, машины, полный ход,

    Я – примерный пешеход:

    Торопиться не люблю,

    Вам дорогу уступлю.

    Когда все «машины проехали», один из детей – пешеход – переходит улицу и произносит эти слова.

    Лексическая тема: «Перелетные птицы»

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение  «Чем питаются птицы?» Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные».

    Воспитатель показывает детям картинки насекомых и спрашивает: «Чем питаются птицы?»

    Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами)».

    Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, связной речи.

    Игра «Чего не хватает?» Усвоение категории родительного падежа.

    Воспитатель закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей: «Чего не хватает у птицы?»

    У птицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек)).

    Игра «Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

    Птица улетает, а птицы…вылетают. Далее со словами – залетает, прилетает, летает, клюет, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьет гнездо, поет.

    Пересказ рассказа «Ласточка и ястреб». Развитие связной речи. Употребление в речи предлогов под, из-под.

    «Под крышей было гнездо. Там жила ласточка. У нее были птенцы. Они захотели есть. Ласточка полетела за кормом. Вдруг прилетел ястреб. Ласточка спряталась под куст. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под куста и спряталась под ветку. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под ветки и спряталась под елку. Устал ястреб и улетел. Ласточка вылетела из-под елки, нашла червячка и принесла своим деткам».

    1. Пальчиковая гимнастика «Птички». Развитие тонкой моторики. Координации речи с движением.

    Эта птичка – соловей,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка, сонная головушка,

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.

    Эта птичка – злой орлан.

    Машут сложенными накрест ладонями.

    Птички, птички, по домам!

    Машут руками, как крыльями.

    Лексическая тема: «Воздушный транспорт».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Объясни слово». Словообразование существительных путем сложения основ.

    Само… плюс… лёт получаем…(самолет). Почему так называется?

    Слова для игры: вертолет, аэроплан.

    Игра «Составь предложение». Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам или картинкам.

    Самолет, лес. (Самолет летит над лесом.)

    Вертолет, дом. (Вертолет летит над домом.)

    Ракета, земля. (Ракета летит над землей.)

    Аэробус, город. (Аэробус летит над городом.)

    Аэроплан, деревня. (Аэроплан летит над деревней.)

    Самолет, облака. (Самолет летит над облаками.)

    Вертолет, поле. (Вертолет летит над полем.)

    Упражнение «Закончи предложение». Образование сравнительной степени прилагательных.

    Самолет летит высоко, а ракета выше.

    Самолет летит далеко, а ракета дальше.

    Самолет летит быстро, а ракета быстрее.

    Самолет мощный, а ракета мощнее.

    Самолет большой, а ракета больше.

    Самолет тяжелый, а ракета тяжелее.

    Самолет просторный, а ракета просторнее.

    Самолет длинный, а ракета длиннее.

    Самолет быстроходный, а ракета быстроходнее.

    Игра «Один – много». Образование формы множественного числа существительных.

    Упражнение «Раздели слова на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Упражнение «Два и пять». Согласование числительных два и пять с существительными.

    Воспитатель раздает детям картинки с изображением воздушного транспорта. Показывает числа 2 и 5, дети называют количество транспорта.

    Два самолета – пять самолетов. Два вертолета – пять вертолетов. Две ракеты – пять ракет. Два аэробуса – пять аэробусов и т. д.

    1. Подвижная игра «Самолет».

    Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:

    Мы летаем высоко,

    Мы летаем низко,

    Мы летаем далеко,

    Мы летаем близко.

    Лексическая тема: «Водный транспорт».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Один – много». Образование формы множественного числа существительных.

    Упражнение «Раздели слова на слоги». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Упражнение «Два и пять». Согласование числительных два и пять с существительными.

    Воспитатель раздает детям картинки с изображением водного транспорта. Показывает числа 2 и 5, дети называют количество транспорта.

    Две лодки – пять лодок. Два корабля – пять кораблей. Два катера – пять катеров. И т. д.

    Игра «Четвертый лишний». Развитие слухового восприятия, внимания, мышления, связной речи.

    Воспитатель называет виды транспорта, дети говорят что лишнее.

    «Рассказ о кораблике». Развитие связной речи. Практическое использование в речи глаголов с разными приставками.

    Дети составляют рассказ о кораблике со словами: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл.

    Кораблик отплыл от берега и поплыл. Он долго плыл по морю и приплыл к острову. И т. д.

    1. Подвижное упражнение «Теплоход». Координация речи с движением.

    От зеленого причала

    Оттолкнулся теплоход.

    Шаг вперед, руки опущены.

    Раз, два –

    Он назад шагнул сначала.

    Два шага назад.

    А потом шагнул вперед.

    Раз, два -

    Два шага вперед.

    И поплыл, поплыл по речке,

    Набирая полный ход.

    Руки вытянуты вперед и сомкнуты, движение по кругу мелкими шажками.

    Лексическая тема: «Космос».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Отгадывание загадок. Развитие связной речи, мышления.

    Игра «Что делает?» Активизация и актуализация словаря по теме.

    Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают его.

    Командир… управляет космическим кораблем.

    Спутник… передает сигналы на Землю.

    Орбитальная станция… мчится в космосе.

    Космонавты… проводят опыты.

    Упражнение «Посмотри и назови». Согласование числительных  существительными.

    Воспитатель раскладывает перед детьми картинки и просит сказать, что на них нарисовано.

    Два спутника. Пять спутников. Три ракеты. Шесть ракет. Две станции. Пять станций. И т. д.

    Игра «Скажи наоборот». Подбор слов-антонимов.

    В солнечный день очень светло, а в космосе… темно.

    Летом на солнце очень жарко, а в космосе… холодно.

    На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе… медленно.

    На Земле работать легко, а в космосе… тяжело.

    Пересказ текста детьми. Развитие связной речи.

    СОЛНЦЕ

    Без  Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество.

    Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

    Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все бы засохло от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

    Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

    Вопросы: Что такое Солнце?    Что дает Солнце людям?

    Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

    1. Подвижное упражнение «Ракета». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

    А сейчас мы с вами, дети,

    Улетаем на ракете.

    Маршируют по кругу.

    На носки поднимись,

    Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

    А потом руки вниз.

    Опускают руки.

    Раз, два, потянись.

    Вновь тянутся вверх.

    Вот летит ракета ввысь!

    Бегут по кругу на носочках.

    Лексическая тема: «Весенние сельскохозяйственные работы».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение с мячом «Попробуй так же». Формирование навыка образования сложных слов. Развитие тонкой моторики.

    Воспитатель предлагает детям образовать названия профессий людей, работающих на селе.

    Овощи выращивает, разводит овощевод.

    А кто работает в саду, разводит сад? Садовод.

    А разводит домашних птиц? Птицевод.

    Кто работает на ферме и разводит кроликов? Кроликовод.

    Кто работает в рыбоводческом хозяйстве и разводит рыбу? Рыбовод.

    А хлеб растит, работает для того, чтобы хлеб вырос? Хлебороб.

    Игра «Кто чем пользуется?» Совершенствование грамматического строя речи.

    Чем пользуется тракторист? Трактором, инструментами, плугом, бороной, сеялкой.

    Чем пользуется садовод? Лопатой, граблями, кистью, ведром, лейкой, садовыми ножницами.

    Чем пользуется овощевод? Лопатой, граблями, тяпкой, лейкой.

    Чем пользуется комбайнер? Комбайном, инструментами.

    Упражнение «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

    Лопата – лопатка, грабли – грабельки, ведро – ведерко, кисть – кисточка и т. д.

    Упражнение «Есть – нет». Согласование числительных с существительными.

    У меня есть два ведра. А у меня нет двух ведер, но есть пять леек.

    У меня есть два трактора. А у меня нет двух тракторов, но есть пять тракторов. А у меня нет пяти  тракторов. Но есть три лопаты.  И т. д.

    Упражнение «Что лишнее?» Развитие речевого слуха.

    1. Подвижная игра «Грядка». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

    Я давно весну ждала.

    У меня свои дела.

    Дети идут по кругу, взявшись за руки.

    Мне участок в огороде

    Нынче мама отвела.

    Меняют направление движения.

    Я возьму свою лопатку,

    Я пойду вскопаю грядку.

    Останавливаются, показывают, как копают.

    Мягкой грядка быть должна –

    Это любят семена.

    Показывают, как рыхлят грядку граблями.

    Посажу на ней морковку

    И редиску. А с боков

    Будут кустики бобов.

    Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

    Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «В школе». Активизация в речи глагольного словаря.

    Воспитатель. В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

    В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.).

    Игра «Что положишь в портфель?» Согласование числительных с существительными.

    Воспитатель показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д.)».

    Упражнение «Измени слово». Образование существительных женского рода.

    Умник – умница, ученик – ученица, учитель – учительница, отличник – отличница, двоечник – двоечница, троечник – троечница, хорошист – хорошистка, скромник – скромница, первоклассник – первоклассница, проказник – проказница, школьник – школьница, озорник – озорница.

    Упражнение «Договори предложение». Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.

    Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью.

    В детском саду хорошо, а в школе…лучше. В детском саду интересно, а в школе… интереснее. В детском саду весело, а в школе … веселее. В детском саду приятно, а в школе…приятнее. В детском саду просторно, а в школе… просторнее. В детском саду замечательно, а в школе… замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе… прекраснее.

    Игра «Собери ранец». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

    Воспитатель предлагает девочкам собрать все предметы, названия которых делятся на три слога в розовый ранец. Мальчикам - в голубой ранец все предметы, в названиях которых по два слога.

    Картинки: букварь, пенал, тетрадь, папка, учебник, линейка, карандаш, резинка.

    1. Подвижная игра «Переменка». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

    Переменка! Переменка!

    Отдохните хорошенько:

    Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

    Можно бегать и шуметь,

    Бегут по кругу.

    Танцевать и песни петь,

    Выполняют танцевальные движения.

    Можно сесть и помолчать,

    Приседают.

    Только – чур! – нельзя скучать!

    Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.

    Лексическая тема: «Электроприборы».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных.

    Телевизор — телевизоры — телевизоров, магнитофон — магнитофоны — магнитофонов, пылесос — пылесосы — пылесосов, люстра — люстры — люстр,

    телефон — телефоны — телефонов, радио — радио — радио, торшер — торшеры — торшеров, лампа — лампы — ламп, компьютер — компьютеры — компьютеров,

    холодильник — холодильники — холодильников, утюг — утюги — утюгов,

    машина — машины — машин, плита — плиты — плит, провод — провода — проводов,

    розетка — розетки — розеток, печь — печи — печей.

    Игра  «Скажи со словом "нет"». Усвоение категории родительного падежа.

    Телевизор — нет телевизора; магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.

    Упражнение «Закончи предложение».

    Мама стирает белье в ... (стиральная машина).

    Папа чистит ковер ... (пылесос).

    Дочь гладит одежду ... (утюг).

    Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).

    Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).

    Даша готовит обед на ... (плита).

    Антон разговаривает с другом по ... (телефон).

    Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).

    Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

    Игра «Назови ласково».  Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Телефон — телефончик, пылесос — пылесосик, торшер — торшерчик, лампа — лампочка, холодильник — холодильничек, утюг — утюжок, магнитофон — магнитофончик, плита — плитка (плиточка).

    Игра «1, 2, 5». Согласование существительных с числительными.

    Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,

    Одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры- пять хрустальных люстр,

    один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.

    1. Пальчиковая гимнастика «Утюг». Координация речи с движением.

    Я, не хвастая, скажу,

    Всех друзей омоложу.

    Руки в «замок». Делают движения пальцами.

    Идут ко мне унылые -

    «Идут» пальчиками по столу.

    С морщинками, со складками.

    Сжимают и разжимают руки.

    Уходят очень милые –

    Веселые и гладкие -

    Растирают ладошки.

    Значит, я – надежный друг –

    Электрический утюг.

    Показывают на обеих руках «класс!»

    Лексическая тема: «День Победы».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Назови правильно».

    Как называется человек, который:

    Летает на вертолете – вертолетчик

    Ездит на  танке - …

    Служит в пехоте - …

    Прыгает с парашютом - …

    Служит на подводной лодке- …

    Упражнение «Продолжить предложения».

    На войне воевало много … (солдат, офицеров, танкистов …)

    Наши  защитники умеют … (воевать, сражаться …)

    Упражнение «Исправь предложения»

    Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе.

    Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

    Игра «Скажи, что делают»

    Летчик - …, вертолетчик - …, танкист - …, парашютист - …

    Подводник -…, снайпер - …, пограничник - …

    Отгадывание загадок.

       Не трактор, а с гусеницами,

       Не крепость, а с башней,

       Не ружье, а с дулом.    (Танк) и т. д.

    Игра «Скажи наоборот»

    молодой – старый                      сильный - …

    храбрый - …                                умный - …

    Игра «Один – много».  Образование формы множественного числа существительных.

    Ветеран – ветераны – много ветеранов

    Воин - …                         много …

    Орден - …                      много …

    Герой - …                       много …

    Награда - …                  много …

    1. Пальчиковая гимнастика

    Сжимание и разжимание пальцев рук на ударные слоги.

    Сжать кольцо поможет нам

    Сила с волей пополам

    Станут пальчики сильнее,

    А головушка – умнее.

    Лексическая тема: «Насекомые».

    1. Логопедические пятиминутки.

    Упражнение «Подбери слово». Активизация в речи глаголов.

    Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

    Упражнение «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления.

    Муравей ползает, а бабочка…

    Гусеница ползает, а кузнечик…

    Бабочка летает, а улитка…

    Жук ползает, а стрекоза…

    Оса летает, а червяк…

    Улитка ползает, а стрекоза…

    Паук ползает, а пчела…

    Кузнечик прыгает, а комар…

    Бабочка порхает, а муха…

    Игра «Четвертый лишний». Употребление сложных предложений с союзом потому что.

    Игра «Насекомые – великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками.

    Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище.

    Игра «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.

    У каждого ребенка – предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Воспитатель называет цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике)  предложение.

    На цветке 3 черных муравья. На цветке 5 зеленых кузнечиков. И т. д.

    1. Подвижное упражнение «Гусеница». Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

    Этот странный дом без окон

    У людей зовется «кокон».

    Дети лежат на спинах ногами в центр круга.

    Свив на ветке этот дом,

    Дремлет гусеница в нем.

    Поворачиваются на левый бок, положив руки под щеки.

    Спит без просыпа всю зиму.

    Переворачиваются на другой бок.

    Но зима промчалась мимо -

    Ложатся на спину, потягиваются.

    Март, апрель, капель, весна…

    Медленно садятся.

    Просыпайся, соня-сонюшка!

    Потягиваются сидя.

    Под весенним ясным солнышком

    Встают, потягиваются стоя.

    Гусенице не до сна.

    Стала бабочкой она!

    Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»

    Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...

    консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

    консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

    Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

    Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

    Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

    Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

    Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

    предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

    Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

    Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....