Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тренихина Анна Константиновна

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_otkrytoe_zanyatie.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Тренихина А.К.

Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха  «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить понятие «гласные звуки»
  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки
  • продолжать учить выделять гласные звуки на слух из ряда звуков, слогов, слов
  • закреплять умение определять наличие гласного звука в слове
  • продолжать учить определять, какой гласный звук стоит в середине слова

Коррекционные:

  • формировать продолжительность и силу выдоха
  • формировать фонематический слух и восприятие
  • формировать самоконтроль за речью через оральный и акустический контроль
  • развивать зрительное восприятие
  • продолжать развивать навыки слитного чтения слогов
  • развивать мелкую моторику, конструктивные навыки
  • продолжать работу над предупреждением оптической дисграфии
  • тренировать мимическую мускулатуру лица

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, сопереживания

Предварительная работа:

  • выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов
  • чтение слогов из двух гласных букв
  • отработка четкой артикуляции гласных звуков
  • собирание разрезных картинок, выкладывание фигур и букв из мелких предметов
  • развитие речевого дыхания
  • повторение названий геометрических фигур

Оборудование:

  • компьютер, карта, большие гласные буквы (целые и разрезанные), пиктограммы (эмоции), картинки с изображением различных предметов, «речка», «камешки»,  карточки для дыхательной гимнастики, таблица соответствия «фигура-буква» и отдельные карточки с фигурами и буквами для составления слогов, стеклянные камешки, буквы красного цвета, домик для гласных звуков, красная гуашь, кисточка, «волшебная палочка», подарки (медальки в виде первой буквы имени для каждого).

Ход занятия:

Организационный момент:

        Логопед:

        - Ребята, мне сегодня пришло послание знаете от кого? От Королевы алфавита. У нее что-то случилось, и она просит помощи. Давайте посмотрим.

        Включается видео. Королева алфавита:

        - Здравствуйте, ребята! В моем королевстве произошла неприятность. От меня сбежали все гласные звуки! Им построили домик, но выкрасили его в неправильный цвет! И звуки обиделись на нас! Мы теперь не можем произносить слова и никто друг друга не понимает, все сердятся и ссорятся! Мои подданные сообщили мне, что эти звуки прячутся в вашем городе и сегодня должны быть в вашем детском саду! Ребята, прошу вас помочь мне вернуть мне гласные звуки! А чтобы вам было проще, я прислала вам карту, по которой вы сможете ориентироваться! Но гласные звуки хитрые и так просто не сдадутся! Наверняка они придумали для вас какие-то интересные задания, и только справившись с ними, вы вернете звуки в королевство алфавита!

        Логопед:

        - Ребята, ну что, поможем Королеве?

        - Да!

        - Тогда давайте взглянем на карту, которую прислала Королева.

        Рассматривают карту. Определяют местонахождение первого звука и подходят к нему.

        Звук номер 1 – Э. Тренировка мимической мускулатуры, закрепление артикуляции гласных звуков.

        - Звук Э решил подразнить нас и повеселить. Он хочет, чтобы мы показали ему наши ЭМОЦИИ. Радость, печаль, злость… Мы ведь можем это показать?

        Логопед показывает карточки-пиктограммы с изображением различных эмоций, дети показывают эмоции.

        - Но звук Э так просто не отпускает нас. Он хочет еще, чтобы вы угадали гласные звуки без голоса.

        Логопед показывает артикуляцию звуков, дети называют. Звук Э помещается в домик для звуков.

        Звук номер 2 – А. Развитие фонематического слуха.

        - Звук А придумал такое задание: нужно хлопнуть, когда мы услышим этот звук.

        Дети выполняют задание и помещают звук в домик.

        Звук номер 3  - У. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука в слове.

        - Звук У хочет, чтобы мы перешли через речку. У каждого свои камушки, но идти нужно только по тем камушкам, на которых нарисована та картинка, где есть звук У.

        Дети переходят через речку по камушкам и помещают звук в домик.

        

Звук номер 4 – Ы. Развитие продолжительности и силы выдоха, определение гласного звука в середине слова.

        - А звук Ы хочет посмотреть как мы умеем дышать. И не только. Нам нужно сдуть занавеску с окошка и сказать, какой гласный звук спрятался в серединке этого слова.

        Дети выполняют задание, помещают звук в домик.

        Звук номер 5 – И. Закрепление навыков слитного чтения, развитие зрительного восприятия и внимания.

        - Звук И дает нам такое задание – прочитать слоги.  Но сначала нам нужно будет их составить вот по этой таблице. Каждой фигуре соответствует гласная буква. Нужно поставить нужные буквы под фигуры и прочитать, какой слог получился.

Зрительная гимнастика.

- А теперь нашим глазкам нужно немного отдохнуть, сделаем для них гимнастику.

Логопед «волшебной палочкой» пишет в воздухе гласные буквы, дети отвечают, какие буквы она написала.

        Звук номер 6 – О. Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков, зрительного восприятия, предупреждение оптической дисграфии.

        - Звук О хочет, чтобы мы немного поработали руками. Нужно собрать гласные буквы разными способами: из разрезных картинок и из камешков. (задания даются в зависимости от остроты зрения)

        Дети выполняют задания.

        - Ребята, все звуки вернулись в домик! Но они еще чем-то не очень довольны. Что же мы забыли? Почему наши звуки сбежали?

Дети отвечают.

- Правильно, нужно раскрасить крышу. А каким цветом? (Красным) Почему? (Потому что гласные звуки обозначаются красным цветом).

        Дети выполняют последнее задание.

Сюрпризный момент

        - Ой, ребята, слышите, кажется, пришло письмо.

        Включает видео. Королева:

        - Дорогие ребята, спасибо вам большое! Вы такие молодцы! Гласные звуки вернулись! В королевстве все снова понимают друг друга! У нас праздник сегодня! А вам я приготовила маленькие подарочки, идите по последней стрелочке на карте и найдете их. До свидания!

        Ребята ищут по карте сундучок с подарками.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Примерный конспект занятия по математике для детей старшей группы в соответствии с требованим ФГТ....

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

«Зимний еловый лес» Конспект итогового занятия за 2 квартал по лепке в старшей группе для детей с нарушением зрения

Цель: -Закреплять с детьми технику барельефной лепке, создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен;-приемы прямого раскатывания, «размазывание и...

«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...