Главные вкладки

    Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Тренихина Анна Константиновна

    Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moe_otkrytoe_zanyatie.docx22.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель-логопед Тренихина А.К.

    Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха  «Гласные звуки» в старшей группе для детей с нарушением зрения

    Задачи:

    Образовательные:

    • закрепить понятие «гласные звуки»
    • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки
    • продолжать учить выделять гласные звуки на слух из ряда звуков, слогов, слов
    • закреплять умение определять наличие гласного звука в слове
    • продолжать учить определять, какой гласный звук стоит в середине слова

    Коррекционные:

    • формировать продолжительность и силу выдоха
    • формировать фонематический слух и восприятие
    • формировать самоконтроль за речью через оральный и акустический контроль
    • развивать зрительное восприятие
    • продолжать развивать навыки слитного чтения слогов
    • развивать мелкую моторику, конструктивные навыки
    • продолжать работу над предупреждением оптической дисграфии
    • тренировать мимическую мускулатуру лица

    Воспитательные:

    • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, сопереживания

    Предварительная работа:

    • выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов
    • чтение слогов из двух гласных букв
    • отработка четкой артикуляции гласных звуков
    • собирание разрезных картинок, выкладывание фигур и букв из мелких предметов
    • развитие речевого дыхания
    • повторение названий геометрических фигур

    Оборудование:

    • компьютер, карта, большие гласные буквы (целые и разрезанные), пиктограммы (эмоции), картинки с изображением различных предметов, «речка», «камешки»,  карточки для дыхательной гимнастики, таблица соответствия «фигура-буква» и отдельные карточки с фигурами и буквами для составления слогов, стеклянные камешки, буквы красного цвета, домик для гласных звуков, красная гуашь, кисточка, «волшебная палочка», подарки (медальки в виде первой буквы имени для каждого).

    Ход занятия:

    Организационный момент:

            Логопед:

            - Ребята, мне сегодня пришло послание знаете от кого? От Королевы алфавита. У нее что-то случилось, и она просит помощи. Давайте посмотрим.

            Включается видео. Королева алфавита:

            - Здравствуйте, ребята! В моем королевстве произошла неприятность. От меня сбежали все гласные звуки! Им построили домик, но выкрасили его в неправильный цвет! И звуки обиделись на нас! Мы теперь не можем произносить слова и никто друг друга не понимает, все сердятся и ссорятся! Мои подданные сообщили мне, что эти звуки прячутся в вашем городе и сегодня должны быть в вашем детском саду! Ребята, прошу вас помочь мне вернуть мне гласные звуки! А чтобы вам было проще, я прислала вам карту, по которой вы сможете ориентироваться! Но гласные звуки хитрые и так просто не сдадутся! Наверняка они придумали для вас какие-то интересные задания, и только справившись с ними, вы вернете звуки в королевство алфавита!

            Логопед:

            - Ребята, ну что, поможем Королеве?

            - Да!

            - Тогда давайте взглянем на карту, которую прислала Королева.

            Рассматривают карту. Определяют местонахождение первого звука и подходят к нему.

            Звук номер 1 – Э. Тренировка мимической мускулатуры, закрепление артикуляции гласных звуков.

            - Звук Э решил подразнить нас и повеселить. Он хочет, чтобы мы показали ему наши ЭМОЦИИ. Радость, печаль, злость… Мы ведь можем это показать?

            Логопед показывает карточки-пиктограммы с изображением различных эмоций, дети показывают эмоции.

            - Но звук Э так просто не отпускает нас. Он хочет еще, чтобы вы угадали гласные звуки без голоса.

            Логопед показывает артикуляцию звуков, дети называют. Звук Э помещается в домик для звуков.

            Звук номер 2 – А. Развитие фонематического слуха.

            - Звук А придумал такое задание: нужно хлопнуть, когда мы услышим этот звук.

            Дети выполняют задание и помещают звук в домик.

            Звук номер 3  - У. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука в слове.

            - Звук У хочет, чтобы мы перешли через речку. У каждого свои камушки, но идти нужно только по тем камушкам, на которых нарисована та картинка, где есть звук У.

            Дети переходят через речку по камушкам и помещают звук в домик.

            

    Звук номер 4 – Ы. Развитие продолжительности и силы выдоха, определение гласного звука в середине слова.

            - А звук Ы хочет посмотреть как мы умеем дышать. И не только. Нам нужно сдуть занавеску с окошка и сказать, какой гласный звук спрятался в серединке этого слова.

            Дети выполняют задание, помещают звук в домик.

            Звук номер 5 – И. Закрепление навыков слитного чтения, развитие зрительного восприятия и внимания.

            - Звук И дает нам такое задание – прочитать слоги.  Но сначала нам нужно будет их составить вот по этой таблице. Каждой фигуре соответствует гласная буква. Нужно поставить нужные буквы под фигуры и прочитать, какой слог получился.

    Зрительная гимнастика.

    - А теперь нашим глазкам нужно немного отдохнуть, сделаем для них гимнастику.

    Логопед «волшебной палочкой» пишет в воздухе гласные буквы, дети отвечают, какие буквы она написала.

            Звук номер 6 – О. Развитие мелкой моторики, конструктивных навыков, зрительного восприятия, предупреждение оптической дисграфии.

            - Звук О хочет, чтобы мы немного поработали руками. Нужно собрать гласные буквы разными способами: из разрезных картинок и из камешков. (задания даются в зависимости от остроты зрения)

            Дети выполняют задания.

            - Ребята, все звуки вернулись в домик! Но они еще чем-то не очень довольны. Что же мы забыли? Почему наши звуки сбежали?

    Дети отвечают.

    - Правильно, нужно раскрасить крышу. А каким цветом? (Красным) Почему? (Потому что гласные звуки обозначаются красным цветом).

            Дети выполняют последнее задание.

    Сюрпризный момент

            - Ой, ребята, слышите, кажется, пришло письмо.

            Включает видео. Королева:

            - Дорогие ребята, спасибо вам большое! Вы такие молодцы! Гласные звуки вернулись! В королевстве все снова понимают друг друга! У нас праздник сегодня! А вам я приготовила маленькие подарочки, идите по последней стрелочке на карте и найдете их. До свидания!

            Ребята ищут по карте сундучок с подарками.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по математике в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

    Примерный конспект занятия по математике для детей старшей группы в соответствии с требованим ФГТ....

    конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

    Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

    Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"

    Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.ЦЕЛЬ:Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведе...

    «Зимний еловый лес» Конспект итогового занятия за 2 квартал по лепке в старшей группе для детей с нарушением зрения

    Цель: -Закреплять с детьми технику барельефной лепке, создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен;-приемы прямого раскатывания, «размазывание и...

    «Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

    Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

    Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...