Специфика художественно-эстетического развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сиверцева Анна Станиславовна

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика художественно-эстетического развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории

Дети с нарушениями речи (ТНР) являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности.

А оно, в свою очередь, влияет на психику.

При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме.

Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве.

Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком.

Цель нашей работы – рассмотреть Особенности художественного-эстетического развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи:

- рассмотреть специфику художественно-эстетического развития дошкольников с общим недоразвитием речи;

- показать особенности реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитателем старшей логопедической группы.

1. Специфика художественно-эстетического развития дошкольников с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – это период не только приобщения ребенка к познанию окружающего мира и его начальной социализации. Дошкольный возраст – это время, когда интенсивно формируются художественно-творческие способности, составляя основу для становления всех сторон личности подрастающего человека. Перед ребенком раскрывается мир искусства во всем своем многообразии, что позволяет приобщиться к культурным ценностям человечества.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развитие эстетических качеств воспитанников.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом является специфической речевой аномалией, когда нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичны отклонения в смысловой и произвольной сторонах речи. Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых» 

Ряд особенностей, характерных для детей с ОНР: несовершенство их коммуникативных возможностей, а также в большинстве случаев специфика в протекании процессов внимания, памяти, восприятия, отклонения в формировании моторных навыков и т. д. – вызывает необходимость предъявления особых требований к работе воспитателя в логопедической группе.

Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям обучения, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Развивая общение на основе речи, необходимо постоянно одновременно решать две задачи: развивать у них понимание речи и формировать навыки активного использования в коммуникативных целях. Эти две задачи тесно связаны друг с другом. При этом развитие пассивной речи, т. е. понимания, опережает становление активной речи, ведет за собой ее развитие.

Любая деятельность в дошкольном возрасте, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и отражение, углубление представлений детей об окружающих предметах, что способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

На занятиях изобразительной деятельностью и художественного труда детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

В изобразительной или продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.
Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослым во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: проговаривать демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. А развитие художественно-творческих способностей дошкольников является важным компонентом поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

В работе с детьми ОНР можно использовать «коллаж (буквально – наклеивание) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Однако в логопедии этот прием можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности».

Для развития коммуникативной сферы ребенка хорошо использовать и музыкальное воспитание. С помощью игр и музыкального материала, а также специальных упражнений можно добиться эффективных результатов в координации движения и речи, укреплении мелкой моторики, мышц языка и голосового аппарата, умении правильно произносить звуки, звукоподражания, пластично двигаться и расслабляться под руководством педагога. Музыкальные упражнения, игры и песенки имеют коррекционную речевую направленность, способствуют развитию эмоционального восприятия, творческого воображения, внимания, умения передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение.

Двигаясь под музыку, ребенок самоутверждается. Чем больше мы работаем над телесным уровнем развития, тем гармоничнее психика дошкольника.

В момент, когда ребенок испытывает негативные чувства, его тело сжимается. Именно танец, ритмичные движения, как ничто другое, способны снять физические зажимы и восстановить эмоциональное равновесие. Увлечения движениями под музыку предоставят много возможностей для «психотерапии».

Использование логоритмики на занятиях поможет детям с помощью музыки выработать спокойную и плавную речь. Музыка в данном случае не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Таким образом, мы рассмотрели специфику художественно-эстетического развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Составитель: Сиверцева Анна Станиславовна СПб ГБДОУ № 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития дошкольников с общим недоразвитием речи

Характеристика симптомов у детей с общим недоразвитием речи. Методы и приемы обучения для полноценного развития детей....

Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"

Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...

Специфика обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада.

В презентации кратко изложена коррекционная  и педагогическая помощь детям с общим недоразвитием речи....

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.

В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...

Статья "Дыхательная гимнастика в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья о речевом дыхании, рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с дошкольниками...

Специфика нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

    В настоящее время распространенное нарушение речи является общее недоразвитие речи. Это нарушение охватывает весь спектр языковой системы (фонетика, лексика и графика). Общее недо...