Специфика влияния художественно-эстетического развития на формирование речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии

Катаева Наталия Анатольевна

Особенности влияния художественно-эстетического тразвития на формирование речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика влияния художественно-эстетического развития на формирование речевых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – это период не только приобщения ребенка к познанию окружающего мира и его начальной социализации.

Дошкольный возраст – это время, когда интенсивно формируются способности, составляя основу для становления всех сторон личности подрастающего человека. Перед ребенком раскрывается мир во всем своем многообразии, что позволяет приобщиться к различным сторонам жизни.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развитие эстетических качеств воспитанников.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования.

В настоящее время наблюдается большое увеличение количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями.

Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на речевое недоразвитие ребенка.

Для детей с ОНР характерны специфические особенности, которые проявляются прежде всего в несовершенстве коммуникативных возможностей, а также в специфическом формировании процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, различных моторных навыков.

На занятиях изобразительной деятельностью и художественного труда детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

В этой деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны еще и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой и творческой активности.

Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Изобразительная деятельность также имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.

В процессе рисования дети быстрее и полнее усваивают речевой материал.

Например, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты, то детям младшего дошкольного возраста легче его запомнить и при необходимости применять в повседневной жизни.

Благодаря использованию таких приемов слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм.

Важно отметить и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. А развитие художественно-творческих способностей дошкольников является важным компонентом поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать влияние музыки на речевое развитие детей с ОНР. Для нас совершенно не ново, что с помощью игр и музыкального материала, а также специальных упражнений можно добиться эффективных результатов в координации движения и речи, укреплении мелкой и общей моторики, в формировании навыков пластично двигаться и расслабляться под действием специальных музыкальных произведений. Но самое главное, это то, что музыка является одним из основных инструментов, способствующих развитию и гармонизации эмоционального состояния ребенка, творческого воображения, внимания, умения передавать голосом определенное эмоциональное состояние и настроение.

В моменты, когда ребенок испытывает негативные чувства, его тело переживает сильное напряжение и дискомфорт. Именно музыка, танец, ритмичные движения, как ничто другое, способны снять физические зажимы и восстановить эмоциональное равновесие.

Говоря о музыке нельзя не вспомнить о логоритмике. Использование логоритмических упражнений на занятиях способствует развитию взаимосвязи речи и движения. Музыка в данном случае не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Художественная литература служит могучим, действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение словаря ребёнка, эмоциональную составляющую личности, а также воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Эти образцы различны по своему воздействию и дают детям возможность познать лаконичность, утонченность и точность слова, уловить музыкальность, напевность и ритмичность русской речи, познать меткость и выразительность языка.

Именно художественная литература показывает, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

Таким образом, мы можем говорить о том, что художественно-эстетическая область развития оказывает специфическое влияние на формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена проблеме коррекции графо - моторных навыков у детей с ОНР. В работе раскрыт вопрос о природе графо - моторных навыков. Рассмотренны особенности развития....

«Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Фразовый конструктор «Говоруша»

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различны...