мастер-класс "Пальцы помогают говорить"
консультация по коррекционной педагогике

Гурина Надежда Викторовна

Ученые экспериментально доказали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Другими словами, развитие речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Вот почему такое серьезное значение придается сейчас развитию мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paltsy_pomogayut_govorit.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»

Тема: «Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов                                 по проблеме развития мелкой моторики и координации движений рук  у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Представить опыт работы по вопросу развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города.

2.Повысить и систематизировать уровень знаний, умений и навыков педагогов  по выделенной проблеме.

Предполагаемый результат:

 -  представлен опыт работы педагогам детских садов города;

 -  расширены, углублены и систематизированы знания, умения и навыки педагогов по проблеме развития мелкой моторики и координации движений рук у детей;

+ -  усовершенствована профессиональная компетентность педагогов по обозначенной проблеме.

Целевая аудитория: воспитатели детских сада.

Ход:

У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя, в основном, они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы.  

В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников?

Рассмотрим некоторые из них.

             Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе.                                                                                                                                                                       Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).                                                                                                                                          Поэтому для развития речи детей очень важно стимулировать речедвижения, т. е. тренировать тонкие движения пальцев рук : развивая руки, мы развиваем речь у детей-дошкольников.

         Ученые экспериментально доказали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Другими словами, развитие речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Вот почему такое серьезное значение придается сейчас развитию мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста.

         Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы.

Значит, самый надежный помощник в развитии ребенка - детская рука.

Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. 

              Известно, что  пальцы органически связаны с мозговыми центрами.                                    Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.  Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное - речь.

               Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет так же овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, что в будущем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

               Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения навыком письма, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

              Благоприятное стимулирующее воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук  оказывают самомассаж и разнообразные упражнения с бумагой, ножницами, пластилином, природными и бросовыми материалами, а также пальчиковые игры и графические упражнения.   Развивая мелкую моторику рук у дошкольников необходимо максимально использовать предметно-практическую  деятельность детей.

             Но работа по развитию мелкой моторики у детей должна быть систематической, целенаправленной, должна приносить ребенку радость. Только тогда будет достигнут наилучший результат от упражнений.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук                                                и ручной умелости у дошкольников.

  1. Материалы и упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук.

  • Массаж и самомассаж

(массажные кольца, мячи, щетки, карандаши, прищепки, крышки, волчки…

развивают силу, ловкость, тактильные ощущения рук ребенка).

  • Шнуровка, завязывание бантиков
  • Застегивание пуговиц, молний, кнопок

              (помогают своевременно овладеть навыками самообслуживания)

  • Наматывание клубочков
  • Мозаика, пазлы, конструкторы

               (развивают зрительно-моторную координацию и ловкость рук у детей)

  • Трафареты, штампы, лекала
  • Раскрашивание

               (развивают согласованность рук и глаз ребенка)

  • Бисероплетение

               (развивает сенсорно-двигательные координации, усидчивость)

  • Аппликация из бумаги

               (развивает умение уверенно пользоваться ножницами, аккуратность,        настойчивость в достижении поставленной цели)

  • Мозаика из бумаги (обрывание)

               (развивает силу рук, воображение)

  • Оригами
  • Конструирование из бумаги

               (развивает точность и согласованность рук и глаз, фантазию у детей)

  • Лепка из пластилина
  • Рисование пластилином
  • Рисование пластилиновыми жгутиками

              (развивает координации движений рук, глазомер, образное мышление)

  • Конструирование из природного материала
  • Аппликация из сухих листьев
  • Мозаика из семян растений
  • Конструирование из бросовых материалов
  • Конструирование из проволоки

              (развивает зрительную память, фантазию, ручную умелость )

  1. Пальчиковые игры и упражнения

   

Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

  • Упражнения без предметов (пальчиковые позы: кольцо, коза, вилка, т. д.)
  • Упражнения с предметами (мячами, прищепками, массажными кольцами, крышками от бутылок, горохом, фасолью, четками и др.)
  • Речевые пальчиковые игры («Моя семья», «Пальчик-мальчик», «Капустка», «Дружба», «Сидит белка на тележке», «Мы писали, мы писали» и другие)
  • Театр в руке (использование различных пальчиковых кукол, кукол бибабо –для обыгрывания пальчиковых историй, сказок)

               

  1. Графические упражнения

Способствуют развитию тонких, точных, координированных движений рук и пальцев, зрительного восприятия, контроля «глаз – рука», умения действовать по словесной инструкции, внимания, успешного овладения навыком письма.

  • Дорожки
  • Штриховка
  • Обведение по точкам
  • Обведение по линиям
  • Рисование по клеточкам
  • Графический диктант
  • Работа в тетрадях в клетку и в линейку

Важно отметить, что способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребенку высокую пластичность в сфере мелкой моторики, что помогает избежать трудностей в овладении навыками письма в школе.

         И так, в процессе всего предложенного комплекса мер, способствующего развитию мелкой моторики пальцев рук, развивается:

  • Сила рук
  • Ловкость рук
  • Координация движений рук
  • Внимание
  • Зрительная память
  • Переключаемость с одного вида движений на другой
  • Согласованность движений руки и глаз
  • Усидчивость
  • Аккуратность
  • Образное мышление
  • Фантазия
  • Готовность руки к письму
  • Речь

Уровень сформированности мелкой моторики определяет уровень освоения ребенком:

  • Изобразительных умений
  • Конструктивных умений
  • Трудовых умений
  • Музыкально-ритмических умений
  • Навыков письма
  • Овладения родным языком

Таким образом, совершенствование  мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на развитие речи, развитие основных психических процессов,  а, значит, и на всестороннее развитие детей-дошкольников.

Практическая часть

  1. Массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук

  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание каждого пальца вдоль, затем поперек (направление движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев).
  • Прижимание каждого ногтя указательным пальцем, сдвигая палец, «катая» его влево – вправо. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.
  • Потягивание за кончики пальцев (ногтевые фаланги)

  1. Пальчиковая гимнастика за столом  
  • Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
  • Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  • Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

  • Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе), поочередно и одновременно.
  • Поочередная смена положения рук «кулак – ладонь – ребро» обеими руками и поочередно.
  • Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола, сначала одной, затем другой, потом обеими руками одновременно.
  • Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой рукой, а затем обеих рук одновременно.
  • Имитация игры на пианино.

  1. Творческое задание «Цветок» (поделка из бумажных салфеток)

«С радостью всегда творите

И друзьям цветы дарите!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

"Пальцы помогают говорить"

 "Пальцы помогают говорить"   Почему для малышей так важны игры, тренирующие мелкую моторику- движения пальцев и кисти рук? У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженн...